Бюджетное финансирование и кредитование, условия их предоставления
Формы и источники финансирования инноваций
Эффективность управления инновационной деятельностью всегда вызывает необходимость, во-первых, расчета потребностей в тех средствах, которые нужны для реализации инвестиционного проекта; во-вторых, глубокого анализа возможных источников финансирования.
Осуществление капиталовложений (инвестиций в реальные активы) предполагает разработку технико-экономического обоснования проекта и составления бизнес – плана, где подробно отражаются затраты компании на проектно-изыскательские работы, закупку и монтаж оборудования, подготовку строительных площадок, обучение персонала компании и т.п.
В соответствии с затратами определяется общая сумма финансирования проекта на прединвестиционный и непосредственно инвестиционный периоды (фазы) инвестиционного цикла, составляется график реализации проекта по месяцам. Последнее позволяет руководителя; экономических служб постоянно контролировать целевое расходование средств и своевременно вносить необходимые корректировки в случае отклонения плана от факта.
Определив общую потребность в необходимых денежных средствах, руководство компании анализирует возможные источники финансирования предполагаемого проекта. Оно осуществляется инвесторами за счет собственных и (или) привлеченных средств. При этом органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской федерации и органы местного самоуправления по согласованию друг с другом могут осуществлять взаимодействие в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, в соответствии с Федеральными законами и Конституцией РФ.
Расходы на финансирование государственных капитальных вложений предусматриваются:
q в федеральном бюджете - при условии, что эти расходы являются частью расходов на реализацию соответствующих федеральных целевых программ, а также на основании предложений Президента РФ либо Правительства РФ;
q в бюджетах субъектов Российской Федерации - при условии, эти расходы являются частью расходов на реализацию соответствующих региональных целевые программ, а также на основании предложений органов исполнительной власти субъектов РФ.
Все инновационные проекты независимо от источников финансирования и форм собственности объектов капитальных вложений до их утверждения подлежат экспертизе в соответствии с законодательством РФ. Порядок проведения государственной экспертизы ИП определяется Правительством страны.
Классификация форм и источников финансирования ИП на территории РФ показана в таблице 1. С развитием рыночной экономики могут развиваться новые формы и новые источники финансирования проектов. Их структура может меняться в зависимости от изменения конъюнктуры рынка, финансово-экономического положения страны, финансовой устойчивости организаций и др.
Таблица 1
Финансирование инвестиционных проектов
Формы финансирования | Источники финансирования |
Собственные финансовые ресурсы | Прибыль; Амортизационные отчисления; Средства, выплачиваемые страховыми компаниями в виде возмещения потерь от стихийных бедствий, аварий и пр. |
Заемные финансовые ресурсы | Облигационные займы; Банковские кредиты; Бюджетные кредиты. |
Бюджетное финансирование | Государственные бюджет РФ; Республиканские бюджеты; Местные бюджеты и внебюджетные фонды. |
Лизинговое финансирование | Финансовый лизинг; Оперативный лизинг. |
Венчурное финансирование | Государственные дотации; Средства крупных компаний, в т.ч. банков; Финансовые вложения отдельных граждан (“ангелов”) |
Проектное финансирование | Капитал крупных финансово-промышленных групп; Финансовые ресурсы банков. |
Краткосрочное финансирование “стартовых” инвестиционных возможностей малого бизнеса путем развития системы франчайзинга | Финансовые ресурсы крупных предприятий, имеющих известную торговую марку, признание в деловом мире. |
Ипотечное финансирование | Денежные средства государства; Ипотечные кредиты, предоставляемые банками населению и хозяйствующим субъектам; Прибыль финансовых компаний от продажи ипотечных кредитов (обязательств) на вторичном рынке. |
Иностранные инвестиции | Капитал иностранных юр. и физ. лиц. |
Международные инвестиции | Средства международных фондов, Всемирного банка, страховых компаний и др. |
Бюджетное финансирование и кредитование, условия их предоставления
В настоящее время бюджетное финансирование (со стороны государства) осуществляется по двум направлениям: во-первых, в рамках федеральной инвестиционной программы, во-вторых, в рамках программы конкурсного распределения инвестиционных ресурсов.
Такая практика распространена также на региональном уровне, где учитываются экономические и социальные последствия реализации инвестиционного проекта для жителей конкретного региона, как субъекта РФ.
Становление рыночных отношений в наше стране вызвало необходимость существенного укрепления частного сектора экономики. Процессы приватизации (разгосударствления) стали характеризоваться распределением части государственной собственности среди инвесторов на конкурсной основе. Это привело к определенному сближению экономических интересов страны и отдельных собственников.
