Управление финансами на макроуровне

17.02.11

Лекция 2.
Оперативная или воспроизводственная функция.
Суть– финансовое обеспечение и обслуживание непрерывного кругооборота средств, т.е. бесперебойное наличие денежных средств у хозяйствующего субъекта.
Роль финансовой службы по обеспечению рыночной безопасности стала первостепенной при социализме.

Распределительная функция.
Признаётся всеми.
Суть - охватывает распределение и перераспределение через финансовый механизм, ВВП, национального дохода, фондов потребления и накопления.
Распределение происходит между 2-мя подразделениями общественного производства, между государством и субъектами хозяйствования, между государством и населением, между регионами, в целях поощрения или стимулирования экспорта и импорта.
Главное в этом процессе – кому отдать прирост при распределении и перераспределения
Распределение – это 1-ая стадия, в результате чего формируются первичные доходы – это з/п, прибыль, дивиденды.

2-ая стадия – перераспределение – осуществляется через бюджет, и формируются вторичные доходы.
Контрольная функция.
2 уровня контроля:
1-ый – на уровне государства регулируется контроль.
2-ой на уровне хозяйствующего субъекта.
1-ый уровень – уровень государства.
Здесь регулируются пропорции между количеством финансовых ресурсов и потребностью в них.
Центром этого регулирования является доходная и расходная часть бюджета.
В течение последних 2-х десятилетий происходило резкое ужесточение контроля за бюджетными ресурсами.
Сегодня оперативный контроль за исполнением федерального бюджета осуществляет Счётная палата.
По существу не зависимый эксперт, который подчиняется только Президенту.

2-ой уровень контроля – это на уровне предприятия хозяйствующего субъекта.
Этот вид контроля является наиболее эффективным, т.к. он не требует дополнительного отвлечения не средств, не людей от работы и осуществляется автоматически, т.к. производится по результатам хозяйственной деятельности, через систему финансовых показателей:
1) наличие денежных средств на расчётном счёте предприятия
2) наличие просроченной задолженности поставщикам

3) наличие просроченной задолженности по ссудам

4) наличие просроченной задолженности бюджету по платежам.

5) наличие просроченной задолженности бюджету по з/п.
Эти показатели свидетельствовали мгновенно о финансовом положении организации.
С 1993 года – Календарно-ценовая очерёдность платежей.
Идея – завтра з/п, всё отдаёшь, а на завтра нет денег.
На з/п выделяют авансовые суммы.
Во всём мире первая очередь принадлежит бюджету, а потом уже можно оплачивать труд граждан.
Роль финансов в экономике
Выводы анализа:
1) современная мировая экономика ставится всё более финансовоёмкой.
Финансы являбтся активным регулятором экономики.
2) сокращение бедности и экономический рост зависит от эффективности национальных финансовых систем.
3) во всех странах очевидна связь уровня финансового развития с уровнем доходов на душу населения.
Вывод: финансовое развитие наиболее существенное воздействие на улучшение уровня жизни бедных слоёв населения.
Мнение о том, что услуги финансовой системы несут выгоды лишь богатым является не верным.
Финансовая глобализация несёт увеличение потенциальных возможностей для роста и другие выгоды, но одновременно и повышает риски.
Финансы – это потенциально важный экспортный сектор.
В современных условиях роль финансов проявляется по следующим основным направлениям:
1) активизация политики накопления отечественного капитала
2) использование бюджетной и налоговой политики в целях развития экономики
3) государственная поддержка производственных инвестиций и финансирования инвестиционных программ, которые обеспечивают развитие научно-технического потенциала страны.
4) использование возможностей финансового рынка для целей производственного инвестирования.
5) усиление социальной направленности бюджета.
6) достижение социальной справедливости по отношению ко всем группам населения.
Финансовая политика.
Финансоваяполитика – это совокупность государственных мероприятий, которые направлены на мобилизацию финансовых ресурсов, на их распределение и использования для выполнения государственных функций.
Финансовая часть экономической политики, которая проявляется в следующем:

- использование государственных финансовых ресурсов

- регулирование государственных расходов и доходов

- формирование и исполнение государственного бюджета

- в налоговом регулировании

- в управлении денежным оборотом
- в воздействии на курс национальной валюты

Основные направления финансовой политики:
1)бюджетная политика

2) налоговая

3) денежно-кредитная

4) ценовая

5) таможенная

6) социальная
7) инвестиционная

8) внешнеторговая

Финансовая политика подразделяется на:
1) финансовую стратегию, т.е. на длительный период (пример – антиинфляционная политика в РФ) и финансовую тактику (т.е. на 1-3 года) (пример – государственный бюджет).
2) внешняя финансовая политика может быть и внутренняя.
Сфера финансовой политики.
Сфера – это хозяйство страны, население другого государства.
Рычаги финансовой политики:

1) финансирование – это безвозмездное, безвозвратное наделение финансовыми ресурсами (пример – из бюджета).
При социализме превалировал (не эффективный метод).
2) кредитование – возвратное наделение, платное наделение средствами с установленными сроками, т.е. более эффективный рычаг, чем финансирования.
3) проценты за кредит

4) налоги

5) государственные займы (штрафы, займы, неустойки и т.д.).
Цели финансовой политики.
Зависят от формулировки национальных интересов¸ от основополагающих внешне и внутренне политических концепций, от имеющихся ресурсов и государства, от демографической ситуации, от геологических особенностей.
Задачи финн. политики.
Связаны с эпохой и стадией развития государства.
Специфика финн. политики состоит в том что мероприятия этой политики проводятся на основе использования и формирования фондов денежных средств.
Задачи фин. политики сегодня:
1) обеспечить условия, для формирования максимально возможных фин. ресурсов.
2) установить рациональное распределение фин. ресурсов.
3) организовать регулирование и стимулирование экономич. и соц. процессов финансовыми методами.
4) выбрать финн. механизм, который соответствовал бы целям и задачам фин. стратегии.
5) создать эффективную систему управления финансами.
Типы фин. политики
Критерий разграничения типов фин. политики - это роль государства в экономике, степень его участия в экономике.
1 тип – классический.

Возник в конце 18 века.

Основоположник – Адам Смит и Давид Риккардо.
Основные признаки:
1) не вмешательство гос-ва в экономику

2) сохранение свободной конкуренции

3) рыночным механизмам отводится главная роль в регулировании хоз-ой жизни

4) требования к бюджету – сбалансированность (никакого дефицита)

5) доходы бюджета формируются в основном за счёт косвенных налогов

6) гос-ые расходы ограничиваются

7) политика называется реструкционная

2 тип – кейнсианство (20-е годы 20-го века)
Обосновывается неоходимотью усиления роли гос-ва в развитии экономики.
Основной инструмент этой политики – гос-ые расходы, т.е. их рост направлен на создание новых рабочих мест.
Рост расходов бюджета требовал роста доходов.
Основным их источником явл. подоходный, т.е. прямой налог с прогрессивной ставкой налогообложения.
Такая система повышала роль гос-ва в перераспределении национ. дохода.

Требование к бюджету принципиально изменилось, т.е. правомерным сталпризнаваться бюджетный дефицит.

Этот дефицит необходимо было финансировать (покрывать), потому возрастает роль гос-го кредита, гос-во активно берёт в долг, чтобы покрыть разницу доходов и расходов бюджета, потому роль ссудных капиталов и этого рынка значительно возрастает.
Кейнсианство проводит экспансию финансовую политику включающую расширение гос-ых расходов, снижение налогов, экспансионистскую кредитно-денежную политику связанную с расширением денежной массы в обращении.

Увеличение гос-ых расходов стимулирует рост произ-ва, а значит и инвестиций.

