Правовые основы деятельности кредитных кооперативов
Правовые основы деятельности кредитной кооперации в современной России.
Правовые основы деятельности кредитных кооперативов.
Основой правового регулирования деятельности всех организаций в РФ, в том числе и организаций кредитной кооперации являются: Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон РФ от 7 августа 2001 г. № 117-ФЗ «О кредитных потребительских кооперативах Российской Федерации» и другие нормативные акты РФ общеобязательного характера.
Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, другие федеральные законы, в том числе и кооперативные, законы субъектов РФ, а также уставы кооперативов обеспечивают их развитие и функционирование как равноправных субъектов рыночной экономики.
Так, глава 2 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина» гарантирует каждому право на объединение, использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной деятельности, не запрещенной законом. Кредитные потребительские кооперативы граждан и кредитные союзы представляют собой специфическую форму кооперации граждан в сфере ссудо-сберегательных услуг. Они строятся на принципах Международного кооперативного альянса на философии международного кооперативного движения. Участвуя в деятельности, граждане реализуют свое конституционное право на свободу объединений и свободу выбора общественно полезной деятельности.
Согласно ст. 116 Гражданского кодекса РФ кредитные кооперативы являются некоммерческими организациями, которые предоставляют все услуги ограниченному кругу лиц - своим пайщикам. И поскольку договор кредитного кооператива с пайщиками не носит характера публичного договора, кооператив не является кредитной организацией, и его деятельность не подлежит лицензированию Центральным Банком РФ.
В России Федеральный закон «О кредитных кооперативах Российской Федерации» вступил в силу 07.07.01 под № 117-ФЗ.
До принятия указанного Закона деятельность потребительских кредитных кооперативов регулировалась нормами ГК РФ, а также Законом РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах и союзах) в РФ» от 19 июня 1992 г. № 3085-1, Законом РФ «О сельскохозяйственной кооперации» от 8 декабря 1995 г. Необходимость принятия Федерального закона «О кредитных потребительских кооперативах РФ» была обусловлена потребностью определения правового положения кредитных потребительских кооперативов, а также их прав и обязанностей.
Каковы же основные положения этого закона? В первую очередь, в нем был зафиксирован статус кредитных кооперативов как некоммерческой организации. Статья 4 Закона гласит: "Кредитный потребительский кооператив граждан - потребительский кооператив, созданный гражданами, добровольно объединившимися для удовлетворения потребностей в финансовой взаимопомощи".
В качестве некоторых особенностей организационно-правовой формы кредитных кооперативов можно отметить следующие.
Во-первых, кредитные потребительские кооперативы отличаются своей демократичностью. Она проявляется в том, что они могут создаваться по признаку общности места жительства, трудовой деятельности , профессиональной принадлежности или иной общности граждан.
Во-вторых, в Законе о потребительской кооперации установлен принцип равенства прав и обязанностей всех членов кредитного кооператива при принятии решений независимо от размеров паевых взносов.
Кредитные кооперативы, хотя и являются потребительскими кооперативами, все же имеют свою специфику, так как они действуют в особой сфере -финансовой. Поэтому в центр закона ставится задача соблюдения финансовых интересов и принципов кредитных кооперативов и обеспечение финансовой стабильности. Это достигается путем установления целого ряда ограничений на их деятельность.
Во-первых, вводится ограничение на численность членов кредитного кооператива: их должно быть не менее 15 - для обеспечения хотя бы минимальной устойчивости, и не более 2000 - для сохранения управляемости (ст.10 ФЗ от 07.07.01 №117).
Во-вторых, закон устанавливает ограничения на виды финансовой деятельности кредитных кооперативов. Там, аккумулирование средств происходит только внутри кредитного союза, и большая часть этих средств идет на выдачу ссуд самим пайщикам. Кроме того, кредитным союзам запрещаются рискованные способы вложения средств пайщиков.
В-третьих, законом вводится обязательное страхование риска невозврата ссуд в связи со смертью или нетрудоспособностью заемщика.
В законе произведено четкое разграничение имущества кредитного кооператива и имущество пайщиков. Так, имущество кооператива образуется из паевых и вступительных взносов пайщиков. А вот сбережения вкладчиков передаются в кредитный кооператив на правах доверительного управления, и вкладчики остаются их собственниками. Кроме того, передача личных сбережений вкладчиков кредитному кооперативу осуществляется на основании договора, заключаемого между кооперативом и его вкладчиком в письменном виде. Договор должен содержать, в частности, условия размера и порядка оплаты за предоставляемые кооперативу сбережения. В кредитном кооперативе создается фонд финансовой взаимопомощи, который является источником займов, предоставляемых членам кооператива. Он формируется за счет собственных средств кредитного кооператива, а также личных сбережений членов кооператива. При этом, часть фонда финансовой взаимопомощи, предназначена для выдачи займов на предпринимательские цели, не может превышать половину фонда. Величина временно свободного остатка фонда финансовой взаимопомощи может использоваться исключительно при приобретении государственных и муниципальных ценных бумаг, а так же для хранения на депозитных счетах в банках. Доходы, получаемые от управления этими средствами, поступают непосредственно на паевые книжки членов кооператива, что позволяет избежать несправедливого двойного налогового обложения.
С другой стороны, поскольку пайщики являются учредителями кредитного кооператива, они имеют, безусловно, больше прав, чем клиенты банков и др. кредитных организаций. В частности, они участвуют в управлении и контроле за деятельностью кооператива. Но в то же время, они несут дополнительную ответственность по обязательствам кооператива, при погашении убытков его деятельности. Передача денежных средств кредитным кооперативом своим членам оформляется договором займа. Договор займа может быть беспроцентным, если в нем не предусмотрено иное, в случае, когда договор заключен на сумму, не превышающую пятидесятикратной установленной законом минимальной оплаты труда, и не связан с осуществлением заемщиком предпринимательской деятельности. Таким образом, создание кредитных потребительских кооперативов позволяет обеспечить финансирование операций физических лиц, направленных в том числе, на удовлетворение их личных потребностей.
Особого внимания заслуживают устанавливаемые законом процедуры контроля за деятельностью кредитного кооператива. Базовой является система внутреннего контроля, для реализации которой законом предусмотрена структура органов управления кооператива, которая должна обеспечить как доступ пайщиков к принятию решений (путем их участия в работе правления кредитного комитета, ревизионной комиссии), так и демократический контроль за выборными органами посредством общего собрания. Кроме того, предполагается установление стандартов информационной открытости: кредитный кооператив должен не реже одного раза в три месяца информировать пайщиков о ходе и о результатах доверительного управления их средствами.
Внутренний контроль дополняется внешний- со стороны федеральных органов исполнительной власти. При этом Правительство РФ, утверждая стандарты и правила деятельности кредитных кооперативов, может делегировать право контроля органами исполнительной власти субъектов РФ, но и организациями, образованными самими кооперативами.
Поскольку кредитные кооперативы и их союзы созданы во многих регионах России, то реализация региональных программ, нацеленных на их поддержку и развитие, включающая в себя разработку и принятие адекватного регионального законодательства, может ускорить процесс возрождения и развития кредитной кооперации как по стране в целом, так и в отдельных регионах. Наглядным примером этому может служить региональное законодательство в Волгоградской, Владимирской, Саратовской областях.