Показатели обеспеченности населения учреждениями культуры
Для анализа обеспеченности населения учреждениями культуры используются "сетевые показатели", которые принято подразделять на простые и сложные.
Простые (абсолютные) сетевые показатели отражают общее количество учреждений культуры.
Сложные сетевые показатели выражаются в виде относительных величин: количество учреждений культуры на 1 000 (10 000) жителей, число посадочных мест на 1 000 (10 000) жителей или на одно учреждение культуры.
Показатели обеспеченности населения учреждениями культуры приведены в Таблице 2.
Таблица №2
Обеспеченность населения учреждениями культуры и искусства всех ведомств в 2002 г.8
Годы Виды учреждений культуры | |||||||
Театры Коммерческая вместимость зрительного зала (основного и дополнительных), иест | » | 194152" | 220075** | ||||
Число мест зрительного зала (ос-вовного и дополнительных) на 1000 городских "жителей | * | 1.777 | 2.040 | 2.173 | 2.212 | 2.225 | 2.285 |
Концертные 1Ш1Ы Коммерчески вместимость концертного зала, ** -«■ест | * | * | 1005*1 | ||||
Число мест концертного зала на 1 000 жителей | • | 0.567 | 0.669 | 0.691 | 0.701 | 0.710 | |
Число мест концертного зала на 1 000 городских жителей | « | * | 0.77В | 0.916 | 0.948 | 0.961 | 0.973 |
Музеи Число музеев, ед. Число музеев на 10 000 жителей | 920** 0.064 | 1257" O.OSS | 1725 0.117 | 1979 0.140 | 2046 0.140 | 2113 0.140 | 2189 0.152 |
Библиотеки Число библиотек, ед. Число библиотек и» 10 000 жителей | 62118 4341 | 62234 4204 | 54384 3.676 | 51435 3.520 | 51224 3.520 | 51192 3.540 | 50968 3.540 |
8 Источник: Статистический сборник "Основные показатели работы отрасли культуры за 1985, 1990, 1995, 1999—2002 годы". М., 2003. С. 45. * — сведения отсутствуют. " — сведения по учреждениям Минкультуры России.
Парки культуры и отдыха Число ПКнО.ед.»' Число парки нд 10 000 жителей | 606 0.042 | 730 0.04» | «03 0.041 | 554 0.040 | 542 0.040 | 545 0.040 | 535 0.040 |
Клубные учреждения Число посадочных мест > зрительных и лекционных залах, тс. ед. Число посадочных мест • зрительных и лекционных млах на 1000 жителей | 1385*4 96Л51 | 13357.6 90.22» | 11007.3 74405 | 10271.7 70.196 | 10203Л 70.100 | 10162.4 70.173 | 9»97,0 69.44* |
Детские шкалы искусств Число школ, ед. Число школ на 1000 детей | 5190 0,324 | 65»1 0,33< | 5891 0,277 | 583! 0.2S2 | 5*23 0,294 | 5»37 0,311 | 57вб 0,325 |
6. Появление нетрадиционных, внебюджетных источников финан
сирования государственных (муниципальных) некоммерческих органи
заций культуры: доходов от реализации авторских прав, доходов от
предпринимательской деятельности, средств спонсоров, грантов благо
творительных фондов и т. п.
7. Развитие элементов рыночной инфраструктуры культурной дея
тельности — театральных агентств, продюсерских фирм, бирж (ярма
рок), фондов, негосударственных вузов культуры и искусств и др.
8. Внедрение в деятельность организаций и органов управления
культуры новых информационных и управленческих технологий (со
циально-культурное проектирование, фанцрейзинг, связи с обществен-
востью — PR и т. д.).
2.4. Основные тенденции развития отрасли "культура и искусство" на современном этапе.
1. Разрушение отраслевой "вертикали" — формирование иерархии
органов управления культуры на федеральном, региональном и муни
ципальном уровнях.
2. Структурные сдвиги в отрасли. Сокращение сети массовых уч
реждений культуры (библиотек, клубов), парков культуры и отдыха.
Рост сети театров, концертных организаций и коллективов, музеев.
3. Диверсификация и интеграция. Развитие новых типов учрежде
ний культуры, которые одновременно используют многообразные фор
мы деятельности, традиционно относящиеся к различным видам учре
ждений культуры и даже к другим отраслям социальной сферы — цен
тров досуга, эстетических центров, социально-культурных и культурно-
спортивных комплексов и др.
4. Развитие альтернативных государственным организаций культу
ры. Формирование в культуре частного сектора (в основном, в кон
цертном и галерейном деле). Расширение спектра общественных дви
жений и объединений в культуре.
5. Разделение организаций культуры на коммерческие и неком
мерческие. Развитие коммерческого сектора.
Тема 3. РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КУЛЬТУРЫ
3.1. Общее понятие ресурсов.
Слово "ресурс" в переводе с французского языка означает вспомогательное средство, источник.
В качестве ресурсов культуры можно рассматривать средства, возможности, которые используются для создания культурных ценностей и благ.
3.2. Виды ресурсов.
Ресурсы культуры подразделяют на ресурсы творческого производства и духовного восприятия.
3.2.1. Ресурсы духовного восприятия определяются:
свободным временем;
доходами населения и уровнем цен; уровнем культуры.
3.2.2. Ресурсы творческого производства.
Экономические ресурсы:
— трудовые;
— капитал (материальные, денежные и интеллектуальные средст
ва);9
— природные;
— предпринимательская способность.
Иные ресурсы:
— временные;
— творческие;
— информационные;
— правовые;
— специфика места;
— ресурсы публичности.
Трудовые ресурсы — люди, занятые в отрасли "культура и искусство". Высокий уровень образования, преимущественно умственный, интеллектуальный характер труда.
Материальные ресурсы — основные и оборотные фонды.
" • Основные фонды — часть имущества организаций, которая ис-дользуется неоднократно или постоянно в неизменной натурально-аешественной форме, постепенно перенося свою стоимость на создаваемые продукты.
*'- Оборотные фонды — часть имущества организаций, целиком по-Требляемая в одном производственном цикле и полностью переносящая Ьвйю стоимость на изготовляемый продукт.
Преобладание пассивных элементов основных фондов (зданий, сооружений). Тенденция к росту активной части основных фондов (обо-
Влияние оснащенности основными фондами на качество культурного продукта.
Увеличение затрат материальных ресурсов на единицу продукта организаций культуры.
Денежные ресурсы — совокупность всех денежных средств, находящихся в распоряжении организации и представленных в виде банковской и кассовой наличности, средств в расчетах и т.д. 'Iй Природные ресурсы — естественные ресурсы, которые используются в процессе создания культурных благ. К ним относят земельные участки, зеленые насаждения (в ПкиО, ландшафтных музеях-заповедниках и т.д.), воду и др.
От имени органов государственной власти и местного самоуправления землей уполномочены распоряжаться соответствующие земельные комитеты. Организации культуры, расположенные в отдельно стоящих зданиях, оформляют специальные документы — акты землеотвода.
Предпринимательская способность — набор качеств, умений и способностей человека, позволяющих находить и использовать лучшее сочетание ресурсов для создания культурных благ, принимать разумные, последовательные решения, создавать и применять новшества, йети на допустимый, оправданный риск10.
Временные ресурсы: период (сезон) и режим работы организаций культуры. Важное значение имеет время начала и окончания мероприятия, его "возраст". Необходимость внедрения современных социокультурных и управленческих технологий. Связь временного ресурса с Фактором моды.
Существует и более узкое определение капитала как материальных или материальных и денежных средств организации.