Расширяется покупательная способность населения, а значит и спрос на товары.

Кейнса правомерно назвать основоположником современной экономики, т.к. он впервые создал теорию, в которой исследовались взаимосвязи не между различными домохоз-ами и фирмами, а между агрегатами, т.е. совокупными экономическими показателями:

· Общими величинами производимой продукции

· Доходов

· Потребительских расходов

· Сбережений

· Инвестиций

· И прочего во всей экономике данной страны.

Главный вывод из теории Кейнса сводился к тому, что свободная рыночная экономика не способна автоматически поддерживать равновесие спроса и предложения м полную занятость, т.е. гос-во должно помогать, поддерживать эти равновесия.

Анализирующее положение этой теории продолжалось до середины 70-го года, когда основной проблемой стала не безработица, а инфляция против которой у Кейнса не было никакого рецепта.

3 тип – либеральное направление.

Предствитель – монетаризм.

Суть: при проведении финн. мероприятий рекомендует опираться в основном на кредитно- денежные или монетарные рычаги, а не на бюджетно-налоговые как у Кейнса.

С точки зрения роли гос-ва – возможно меньшее вмешательство гос-ва в экономику.
Максимально уменьшается гос-ый бюджет.

Причина – надежда на то, что рынок сам всё отрегулирует.

Самое страшное в этой теории – серьёзно уменьшается роль гос-ва в соц. Сфере.

Применение этой теории возможно лишь в качестве временной меры для исправления определённых деформаций в экономике.

Однако, для применения монетаризма необходимы развитые денежные отношения, рыночная инфраструктура, политическая стабильность, сильная, почти тоталитарная гос-ая власть, т.к. эта политика влечёт, как правило, огромное количество экономич. жертв со стороны основной массы населения.

Эта теория широко используется международным валютным фондом и организацией экономич. сотрудничества и развития для реализации программ, финансовой стабилизации гос-в, испытывающих финансовые трудности.
Монетаризм основывается на реструктивной политике, т.е.сокращаются гос-ые расходы, повышаются налоги.
Цель:
1) сокращение покупательной способности населения
2) уменьшение бюджетного дефицита

3)снижение уровня инфляции.

Две последние теории – кейнсианство и монетаризм на практике очень редко применяются в чистом виде.

4 тип – финансовая централизация (плановая экономика).

Суть: эта политика означает монополию гос- ва в организации фин. отношений, т.е. гос-во регламентирует всё, без исключения.
Такая политика оказалась достаточно эффективной в тех чрезвычайных условиях, в которых практически постоянно находилась страна, но решить поставленные задачи по развитию потребительского рынка стране никогда не удавалось.
Всемирные банк в результате анализа мировой экономики пришёл к выводу, что фин. политика должна быть рыночно ориентированной.
Тип регулирования при этом:
1) действует вместе с рынком, но не оставляет регулирование рынку
2) сохраняет определённое расстояние между властью и сферой о фин. операции, уменьшая возможности для возникновения конфликта интересов и коррупции
3) способность обоснованному принятию рисков.
Это правильный тип регулирования.
Не правильный тип регулирования включает фин. запреты.
Например, принудительное размещение кредита или сохранение реальных процентных ставок ниже рыночных.
Виды фин. политики.
Определяются поставленными задачами.
1) политика экономич. роста – это система фин. мер, которая направлена на увеличение фактических объёмов ВНП и повышения уровня занятости.
2) политика стабилизации – это попытка удержать объём выпуска продукции на его типичном для данной страны уровне и поддержать стабильность цен.
3)политика ограничения деловой активности – направлена на уменьшение реального объёма ВНП по сравнению с его потенциальным (возможным) уровнем.
Применяется в период подъёма или бума с целью избежать кризиса перепроизводства.
Ошибочная фин. политика в любой стране необычайно благоприятная причина практически всех соц. потрясений.

24.02.11

Лекция 3.

