Компетенция органов, осуществляющих государственный финансовый контроль
Юридические права и обязанности государственных органов как субъектов финансового права выражают их компетенцию по осуществлению определенной части финансовой деятель-ности государства, подлежащую обязательной реализации. Компетенция государственного органа распределяется между его структурными подразделениями и должностными лицами и в силу своей обязательности требует от них активных действий.
Счетная палата Российской Федерации как субъект государственного финансового контроля занимает особое место в системе финансового контроля, она относится к представительным органам власти РФ.
В соответствии с п. 5 ст. 101 Конституции РФ для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату. Счетная палата РФ это независимый от Правительства РФ постоянно действующий орган финансового контроля, наделенный широкими полномочиями и подотчетный Федеральному Собранию РФ.
Счетная палата РФ – юридическое лицо, состоит из Председателя, назначаемого Госу-дарственной Думой РФ на шесть лет, заместителей председателя, назначаемых Советом Федерации РФ на шесть лет, 12 государственных аудиторов, шесть из которых назначает Государственная Дума РФ и шесть – Совет Федерации РФ, а также из аппарата Счетной палаты – инспекторов.
В рамках задач, определенных законодательством, Счетная палата обладает организационной и функциональной независимостью. Основным видом деятельности Счетной палаты является контрольно-ревизионная. В рамках этой деятельности Счетная палата занимается: организацией и проведением оперативного контроля за исполнением федерального бюджета в отчетном году; проведением комплексных ревизий и тематических проверок по отдельным разделам и статьям федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов; подготовкой и представлением в палаты Федерального Собрания заключений по исполнению федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов в отчетном году.
Особо выделены полномочия Счетной палаты по контролю за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации и за использованием кредитных ресурсов.
В рамках банковской системы Счетная палата осуществляет контроль за деятельностью Центрального банка РФ, его структурных подразделений, других банков и кредитно-финансовых учреждений в части обслуживания ими федерального бюджета, а также за деятельностью Центрального банка РФ по обслуживанию государственного долга Российской Федерации.
Все органы государственной власти в Российской Федерации, органы местного самоуправ-ления, Центральный банк РФ, предприятия, учреждения, организации (независимо от форм собственности) и их должностные лица обязаны представлять по запросам Счетной палаты РФ информацию, необходимую для обеспечения ее деятельности.
Счетная палата вправе проводить ревизии и тематические проверки, которые являются основной формой ее контроля. Инспекторы Счетной палаты при проведении ревизий и проверок наделены необходимыми правами: беспрепятственно посещать государственные органы, предпри-ятия, учреждения, организации, банки; опечатывать кассы, кассовые и служебные помещения, склады, архивы, а при обнаружении подделок, подлогов, хищений, злоупотреблений – изымать необходимые документы, оставляя в делах акт изъятия или опись изъятых документов.
О результатах ревизий и тематических проверок Счетная палата информирует Совет Федера-ции и Государственную Думу РФ. При выявлении нарушения законов, влекущего за собой уголовную ответственность, Счетная палата РФ передает соответствующие материалы в правоохра-нительные органы. При проведении ревизии и проверок должностные лица Счетной палаты не вправе вмешиваться в оперативную деятельность проверяемой организации, а также предавать гласности свои выводы до завершения ревизии (проверки) и оформления ее результатов в виде акта – заключения.
Деятельность Счетной палаты по закону является гласной, поэтому результаты ее деятельности освещаются в средствах массовой информации.
Министерство финансов Российской Федерации (Минфин РФ) осуществляет общее руко-водство организацией финансов в стране. Минфин является федеральным органом исполни-тельной власти, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в Российской Федерации и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.
Для выполнения своих задач и функций Министерство финансов РФ имеет необходимые права.
В соответствии с возложенными на него задачами Минфин Российской Федерации выполняет следующие функции, связанные с осуществлением контроля за целевым и рациональным исполь-зованием средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов и других федеральных средств: организует ревизии и финансовые проверки в организациях по обращениям правоохранительных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления; осуществляет другие функции.
