Относительные уровни налоговой нагрузки по отраслям экономики
Наименование отраслей | Относительный уровень нагрузки | ||
Всего | 1,000 | 1,000 | 1,000 |
Промышленность | 1,260 | 1,328 | 1,370 |
Транспорт | 0,896 | 0,993 | 1,323 |
Связь | н.д. | 1,023 | 1,168 |
Строительство | 0,802 | 0,781 | 0,685 |
Торговля и обществ. Питание | 0,698 | 0,487 | 0,461 |
ЖКХ | 0,490 | 0,637 | 0,703 |
Другие отрасли экономики | 0,988 | 1,104 | 1,001 |
Промышленность | 1,000 | 1,000 | 1,000 |
Электроэнергетика | 0,754 | 0,699 | 0,791 |
Топливная промышленность | 1,686 | 1,893 | 1,882 |
Черная и цветная металлургия | 0,924 | 0,887 | 0,896 |
Химическая и нефтехимическая | 0,963 | 0,841 | 0,807 |
Машиностроение и металлообработка | 0,792 | 0.799 | 0,758 |
Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная | 0,979 | 0,904 | 0,789 |
Строительных материалов | 0,839 | 0,841 | 0,760 |
Легкая | 0,859 | 0,831 | 0,722 |
Пищевая | 0,944 | 0,779 | 0,711 |
Микробиологическая | 0,860 | 0,936 | 0,663 |
Медицинская | 0,570 | 0,610 | 0,526 |
Другие отрасли промышленности | 0,814 | 0,869 | 0,926 |
Топливная промышленность | 1,000 | 1,000 | 1,000 |
Нефтедобывающая | 1,176 | 1,112 | 1,114 |
Нефтеперерабатывающая | 0,683 | 0,799 | 0,818 |
Газовая | 0,636 | 0,834 | 0,847 |
Угольная | 0,747 | 0,590 | 0,539 |
Пищевая промышленность | 1,000 | 1,000 | 1,000 |
Ликеро-водочная | н.д. | 0,409 | 0,647 |
Табачная | н.д. | 0,581 | 0,581 |
Рыбная | 0,543 | 0,693 | 0,669 |
Прочие подотрасли | н.д. | 1,120 | 1,109 |
Химическая и нефтехимическая промышленность | 1,000 | 1,000 | 1,000 |
Химическая | 0,953 | 0,763 | 0,788 |
Нефтехимическая | 1,114 | 1,541 | 1,471 |
Лесная, деревообрабатывающая целлюлозно-бумажная | 1,000 | 1,000 | 1,000 |
Лесозаготовительная | 0,796 | 0,397 | 0,384 |
Деревообрабатывающая | 0,856 | 0,808 | 0,760 |
Целлюлозно-бумажная | 1,219 | 1,415 | 1,461 |
Лесохимическая | 0,647 | 0,506 | 0,344 |
Легкая промышленность | 1,000 | 1,000 | 1,000 |
Текстильная | 0,960 | 0,988 | 0,955 |
Швейная | 0,705 | 0,549 | 0,743 |
Прочие подотрасли | 1,414 | 1,566 | 1,417 |
Лесозаготовительная | 0,796 | 0,397 | 0,384 |
Деревообрабатывающая | 0,856 | 0,808 | 0,760 |
Целлюлозно-бумажная | 1,219 | 1,415 | 1,461 |
Лесохимическая | 0,647 | 0,506 | 0,344 |
Более поздние официальные данные об относительных уровнях налоговой нагрузке в открытом доступе отсутствуют, но поскольку изменение показателей за 2002-2004 гг. несущественно и после 2004 года резких изменений в налоговой политике не произошло, данные табл. 1.9 можно экстраполировать и на настоящее время.
Наибольший относительный уровень налоговой нагрузки в промышленности – (1,3-1,4) и связи – (1,0-1,2), наименьший - в торговле и общественном питании, жилищно-коммунальном хозяйстве – (0,5-0,7).
В промышленности наибольшая относительная налоговая нагрузка в топливной промышленности (1,7-1,9), химической и нефтехимической, а также лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной отраслях (0,9-1,0), черной и цветной металлургии (0,9), машиностроении и металлообработке (0,8). Наименьшая нагрузка в медицинской промышленности – (0,5-0,7).
В топливной промышленности наибольший уровень относительной налоговой нагрузки в нефтедобывающей отрасли (1,1-1,2), нагрузка в нефтеперерабатывающей, газовой и угольной отраслях не превышает 0,8.
Относительная налоговая нагрузка во всех отраслях пищевой промышленности (ликероводочной, табачно-махорочной, рыбной) не превышает 0,7.
В химической и нефтехимической промышленности налоговой нагрузка в нефтехимической отрасли (до 1,5) существенно выше, чем в химической (до 1).
Из отраслей лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности наибольший уровень относительной налоговой нагрузки в целлюлозно-бумажной отрасли (1,2-1,5), наименьший – в лесохимической (0,3-0,6).
В отраслях легкой промышленности (текстильной, швейной) относительный уровень налоговой нагрузки варьируется от 0,6 до 1.
Важной с позиций налоговой нагрузки тенденцией в современной России является увеличение государственных расходов на пенсию. Ожидается, что в ближайшие десять лет может возникнуть дополнительная нагрузка на бюджет в размере двух процентов валового внутреннего продукта. В этих условиях может возникнуть сложная ситуация из-за продолжения политики снижения налогового бремени.