Современные проблемы фин. политики
До кризиса мы были на взлёте.
Это значит до 2008 года у нас средний темп прироста ВВП составлял за предыдущие несколько лет в среднем где-то 7% в год.
По сравнению с развитыми странами это колоссальный темп прироста.
Однако, фундамент отсчёта у них гораздо выше.
При тех благоприятных условиях, которые сложились у РФ в 00-е годы эти темпы можно назвать не высокими.
В 00-е годы бюджет стал профицитным и был таковым 10 лет.
(все 90-е годы – дефицитный).
В эти годы были созданы серьёзные фин. ресурсы:
1) резко возросли ЗВР
август 2008 – 598 млрд.доллр.
3-е место в мире по объёму после Китая и Японии.
2) был создан Стабилизационный фон, который с 1 февр. 2008 года реформировали, т.е. поделили на 2 фонда – Резервный фонд и Фонд национ. благосостояния.
3) сбережения населения продолжали активно расти все годы.
(от 30 до 50 % темп прироста в год)
В настоящее время в 2010 году их объём – 9, 8 трлн. руб.

На 2011 год предполагается их увеличение на 2 трлн.
В период кризиса только в 2008 году 1-2 месяца было снижение темпов пироста.
Но вовремя увеличили сумму страхового возмещения в случае банкротства банков до 700 тыс. руб, а потому изъятия из банка не произошло.
Проблема сегодня – из-за негативного бизнес-климата они не инвестируются внутри страны в инвестиции.
Потому разрыв между сбережениями и инвестициями составляет 10%.
Эти сотни млрд. руб. утекают из страны.
Процентные ставки активно падали вниз, они ниже темпов инфляции.
И в 2011 году – не ожидается их повышение.
Основные итоги 2010 года:
Становление.
ВВП – прирост- 4% в 2010 г.
По объёму ВВП – 6-ая экономика в мире.
Рост промышленности – 8,3% в 2010 г.
Прирост инвестиций – около 6%.
Приток капитала из-за рубежа меньше 2007 г., когда было 82 млрд.доллр.
Торговый баланс – рост экспорта в 2010 г.- более 32%, рост импорта – более 29%.

Превышение экспорта над импортом 153 млрд. доллр.

Рубль- укрепляется в последнее время.

Фондовый рынок – в целом динамика положительная.

Средний прирост пифов акций где-то на 17, 7%.

Пифы облигаций в среднем – 13, 8%.

Средний прирост индекса РТС пересчитанный на рубли – 20%.

Значение индекса РТС ещё недостаточно нефтегазового уровня.

Акции нефтегазового сектора практически не выросли в цене.

Причин несколько.

Банковские акции – темпы не высокие, бурный рост у Сбербанка – 27% за год.

Лидером среди всех акций явл.ю Автоваз – 2,5 раза рост.

Причина – гос-ая поддержка –субсидирование.

Экономика РФ постепенно внешне вроде бы благополучно выходит из кризиса.

Однако, у нас все эти годы (20 лет) самой большой бедой явл. темпы инфляции – очень высокие.
Одной из самых серьёзных проблем фин. политики ещё в середине 00-х годов была признана проблема взаимоотношений гос-ва и бизнеса.
В любой стране в кризисные периоды, как правило, происходит вмешательство гос-ва в экономику, т.к. рыночная экономика не способна саморегулироваться в такие периоды.
Самый яркий пример благополучного вмешательства – США (1929-1933),
2005 г. в РФ правительство обозначило новый вектор экономич. политики – активное вмешательство гос-ва в экономику путём такого инструмента, как гос-ые инвестиции.
Наиболее разумно и целесообразно в современных условиях будет вероятно тот вариант взаимоотношений, который опробован мировой экономикой и практикой и который называется гос-во с контрактной экономикой.
В этом варианте гос-во и бизнес заключают контракт, который предполагает выгодность для 2-х сторон.