Одной из наиболее распространенных форм финансирования инвестиционных проектов являются кредиты иди заемные финансовые средства, источниками которых выступают облигационные займы, банковские и /или/ бюджетные кредиты.
В Российской Федерации в силу ряда причин применяется главным образом краткосрочное кредитование ИП. В общем объеме кредитных вложений коммерческих банков, страховых компаний и прочих финансовых
организаций доля долгосрочных кредитов составляет менее 5%. На практике большинство коммерческих банков и других кредитных учреждений предпочитает проекты со сроком окупаемости не более двух лет. В силу этого получить долгосрочный инвестиционный кредит нередко становится несбыточной мечтой 'российских предпринимателей.
Для получения кредита заемщики должны предоставлять финансово-кредитным организациям технико-экономическое обоснование проекта, бизнес-план, в котором должны содержаться вопросы сбыта продукции, информация о ее потенциальных потребителя к др.
Вместе с тем, понятно стремление предпринимателей полущить кредит на долгосрочной основе, так как внедрение проекта в большинстве случаев уже изначально предполагает длительность сроков реализации ИП и ориентированно на внедрение принц принципиально новых технологических разработок и обеспечение выпуска конкурентоспособной продукции, что особенно важно в условиях постоянно меняющейся рыночной конъюнктуры.
Среди источников финансирования инвестиционных проектов особая роль отводится государственному бюджетному финансированию. Как правило оно осуществляется в рамках федеральной инвестиционной программы и программы конкурсного распределения инвестиционных ресурсов, когда речь идет о каких-либо проектах, имеющих особое значение для социально-экономического развития страны: оборона, связь, научные исследования и т.п.
Вместе с тем, как показывают статистические данные, доля государственного бюджетного финансирования в общей структуре капитала источников финансирования ИП имеет тенденцию ежегодного снижения.
На практике предприниматели, занимающиеся инвестиционной деятельностью, в качестве источников финансирования обычно используют:
q собственные финансовые ресурсы, включающие в основном прибыль и амортизационные отчисления;
q привлеченные средства , полученные в результате эмиссии ценных бумаг, а также паевых взносов юридических и физических лиц в уставный капитал компании;
q денежные средства объединений предприятий (холдингов, финансово-промышленных групп и т.п.), и формируемые в порядке долевого участия в строительстве объектов.
К источникам финансирования проектов относятся также кредиты и займы, предоставляемые Росси международными финансово-кредитными организациями и другими государствами под гарантии Правительства Российской Федерации.
Безусловно, ставить знак равенства между этими кредитами и инвестициями будет неверно. Первые могут быть источниками инвестирования, но непосредственно инвестициями они могут считаться лиан в случае изменения своей сути: когда эти средства будут направлены на капиталовложения с расчетом получения от них доли прибыли, a не гарантированный государством фиксированный процент. Другое дело, что государство может дать иностранным инвесторам гарантии сохранения их вложений в российскую экономику на случаи смены власти в стране, изменения политико-экономического курса и т.п.
Средства федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации могут предоставляться инвестиционным компаниям на возмездной и безвозмездной основе. При этом нельзя категорически утверждать: что Россия выйдет из состояния застоя лишь при использовании внешнего источника финансирования в форме прямых иностранных инвестиций в реальный сектор экономики.
Как уже нами отмечалось в первой теме настоящего курса поток, иностранных инвестиций в нашу экономику не возрастает, и надеяться на его существенный рост в перспективе будет слишком оптимистичным прогнозом.
Пассивное ожидание зарубежных инвестиций может затянуться на долгие годы, что неизбежно приведет к дальнейшей экономической зависимости России от импортной продукции. Ориентироваться и надеяться надо только на собственные ресурсы и существенный рост деловой активности отечественных инвесторов.
3. Собственные источники финансирования инвестиций.
Методы долгового финансирования
Важное место в системе источников финансирования ИП занимает собственный капитал фирмы. Он отражается в третьем разделе пассива бухгалтерского баланса и включает в себя, прежде всего прибыль, как положительную разницу между доходами коммерческой организации (выручкой) и ее совокупными расходами.
Схема распределения доходов коммерческой организации хорошо показана российским ученым В.В. Бочаровым. Отличие этой схемы от аналогичных, часто встречающихся в нашей отечественной экономической литературе, заключается в том, что автор четко выделил в ней финансовые доходы и финансовые расходы коммерческой организации, логически завершив схему распределения ее доходов выплатой дивидендов по обыкновенным, акциям и направлением оставшейся нераспределенной части чистой прибыли в производство в виде реинвестированной прибыли.
