Анализ факторов, влияющих на структуру и динамику доходов федерального бюджета
Динамика основных параметров бюджетной системы Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов характеризуется некоторой стабилизацией, после существенного снижения в 2009 году, доходов на уровне 35,4-34,6%% к ВВП, снижением общего объема расходов с 38,6% до 37,1% к ВВП и дефицита с 3,1% до 2,5% к ВВП (Приложение 1):
Доля федерального бюджета в доходах бюджетной системы (до предоставления межбюджетных трансфертов) сократится с 53,3% в 2011 году до 51,9% в 2014 году, в расходах - возрастет с 36 % в 2011 году до 38,5% в 2014 году.
Прогнозируется рост доли доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации (до предоставления межбюджетных трансфертов) в общем объеме доходов бюджетной системы Российской Федерации с 15,9% в 2011 году до 18,1% в 2014 году. Доля расходов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в общем объеме расходов бюджетной системы возрастет с 25,9 % в 2011 году до 26,7% в 2014 году.
Доля доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и территориальных фондов обязательного медицинского страхования в общем объеме доходов бюджетной системы Российской Федерации (до предоставления межбюджетных трансфертов) сократится с 30,8% в 2011 году до 30% в 2014 году, доля расходов - с 38,1% в 2011 году до 34,8% в 2014 году.
Основные характеристики федерального бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов сформированы на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2012-2014 годы и соответствуют основным положениям Бюджетного послания, в том числе о необходимости последовательного сокращения размера дефицита федерального бюджета (таблица 2.5):
Таблица 2.5 - Основные характеристики федерального бюджета на 2010-2014 годы
млрд. рублей
2010 год (отчет) | 2011 год (закон) | проект | |||
2012 год | 2013 год | 2014 год | |||
Доходы, всего | 8 305,4 | 10 303,4 | 10 627,8 | 11 687,6 | 12 645,5 |
%% к ВВП | 18,5 | 19,3 | 18,5 | 18,4 | 18,0 |
Расходы, всего | 10 117,5 | 11 022,5 | 12 198,3 | 13 431,9 | 14 293,9 |
%% к ВВП | 22,5 | 20,7 | 21,2 | 21,2 | 20,3 |
в том числе условно утверждаемые | 335,8 | 714,7 | |||
%% к общему объему расходов | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 2,5 | 5,0 |
Дефицит | -1 812,1 | -719,1 | -1 570,5 | -1 744,3 | -1 648,4 |
%% к ВВП | -4,0 | -1,3 | -2,7 | -2,7 | -2,3 |
В 2012-2014 годах предполагается снижение доходов федерального бюджета с 19,3% к ВВП в 2011 году до 18,5 % в 2012 году, с дальнейшим снижением к 2014 году до 18,0% к ВВП. Такая динамика обусловлена снижением нефтегазовых доходов федерального бюджета с 9,8% к ВВП в 2011 году до 7,7% к ВВП в 2014 году, при этом ненефтегазовые доходы увеличиваются по сравнению с 2011 годом на 0,8% к ВВП и в 2014 году достигают 10,3% к ВВП (таблица 2.6):
Таблица 2.6 - Динамика доходов федерального бюджета
млрд. рублей
Показатель | 2010 год (отчет) | 2011 год (закон) | проект | ||
2012 год | 2013 год | 2014 год | |||
Доходы, всего | 8 305,4 | 10 303,4 | 10 627,8 | 11 687,6 | 12 645,5 |
в %% к ВВП | 18,5 | 19,3 | 18,5 | 18,4 | 18,0 |
в том числе: | |||||
Нефтегазовые доходы | 3 830,7 | 5 228,2 | 4 942,2 | 5 228,6 | 5 444,3 |
в %% к ВВП | 8,5 | 9,8 | 8,6 | 8,2 | 7,7 |
Ненефтегазовые доходы | 4 474,7 | 5 075,2 | 5 685,6 | 6 458,9 | 7 201,2 |
в %% к ВВП | 10,0 | 9,5 | 9,9 | 10,2 | 10,3 |
Доля в общем объеме доходов, % | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
в том числе: | |||||
Нефтегазовые доходы | 46,1 | 50,7 | 46,5 | 44,7 | 43,1 |
Ненефтегазовые доходы | 53,9 | 49,3 | 53,5 | 55,3 | 56,9 |
Снижение прогнозируемого поступления нефтегазовых доходов в процентах к ВВП в 2012-2014 годах обусловлено более низкими темпами роста цены на нефть марки «Юралс», курса доллара США по отношению к рублю, налогооблагаемых объемов добычи углеводородного сырья и экспорта нефти и нефтепродуктов по сравнению с темпами роста ВВП.
