Компетенция органов, осуществляющих государственный финансовый контроль

Юридические права и обязанности государственных органов как субъектов финансового права выражают их компетенцию по осуществлению определенной части финансовой деятель-ности государства, подлежащую обязательной реализации. Компетен­ция государственного органа распределяется между его струк­турными подразделениями и должностными лицами и в силу своей обязательности требует от них активных действий.

Счетная палата Российской Федерации как субъект государственного финансового контроля занимает особое место в системе финансового контроля, она относится к представительным органам власти РФ.

В соответствии с п. 5 ст. 101 Конституции РФ для осуществ­ления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату. Счетная палата РФ это независимый от Правительства РФ постоянно действующий орган финансового контроля, наделен­ный широкими полномочиями и подотчетный Федеральному Соб­ранию РФ.

Счетная палата РФ – юридическое лицо, состоит из Предсе­дателя, назначаемого Госу-дарственной Думой РФ на шесть лет, заместителей председателя, назначаемых Советом Федерации РФ на шесть лет, 12 государственных аудиторов, шесть из которых назначает Государственная Дума РФ и шесть – Совет Федерации РФ, а также из аппарата Счетной палаты – инспекторов.

В рамках задач, определенных законодательством, Счетная палата обладает организационной и функциональной независи­мостью. Основным видом деятельности Счетной палаты является контрольно-ревизионная. В рамках этой деятельности Счетная палата занимается: организацией и проведением опе­ративного контроля за исполнением федерального бюджета в отчетном году; проведением комплексных ревизий и тематиче­ских проверок по отдельным разделам и статьям федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов; подготовкой и представлением в палаты Федерального Собрания за­ключений по исполнению федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов в отчетном году.

Особо выделены полномочия Счетной палаты по контролю за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга Рос­сийской Федерации и за использованием кредитных ресурсов.

В рамках банковской системы Счетная палата осуществляет контроль за деятельностью Центрального банка РФ, его струк­турных подразделений, других банков и кредитно-финансовых учреждений в части обслуживания ими федерального бюджета, а также за деятельностью Центрального банка РФ по обслужива­нию государственного долга Российской Федерации.

Все органы государственной власти в Российской Федерации, органы местного самоуправ-ления, Центральный банк РФ, пред­приятия, учреждения, организации (независимо от форм собст­венности) и их должностные лица обязаны представлять по за­просам Счетной палаты РФ информацию, необходимую для обеспечения ее деятельности.

Счетная палата вправе проводить ревизии и тематические проверки, которые яв­ляются основной формой ее контроля. Инспекторы Счетной палаты при проведении ревизий и про­верок наделены необходимыми правами: беспрепятственно посещать государственные органы, предпри-ятия, учреждения, органи­зации, банки; опечатывать кассы, кассовые и служебные поме­щения, склады, архивы, а при обнаружении подделок, подлогов, хищений, злоупотреблений – изымать необходимые документы, оставляя в делах акт изъятия или опись изъятых документов.

О результатах ревизий и тематических проверок Счетная па­лата информирует Совет Федера-ции и Государственную Думу РФ. При выявлении нарушения законов, влекущего за собой уго­ловную ответственность, Счетная палата РФ передает соответст­вующие материалы в правоохра-нительные органы. При проведе­нии ревизии и проверок должностные лица Счетной палаты не вправе вмешиваться в оперативную деятельность проверяемой организации, а также предавать гласности свои выводы до завер­шения ревизии (проверки) и оформления ее результатов в виде акта – заключения.

Дея­тельность Счетной палаты по закону является гласной, поэтому результа­ты ее деятельности освещаются в средствах массовой информации.

Министерство финансов Российской Феде­рации (Минфин РФ) осуществляет общее руко-водство организацией финансов в стране. Минфин является федеральным органом исполни-тельной власти, обеспечиваю­щим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в Российской Федерации и координи­рующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

Для выполнения своих задач и функций Министерство фи­нансов РФ имеет необходимые права.

В соответствии с воз­ложенными на него задачами Минфин Российской Федерации выполняет следующие функции, связанные с осуществлением контроля за целевым и рациональным исполь-зованием средств федерального бюджета, государст­венных внебюджетных фондов и других федеральных средств: организует ревизии и финансовые проверки в организа­циях по обращениям правоохранительных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления; осуществляет другие функции.

