Роль Правительства РФ при составлении проекта бюджета

Составление проекта федерального бюджета начинается не позднее, чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года и осуществляется Правительством РФ в соответствии с бюджетной политикой, определенной в Бюджетном послании Президента РФ. Составление проекта бюджета является прерогативой Правительства Российской Федерации, исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. По их поручению проект бюджета разрабатывается Министерством финансов РФ и территориальными финансовыми органами.

Правительство Российской Федерации организует работу по доведению не позднее чем за семь месяцев до начала финансового годадо органов представительной и исполнительной власти субъектов РФ инструктивного письма об особенностях составления расчетов к проектам бюджетов на следующий финансовый год, в том числе и о централизованно установленных социальных и финансовых нормативах, которые необходимо учитывать при составлении бюджета.

Правительство РФ представляет Государственной Думе до 1 августа следующие документы:• проект Закона «О федеральном бюджете»;• предварительные итоги социально-экономического развития РФ за текущий год;• прогноз сводного финансового баланса на предстоящий год;• прогноз консолидированного бюджета РФ;• федеральные целевые программы и программы по развитию регионов, предусмотренные к финансированию за счет средств федерального бюджета;• итоги исполнения федерального бюджета за первое полугодие текущего года и другие документы.

В процессе исполнения бюджета Правительство РФ может вносить изменения по статьям расходов бюджетной классификации в пределах утвержденных ассигнований по каждому направлению расходования средств. Отчет об исполнении федерального бюджета представляется Правительством в Государственную Думу для утверждения. Оформляется отчет в виде Постановления Федерального Собрания, которое должно быть обязательно опубликовано в печати.

4. Планирование доходной части федерального бюджета.

Доходы бюджетной системы можно определить как экономическую категорию, т.е. совокупность определенных экономических отношений, возникающих между плательщиками доходов, в качестве которых выступают юридические и физические лица, и получателем средств, государством, в лице органов его власти. Эти отношения возникают по поводу изъятия части средств плательщиков в пользу получателя.

В состав доходов включаются также экономические отношения, связанные с распределением поступающих государству средств между бюджетами различных уровней. Эти отношения возникают между различными государственными, региональными и муниципальными органами и с точки зрения организации бюджетных отношений они представляют собой бюджетные ресурсы, которые зачисляются в бюджеты различных уровней для целевого финансирования общегосударственных и муниципальных мероприятий.

В соответствии с принципами организации бюджетной системы, основная часть доходов (до 95%) имеет общий характер. Эти доходы являются источником финансирования любых видов расходов. Это позволяет наиболее гибко использовать бюджетные средства и не допускать кассовых разрывов в процессе исполнения бюджетов.

В соответствии с бюджетным кодексом в РФ установлены три основные группы доходов:

1. Налоговые доходы;

2. Неналоговые доходы;

3. Безвозмездные перечисления.

Законодательством предусмотрено три группы налогов:

1. Федеральные(НДС, акцизы, таможенные пошлины, налог на прибыль, НДФЛ, НДПИ, лесной налог).

2. Региональные(налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог, налоги, поступающие по специальным режимам (сельскохозяйственный налог, налог на вмененный доход, региональные лицензионные сборы)

3.Местные (земельный налог, налог на имущество физических лиц, налог на рекламу, налог на наследование и дарение, естные лицензионные и регистрационные сборы)

Налоговое планирование — это активные действия налогоплательщика по уменьшению налоговых платежей. Основными понятиями налогового планирования являются оптимизация налогов и минимизация налогов.

Особенности налогового планирования бюджета. Планирование неналоговых доходов бюджета.

Планирование доходов в бюджет предполагает определение параметров поступающих в бюджет налоговых и неналоговых платежей на очередной финансовый год по видам платежей. Определение возможных поступлений доходов связано с изучением факторов, которые влияют на каждый платеж.

Первая группа факторов – общеэкономические и социально-политические факторы. Они включают в себя: учет изменения цен и ценовой политики государства, учет отраслевых тенденций развития, рентабельности и капиталоемкости отраслей, учет факторов, влияющих на изменение конъюнктуры внутреннего и внешнего рынка. Учет изменений, происходящих в производственной и социальной инфраструктуре экономики. Тенденции развития платежного баланса государства. Изменения внешней и внутренней политики государства. На основе изменения этих факторов определяются важнейшие общеэкономические показатели, от которых зависит размер налоговых и неналоговых платежей. Эти показатели фиксируются в прогнозе социально-экономического развития РФ на очередной финансовый год. Это:

- изменение ВВП в очередном финансовом году

- уровень инфляции

- средний курс рубля к доллару на очередной финансовый год

- Доходы, которые получит государство от экспорта и т.д.

Определение этих показателей осуществляется мин.эконом.развития и торговли, совместно с Минфином РФ.

Вторая группа факторов – это факторы, которые учитываются при определении конкретных видов доходов. Они связаны с изменением порядка взимания отдельных платежей, в первую очередь налогов, а также с изменением всей налоговой системы РФ.
Факторы:

1) Данные экономического анализа исполнения доходов бюджетов в прошлом и в текущем году и выявление тенденций развития доходов в целом и по каждому отдельному источнику.