Анализ состояния и тенденций налоговой нагрузки в России позволяет сделать вывод о том, что она сопоставима с аналогичным показателям в других странах ЕС, где можно выделить три хронологических периода: до 1999 г. – повышение налоговой нагрузки до 41,8% ВВП; до 2004 г. – снижение налоговой нагрузки до 39,3% ВВП; в 2004 г. – очередное повышение нагрузки до 39,6% процента ВВП. Более поздних европейских статистических данных по налоговой нагрузке нет.
Снижение уровня налоговой нагрузки в начале XXI в. в странах ЕС было обусловлено реформированием систем налогообложения, уменьшением ставок подоходного налога и взносов на цели социального страхования. В результате принятых мер с 41, 8% в 1999 г. налоговая нагрузка в 2001 г. снизилась до 41,1%, 2002 г. – 40,4% ВВП.
В 2006 г. Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) был опубликован доклад о динамике налогового бремени в 24 странах со стабильной экономикой, которые входят в ОЭСР. Было отмечено, что в 2004 г. налоговая нагрузка начала увеличиваться, достигнув за год 35,9% ВВП). В 2005 г. тенденция роста налогового бремени сохранилась: самый большой рост налогов наблюдался в Исландии (на 3,7% до 42,4% ВВП), США (на 1,3% до 26,8% ВВП) и Великобритании (на 1,2% до 37,1% ВВП). Самое большое снижение налоговой нагрузки отмечено в Венгрии (на 1% до 37,1%).
Основная причина роста налогов в 2004-2005 гг., считают эксперты ОЭСР, - экономический рост и увеличение прибыли компаний при неизменности и даже снижении налоговых ставок. Рост налоговой нагрузки в Исландии кроме того объясняется повышением сборов с продажи товаров и наоборот снижение нагрузки в Венгрии – спадом продаж.
В докладе отмечено, что из 24 государств, налоговые показатели которых были доступны для исследования, в 2005 г. в 17 странах налоги выросли, тенденция к снижению налоговой нагрузки, которая наблюдалась с 2000 по 2003 год (с 36,6% до 35,8%), повернула вспять.
Эксперты европейского статистического бюро считают, что увеличение налоговой нагрузки в 2005 г. не стало тенденцией, поскольку в Евросоюзе обострилась налоговая конкуренция: с целью привлечь инвесторов европейские государства стали проводить политику, направленную на снижение налоговых ставок и введение льгот.
Налоговая нагрузка в разных странах ЕС весьма неравномерна: наибольшее налоговое бремя в Швеции (50,6% ВВП), Дании (48,9% ВВП), Бельгии (46,6% ВВП) и Финляндии (45,9% ВВП), наименьшая налоговая нагрузка (около 30%) – в странах-членах ЕС, недавно присоединившихся к ЕС (Румынии, Литве, Словакии и Латвии). Наименее низкий показатель нагрузки в Ирландии (28,6% ВВП), Литве (28,8% ВВП), Латвии (31,3% ВВП), на Мальте (31,3% ВВП) и Кипре (32,5% ВВП).
В сравнении с другими развитыми государствами страны Евросоюза в целом поддерживают высокие налоги, налоговая нагрузка в США и Японии на 14 процентов ниже среднеевропейского показателя. Следует отметить и очень низкий уровень налоговой нагрузки в Китае – 17% ВВП.
Анализ налоговой нагрузки в зарубежных странах позволяет сделать вывод об отсутствии долговременных тенденций данного показателя и весьма высоком налоговом бремени даже в развитых странах. В частности, показателен пример Великобритании, компании которой в 2006 г. кроме налога на прибыль платили еще 21 налог. В период 2005-2006 гг. налоговая нагрузка увеличилась на 16% и, как полагает Британская бизнес-организация Institute of Directors, достигла критического уровня. Организация представила ряд предложений по бюджетной политике, которые включают снижение ставки корпоративного налога с 30 до 28 процентов, отмену налога на наследство и упрощение правил уплаты налога на прирост капитала.
Положительным опытом регулирования налоговой нагрузки может служить Австрия, которая среди членов ЕС принадлежит к странам со средним уровнем налогообложения: налоги приносят в бюджеты трех уровней (федерального, земельного и общинного/муниципального) ежегодно доход в 30% ВВП, с платежами и сборами совокупные поступления в бюджет составляют 45,5% ВВП).
Обострение конкуренции на мировых, в том числе европейском, рынках обусловило необходимость реформирования налоговой системы, наиболее серьезные изменения происходили в 1988 и 1993 гг., когда снижались ставки налогов, а некоторые из них упразднялись. Предельную ставку подоходного налога снизили с 62 до 50 процентов, налога на корпорации – с 35 до 30%, отменен промысловый налог и налог на имущество.
В 2004 г. общее снижение налоговой нагрузки в стране составило 1 млрд. евро, 2005 г. – 2,5 млрд.евро. Предполагается освобождение от уплаты налогов лиц с доходами ниже 14,5 тыс. евро в год, т.е. 200 тысяч человек, снижение налогового бремени на юридические лица за счет снижения ставки корпоративного налога с 34 до 31%, в первую очередь, на малые и средние предприятия. Правительство Австрии полагает, что реформа налоговой системы должна также привести к ее упрощению и укреплению налоговой дисциплины. Провозглашенной целью правительства является снижение к 2010 г. налоговой квоты с 45,5% до 40%.
Завершая рассмотрения сущности, эволюции, современного состояния и тенденций налоговой нагрузки в России и за рубежом, подчеркнем актуальность и пристальное внимание к уровню нагрузки во всех странах и во все времена, поскольку от уровня налогового бремени и его распределения зависит как экономическое, так и социальное развитие государства. Безусловно, важнейшей проблемой был и остается вопрос об измерении тяжести налогообложения, его распределении по отраслям и хозяйствующим субъектам.