Контрольно-ревизионное управление (КРУ) занимается осуществлением в пределах своей компетенции последующего государственного финансового контроля на территории соответствующего субъекта Российской Федерации или региона Российской Федерации.
Федеральное казначейство РФ.Для усиления контроля за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств создана единая централизованная система органов Федерального казначейства, подчиняющаяся Министерству финансов РФ. Федеральное казна-чейство включает: Главное управление Федерального казначейства Министерства финансов РФ; территориальные органы Федерального казначейства по субъектам РФ, городам (кроме городов районного подчинения), районам и районам в городах.
Федеральное казначейство осуществляет предварительный и текущий контроль за ведением операций с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, кредитных организаций, других участников бюджетного процесса по исполняемым бюджетам и бюджетам государственных внебюджетных фондов, взаимодействует с другими федеральными органами исполнительной власти в процессе осуществления указанного контроля и координирует их работу.
В целях укрепления бюджетной дисциплины Казначейство при осуществлении финансового контроля наделено следующимиправами: производить проверки денежных документов, регистров бухгалтерского учета, отчетов, планов, смет и иных документов, связанных с зачислением, перечислением и использованием средств бюджета Российской Федерации, а также получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках; полу-чать от банков, иных финансово-кредитных учреждений справки о состоянии счетов предприятий, учреждений и организаций, использующих средства бюджета Российской Федерации, госу-дарственных внебюджетных фондов, а также внебюджетные средства; требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых органов государственного управления, предприятий, учреждений и организаций устранения выявленных нарушений порядка исполнения бюджета Российской Федерации, контролировать их устранение; открывать счета для зачисления и выдачи средств в Центральном банкеРФ, его учреждениях на местах, других кредитных организациях.
Кроме того, Федеральное казначейство при нарушении финансового законодательства обладает полномочиями по применению санкций. Порядок и сроки проведения ревизий казна-чейства определяются ПравительствомРФ.
Федеральное казначейство обладает следующими бюджетными полномочиями в случае заключения соответствующих бюджетных соглашений: по организации исполнения и фактичес-кому исполнению федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов; по осуществлению предварительного и текущего контроля за исполнением федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов; по осуществлению операций со средствами федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов; по составлению отчета об исполнении федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.
В связи с этим Федеральное казначейство открывает и закрывает в ЦБ РФ и его учреждениях, а также в уполномоченных кредитных организациях счета для зачисления и выдачи бюджетных средств; лицевые счета главных распорядителей, распорядителей бюджетных средств, бюджетных учреждений, а также бюджетные счета других получателей бюджетных средств. Обладает правом требовать от главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств предоставления отчетов об использовании средств федерального бюджета и других сведений, связанных с получением, перечислением, зачислением и использованием средств федерального бюджета.
Приостанавливает операции по лицевым счетам главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета и взыскивает в бесспорном порядке с лицевых счетов главных распорядителей, распорядителей бюджетных средств и получателей средств федераль-ного бюджета бюджетные средства, используемые не по целевому назначению.
Министерство РФ по налогам и сборам. В состав единой централизованной системы налоговых органов РФ входят:
– центральный республиканский (Российской Федерации) орган государственного управления (Министерство РФ по налогам и сборам);
– государственные налоговые инспекции по республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономным образованиям, районам, городам и районам в городах;
Государственная налоговая инспекция выполняет следующие функции: осуществление контроля за соблюдением законодательства о налогах и других платежах в бюджет и во внебюджетные государственные фонды; обеспечение своевременного и полного учета плательщиков налогов и других платежей в бюджет, правильности начисления платежей гражданами РФ, иностранными гражданами и лицами без гражданства, а также поступления этих платежей в соответствующий бюджет; контроль за своевременностью представления плательщиками бухгалтерских отчетов и балансов, налоговых расчетов, отчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой платежей в бюджет, а также проверку достоверности этих документов в части правильности определения прибыли, дохода, иных объектов обложения и исчисления налога и других платежей в бюджет; передачу правоохранительным органам материалов по фактам нарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность; предъявление в суд и в арбитражный суд исков; приостановление в определенных законом случаях операций предприятий, учреждений, организаций и граждан по расчетным и другим счетам в кредитных организациях и др.