Контрольно-ревизионное управление (КРУ) занимается осуществлением в пределах своей компетенции последующего государственного финансового контроля на территории соответствующего субъ­екта Российской Федерации или региона Российской Феде­рации.

Федеральное казначейство РФ.Для усиления контроля за поступлением, целевым и эконом­ным использованием государственных средств создана единая централизованная система органов Федерального казначейства, подчиняющаяся Министерству финансов РФ. Федеральное казна-чейство включает: Главное управление Федерального казначейства Министер­ства финансов РФ; территориальные органы Федерального казначейства по субъектам РФ, городам (кроме городов районного подчинения), районам и районам в городах.

Федеральное казначейство осуществляет предварительный и текущий кон­троль за ведением операций с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, кредитных организаций, других участников бюджетного процесса по исполняемым бюджетам и бюджетам государственных вне­бюджетных фондов, взаимодействует с другими федеральными органами исполнительной власти в процессе осуществления ука­занного контроля и координирует их работу.

В целях укрепления бюджетной дисциплины Казначейство при осуществлении финансового контроля наделено следующи­миправами: производить проверки денеж­ных документов, регистров бухгалтерского учета, отчетов, пла­нов, смет и иных документов, связанных с зачислением, пере­числением и использованием средств бюджета Российской Федерации, а также получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках; полу-чать от банков, иных финансово-кредитных учрежде­ний справки о состоянии счетов предприятий, учреждений и организаций, использующих средства бюджета Российской Фе­дерации, госу-дарственных внебюджетных фондов, а также вне­бюджетные средства; требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых органов государственного управления, предпри­ятий, учреждений и организаций устранения выявленных нару­шений порядка исполнения бюджета Российской Федерации, контролировать их устранение; открывать счета для зачисления и выдачи средств в Цен­тральном банкеРФ, его учреждениях на местах, других кредит­ных организациях.

Кроме того, Федеральное казначейство при нарушении финансового законодательства обладает полномочиями по применению санкций. Порядок и сроки проведения ревизий казна-чейства опреде­ляются ПравительствомРФ.

Федеральное казначейство обладает следующими бюджет­ными полномочиями в случае заключения соответствующих бюд­жетных соглашений: по организации исполнения и фактичес-кому исполнению федерального бюджета, бюд­жетов субъектов РФ и местных бюджетов; по осуществлению предварительного и текущего контроля за исполнением федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов; по осуществлению операций со средствами федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов; по составлению отчета об исполнении федерального бюд­жета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

В связи с этим Федеральное казначейство открывает и закрывает в ЦБ РФ и его учреждениях, а также в уполномоченных кредитных организациях счета для за­числения и выдачи бюджетных средств; лицевые счета главных распорядите­лей, распорядителей бюджетных средств, бюджетных учреждений, а также бюджетные счета других получателей бюджетных средств. Обладает правом требовать от главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств предоставле­ния отчетов об использовании средств федерального бюджета и других сведений, связанных с получением, перечислением, за­числением и использованием средств федерального бюджета.

Приостанавливает операции по лицевым счетам главных распорядителей, распорядителей и получателей средств феде­рального бюджета и взыскивает в бесспорном порядке с лицевых счетов глав­ных распорядителей, распорядителей бюджетных средств и по­лучателей средств федераль-ного бюджета бюджетные средства, используемые не по целевому назначению.

Министерство РФ по налогам и сборам. В состав единой централизованной системы налоговых органов РФ входят:

– центральный республиканский (Российской Федера­ции) орган государственного управления (Министерство РФ по налогам и сборам);

– государственные налоговые инспекции по республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автоном­ным образованиям, районам, городам и районам в городах;

Государственная на­логовая инспекция выполняет следующие функции: осуществление контроля за соблюдением законодатель­ства о налогах и других платежах в бюджет и во внебюджетные государственные фонды; обеспечение своевременного и полного учета платель­щиков налогов и других платежей в бюджет, правильности начисления платежей гражданами РФ, иностранными граж­данами и лицами без гражданства, а также поступления этих платежей в соответствующий бюджет; контроль за своевременностью представления платель­щиками бухгалтерских отчетов и балансов, налоговых расче­тов, отчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой платежей в бюджет, а также проверку достоверности этих документов в части правильности опреде­ления прибыли, дохода, иных объектов обложения и исчисле­ния налога и других платежей в бюджет; передачу правоохранительным органам материалов по фактам нарушений, за которые предусмотрена уголовная от­ветственность; предъявление в суд и в арбитражный суд исков; приостановление в определенных законом случаях операций предприятий, учреждений, организаций и граждан по расчетным и другим счетам в кредитных организациях и др.

