Место финансового менеджмента в экономическом управлении и его связь с другими науками

Лекции по дисциплине «Финансовый менеджмент»

Раздел 1. Введение в финансовый менеджмент

Тема 1. Предмет и задачи курса «Финансовый менеджмент»

Цель, задачи и предмет дисциплины

Учебная дисциплина «Финансовый менеджмент» является теоретическим курсом, углубляющим ранее полученные знания в области организации финансов хозяйствующих субъектов, инвестиций, учета, анализа, управления, придающим практическую направленность и системность ранее изученным предметам, таким как «Менеджмент», «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» и т.п.

Цель курса «Финансовый менеджмент» - формирование у будущих специалистов современных фундаментальных знаний в области теории управления финансами организации (предприятия), раскрытие сущностных основ взаимодействия теории и практики финансового менеджмента, необходимость управления финансами, содержание его традиционных и специальных функций, роли и значений в современных рыночных отношениях.

Задачами курса «Финансовый менеджмент» являются:

- изучение закономерностей денежного оборота хозяйствующего субъекта;

- изучение особенностей организации управления финансами;

- освоение существующих методик анализа стоимости и структуры капитала;

- изучение системы информационного обеспечения финансового менеджмента;

- формирование современного представления об управлении активами и пассивами предприятия;

- формирование представления о стратегии и тактике финансового управления в современной рыночной экономике;

- овладение современными методиками оценки эффективности принимаемых финансовых решений;

- анализ финансового состояния предприятия и прогнозирование возможного банкротства;

- овладение основами оценки финансовых и предпринимательских рисков;

- овладение методологическими приемами планирования и прогнозирования денежных потоков.

Место финансового менеджмента в экономическом управлении и его связь с другими науками.

Становление рыночных отношений в России не только существенно изменило содержательную часть многих традиционных для нашей страны разделов науки и практики в области экономики, но и привело к необходимости скорейшего развития направлений, которые можно считать относительно новыми. В число последних безусловно входит финансовый менеджмент (корпоративные финансы), являющийся одним из наиболее динамично развивающихся направлений на Западе, имеющих непосредственное отношение к целому ряду профессий — как традиционных (бухгалтер, экономист), так и появившихся в России лишь в последние годы (аудитор, финансовый менеджер, финансовый аналитик). Все эти профессии объединяет необходимость фундаментальной подготовки прежде всего в области бухгалтерского учета, теории и практики управления финансами, права и налогообложения. Финансовый менеджмент, представляющий собой прикладную науку, посвященную обоснованию и разработке логики и методов управления финансами хозяйствующего субъекта, в перечне данных дисциплин занимает весьма существенное место.

Несмотря на свою молодость, финансовый менеджмент представляет собой одно из самых перспективных направлений в экономической науке, удачно сочетающее в себе как теоретические разработки в области финансов, управления, учета, анализа, так и практическую направленность разработанных в его рамках подходов. Перспективность этого направления в научном плане очевидна; можно отметить лишь тот факт, что в последние годы целый ряд известных ученых, сделавших основной вклад в развитие теории финансов, были награждены Нобелевской премией. Что касается практической ориентированности нового направления, то и здесь каких-либо доказательств не требуется, поскольку финансовый менеджмент является связующим звеном между теорией финансов и бухгалтерским учетом.

Финансовая компонента деятельности любого предприятия традиционно олицетворяется с работой бухгалтерской и финансовой служб.

В условиях централизованно планируемой экономики вариабельность в работе бухгалтеров и финансистов была относительно невысокой; в числе причин — множество предписывающих инструкций, ограниченность свободных денежных средств, жесткие нормативы по использованию прибыли, отсутствие финансовых инструментов рыночного характера и др. Все это привело к тому, что бухгалтеры и финансовые работники предприятий, по сути, утратили вкус, навыки и потребность к финансовым расчетам, аналитической работе, разработке многовариантных сценариев развития событий, принятию решений с использованием вероятностных оценок. Лишь в последние годы наметилась тенденция к постепенному изменению этой не самой лучшей традиции в отечественной практике управления предприятиями.

Необходимость изменения отношения работников экономических служб к возможности и целесообразности использования упомянутых методов в повседневной работе, естественно, не является какой-то принципиально новой особенностью развития отечественной экономики, которую можно было бы приписать реалиям последних лет, многие российские ученые, усилиями которых формировалась теория бухгалтерского учета (Г. А. Бахчисарайцев, Р. Я. Вейцман, Н. С. Лунский, П. И. Рейнбот и др.), еще в конце XIX — начале XX вв. указывали на необходимость усиления аналитической подготовки бухгалтеров и финансистов, в частности путем введения в типовые программы их подготовки курса коммерческих и финансовых вычислений. Не случайно анализ баланса и финансовые вычисления в те годы получили в России мощное развитие как в научном, так и в учебном планах; их развитие шло параллельно, причем целый ряд выдающихся теоретиков бухгалтерского учета приняли непосредственное участие в разработке соответствующей учебно-методической литературы.

Овладение материалом дисциплины «Финансовый менеджмент» предполагает владение базовыми знаниями ряда смежных дисциплин. Прежде всего, имеются в виду бухгалтерский учет, статистика и прикладной микроэкономический анализ. В частности, решение ряда задач фин. менеджмента основывается на применении ста-

тистических методов (корреляция, регрессия, автокорреляция, индексы и др.); другие задачи предполагают понимание сущности двойной записи, экономического содержания основных отчетных форм; третьи предусматривают проведение факторного анализа, знание алгоритмов расчета основных аналитических индикаторов и т. п.

Невозможно стать грамотным финансовым менеджером без надлежащего знания концептуальных основ бухгалтерского учета. Дело в том, что в реальной жизни подавляющая часть решений финансового характера имеет текущий, рутинный характер, связанный, например, с управлением оборотным капиталом, выбором контрагентов и поддержанием отношений с ними. Традиционно специфику и финансово-экономическое обоснование подобных операций лучше понимают бухгалтеры. Тем не менее, между финансовыми менеджерами и бухгалтерами существует существенная разница в подходах к решению одних и тех же задач. Эта разница и должна быть выявлена в ходе изучения данного курса.

Наши рекомендации