Тема 2.7. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия
1. Задачи, источники информации.
2. Анализ прибыли от реализации продукции (от продаж).
3. Анализ прибыли до налогообложения.
4. Факторный анализ прибыли.
5. Анализ уровня рентабельности.
6. Резервы увеличения прибыли, рентабельности.
1. Задачи, источники информации.
Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Важным показателем является прибыль предприятия. Анализ прибыли рассматривается как с точки зрения факторов ее образования и формирования, так и распределения.
Таким образом, базой проведения анализа финансовых результатов предприятия является принятая для всех предприятий и организаций независимо от форм собственности и форм хозяйствования единая модель образования и распределения прибыли в условиях рыночной экономики.
Модель включает ряд расчетов:
1. Прибыль от реализации продукции (от продажи).
2. Прибыль до налогообложения.
3. Чистая прибыль.
Основными задачами анализа финансовых результатов предприятия является:
¨динамика прибыли, рентабельности,
¨контроль за получением прибыли,
¨влияние факторов при анализе формирования прибыли, рентабельности,
¨резервы роста прибыли, рентабельности.
Источники анализа: ф. №2 отчетности "Отчет о прибылях и убытках", ф. №1 Бухгалтерский баланс, данные бизнес-плана, данные бухгалтерского учета по счетам, данные финансового плана, бизнес-плана, пояснительная записка, аналитическая ведомость по счетам бухгалтерского учета.
2. Анализ прибыли от реализации продукции (от продажи).
Прибыль является конечным показателем хозяйственной деятельности и отражает финансовый результат.
Прибыль – это часть чистого дохода, созданного в сфере материального производства, где находит отражение уровень организации производства, эффективность использования ресурсов, экономические взаимоотношения между пищевыми предприятиями, государством, покупателями, поставщиками и банком. Прибыль включает – прибыль от реализации продукции – основная прибыль, полученная от промышленной деятельности. Прибыль от реализации – выручка от реализации продукции (за минусом НДС, акцизов и др. платежей) – себестоимость реализованной продукции.
С 1 января 2000 года несколько изменилась ф.№2 годовой отчетности. Поэтому прибыль от реализации продукции называется прибыль от продажи. В связи с этим, Прибыль (убыток) от продажи = Выручка от продажи товаров (за минусом НДС, акцизов и др. платежей) – себестоимость проданных товаров. При анализе по форме №2 на эту прибыль влияют факторы: себестоимость продукции, объем продаж, цены (качество продукции), коммерческие расходы, ассортиментные сдвиги. (Анализ проводится по старой форме отчетности №2, т.к. новых данных пока нет).
Рассмотрим эти факторы.
Себестоимость продукции при влиянии на прибыль берется готовой цифрой из формы №2. Объем продаж (объем реализованной продукции) прямо влияет на прибыль, т.е. чем больше объем продаж, тем больше прибыль. Качество продукции выражается через цены, т.е. условно считается чем больше цена, лучше качество.
Ассортиментные сдвиги и коммерческие расходы прямо не влияют на прибыль, их надо пересчитывать на процент перевыполнения плана по объему реализации (или продажи) товаров. Для анализа составляется таблица 17.
Объем реализации продукции по сравнению с прошлым годом перевыполнен на 0,7 %, т.е. .
Таблица 17 (тыс. руб.)
Влияние факторов на прибыль
Показатели | Предыдущий год | Отчетный год |
1. Выручка от реализации продукции (без НДС, акцизов и др.) | ||
2. Полная себестоимость реализованной продукции | ||
3. Коммерческие расходы | ||
4. Результат: прибыль |
Прибыль в отчетном году (по сравнению с предыдущим годом) выросла на 125 тыс. руб., на что повлияло:
1) Объем реализации продукции влияет: отклонение по реализации умножают на плановую прибыль.
тыс.руб.
2) Себестоимость была снижена на 78 тыс.руб., т.е.
