Теория абсолютных преимуществ А. Смита

Абсолютное преимущество в международной торговле – способность страны, производить товар с меньшими производственными затратами, чем это возможно в других странах.

Таблица 1. Пример абсолютного преимущества

  Страна А Страна В
Товар S 3 ч. 12 ч.
Товар T 6 ч. 4 ч.

А. Смит полагал, что страна должна строить свою внешнюю торговлю, ориентируясь на присущие ей абсолютные преимущества в производстве определенных товаров. Страна должна экспортировать те товары, затраты на производство которых у нее ниже, чем за рубежом, т.е. она имеет по ним абсолютные преимущества, и импортировать те товары, в производстве которых она не располагает абсолютными преимуществами, т.е. издержки на производство которых в данной стране выше, чем в других странах. В приведенном выше примере страна А должна экспортировать товар S, импортируя товар T, соответственно, страна Вэкспортировать товар Tи импортировать товар S.

Если же страны будут следовать указанной рекомендации - развивать производство в отраслях, где сосредоточены их абсолютные преимущества, сокращая при этом производство товаров, в которых они не располагают таковыми, то в результате одного лишь перераспределения труда между указанными отраслями (в направлении группы отраслей с абсолютными преимуществами), без дополнительных затрат труда произойдет суммарное (общемировое) увеличение произведенных товаров – таков результат специализации производства на основе принципа абсолютных преимуществ (1).

При этом, как утверждал А. Смит, внешнеторговый обмен, основанный на принципе абсолютных преимуществ, выгоден всем участвующим в нем странам.

Основным недостатком теории А. Смита является то, что она не рассматривает весьма распространенный случай, когда абсолютные преимущества в производстве всех товаров сосредоточены в одной стране или небольшом числе стран. Т.е. она не дает ответа на вопрос, возможно ли участие в международной торговле тех стран, которые не располагают никакими абсолютными преимуществами в производстве товаров. Ответ на данный вопрос дает теория сравнительных (относительных) преимуществ Д. Рикардо.

Теория сравнительных преимуществ Д. Рикардо

Д. Рикардо в 1819 году в работе «Начала политической экономии и налогового обложения» рассмотрел случай, когда какая-то страна обладает абсолютным преимуществом в производстве всех товаров (см. таблицу ) и пришел к выводу, что и в этом случае страны, участвующие в международной торговле, получают безусловные выгоды, даже те из них, которые не обладают абсолютными преимуществами. Он использовал понятие сравнительного или относительного преимущества при производстве определенного товара.

Таблица 2. Пример сравнительного преимущества

  Страна А Страна В
Товар S 3 ч. 12 ч.
Товар T 6 ч. 8 ч.

В нашем примере страна А располагает абсолютным преимуществом в производстве обоих товаров, однако сила данного преимущества (по отношению к стране В) неодинаковая. Производство товара S в стране А в 4 раза более эффективно (12ч. : 4ч.), чем в стране В, в то время как производство товара Т в стране А лишь на треть (8ч. : 6ч.) эффективнее, чем в стране В. Сравнивая эффективность производства обоих товаров в стране А, следует оценить абсолютное преимущество в производстве товара S(по сравнению с товаром Т) как наибольшее абсолютное преимущество. Аналогичным образом можно оценить абсолютные непреимущества в производстве обоих товаров, которыми располагает страна В. В производстве товара Т страна В располагает наименьшим абсолютным непреимуществом. Наибольшее абсолютное преимущество страны или наименьшее абсолютное преимущество страны в производстве определенного товара оценивается как относительное преимущество.

Вывод Д. Рикардо состоял в том, что в стремлении получить выгоду в международной торговле страны должны специализироваться на экспорте продукции, в производстве которой они обладают относительными преимуществами. Т.е. страна, имеющая абсолютное преимущество по всем товарам, должна специализироваться на экспорте продукции, в производстве которой она имеет наибольшее абсолютное преимущество. Страна же, не обладающая абсолютным преимуществом в производстве ни одного из товаров, должна специализироваться на экспорте продукции, в производстве которой ее абсолютные непреимущества являются наименьшими.

В данном случае, также как и в теории абсолютных преимуществ, специализация стран на производстве товаров, в которых они располагают относительными преимуществами, т.е. перераспределение труда в пользу указанных отраслей, приводит к суммарному росту производимой продукции.

Безусловным достоинством теории сравнительных преимуществ Д. Рикардо является вывод о выгодности международной торговли для всех ее участников. Сформулированный им принципы, на которых строится внешнеторговый обмен между странами, являются универсальными, поскольку, как мы увидим впоследствии, практически все последующие теории международной торговли представляют собой лишь развитие теории сравнительных преимуществ. Наряду с этим теория Д. Рикардо не лишена недостатков. Во-первых, подобно теории А. Смита она исходит из применения в производстве лишь одного фактора – труда, оставляя без внимания воздействие других факторов производства – капитала, земли. Во-вторых, теория Д. Рикардо не содержит ответа на вопрос о природе относительных преимуществ. Ответ на данные вопросы дает теория сравнительной обеспеченности факторами производства (теория соотношения факторов производства).

Наши рекомендации