Общая характеристика бюджетного устройства США
В соответствии с государственным устройством бюджет США делится на 3 уровня:
- федеральный
- штатов
- местных органов власти.
Каждый уровень обеспечен собственными источниками поступлений, однако, в разной степени. Если федеральный бюджет полностью обеспечен федеральными налогами и другими поступлениями (в том числе государственными займами), то бюджеты более низких уровней получают значительные суммы помощи от бюджетов более высоких уровней. Приблизительное соотношение расходов федерального бюджета к расходам штатов и местных уровней 60-63% с одной стороны и 37-40% с другой.
Каждый из уровней власти собирает собственные налоги. Некоторые из них встречаются (по названию) на 2-х или даже на 3-х уровнях. Однако при этом порядок их сбора и ставки сильно различаются для каждого из уровней. На каждом уровне есть собственный источник поступлений, или так называемый опорный налог, который дает наибольший доход этому бюджету.
Государственный бюджет появился с момента образования США. Однако устройство его за период существования страны неоднократно менялось. Вначале размеры бюджета были крайне невелики, всего несколько % от ВВП, а собираемость налогов была низкой. В 20-е годы 20 века размеры федерального бюджета достигли 4% от ВВП и были значительно меньше совокупных бюджетов штатов и местных органов власти.
Размеры государственного бюджета значительно выросли в 1930 г. в связи с кризисом, который знаменовал окончание эры нерегулируемого капитализма.
"Новый курс" президента Рузвельта включил обширные социальные программы, а также программы воздействия на отдельные отрасли, помощь депрессивным регионам. Резкое увеличение федерального бюджета произошло в связи со вступлением США во вторую мировую, после которой его размеры хотя и уменьшились, но не до прежних размеров (параметров). Начиная с 30-з годов 20 века США превращается в один из главных инструментов регулирования экономики. Эту роль США выполняет посредством:
- государственных расходов
- изменения налогов
- социальных трансфертов.
В Конституции содержится одно из основополагающих условий, определяющих бюджетную политику США во все времена: федеральные средства могут расходоваться только на основе утвержденных законом полномочий. Иначе говоря, без разрешения конгресса ни одно должностное лицо или ведомство не имеет право истратить ни цента из федерального бюджета.
Бюджетный механизм США
Эволюцию бюджетного устройства США можно разделить на 3 этапа:
1) с 1787-1921, 2) с 1921-1976, 3) с 1976 по настоящее время. До начала 20 в. в исполнительной власти не существовало органа отвечающего за подготовку федерального бюджета. Каждое министерство самостоятельно подготавливало и предоставляло заявку на финансирование своих расходов непосредственно в конгресс. Тот и принимал решение об ее удовлетворении в зависимости от налоговых поступлений, но единого федерального бюджета в виде разработанного общего финансового плана правительства не было. Только в 1921 году конгресс создал в казначействе бюджетное бюро на которое была возложена ответственность за подготовку и предоставление общего бюджета в конгресс. В том же году конгресс впервые поручил президент предоставить бюджетный проект, который отражал бы государственные приоритеты. В 1940 году бюджетное бюро было переподчинено управлению президента, тем самым он принял непосредственную ответственность за бюджет.
В 1970 бюджетное бюро было преобразовано в административное бюджетное управление (АБУ). К прежним функциям добавились полномочия оценивать эффективность федеральных программ, расширять межведомственные согласования между центром и штатами. При разработке проекта бюджета АБУ в основном развивает идеи бюджетно-налоговой политики. Минфин США занимается исполнением федерального бюджета. Служба внутренних доходов при Минфине ведет сбор федеральных налогов. Кроме того министерство в лице своего казначейства производит обслуживание государственного долга, выпускает в обращение часть денежной наличности. Штаты не могут заключать международные договора или вступать в международные союзы, выпускать собственные деньги, вводить таможенные пошлины. Конгресс имеет право устанавливать и взимать налоги с целью выплачивать долги, обеспечивать оборону, брать деньги в кредит. В 1974г. конгресс создал бюджетное управление конгресса, структуру аналогичную АБУ при президенте. В этом же году был принят закон "О контроле за исполнением бюджета". Он определил 1 октября началом финансового года и утвердил календарный график бюджетного процесса
Бюджетный процесс США
Президент предоставляет составленный бюджет на рассмотрение конгрессу, где определены предварительные величины государственных расходов, доходов, дефицита, профицита, и размер долга федерального правительства.
Между 1-м понедельником января и 1-м понедельником февраля:
Чтение бюджетного послания о положении в стране;
15 марта:
Бюджетное управление конгресса сообщает бюджетным комитетам об альтернативных бюджетных стратегиях;
1 апреля:
Бюджетные комитеты сообщают в форме доклада согласительной комиссии о первой рекомендации по контрольным цифрам бюджета;
15 апреля:
Конгресс принимает первичные контрольные цифры;
с 15.05 по 30.06:
Конгресс начинает заседание палаты представителей по рассмотрению законопроектов о доходах и расходах;
15.07:
Президент предоставляет промежуточный обзор о состоянии бюджета;
20.08:
АБУ предоставляет промежуточный доклад о сегвестировании;
15.09:
Конгресс принимает бюджет во 2-ом чтении;
25.09:
Конгресс принимает закон о бюджете;
1.10:
Начало нового финансового (бюджетного) года.
В работе над проектом бюджета посвящается до 2/3 всего рабочего времени конгресса. Обсуждение ведется в обеих палатах. Порядок работы над бюджетом штатов не унифицирован, как и дата начала финансового года, но во многом он напоминает федеральную процедуру.