Получение льгот, кредитов компаниями влечёт за собой и определённые конкретные обязательства по отношению к гос-ву.
В этих странах функционирует гос-ый рынок, в котором гос-ву принадлежит ведущая роль и оно ведёт за собой всю экономику.
Сегодня самым больным примером, в плане вмешательства гос-ва в экономику явл. такие структуры, как гос. корпорации.
1-ая из них была создана в 2003 году и называется Агентство по страхованию вкладов.

Последующие 7 гос. корпораций были созданы через 2 года.
Тогда возник миллион проблем не состыковок, недоразумений, неувязок, возмущение общества по отношению к этим структурам.
Самая большая дикость состоит в том, что гос-во предаёт гос. корпорациям имущество и оно становится собственностью гос. корпораций.
Го-ву оно уже не принадлежит, оно только назначает руководителя.
Гос. корпорации – это по существу 3-ий вариант участия в экономике.
1-ый – это АО со 100% гос-ой долей (например, РЖД).
2-ой - это общество с гос-ым капиталом (Газпром, Аэрофлот).

3-ий – гос. корпорации – это соединение АО с Федер. Гос-ми унитарными предприятиями.

Правительство лишено прямого контроля над гос. корпорациями.

Даже Счётная палата не в праве осуществлять контроль.

В период кризиса сформировалось чёткое мнение о том, что гос. корпорации будут существовать лишь определённый период, а в перспективе большинство из них разными путями преобразятся в АО.

В правительстве сформировалось мнение о том, что гос-ое участие в экономике имеет свои пределы и указывается на опасность вмешательства гос-ва в хоз-ю жизнь.
РФ намерена совершить модернизацию и пытается активно создать инновационную экономику.

В решении этого вопроса роль гос-ва несоизмерима, первостепенна.

Инновационный бизнес – это значит – придумать и суметь продать, чтобы был спрос.

Управление финансами на макроуровне.

Финансовую политику проводят органы, которые входят в единую системы управления.
Министерство финансов РФ → Министерство фин. республик (21 республика) → Финансовые органы управления в краях, областях, городах федерального подчинения.

I МинФин РФ состоит из: - федеральная налоговая служба, - федеральное казначейство, - федеральная служба по финансовому мониторингу (фин. разведка), - федеральная служба финансово-бюджетного надзора, федер.служб страхового надзора. II Органы непостредственно подчиняющиеся Правительству РФ: Федеральная таможенная служба, Федер. служба по фин. мониторингу, Федер. Служба по фин. рынкам.IIΙ Счетная палата.
Функции большинства органов:
Мин. Фин.РФ:
1) разработка мер по финн. налоговому стимулированию предпринимательской деятельности.
2) определение потребности в гос-ых фин. централизованных ресурсах.
3) разработка и исполнение Федеральный бюджет.
4) прогноз консолидированного бюджета

5) разработка предложения по совершенствованию налоговой политики

6) участие в определении ценовой политики

7) подготовка денежно-кредитной политики

8) осуществление выпуска гос-ых займов

9) обслуживание гос-ого внутр. долга
10) сотрудничество с международн. фин. организациями

11) разработка программы внешних заимствований

12) обеспечение изготовлением гос. знака денежных билетов и металлических монет по заявкам ЦБ.
Исходя из этих фун-ий, Мин. фин. – это Министерство министерств, т.к. оно распоряжается казной гос-ва.
Потому министр финансов по своему уровню, как правило, всегда 2-ое лицо в Правительстве.