Увеличение ненефтегазовых доходов федерального бюджета к ВВП в 2012-2014 годах по отношению к 2011 году связано, в основном, с прогнозируемым увеличением поступлений по налогу на добавленную стоимость и акцизам.
В 2012-2014 годах планируется перейти к восстановлению использованных в период кризиса средств Резервного фонда и его пополнению за счет дополнительных нефтегазовых доходов, однако в процентах к ВВП его объем будет снижаться (таблица 2.7):
Таблица 2.7 - Прогноз объема Резервного фонда
млрд. рублей
Показатель | 2011 год (закон) | 2012 год | 2013 год | 2014 год |
Объем Резервного фонда на начало года | 775,2 | 1 408,1 | 1 568,2 | 1 618,9 |
%% к ВВП | 1,5 | 2,4 | 2,5 | 2,3 |
Курсовая разница | -44,0 | -3,9 | -0,7 | 5,5 |
Пополнение (использование) средств Резервного фонда | 676,9 | 164,0 | 51,4 | - |
Объем Резервного фонда на конец года | 1 408,1 | 1 568,2 | 1 618,9 | 1 624,4 |
%% к ВВП | 2,6 | 2,7 | 2,6 | 2,3 |
Средства Фонда национального благосостояния в 2012-2014 годах планируется использовать в объеме, равном софинансированию формирования пенсионных накоплений граждан (таблица 2.8):
Таблица 2.8 - Прогноз объема Фонда национального благосостояния
млрд. рублей
Показатель | 2011 год (закон) | 2012 год | 2013 год | 2014 год |
Объем Фонда национального благосостояния на начало года | 2 695,5 | 2 555,3 | 2 542,3 | 2 531,4 |
%% к ВВП | 5,1 | 4,4 | 4,0 | 3,6 |
Поступления и курсовая разница | -135,2 | -5,5 | -0,9 | 29,9 |
Использование средств Фонда национального благосостояния (софинансирование пенсионных накоплений) | -5,0 | -7,5 | -10,0 | -10,0 |
Объем Фонда национального благосостояния на конец года | 2 555,3 | 2 542,3 | 2 531,4 | 2 551,3 |
%% к ВВП | 4,8 | 4,4 | 4,0 | 3,6 |
Средства Фонда национального благосостояния, размещенные в финансовых активах | 648,5 | 550,7 | 474,0 | 472,6 |
Объем Фонда национального благосостояния на конец года без учета размещения в финансовых активах | 1 906,8 | 1 991,6 | 2 057,4 | 2 078,7 |
Финансирование дефицита федерального бюджета будет осуществляться преимущественно за счет государственных заимствований и средств, поступающих от приватизации федеральной собственности (таблица 2.9):
Таблица 2.9 - Источники финансирования дефицита федерального бюджета
млрд. рублей
Показатель | 2011 год (закон) | Прогноз | ||
2012 год | 2013 год | 2014 год | ||
Всего источников | 1 391,0 | 1 727,0 | 1 785,7 | 1 638,4 |
Государственные заимствования, всего | 1 311,3 | 1 592,3 | 1 601,7 | 1 626,1 |
в том числе: | ||||
привлечение | 1 801,1 | 2 181,7 | 2 284,0 | 2 474,1 |
погашение | -489,8 | -589,4 | -682,3 | -848,0 |
Приватизация | 298,0 | 276,1 | 309,4 | 300,0 |
Иные источники | -218,3 | -141,4 | -125,4 | -287,7 |
Прогноз доходов федерального бюджета на 2012-2014 годы рассчитан на основе сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов, одобренных Правительством Российской Федерации 21 апреля 2011 года.