Относительные уровни налоговой нагрузки по отраслям экономики

Наименование отраслей Относительный уровень нагрузки
Всего 1,000 1,000 1,000
Промышленность 1,260 1,328 1,370
Транспорт 0,896 0,993 1,323
Связь н.д. 1,023 1,168
Строительство 0,802 0,781 0,685
Торговля и обществ. Питание 0,698 0,487 0,461
ЖКХ 0,490 0,637 0,703
Другие отрасли экономики 0,988 1,104 1,001
Промышленность 1,000 1,000 1,000
Электроэнергетика 0,754 0,699 0,791
Топливная промышленность 1,686 1,893 1,882
Черная и цветная металлургия 0,924 0,887 0,896
Химическая и нефтехимическая 0,963 0,841 0,807
Машиностроение и металлообработка 0,792 0.799 0,758
Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная 0,979 0,904 0,789
Строительных материалов 0,839 0,841 0,760
Легкая 0,859 0,831 0,722
Пищевая 0,944 0,779 0,711
Микробиологическая 0,860 0,936 0,663
Медицинская 0,570 0,610 0,526
Другие отрасли промышленности 0,814 0,869 0,926
Топливная промышленность 1,000 1,000 1,000
Нефтедобывающая 1,176 1,112 1,114
Нефтеперерабатывающая 0,683 0,799 0,818
Газовая 0,636 0,834 0,847
Угольная 0,747 0,590 0,539
Пищевая промышленность 1,000 1,000 1,000
Ликеро-водочная н.д. 0,409 0,647
Табачная н.д. 0,581 0,581
Рыбная 0,543 0,693 0,669
Прочие подотрасли н.д. 1,120 1,109
Химическая и нефтехимическая промышленность 1,000 1,000 1,000
Химическая 0,953 0,763 0,788
Нефтехимическая 1,114 1,541 1,471
Лесная, деревообрабатывающая целлюлозно-бумажная 1,000 1,000 1,000
Лесозаготовительная 0,796 0,397 0,384
Деревообрабатывающая 0,856 0,808 0,760
Целлюлозно-бумажная 1,219 1,415 1,461
Лесохимическая 0,647 0,506 0,344
Легкая промышленность 1,000 1,000 1,000
Текстильная 0,960 0,988 0,955
Швейная 0,705 0,549 0,743
Прочие подотрасли 1,414 1,566 1,417
Лесозаготовительная 0,796 0,397 0,384
Деревообрабатывающая 0,856 0,808 0,760
Целлюлозно-бумажная 1,219 1,415 1,461
Лесохимическая 0,647 0,506 0,344

Более поздние официальные данные об относительных уровнях налоговой нагрузке в открытом доступе отсутствуют, но поскольку изменение показателей за 2002-2004 гг. несущественно и после 2004 года резких изменений в налоговой политике не произошло, данные табл. 1.9 можно экстраполировать и на настоящее время.

Наибольший относительный уровень налоговой нагрузки в промышленности – (1,3-1,4) и связи – (1,0-1,2), наименьший - в торговле и общественном питании, жилищно-коммунальном хозяйстве – (0,5-0,7).

В промышленности наибольшая относительная налоговая нагрузка в топливной промышленности (1,7-1,9), химической и нефтехимической, а также лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной отраслях (0,9-1,0), черной и цветной металлургии (0,9), машиностроении и металлообработке (0,8). Наименьшая нагрузка в медицинской промышленности – (0,5-0,7).

В топливной промышленности наибольший уровень относительной налоговой нагрузки в нефтедобывающей отрасли (1,1-1,2), нагрузка в нефтеперерабатывающей, газовой и угольной отраслях не превышает 0,8.

Относительная налоговая нагрузка во всех отраслях пищевой промышленности (ликероводочной, табачно-махорочной, рыбной) не превышает 0,7.

В химической и нефтехимической промышленности налоговой нагрузка в нефтехимической отрасли (до 1,5) существенно выше, чем в химической (до 1).

Из отраслей лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности наибольший уровень относительной налоговой нагрузки в целлюлозно-бумажной отрасли (1,2-1,5), наименьший – в лесохимической (0,3-0,6).

В отраслях легкой промышленности (текстильной, швейной) относительный уровень налоговой нагрузки варьируется от 0,6 до 1.

Важной с позиций налоговой нагрузки тенденцией в современной России является увеличение государственных расходов на пенсию. Ожидается, что в ближайшие десять лет может возникнуть дополнительная нагрузка на бюджет в размере двух процентов валового внутреннего продукта. В этих условиях может возникнуть сложная ситуация из-за продолжения политики снижения налогового бремени.

Анализ состояния и тенденций налоговой нагрузки в России позволяет сделать вывод о том, что она сопоставима с аналогичным показателям в других странах ЕС, где можно выделить три хронологических периода: до 1999 г. – повышение налоговой нагрузки до 41,8% ВВП; до 2004 г. – снижение налоговой нагрузки до 39,3% ВВП; в 2004 г. – очередное повышение нагрузки до 39,6% процента ВВП. Более поздних европейских статистических данных по налоговой нагрузке нет.