Федеральная налоговая служба:

контроль и надзор за соблюдением законодательства о налогах и сборах
2) соблюдение валютного законодательства в пределах компетенции налоговых органов
3) гос. регистрация юр. лиц и индивидуальных предпринимателей
4) представление интересов государства и процессе банкротства предприятий
5) контроль и надзор за проведением лотерей.
Федеральная служба фин-бюдж. надзора
1) соблюдение законодательства в фин-бюдж. сфере и контроль за использованием средств федер. бюдж, а также гос-ых внебюдж. фондов и материальных ценностей на территории РФ и за её пределами.
Федер. казначейство.
1) кассовое использование гос. бюджета. Может предоставлять самостоятельные учреждения (как в Англ.) или входить в МинФин (как в РФ). Создано в 1863г. В 1928г. ликвидировали, в воссоздали в 1992г. С 1928г. по1992г. кассовое обслуживание осуществлял ГосБанк Советского Союза. Казначейство имеет 3х звенную структуру:
1. главное управление фед. казначейства МинФина РФ
2. сеть региональных управлений в субъектах федерации
3. сеть локальных звеньев на уровне районов и городов.
Функции: 1) концентрирует на своих счетах все платежные операции фед. бюджета 2) обеспечивает полноту и своевременность перевода средств 3) контролирует правильность и своевременность использования гос. бюджета 4) осуществляет контроль за соблюдением бюджетного законодательства.

Федер. таможенная служба
Контроль за соблюдением налогового законодательства при перечислении товарами границы РФ, за правильностью исчисления и уплаты таможенных пошлин.
Федеральная служба по фин. мониторингу.

Начала функционировать 1 фев. 2002г.
Осуществляет функции
1)по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, координирует деятельность в этой сфере иных фед. органов.
2) финансирование терроризма
3) координирует деятельность в этой сфере иных Федер. исполнительной власти.
Первоначально она создавалась как комитет по финн. мониторингу.

Иначе говоря её называют Фин. разведка.

Первоначально она работала, т.е. требовала сведения только от коммерческих банков.

Причина: многие из них создавались только с одной целью – для легализации определённых доходов.

Все сообщения в коммерч. банках информируются по спец. программе.

Программный продукт банки получали бесплатно.

Зашифрованные сообщения приходят в ЦБ, который и аккумулирует (собирает) и ретранслирует фин. разведку, где происходит расшифровка всех сообщений.

Информация от банков поступает в управление, где она обрабатывается и помещается в Федер. банк данных.

Аналитическое управление просеивает всю суточную информацию и выбирает аномальные сообщения, которые определяются по секретным критериям, разработанным фин. разведкой.
Дальше эти анаомальные сообщения доводятся до определ. уровня обработки и передаются либо в налоговые органы, либо в МВД, либо в таможенные органы, либо в Прокуратуру, где должны приняться соответствующие решения.
Фин. разведка отслеживает момент прихода этих сообщений и принятые решения.
В 2010 году банкиры должны были предоставить в надзорные органы информацию о 6,8 млн. операций.
Подавляющая часть – это операции граждан.
Банковское сообщество настаивает на том, чтобы направлять в надзорные органы сведения лишь о подозрительных сделках.
ЦБ поддерживает эту идею.
Это значительно освободит пространство и время для работы с негативом.
В настоящее время, даже если банк явно видит, что фирма с уставным капиталом в 10000 руб. приводит операции на сотни млн. доллр. Он не имеет право отказать клиенту.
В последующие годы фун-ии финн. разведки значительно расширились.
И сегодня все сведения о сделках, о покупке недвижимости, ценных бумаг, прочего имущества ценой свыше 600 тыс. руб. автоматически поступают для анализа в Гос. фин. мониторинг.

Фин. разведка сегодня после сотрудничает не только с банкирами, но и со страховщиками, владельцами лизинговых компаний, с риелторами, адвокатами, нотариусами и с лицами, которые оказывают предпринимательские услуги в сфере юр. и бухг. учёта.

Наша финн. разведка создавалась по несколько иным причинам, чем фин. разведки в развитых странах.

Предполагалось, что это обеспечит ей выход в ряд наиболее эффективно работающих фин. разведок мира.

Счётная палата.

В 1995 году возникла.
Формируется через Федер. собрание (Праламент).