Капитал (источники финансирования) организации по своей структуре состоит из собственных, привлеченных и заемных финансовых ресурсов, а также из средств бюджетов различных уровней, предоставляемых предприятиям – инвесторам на безвозмездной основе.
Схема 1
Распределение доходов коммерческой организации
вычесть
|
|
|
К источникам финансирования собственного капитала, кроме прибыли,
относятся: амортизационные отчисления, накопления, основные средства, земельные участки и др.
Наибольший удельный вес в общей сумме инвестиций, направляемых на развитие основных фондов, составляют амортизационные отчисления. В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" (ПБУ 6/01), ,утвержденному Приказом Минфина. России от 30 марта 2001 г. за № 96н, следует различать 4 способа начисления амортизации:
- линейный, при котором осуществляются равномерные амортизационные отчисления по периодом эксплуатации объекте основных средств путем деления стоимости этого объекта на число периодов эксплуатации;
q метод уменьшаемого остатка, при использовании которого сумма месячного амортизационного отчисления определяется по удельному весу отчисления для расчетного периода, принимаемого администрацией предприятия и рассчитываемого как произведение первоначальной стоимости объекта основного средства и определенного удельного веса отчислений (в долях единицы), деленное на 12 месяцев.
q кумулятивный метод, характеризующийся начислением амортизации по сумме чисел лет сро;ге полезного использования, когда по каждому году определяется суь&га амортизации объекта основного средства на сушу чисел лет срока его полезного использования;
q метод, при котором осуществляется списание стоимости пропорционально объему продукции. В данной случае сумма начисляемой амортизации на каждый временной период рассчитывается как отношение произведения первоначальной стоимости объекта основных сред к объема выпуска продукции предприятием за этот период в физических единицах, или по стоимости в рублях к планируемому объему выпускаемой продукции предприятием за весь срок его полезного использования в физических единицах или рублях.
Безусловно, перечисленные способы (методы) начисления амортизации не могут быть применимы ко всем организациям” Они не применяются в бюджетных организациях и коммерческих банках, не распространяются на капитальные и финансовые вложения, на оборудование, находящиеся на складе и т.п.
Четкий перечень объектов основных средств, на которых могут. применяться названные методы начисления амортизации, дан в Постановлении Правительства PФ от 1 января 2002 г. за № 1 "О Классификации основных средств, включенных в aмортизационные группы”
В целях налогообложения ежемесячная сумма амортизационных отчислений определяется в соответствии со статьей 259 "Методы и порядок расчета сумм амортизации" второй части Налогового кодекс России. Предлагается начислить амортизации двумя методами: линейным и нелинейным.
Налогоплательщик применяет линейный метод начисления амортизации к зданиям, сооружениям, передаточным устройствам независимо от сроков ввода в эксплуатацию этих объектов. К остальным основным средствам налогоплательщик вправе применять по своему усмотрению либо линейный, либо нелинейный метод начисления амортизации. Выбранный налогоплательщиком метод начислений амортизации не может быть изменен в течении всего периода начисления амортизации по объекту амортизируемого имущества (подробно это изложено в ред. Федерального законе от 29 мая 2002 г. № 57-ФЗ).
При использовании линейного метода сумма начисленной за один месяц амортизации определяется как произведение его первоначальной (восстановительной) стоимости и нормы амортизации, определенной для данного объекта.
Если применяется линейный метод, то норма амортизации по каждому объекту амортизируемого имущества определяется по формуле:
где К - норма амортизации в процентах к первоначальной (восстановительной) стоимости объекта амортизируемого имущества; n – срок полезного использования данного объекта амортизируемого имущества, выраженный в месяцах.
При применении нелинейного метода суша начисленной за один месяц амортизации в отношении объекта амортизируемого имущества определяется как произведение остаточного стоимости объекта амортизируемого имущества и нормы амортизации, определенной для данного объекта.
В случае применения нелинейного метода корма амортизации объекта амортизируемого имущества определяется по формуле:
где К - норма амортизации в процентах к остаточной стоимости” применяемая к данному объекту амортизируемого имущества; п - срок полезного использования данного объекта амортизируемого имущества, выраженный в месяцах.
При этом с месяца, следующего за месяцем, в котором остаточная стоимость объекта амортизируемого имущества достигнет 20 % от первоначальной (восстановительной) стоимости этого объекта, амортизация по нему исчисляется в следующем порядке:
1) остаточная стоимость объекта амортизируемого имущества в целях начисления амортизации фиксируется как его базовая стоимость для дальнейших расчетов;
2) сумма начисляемой за один месяц амортизации в отношении данного объекта амортизируемого имущества определяется путем деления базовой стоимости. Этого объекта на количество месяцев, оставшихся до истечения срока его полезного использования.