Федеральные органы налоговой полиции РФ.Федеральные органы налоговой полиции явля-ются правоохранительными органами и составной частью сил обеспечения экономической безопасности Российской Федерации. Кроме того, органам налоговой полиции законодательством предоставлено право проводить предварительное следствие по делам о налоговых преступлениях.
Систему федеральных органов налоговой полиции составляют: Федеральная служба нало-говой полиции Российской Федерации (ФСНП РФ) на правах государственного комитета РФ; территориальные органы, органы ФСНП по республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (управления, отделы); местные органы налоговой полиции – органы налоговой полиции районов в городах Москве и Санкт-Петербурге, а также межрайонные отделы управлений, отделов ФСНП. Федеральную службу налоговой поли-ции РФ возглавляет Директор ФСНП РФ, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ.
На федеральные органы налоговой полиции возложены следующие задачи: выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушений; обеспечение безопас-ности деятельности государственных налоговых инспекций, защита их сотрудников от противо-правных посягательств при исполнении служебных обязанностей; предупреждение, выявление и пресечение коррупции в налоговых органах.
В соответствии со ст. 36 части 1 Налогового кодекса РФ органы налоговой полиции правомочны: производить в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством РФ дознание по делам о преступлениях, отнесенных к их ведению; проводить следствие по делам о преступлениях, отнесенных к их ведению; осуществлять оперативно-розыскную деятельность; участвовать в налоговых проверках (по запросу налоговых органов) и т.д.
Органы налоговой полиции, кроме того, имеютправо: пользоваться при исполнении служеб-ных обязанностей правами, предоставляемыми законом должностным лицам налоговых органов и агентам валютного контроля; приостанавливать операции налогоплательщиков по счетам в банках и других кредитных организациях на срок до одного месяца в случае непредставления документов, связанных с исчислением и уплатой налогов; беспрепятственно входить в любые производственные, складские, торговые и иные помещения независимо от форм собственности и местонахождения и обследовать их; требовать от должностных лиц устранения нарушений законодательства о налогах; налагать административный арест на имущество юридических и физических лиц с последующей реализацией этого имущества в случае невыполнения обяза-тельств по уплате налогов.
В качестве предупредительной меры органы налоговой полиции имеют право выносить письменные предостережения руководителям, главным бухгалтерам и другим должностным лицам банков и иных организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, а также гражданам с требованием устранения нарушений законодательства, своевременной и полной уплаты налогов и других обязательных платежей.
Органы налоговой полиции несут ответственность за убытки, причиненные налогопла-тельщикам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников этих органов при исполнении ими служебных обязанностей. Причиненные налогоплательщикам убытки возмещаются за счет средств федерального бюджета.
Государственный таможенный комитет РФ является федеральным органом исполнитель-ной власти. Это специфический орган, выполняющий фискальные функции по сбору таможенных платежей и пошлин в доход государства и являющийся правоохранительным органом. За таможенными органами закреплен статус субъекта оперативно-розыскной деятельности.
Единая система таможенных органов включает в себя: Государственный таможенный комитет РФ (ГТК РФ); региональные таможенные управления РФ; таможни РФ; таможенные посты РФ. Кроме того, в нее входят таможенные лаборатории, научно-исследовательские учреждения, учебные заведения, вычислительные центры и другие объекты, подведомственные ГТК РФ, деятельность которых способствует решению задач, стоящих перед таможенными органами. Правовую основу деятельности таможенных органов составляют Конституция РФ, Таможенный кодекс РФ, другие федеральные законы, указы и распоряжения Президента, постановления и распоряжения Правительства РФ.