тыс.руб.
3) Цены увеличились, значит улучшилось качество и возросла прибыль, т.е.
тыс.руб.
4) Коммерческие расходы уменьшили прибыль на 12 тыс.руб., т.е. 200 – 188 = 12 тыс.руб.
Затем составляем сводную таблицу 18.
Таблица 18 (тыс.руб.)
Факторы, влияющие на прибыль | Прибыль | Убыток |
1. Объем реализованной продукции | + 12 | - |
2. Себестоимость продукции | + 78 | - |
3. Оптовые цены (качество) | + 47 | - |
4. Коммерческие расходы | - | - 12 |
Т.е. 12 + 78+ 47 – 12 = 125 тыс.руб.
Затем выявляют причины изменения факторов, оказывающих влияние на снижение прибыли.
3. Анализ прибыли до налогообложения.
К прибыли до налогообложения по форме №2 (с 1 января 2000 г.) относят: Прибыль от продажи + операционные доходы – операционные расходы + внереализационные доходы – внереализационные расходы.
К операционным доходам относят: доходы от участия в других организациях и прочие доходы.
К внереализационным доходам (расходам) относят: штрафы, пени, неустойки за нарушение хозяйственных договоров, убытки по операциям с тарой, поступление и списание дебиторской и кредиторской задолженности, прибыль от долевого участия в СП, от сдачи имущества в аренду, от курсовой разницы валютных операций и др.
Эта прибыль до 2000 г. называлась балансовой прибылью. Т.о. балансовая прибыль включала: прибыль от реализации продукции плюс прибыль от прочей реализации плюс прибыль от внереализационных доходов и расходов. К прибыли от прочей реализации относится прибыль от непромышленной деятельности подсобного сельского хозяйства, капремонта зданий и сооружений.
Для анализа составляется таблица 19.
Таблица19 (тыс. руб.)
Факторы, влияющие на балансовую прибыль.
Показатели | Убыток | Прибыль |
Финансовый результат: прибыль: - от реализации продукции (или объема продаж); - от операционных доходов (расходов); - от внереализационных доходов, (расходов). | - | |
Итого | ||
Балансовая прибыль |
Таким образом, при анализе указанных видов прибыли выявлены убытки, для чего необходимо провести более детальный анализ.
Чистая прибыль включает балансовую прибыль и налоги. Для чего составляется сводная таблица.
Общий финансовый результат таким образом включает:
1) прибыль (убыток) от реализации продукции, работ, услуг;
2) прибыль (убыток) от реализации товаров;
3) прибыль (убыток) от реализации материальных оборотных средств и др. активов;
4) прибыль (убыток) от реализации и прочего выбытия основных средств;
5) доходы (убытки) от курсовой разницы валютных операций;
6) доходы от ценных бумаг и др. финансовых вложений;
7) расходы, связанные с различными финансовыми операциями;
8) внереализационные доходы (расходы).
При анализе прибыли необходимо особое внимание обратить на убытки, расходы и выявить их причину.
После внесения в федеральный, региональный и местные бюджеты налога на прибыль остается в распоряжение предприятий чистая прибыль, которая затем идет на нужды предприятия, т.е. на образование фондов.
4. Факторный анализ прибыли.
При анализе прибыли составляется экономико-математическая модель или определяется влияние факторов, используя прием ценных подставок. Связь факторов с прибылью может быть представлена уравнением вида Y = a + bx. Решение уравнения по каждому фактору влияющему на прибыль, дает многофакторную модель анализа прибыли.
, где:
Y – результативный показатель прибыли
а – весовой коэффициент при главном компоненте в уравнении х выступает как фактор производительности труда,
Bi, Bo – как факторы фондоотдачи, затраты на 1 руб. продукции, материалоемкости и др.
Т.о. на прибыль оказывают влияние как внешние, так и внутренние факторы.