2) Совершенствование налоговой системы и определение основных направлений изменения налогового законодательства на следующий год по отдельным видам платежей. При этом учитывается возможное изменение состава плательщиков, количество объектов обложения, размеры налоговой базы, ставок и льгот по налогам.

3) Изменение системы налогового администрирования, на основе которого определяется уровень собираемости налогов в очередном году.

Исходя из этого определяются контингенты поступлений налоговых и неналоговых платежей и распределение этих поступлений между отдельными видами бюджетов. Эти расчеты осуществляет Минфином РФ и региональные и местные финансовые органы.

Минфин, на основе обобщенных сведений о текущих поступлениях доходов, определяет ожидаемое исполнение федерального бюджета на текущий год. Территориальные финансовые органы осуществляют ту же самую работу, но в рамках региональных и местных бюджетов.

Минфин РФ получает основные макроэкономические показатели от мин.эконом.развития и торговли, и на основе этих показателей рассчитывается общая сумма доходов федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ. Основной метод, который применяется – экстраполяция (составление перспективы исходя из практики предшествующих периодов. Применяется для прогнозирования лишь тех статей доходов и расходов, которые имеют стабильный характер) сложившихся тенденций развития доходов с учетом возможного повышения собираемости налогов и изменения порядка определения налоговой базы и ставок налога на очередной год. Одновременно с этим министерство финансов определяет поступления по каждому виду налоговых и неналоговых платежей. Расчеты налоговых поступлений основаны на планировании налоговой базы, средних ставок налогов и коэффициентов собираемости.
По каждому налогу имеется собственная методика планирования, которая в основном отличается особенностями определения налоговой базы. На практике используются два основных способа расчета налоговой базы.

Первый - прямое определение отдельных показателей, которые составляют налоговую базу. Такой способ применяется в случае, если налоговая база состоит из небольшого количества элементов. В частности, таким образом, определяется налоговая база по НДФЛ. При расчете налоговой базы определяется плановый фонд оплаты труда работников, прочие доходы физических лиц и средние размеры вычетов, которые используются при расчете этого налога.

Второй способ – аналитический. Он связан с экстраполяцией тенденций развития налоговой базы. Налоговая база определяется методами статистического или математического программирования и экономико-математических моделей. Таким способом определяется налоговая база по НДС, акцизам.

После расчета налоговой базы определяется средняя ставка налога на очередной год. Если по налогу используется несколько ставок, то средняя ставка рассчитывается по текущему году как отношение ожидаемых поступлений налога к налоговой базе, умноженное на 100.

Возможно также применение отдельных видов ставок по соответствующей налоговой базе.
Учитывается также коэффициент собираемости налогов. При этом определяется возможное повышение собираемости в следующем финансовом году.

Дальше рассчитывается сумма поступлений налога на следующий год:

Н=НБ*СрСт*Кс

НБ – налоговая база

СрСт – средняя ставка

Кс – коэффициент собираемости.

Если налог относится к регулирующим (распределяется между бюджетами), то при его планировании также определяются нормативы отчислений в бюджеты.

Неналоговые доходы также планируются министерством финансов и территориальными финансовыми органами на основе данных, которые предоставляют министерства и ведомства, обеспечивающие поступление этих средств в бюджет.

Сумма поступлений определяется, исходя из темпов внесения этих доходов в предшествующем году, возможного исполнения этих доходов в текущем году и изменения поступления этих средств в следующем году.

На основе всех этих данных составляется проект соответствующего бюджета по доходам с разбивкой доходов по разделам и статьям бюджетной классификации. Одновременно с этим устанавливаются нормативы отчислений от регулирующих доходов во все бюджеты на следующий год.

В настоящее время планирование неналоговых доходов производится администраторами доходов на основе данных предшествующих периодов (метод экстраполяции) с учетом планируемого изменения законодательства, а также темпов экономического и социального развития.

В составе неналоговых доходов ФБ наибольшую долю занимают (39,6%) доходы, полученные государством от внешнеэкономической деятельности. Основная доля в этих доходах приходится на таможенные пошлины (97,6%).

Таможенные пошлины планируются по следующим формулам:

Роль Правительства РФ при составлении проекта бюджета - student2.ru

Где С итог – таможенная пошлина, сборы и иные платежи в полном объеме перечисленные в ФБ. С пункт – общая сумма таможенных платежей, перечисляемая в федеральный бюджет одним таможенным пунктом. T – количество таможенных пунктов, осуществляемых данный вид деятельности на территории РФ.

ДОХОДЫ ОТ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Роль Правительства РФ при составлении проекта бюджета - student2.ru

Где N – количество сделок, совершаемых государством во внешнеэкономической сфере с получением средств и перечислением их в бюджет.

СС – сумма средств, полученных государством от одной сделки

5. Планирование расходной части федерального бюджета.

Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих задач. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям.

Существует следующая система бюджетных расходов: общегосударственные вопросы, национальная оборона, национальная безопасность и правоохранительная деятельность, национальная экономика, ЖКХ, охрана окружающей среды, образование, культура, здравоохранение и спорт, социальная политика, обслуживание и погашение госуд-го долга и долговых обязательств территориальных органов власти.

Наши рекомендации