Одной из основных задач ГТК является обеспечение экономической безопасности и защита экономических интересов РФ. Помимо функций, связанных с разработкой и реализацией таможен-ной политики, ГТК РФ занимается взиманием таможенных пошлин и налогов, иных таможенных платежей, организует осуществление валютного контроля, а также выполняет функции органа валютного контроля.
ГТК РФ возглавляет председатель, назначаемый на должность и освобождаемый от нее Президентом РФ. Заместители председателя ГТК РФ назначаются на должность и освобождаются от нее по представлению председателя ГТК Правительством РФ. Председатель ГТК руководит деятельностью подчиненных ему таможенных органов на принципах единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на них задач и функций.
Таможни обладают правом: проводить проверки финансово-хозяйственной деятельности лиц, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границуРФ, таможенных брокеров либо других лиц; взыскивать неуплаченные таможенные платежи в бесспорном порядке; получать от кредитных организаций сведения и справки по операциям и счетам лиц, осуществляющих деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы; привлекать лиц к ответственности за нарушение таможенных правил; обращать к исполнению постановления таможни о наложении взысканий за нарушение таможенных правил.
Контроль финансово-кредитных органов (банковский контроль).В число субъектов,осуществляющих государственный финансовый контроль, входят банки и другие финансово-кредитные органы. Особое место в системе банковского контроля занимает Центральный банк РФ. Центральный банк РФ решает данную задачу следующим образом: путем проверки законности и целесообразности создания кредитных учреждений при рассмотрении вопроса о регистрации коммерческих банков и выдаче лицензий на право осуществления банковских операций; путем установления экономических нормативов, издания нормативных актов, регулирующих деятель-ность кредитных учреждений; путем осуществления непосредственного контроля за законностью операций кредитных учреждений.
Банк России вправе осуществлять проверку операций банков своими силами либо поручить проведение таких проверок аудиторским организациям. Он устанавливает объемы и сроки предоставления бухгалтерской и статистической отчетности, необходимой для надзора за деятельностью кредитных учреждений.
Центральный банк РФ имеет право давать банкам обязательные для исполнения предписания об устранении обнаруженных нарушений. В случае неисполнения предписаний Центробанк может предъявить требования о проведении мероприятий по финансовому оздоровлению, о реоргани-зации (ликвидации) банка, о замене его руководства.
Внутрихозяйственный контроль– это осуществляемая бухгалтерией, финансовым отделом и другими экономическими службами хозяйствующего субъекта проверка производственной и хозяйственной деятельности организации (предприятия, учреждения) в целом либо ее отдельных структурных подразделений. Ключевым звеном в системе внутрихозяйственного контроля является главный (старший) бухгалтер.
Законодатель возложил на главного бухгалтера выполнение следующих функций: обеспе-чение контроля и отражение на счетах бухгалтерского учета всех осуществляемых организацией хозяйственных операций; предоставление оперативной информации; составление в установленные сроки бухгалтерской отчетности; проведение экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности организации (предприятия, учреждения) по данным бухгалтерского учета в целях выявления и мобилизации резервов.
При осуществлении своих функций главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю организации (предприятия, учреждения), чьим приказом он назначается и осво-бождается от должности. Главный бухгалтер не принимает к оформлению и исполнению докумен-ты по операциям, противоречащим действующему законодательству и нарушающим договорную и финансовую дисциплину. В случае получения незаконного распоряжения бухгалтер обязан до его исполнения письменно обратить на это внимание руководителя. При получении письменного подтверждения о принятии указанных документов к учету главный бухгалтер исполняет его. При этом всю полноту ответственности за незаконность совершенных операций несет руководитель предприятия (учреждения).
Таким образом, главный (старший) бухгалтер обладает достаточными правами для выявления и предупреждения нарушений финансового законодательства.