Внешние факторы:
¨уровень инфляции;
¨политические, экологические факторы
¨транспортные;
¨изменение оптовых цен на продукцию, материалы и энергетические ресурсы.
Внутренние факторы:
¨изменение себестоимости;
¨качество и надежные условия сбыта;
¨предпродажный и после продажный сервис;
¨реклама, ее качество;
¨ассортимент и др.
5. Анализ уровня рентабельности.
Рентабельность – означает прибыльность, доходность предприятия. Показатели рентабельности характеризуют относительную доходность или прибыльность, определяемую в % к затратам средств или производственным фондам.
В связи с этим в практике анализа применяют 2 показателя:
общая рентабельность и рентабельность продукции.
Общая рентабельность определяется:
, где:
Бп – балансовая прибыль, т.р.
Оф – среднегодовая стоимость основных производственных фондов, т.р.
Оср – среднегодовая стоимость оборотных средств, т.р.
Этот показатель используется только в аналитических целях. Основным показателем является уровень рентабельности продукции –
, где:
Ур.прод. – уровень рентабельности продукции.
Прибыль от реализации продукции
С/с – себестоимость продукции.
Этот показатель используется при кредитных отношениях (при выкупе) и отражает эффективность текущих затрат. Т.к. отсутствует удельная фондоемкость изделий, данный показатель отражает прибыльность (доходность) изделий. Анализ по данному показателю проводится следующим образом: определяется влияние факторов на числитель – прибыль и знаменатель (себестоимость). Анализ был описан в предыдущих главах.
Анализ рентабельности продукции т.о. заключается в сопоставлении плановой и фактической рентабельности каждого вида продукции. Например, по изделиям.
Таблица 20
Показатели (виды продукции) | По плану | Рентабельность % | Фактически | |||||
Стоимость продукции в оптовых ценах тыс. руб. | Полная себестоимость, тыс.руб. | Прибыль. тыс. руб. | Стоимость продукции в о/ц тыс. руб. | Полная с/с тыс. руб. | Прибыль тыс. руб. | Рентабельность % | ||
Хлеб ржаной | 230,6 | 196,1 | 34,5 | 7,6 | 226,1 | 32,1 | 16,5 | |
Хлеб столичный | 266,1 | 226,5 | 39,6 | 7,4 | 269,3 | 225,9 | 43,4 | 19,2 |
Батоны нарезные | 432,4 | 426,7 | 5,7 | 0,3 | 26,1 | 14,9 | 3,5 | |
Итого | 929,1 | 849,3 | 79,8 | 9,39 | 936,4 | 90,4 | 10,7 |
Как показывают данные видно, что наиболее рентабельными является хлеб ржаной и столичный, малорентабельными – батоны нарезные.
В целом фактическая рентабельность выше плановой. За счет роста рентабельности, снижение себестоимости прибыли по сравнению с планом увеличилась.
6. Резервы увеличения прибыли, рентабельности.
Резервы увеличения прибыли определяются по каждому виду продукции. Основными являются: рост объема реализации (продажи), снижение себестоимости, повышение качества продукции, структурные, ассортиментные сдвиги продукции, реализация продукции на более выгодных рынках сбыта и т.д. Это можно представить на схеме.
Блок схема роста прибыли.
Основными источниками резервов повышения уровня рентабельности продукции являются увеличение суммы прибыли от реализации продукции, снижение себестоимости и факторы на них влияющие.
Затем делается сводный подсчет резервов и система предлагаемых мероприятий по росту прибыли, рентабельности.
Вопросы для самопроверки
1. Что относится к финансовым результатам.
2. Дайте определение прибыли, какие виды прибыли вы знаете.
3. Какие факторы влияют на прибыль от реализации продукции.
4. Что понимают под прибылью (балансовой или прибылью до налогообложения)?
5. Что такое чистая прибыль?
6. Какие показатели рентабельности и их расчет.
7. Какие резервы роста прибыли, рентабельности.