Несмотря па то, что амортизационные отчисления относятся к собственным источникам финансирования, вместе с тем, оно предназначены только для инвестирования выбывающих основных средств, выполняя в данном случае лишь восстановительную функцию.
Включая в себя уставный капитал, резервные накопления прибыли, собственный капитал организации может формироваться за счет такого источника финансирования как государственное распределение бюджетных средств. Если прибыль к амортизационные отчисления позволяют предприятию в той или иной мере обеспечивать свою Финансовую устойчивость и осуществлять расширенное воспроизводство, то бюджетные источники финансирования инвестиционных проектов носят более глобальный целенаправленный характер и позволяют в большей в большей степени достигать сближения интересов конкретных организаций и государства, предприятий и регионов.
Важной сферой государственного бюджетного финансирования являются, во-первых. развитие производственной и социальной инфраструктуры в регионах; во-вторых, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности населения.
Прежде всего, государство заинтересовано в создании благоприятных стартовых условий для начинающих предпринимателей. Последа как правило, не имеют материальных и финансовых ресурсов создания производственной инфраструктуры для своей организации: дорог, средств связи, тепло, вода, энергоснабжения и т.п.
Вместе с тем, предприятие зачастую не в состоянии делать инвестиции в материально-техническую базу оказания транспортных, рекреативных, бытовых, жилищно-коммунальных и прочих услуг Риск осуществления затрат на формирование производственной и социальной инфраструктуры должен в первую очередь ложиться на государственные структуры. Именно государство должно способствовать созданию благоприятных “стартовых” условий развития инвестиционного бизнеса, ориентированного в большей степени на долгосрочное долговое финансирование.
Представляет интерес в этом отношении опыт США, в которых к источникам долгосрочного долгового финансирования относят:
q кредиты, предоставляемые государственными учреждениями;
q долгосрочные кредиты, предоставляемые коммерческими банками и другими негосударственными кредитными организациями;
q ипотечные ссуды (ссуды под залог недвижимости), осуществляемые залогодержателем, передающим ссуду владельцу имущества под определенные гарантии возврата долга;
q среднесрочные свободно обращающиеся казначейские облигации, представляющие собой долговые инструменты со сроком погашения от 1 до 10 лет, выпускаемые Министерством финансов США;
q казначейские обязательства (облигации) со сроком погашения свыше 10 лет. Они отличаются от среднесрочные свободно обращающихся казначейских облигаций только сроком погашения;
q казначейские векселя, выпускаемые Министерством финансов США со сроком погашения до одного года включительно.
На рынке облигаций США ведущую роль играют три крупных эмитента: правительство, корпорации к муниципалитеты. Их облигации отличающиеся друг от друга сроком погашения, налогообложением к уровнем риска. По утверждению американских авторов, правительство США является самым крупным должником в мире: в последние годы объем новых заимствований составляет порядка 250 млрд. дол. в год.
|
Особенности проек
После принятия Федерального закона от 30.12.95г. № 225-ФЗ “О соглашениях о разделе продукции” в России стала применяться такая форма финансирования инвестиционных проектов, как проектное финансирование. В экономической литературе данное понятие трактуют по разному1:
1) это финансирование ИП, основанное на жизнеспособности самого проекта без учета платежеспособности его участников, их гарантий и гарантий погашения кредита третьим сторонами;
2) это финансирование, при котором источником погашения задолженности являются потоки денежной наличности, генерируемые в результате реализации самого инвестиционного проекта;
3) это финансирование, обеспеченное экономической и технической жизнедеятельностью предприятия, позволяющей генерировать потоки наличности, достаточные- для обслуживания своего долга.
По своей сути проектное финансирование, как можно предположить из приведенных выше определений, означает финансирование преимущественно крупных инвестиционных проектов самими корпорациями (открытыми акционерными обществами) без обеспечения государственными субсидиями или бюджетным финансированием.
Обычно различают три формы проектного финансирования:
q финансирование с полным регрессом на заемщика;
q финансирование без права регресса на заемщика;
q финансирование с ограниченным правом регресса.