Федеральные органы налоговой полиции РФ.Федеральные органы налоговой полиции явля-ются правоох­ранительными органами и составной частью сил обеспечения экономической безопасности Российской Федерации. Кроме того, органам налоговой полиции законодательством предоставлено право проводить предварительное следствие по делам о налоговых преступлениях.

Систему федеральных органов налоговой полиции составляют: Федеральная служба нало-говой полиции Российской Фе­дерации (ФСНП РФ) на правах государственного комитета РФ; территориальные органы, органы ФСНП по республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (управления, отделы); местные органы налоговой полиции – органы налоговой полиции районов в городах Москве и Санкт-Петербурге, а так­же межрайонные отделы управлений, отделов ФСНП. Федеральную службу налоговой поли-ции РФ возглавляет Директор ФСНП РФ, который назначается на должность и ос­вобождается от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ.

На федеральные органы налоговой полиции возложены сле­дующие задачи: выявление, предупреждение и пресечение налоговых пре­ступлений и правонарушений; обеспечение безопас-ности деятельности государственных налоговых инспекций, защита их сотрудников от противо-прав­ных посягательств при исполнении служебных обязанностей; предупреждение, выявление и пресечение коррупции в налоговых органах.

В соответствии со ст. 36 части 1 Налогового кодекса РФ ор­ганы налоговой полиции правомочны: производить в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством РФ дознание по делам о преступлениях, отнесенных к их ведению; проводить следствие по делам о преступлениях, отнесен­ных к их ведению; осуществлять оперативно-розыскную деятельность; участвовать в налоговых проверках (по запросу налоговых органов) и т.д.

Органы налоговой полиции, кроме того, имеютправо: пользоваться при исполнении служеб-ных обязанностей правами, предоставляемыми законом должностным лицам на­логовых органов и агентам валютного контроля; приостанавливать операции налогоплательщиков по сче­там в банках и других кредитных организациях на срок до од­ного месяца в случае непредставления документов, связанных с исчислением и уплатой налогов; беспрепятственно входить в любые производственные, складские, торговые и иные помещения независимо от форм собственности и местонахождения и обследовать их; требовать от должностных лиц устранения нарушений за­конодательства о налогах; налагать административный арест на имущество юридиче­ских и физических лиц с последующей реализацией этого иму­щества в случае невыполнения обяза-тельств по уплате налогов.

В качестве предупредительной меры органы налоговой поли­ции имеют право выносить письменные предостережения руко­водителям, главным бухгалтерам и другим должностным лицам банков и иных организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, а также гражданам с тре­бованием устранения нарушений законодательства, своевремен­ной и полной уплаты налогов и других обязательных платежей.

Органы налоговой полиции несут ответственность за убытки, причиненные налогопла-тельщикам вследствие своих неправо­мерных действий (решений) или бездействия, а равно неправо­мерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников этих органов при исполнении ими служеб­ных обязанностей. Причиненные налогоплательщикам убытки возмещаются за счет средств федерального бюджета.

Государственный таможенный комитет РФ является федеральным органом исполнитель-ной власти. Это специфический орган, выполняющий фискальные функции по сбору таможенных платежей и пошлин в доход государства и яв­ляющийся правоохранительным органом. За таможенными органами закреплен статус субъекта оператив­но-розыскной деятельности.

Еди­ная система таможенных органов включает в себя: Государственный таможенный комитет РФ (ГТК РФ); региональные таможенные управления РФ; таможни РФ; таможенные посты РФ. Кроме того, в нее входят таможен­ные лаборатории, научно-исследовательские учреждения, учеб­ные заведения, вычислительные центры и другие объекты, под­ведомственные ГТК РФ, деятельность которых способствует решению задач, стоящих перед таможенными органами. Правовую основу деятельности таможенных органов состав­ляют Конституция РФ, Таможенный кодекс РФ, другие феде­ральные законы, указы и распоряжения Президента, постанов­ления и распоряжения Правительства РФ.

