Оценка и прогнозирование макроэкономических показателей развития инвестиционного рынка
Инвестиционный рынок: понятие, основные элементы, анализ состояния.
Инвестиционный рынокпредставляет собой совокупность отдельных рынков объектов реального и финансового инвестирования.
Рынок объектов реального инвестированияобъединяет:
1) рынок капитальных вложений.
2) рынок приватизируемых объектов.
3) рынок недвижимости.
Рынок объектов финансового инвестированиявключает:
1) фондовый рынок,основная функция которого состоит в мобилизации средств с помощью ценных бумаг для целей организации и расширения масштабов хозяйственной деятельности реального сектора экономики.
2) рынок объектов тезаврации служит для совершения операций по инвестированию в драгоценные металлы, предметы коллекционирования и другие ценности. Пока не играет заметной роли в экономике России.
3) денежный рынок формируется с помощью таких объектов финансового инвестирования, как банковские депозитные вклады и иностранная валюта.
Состояние инвестиционного рынка характеризуют такие элементы, как спрос, предложение, цена и конкуренция. Конъюнктура инвестиционного рынкахарактеризуется цикличностью, выделяют четыре основные стадии изменения рыночной конъюнктуры:
- Подъем конъюнктуры связан с оживлением экономики в целом.
- Конъюнктурный бум характеризуется резким возрастанием спроса на все объекты инвестирования.
- Ослабление конъюнктуры связано со снижением инвестиционной активности в результате спада в экономике в целом.
- Признаком конъюнктурного спада инвестиционного рынка является низкий уровень спроса и предложения объектов инвестирования, хотя уровень предложения превышает спрос.
Изучение конъюнктуры инвестиционного рынка включает мониторинг, анализ и прогнозирование конъюнктуры.
Мониторинг предусматривает текущее наблюдение за инвестиционной активностью.
Анализ текущей конъюнктуры инвестиционного рынка обеспечивает выявление тенденций ее развития на основе исследования особенностей отдельных сегментов и тех изменений, которые происходят на рынке по сравнению с предшествующим периодом.
Прогнозирование конъюнктуры инвестиционного рынка необходимо для выбора основных направлений стратегии инвестиционной деятельности и формирования инвестиционного портфеля.
Горизонт прогнозирования может быть долгосрочным, среднесрочным и краткосрочным.
В современных условиях прогнозирование конъюнктуры инвестиционного рынка осуществляется двумя методами: фундаментальным и техническим. Фундаментальный метод основан на изучении общеэкономических и внутрирыночных факторов, влияющих на спрос, предложение, цены и уровень конкуренции, и определении возможного изменения этих факторов в прогнозируемом периоде. Технический метод основан на распространении выявленной конъюнктурной тенденции на прогнозируемый период. Фундаментальный метод в большей степени используется для долгосрочного и среднесрочного прогнозирования, технический - для краткосрочных прогнозов. Часто эти методы дополняются методом экспертных оценок.
Оценка и прогнозирование макроэкономических показателей развития инвестиционного рынка.
Основной информационной базой для осуществления системы мониторингаявляются статистические данные. Периодичность построения системы мониторинга зависит от сроков представления и публикации статистической отчетности: один раз в квартал, а по важнейшим показателям - ежемесячно. Результаты организованного постоянного мониторинга накапливаются в табличной или графической форме.
На основе накопленной первичной информации проводится анализ текущей конъюнктуры инвестиционного рынка. С учетом целей и направлений инвестиционной деятельности инвестор строит систему аналитических показателей, характеризующих рынок, определяет показатели динамики, индексы, коэффициенты соотношения и эластичности.
Экономический цикл развития включает следующие фазы:
1. Фаза кризиса в первую очередь затрагивает инвестиционную сферу и в наибольшей степени проявляется в ней, т.к. сжатие объемов производства приводит к резкому сокращению объемов инвестиций. Она вызывает ослабление конъюнктуры инвестиционного рынка
2. Фаза депрессии является нижней точкой кризиса и означает застой в экономике, снижение производства многих видов продукции, остановку отдельных производств, банкротство предприятий. Для этой фазы характерен резкий конъюнктурный спад на инвестиционном рынке.
3. Фаза оживления начинается с увеличения спроса на инвестиционные товары, постепенного обновления основного капитала и роста реальных капитальных вложений. В результате восстанавливается докризисный объем инвестиционной деятельности и начинается подъем конъюнктуры инвестиционного рынка.