В данном случае под регрессом понимают требование о возмещен представленной в заем суммы. К особенностям проектного финансирования можно отнести:
1) осуществление всех работ по освоению месторождений и реализации ИП за счет самих инвесторов;
2) риски, связанные с инвестированием в финансовые активы (ценовой, неплатежеспособности, инфляционный, ликвидности, риск обменных курсов и др.) целиком ложится на плечи разработчиков и реализаторов ИП;
3) привлечений иностранные кредитов осуществляется инвесторами без каких - либо гарантий их погашения государством, то есть в соответствии с нашим законодательством государство не несет ответственности по обязательствам акционерного общества;
4) среди форм проектного финансирования наибольшее распространение получило финансирование с полные регрессом на заемщика, что вызвано более низкой стоимостью кредита, выполнением инвестиционных проектов в значительной мере по заказам государства и др. При этом предполагается, что инвесторы, а не государство будут принимать на себя возможные риски неполучения ожидаемой доходности от проекта.
Хотя в PФ с 1995 г. существует Федеральный центр проектного финансирования Консультационный совет по иностранным инвестициям и Российский центр содействия иностранным инвестициям, однако финансовое проектирование как форма финансирования инвестиционных проектов пока еще находится лишь в стадии своего становления. В качестве примера можно назвать реализацию соглашения по освоению к добычи нефти и газа на шельфе Сахалина, где применяется проектное финансирование.
Об основных причинах низкой активности иностранных инвесторов говорилось нами в предыдущих глазах данного учебного пособия. Называть среди этих причин политическую нестабильность, несовершенное российское законодательство, недостаточное информационное обеспечение можно лишь с известной долей условности. Выделение данных причин как главных, нашедшее довольно широкое отражение в наших различных литературных источниках, как правило, не имеет веских аргументов и звучит неубедительно.
Федеральный закон “О соглашениях о разделе продукции” от 30.12.1995 г., редакции от 18.06.2001 г. предоставляет инвесторам, осуществляющим проектное финансирование, права на поиски, разведку и добычу минерального сырья на фиксированный срок.
Соглашением о разделе продукции обусловливается налоговый режим для инвесторов, получивших в пользование участок недр для разработки месторождений разных категорий. Подробно это изложено в названном Федеральном законе. Так, в соответствии со статьей 8 "вся продукция, полученная при эксплуатации месторождения, делится на продукцию, передаваемую инвестору в возмещение его затрат и прибыльную продукцию. Последняя распределяется между органами федеральной власти и субъекта РФ, с одной стороны и инвестором - с другой.
Полученное инвестором в рамках Соглашения о разделе проекции минеральное сырье является собственностью инвестора и может быть вывезено с территории России, как правило, без количественных ограничений экспорта. При этом инвестор платит четыре налога:
1. налог на прибыль;
2. налог на добавленную стоимость;
3. единый социальный налог;
4. платежи за пользование недрами”
В соответствии с главой 35 Налогового кодекса РФ объектом обложения налогом на прибыль является стоимость части продукции, принадлежащей инвестору по условиям соглашения о разделе продукции. Из этой стоимости вычитаются: разовые платежи инвестора за пользование недрами; суммы платежей инвестора за пользование заемными средствами; прочие не возмещаемые инвестору затраты, включенные в условия соглашения.
Наряду с налогом на прибыль инвестор при исполнении соглашения о разделе продукции платит налог на добавленную стоимость в порядке установленное Налоговым кодексом России. В соответствии с новым изменениям в налоговом законодательстве инвесторами уплачиваете также единый социальный налог.
Определенные особенности налогообложения деятельности инвестора имеют платежи за пользование недрами. Будучи освобожден от уплаты ряда платежей за пользование кедрами, инвестор уплачивает государству:
1. регулярные платежу” за добычу полезных ископаемых (роялти) в денежной форме или в виде части добытого минерального сырья. Устанавливаются эти платеж в процентном отношении от объема добычи минерального сырья или от стоимости производственной продукции.
2. ежегодные платежи на поиск к разведку месторождений (ренталс), установленные за единицу площади использованного участка недр, исходя из его размеров. и вида минерального сырья, экономико-географических условий и т.п.;
3. разовые платежи на право вести разведку недр (бонусы).
Все эту вида платежей носят фискальный характер и свидетельствуют об определенной роли государственного регулирования рассматриваемых процессов.
Все предприятия, работающие в рамках Закона “О СРП” (О соглашениях о разделе продукции), не делают отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, не платят специальные таможенные пошлины на вывоз сырья, не осуществляют платежи в виде экологического налога: за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты; за выбросы в атмосферу загрязняющих веществ (в том числе от стационарных и передвижных источников); за размещение отходов и т.п.
Щадящее в отношении инвесторов налогообложение в той или иной мере должно стимулировать отечественных и зарубежных предпринимателей делать инвестиции в российскую экономику, создавать предпосылки роста результативности проектного финансирования.