Одной из основных задач ГТК является обеспечение экономической безопасности и защита эко­номических интересов РФ. Помимо функций, связанных с разработкой и реализацией таможен-ной полити­ки, ГТК РФ занимается взиманием таможенных пошлин и налогов, иных таможенных платежей, организует осуществление валютного контроля, а также выполняет функции органа валютного контроля.

ГТК РФ возглавляет председатель, назначаемый на должность и освобождаемый от нее Президентом РФ. Заместители председа­теля ГТК РФ назначаются на должность и освобождаются от нее по представлению председателя ГТК Правительством РФ. Председатель ГТК руководит деятельностью подчиненных ему таможенных органов на принципах единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на них задач и функций.

Таможни обладают правом: проводить проверки финансово-хозяйственной деятельности лиц, перемещающих товары и транспортные средства через та­моженную границуРФ, таможенных брокеров либо других лиц; взыскивать неуплаченные таможенные платежи в бес­спорном порядке; получать от кредитных организаций сведения и справки по операциям и счетам лиц, осуществляющих деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы; привлекать лиц к ответственности за нарушение тамо­женных правил; обращать к исполнению постановления таможни о нало­жении взысканий за нарушение таможенных правил.

Контроль финансово-кредитных органов (банковский контроль).В число субъектов,осуществляющих государственный финансовый контроль, входят банки и другие финансово-кре­дитные органы. Особое место в системе банковского контроля занимает Центральный банк РФ. Центральный банк РФ решает данную задачу следующим образом: путем проверки законности и целесообразности созда­ния кредитных учреждений при рассмотрении вопроса о ре­гистрации коммерческих банков и выдаче лицензий на право осуществления банковских операций; путем установления экономических нормативов, изда­ния нормативных актов, регулирующих деятель-ность кредит­ных учреждений; путем осуществления непосредственного контроля за законностью операций кредитных учреждений.

Банк России вправе осуществлять проверку операций бан­ков своими силами либо поручить проведение таких проверок аудиторским организациям. Он устанавливает объемы и сроки предоставления бухгалтерской и статистической отчетности, необходимой для надзора за деятельностью кредитных учреж­дений.

Центральный банк РФ имеет право давать банкам обяза­тельные для исполнения предписания об устранении обнару­женных нарушений. В случае неисполнения предписаний Центробанк может предъявить требования о проведении ме­роприятий по финансовому оздоровлению, о реоргани-зации (ликвидации) банка, о замене его руководства.

Внутрихозяйственный контроль– это осуществляемая бухгалтерией, финансовым отделом и другими экономическими службами хозяйствующего субъекта проверка производственной и хозяйственной деятельности организации (предприятия, уч­реждения) в целом либо ее отдельных структурных подразделений. Ключевым звеном в системе внутрихозяйственного контроля является главный (старший) бухгалтер.

Законодатель возложил на главного бухгалтера выполне­ние следующих функций: обеспе-чение контроля и отражение на счетах бухгалтер­ского учета всех осуществляемых организацией хозяйственных операций; предоставление оперативной информации; составление в установленные сроки бухгалтерской от­четности; проведение экономического анализа финансово-хозяйст­венной деятельности организации (предприятия, учреждения) по данным бухгалтерского учета в целях выявления и мобили­зации резервов.

При осуществлении своих функций главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю организации (предприятия, учреждения), чьим приказом он назначается и осво-бождается от должности. Главный бухгалтер не принимает к оформлению и испол­нению докумен-ты по операциям, противоречащим действую­щему законодательству и нарушающим договорную и фи­нансовую дисциплину. В случае получения незаконного рас­поряжения бухгалтер обязан до его исполнения письменно обратить на это внимание руководителя. При получении пись­менного подтверждения о принятии указанных документов к учету главный бухгалтер исполняет его. При этом всю полноту ответственности за незаконность совершенных операций не­сет руководитель предприятия (учреждения).

Таким образом, главный (старший) бухгалтер обладает до­статочными правами для выявления и предупреждения нару­шений финансового законодательства.

Наши рекомендации