ФК. „

Факторы, влияющие на спрос на кредит:

1. Уровень цен – прямая зависимость: чем выше уровень цен, тем в большей степени фирма вынуждена прибегать к внешним источникам финансирования;

2. Реальные доходы – прямая зависимость:

- наиболее обеспеченные домашние хозяйства и крупные фирмы демонстрируют большую склонность к кредитным заимствованиям;

- региональные и муниципальные органы власти также чаще прибегают к кредитованию в периоды высокой экономической конъюнктуры для финансирования проектов регионального развития;

- федеральное правительство, напротив, менее склонно обращаться к кредитам в периоды благополучной макроэкономической ситуации, так как в такие времена возрастают его налоговые поступления и сокращаются расходы на многие социальные выплаты (пособия по безработице, например).

В целом спрос на кредит изменяется прямо пропорционально движению дохода.

3. Ставка процента – обратная зависимость (кредит становится более дорогим);

4. Уровень ожидаемой инфляции – прямая зависимость: чем выше инфляция, тем выше спрос на кредит (от инфляции выигрывает заемщик и проигрывает кредитор);

5. Экспансивная фискальная политика (сокращение налогов) и увеличение государственных расходов – приводит к росту дефицита государственного бюджета, может вызвать рост экономики, а значит, способствует увеличению спроса на кредит.

Факторы, влияющие на предложение на рынке кредита:

1. Уровень цен – прямая зависимость: при росте уровня цен заработные платы и другие доходы домашних хозяйств также имеют тенденцию возрастать, номинальный доход увеличивается, это, как правило, приводит к повышению склонности приобретать ценные бумаги, что увеличивает предложение кредита;

2. Рост реального дохода увеличивает возможности предложения кредита;

3. Рост процентной ставки увеличивает предложение кредита;

4. Чем выше уровень ожидаемой инфляции, тем ниже предложение кредита;

5. Экспансивная монетарная политика центрального банка (понижение ставки рефинансирования, увеличение денежной массы и т.п.) приводит к росту денежной массы, а значит – к увеличению предложения кредита.

Равновесие на кредитном рынке устанавливается на основе взаимодействия кривой спроса на кредит, которую формируют заемщики, и кривой предложения кредита, которую формируют кредиторы. Равновесие спроса и предложения кредита формирует равновесную ставку процента.

На величину процентной ставки влияют такие факторы:

1) Учетная ставка НБУ – это базисная ставка рефинансирования, которая применяется при кредитовании коммерческих банков. Последние устанавливают процентную ставку по кредитным операциям, как правило, выше учетной ставки. Однако это не является обязательной нормой. Если банк имеет дешевые ресурсы, он может установить более низкие проценты по своим кредитам.

2) Уровень инфляции должен обязательно учитываться при установлении учетной ставки НБУ, так и процентные ставки по кредитам коммерческих банков, т.к. иначе банки будут нести убытки в связи с обесцениванием денег. Дешевые деньги (в сравнении с другими видами ресурсов) стимулируют ажиотажный спрос на кредиты, создают условия для злоупотребления в банковской сфере и разбалансирование экономики.

3) Срок кредита – уровень процентной ставки пребывает в непосредственной зависимости от срока кредита: чем больше срок, тем выше процентная ставка. Такая зависимость обусловлена двумя факторами:

* во-первых, по значительным срокам кредита более высок риск потери от невозвращения кредита и обесценивания средств во время инфляции;

* во-вторых, вложения долгосрочного характера, как правило, приносят клиенту относительно выше отдачу.

3) Затраты по формированию ссудного капитала, которые непосредственно влияют на величину процентной ставки по кредитам. Эти затраты складываются из депозитного процента и платы за кредит, который получен в другом банке. Чем дороже банку стоят ресурсы, тем выше норма ссудного процента.

4) Размер кредита – обычно процент по большим кредитам должен быть ниже, чем мелких, поскольку затраты, связанные с кредитной услугой не пребывают в непосредственной связи от ее величины, а абсолютный доход банка по большим кредитам выше, чем по мелким.

5) Спрос на кредиты. Обычно увеличение спроса на кредиты вызывает увеличение процентных ставок по ним. Однако, в условиях конкуренции между кредитными институтами и борьбы за расширение рынков банки не могут злоупотреблять этим правилом. Они имеют возможность не повышать уровень процентных ставок при росте спроса на кредиты, чтобы привлечь большее количество клиентов и завоевать конкурентные преимущества.

6) Характер обеспечения – каждая из форм обеспечения возврата кредитов имеет свой уровень надежности. Банк должен оценивать качество соответствующей формы обеспечения и устанавливать процентную ставку с учетом этих данных. Чем выше качество залога, тем ниже может быть процентная ставка.

7) Затраты на оформление кредита и контроль непосредственно влияют на уровень процентной ставки. Чем выше эти затраты, тем выше норма ссудного процента.

8) Ставки банков-конкурентов. Обычно они не очень отличаются, однако в отдельные периоды банк может проводить индивидуальную процентную политику.

9) Характер взаимоотношений между банком и заемщиком. Постоянному клиенту, которого банк хорошо знает и которому доверяет, который имеет срочный вклад или депозит с невысокой процентной ставкой, банк может установить скидку при определении величины процента.

10) Норма прибыли от других активных операций. Если инвестиционные операции приносят относительно большой доход, чем ссудный, то банку следует пересмотреть свою процентную политику в сторону повышения уровня процентных ставок.

11) Необходимость получения прибыли от ссудных операций. Норма ссудного процента должна быть выше депозитного процента. Величина этой разницы (маржа) используется для покрытия банковских затрат и формирования прибыли.

Эффект ликвидности (Liquidity Effect) — понижение номинальной процентной ставки, вызванное увеличением денежной массы при неизменном уровне цен.

Эффект дохода (Income Effect) - изменение реального дохода потребителя вследствие изменения цены на потребляемые блага.

Эффект вытеснения — побочный эффект стимулирующей фискальной политики государства.

Увеличивая размеры государственных расходов (это может быть вызвано, к примеру, экономическим спадом), правительство выходит на денежный рынок, чтобы профинансировать бюджетный дефицит. Рост спроса на деньги на финансовом рынке приводит к росту цены этих денег — то есть к росту процентной ставки, что неизбежно снизит спрос на инвестиции в реальный сектор экономики.

Таким образом, увеличение государственных расходов, в том числе государственных инвестиций, значительно снижает возможности частного инвестирования. Процент доходности начинает превышать растущий процент прибыли по государственным облигациям.

Наши рекомендации