4. Фаза подъема экономики характеризуется масштабным обновлением основного капитала, резким увеличением активной части основных производственных фондов, что вызывает значительное увеличение объема инвестиционной деятельности. С началом подъема в экономике наступает конъюнктурный бум на инвестиционном рынке.
Завершает процесс изучения макроэкономических показателей инвестиционного рынка разработка прогноза развитияна основе предстоящих изменений условий, влияющих на его деятельность. Информационной базой таких исследований могут являться различные государственные программы развития экономики страны в целом и отдельных сфер экономической деятельности.
Среди факторов и условий, влияющих на развитие инвестиционного рынка, отмечаются:
- прогнозируемая динамика ВВП, национального дохода и объема производства продукции;
- изменение доли национального дохода, расходуемого на накопление;
- изменение налогового регулирования инвестиционной и других видов предпринимательской деятельности;
- изменение ставки рефинансирования ЦБ РФ;
- развитие приватизационных процессов;
- развитие фондового рынка;
- изменение условий получения кредитов;
- изменения на денежном рынке.
Оценка и прогнозирование макроэкономических показателей развития инвестиционного рынка являются основой для формирования инвестиционной привлекательности отраслей и подотраслей экономики, а также отдельных регионов.
3. Оценка и прогнозирование инвестиционной привлекательности отраслей
экономики.
Процесс изучения инвестиционной привлекательности отраслей (подотраслей) состоит из трех этапов.
1. Выбор системы анализируемых показателей для наблюдения.
2. Построение системы анализируемых показателей и проведение анализа (оценки) инвестиционной привлекательности.
3. Прогнозирование инвестиционной привлекательности отраслей (подотраслей) экономики.
Жизненный цикл отрасли состоит из следующих стадий:
Рождение характеризует разработку и внедрение на рынок принципиально новых видов товаров, потребности в которых вызывают строительство новых предприятий, выделяющихся сначала в подотрасль, а затем в самостоятельную отрасль.
Рост. Потребители признают новый товар, спрос на них быстро растет, растет число компаний и фирм, поэтому инвестирование осуществляется высокими темпами. Расширение – это период между высокими темпами роста числа новых компаний и стабилизацией этого роста. Зрелость – это период наибольшего объема спроса на товары отрасли, совершенствование качественных характеристик выпускаемой продукции.
Спад – период резкого уменьшения спроса на товары отрасли в связи с развитием новых отраслей, товары которых заменяют традиционную потребность.
Исследование инвестиционной привлекательности отраслей экономики для долгосрочных вложений капитала осуществляется в два этапа:
1. Проводится макроэкономический анализ эффективности деятельности отраслей по укрупненной группировке принятой в современной статистике.
2. По отобранным отраслям проводится углубленный анализ деятельности отдельных подотраслей с использованием более широкой системы показателей.
Оценка и прогнозирование привлекательности отдельных подотраслей (промышленности) проводится на основе наиболее обширной системы показателей. Они агрегированы в три группы:
1. Уровень прибыльности деятельности подотрасли.
2. Уровень перспективности деятельности подотрасли.
3. Уровень инвестиционных рисков характерных для подотрасли.
Каждый из трех агрегированных (синтезированных) показателей оценивается по совокупности входящих в него аналитических показателей, которые рассчитываются на основе статистических данных и прогнозных оценках.
На основе полученных трех групп синтетических показателей и их ранговой значимости рассчитывается интегральный показатель оценки инвестиционной привлекательности подотраслей промышленности. На основе полученных значений интегрального показателя все подотрасли промышленности можно сгруппировать по следующим четырем группам:
- Подотрасли приоритетные по инвестиционной привлекательности. Большинство подотраслей этой группы имею высокоемкий установленный внутренний рынок сбыта продукции, некоторые из них обладают высокоемким экспортным потенциалом. Эффективность инвестиций в эти подотрасли на 40-50% выше, чем в целом по промышленности.
- Подотрасли достаточно высокой инвестиционной привлекательности. Эффективность инвестиций в этой группе на 20-25% выше, чем в целом по промышленности.
- Подотрасли средней инвестиционной привлекательность. Эффективность равна средней по промышленности.
- подотрасли низкой инвестиционной привлекательности. Эффективность ниже, чем в целом по промышленности.