Подчиняется Президенту, а отчитывается перед Парламентом.

Её полномочия обширны.

Конституция формирует их так:

1)Фин. контроль, оценка эффективности и целесообразности расходования гос-ых средств.
2) использование Федер. собственности
3) систематическое информирование общества, Президента и Парламента об этом.
Более конкретные фун-ии:
1) оперативный контроль за исполнением федер. бюджета, (т.е. в течение текущего фин. года отслеживать исполнение бюджета)
2) проведение ревизий и проверок оп отдельным разделам и статьям федер. бюджета и бюджетов гос-ых внебюдж. фондов.
3) экспертиза проектов федер. бюджета, законов, международных договоров
4) контроль за управлением и обслуживанием гос-го долга
5) контроль за исполнением иностранных кредитов и др.
6) контроль за деятельностью ЦБ.
Счётная палата явл. единственным конституционным органом, который имеет право проверять расходование бюдж. средств Правительством и Мин.финансов.
Её коренное отличие от всех др. контролирующих органов состоит в том, что она явл. субъектом внешнего контроля, т.е. контролирует исполнительную власть от имени и в интересах общества, ибо осуществляет независимый внешний контроль.
В Палате активно внедряется аудит эффективности, т.е. отслеживаются не только исполнения закона при использовании средств, но и выясняется дают ли эти средства ожидаемую отдачу.
В отличие от гос-го контроля этот процесс называется гос-ый аудит.
Перспективы Счётной палаты:
1) должна превратиться в главный контролирующий орган страны

2) за 15 лет работы на содержание Счётной палаты Федер. бюджет ассигновал 10,3 млрд. руб., а Счётная палата вернула в бюджет 147 млрд. руб., т.е. в 14 раз больше того,что получило.

В МГУ открыт новый факультет Высшая школа гос-го аудита (обучение платное), но не имеет аналогов в РФ не за рубежом.


3.03.11
Лекция 4.

Тема: Финансовая система.

Фин. система – это совокупность различных сфер финн. отношений, в процессе которых формируются и используются различные денежные фонды.

Система делится на 2 подсистемы:
- гос-ые финансы

- финансы хозяйствующих субъектов

Каждая подсистема распадается на звенья.

1-ое звено – финансы хозяйствующих субъектов–это фундамент, основа фин. системы, т.к. в этом звене создаётся национальный доход, который частично остаётся в этом звене, а частично переходит в централизованные фин. звенья.

2-ое звено – бюджет – это ведущее звено фин. стстемы,т.к. оно аккумулирует централизованные финн. ресурсы, обеспечивает финансированием гос-ых нужд и явл. казной гос-ва.
3-е звено – госые внебюджетные фонды.
Это 3 соц. фонда – Пенсионный, Соц. страх. и обязат. мед.страхов.
Созданы в начале 90-х годов, как самостоятельные и строго целевые.
С начала 00-х годов вошли в бюдж. систему.
4-е звено – страхование.
С начала 90-х годов по существу возникла принципиально новая систему страхован ия в стране приближающаяся к международным стандартам.
5-е звено – гос-ый кредит – это 3 вида отношений:
1-ый вид – гос-во должник, берёт в долг для покрытия дефицита бюджета.
2-ой– гос-во кредитор- одалживает –это менее развитая форма гос. кредита о поддержке малорентабельных, но жизненно необходимых средств.
3-ий – гос-ые гарантии, т.е. гос-во гарантирует бюджетными средствами возврат или определёнными компаниями или муниципальными структурами возврат кредитов, которые не не способны вернуть.
6-е звено – финн. рынок, в частности Фондовый рынок, который воссоздался в РФ указом Президента 1994 года.
Взваимосвязь между звеньями финн. системы осуществляет кредитно-денежная система, имеющая 2 уровня:
1-ый – ЦБ РФ.
2-ой – коммерческие банки,гос-ые и коммерческие.

Наши рекомендации