Снижение уровня налоговой нагрузки в начале XXI в. в странах ЕС было обусловлено реформированием систем налогообложения, уменьшением ставок подоходного налога и взносов на цели социального страхования. В результате принятых мер с 41, 8% в 1999 г. налоговая нагрузка в 2001 г. снизилась до 41,1%, 2002 г. – 40,4% ВВП.

В 2006 г. Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) был опубликован доклад о динамике налогового бремени в 24 странах со стабильной экономикой, которые входят в ОЭСР. Было отмечено, что в 2004 г. налоговая нагрузка начала увеличиваться, достигнув за год 35,9% ВВП). В 2005 г. тенденция роста налогового бремени сохранилась: самый большой рост налогов наблюдался в Исландии (на 3,7% до 42,4% ВВП), США (на 1,3% до 26,8% ВВП) и Великобритании (на 1,2% до 37,1% ВВП). Самое большое снижение налоговой нагрузки отмечено в Венгрии (на 1% до 37,1%).

Основная причина роста налогов в 2004-2005 гг., считают эксперты ОЭСР, - экономический рост и увеличение прибыли компаний при неизменности и даже снижении налоговых ставок. Рост налоговой нагрузки в Исландии кроме того объясняется повышением сборов с продажи товаров и наоборот снижение нагрузки в Венгрии – спадом продаж.

В докладе отмечено, что из 24 государств, налоговые показатели которых были доступны для исследования, в 2005 г. в 17 странах налоги выросли, тенденция к снижению налоговой нагрузки, которая наблюдалась с 2000 по 2003 год (с 36,6% до 35,8%), повернула вспять.

Эксперты европейского статистического бюро считают, что увеличение налоговой нагрузки в 2005 г. не стало тенденцией, поскольку в Евросоюзе обострилась налоговая конкуренция: с целью привлечь инвесторов европейские государства стали проводить политику, направленную на снижение налоговых ставок и введение льгот.

Налоговая нагрузка в разных странах ЕС весьма неравномерна: наибольшее налоговое бремя в Швеции (50,6% ВВП), Дании (48,9% ВВП), Бельгии (46,6% ВВП) и Финляндии (45,9% ВВП), наименьшая налоговая нагрузка (около 30%) – в странах-членах ЕС, недавно присоединившихся к ЕС (Румынии, Литве, Словакии и Латвии). Наименее низкий показатель нагрузки в Ирландии (28,6% ВВП), Литве (28,8% ВВП), Латвии (31,3% ВВП), на Мальте (31,3% ВВП) и Кипре (32,5% ВВП).

В сравнении с другими развитыми государствами страны Евросоюза в целом поддерживают высокие налоги, налоговая нагрузка в США и Японии на 14 процентов ниже среднеевропейского показателя. Следует отметить и очень низкий уровень налоговой нагрузки в Китае – 17% ВВП.

Анализ налоговой нагрузки в зарубежных странах позволяет сделать вывод об отсутствии долговременных тенденций данного показателя и весьма высоком налоговом бремени даже в развитых странах. В частности, показателен пример Великобритании, компании которой в 2006 г. кроме налога на прибыль платили еще 21 налог. В период 2005-2006 гг. налоговая нагрузка увеличилась на 16% и, как полагает Британская бизнес-организация Institute of Directors, достигла критического уровня. Организация представила ряд предложений по бюджетной политике, которые включают снижение ставки корпоративного налога с 30 до 28 процентов, отмену налога на наследство и упрощение правил уплаты налога на прирост капитала.

Положительным опытом регулирования налоговой нагрузки может служить Австрия, которая среди членов ЕС принадлежит к странам со средним уровнем налогообложения: налоги приносят в бюджеты трех уровней (федерального, земельного и общинного/муниципального) ежегодно доход в 30% ВВП, с платежами и сборами совокупные поступления в бюджет составляют 45,5% ВВП).

Обострение конкуренции на мировых, в том числе европейском, рынках обусловило необходимость реформирования налоговой системы, наиболее серьезные изменения происходили в 1988 и 1993 гг., когда снижались ставки налогов, а некоторые из них упразднялись. Предельную ставку подоходного налога снизили с 62 до 50 процентов, налога на корпорации – с 35 до 30%, отменен промысловый налог и налог на имущество.

В 2004 г. общее снижение налоговой нагрузки в стране составило 1 млрд. евро, 2005 г. – 2,5 млрд.евро. Предполагается освобождение от уплаты налогов лиц с доходами ниже 14,5 тыс. евро в год, т.е. 200 тысяч человек, снижение налогового бремени на юридические лица за счет снижения ставки корпоративного налога с 34 до 31%, в первую очередь, на малые и средние предприятия. Правительство Австрии полагает, что реформа налоговой системы должна также привести к ее упрощению и укреплению налоговой дисциплины. Провозглашенной целью правительства является снижение к 2010 г. налоговой квоты с 45,5% до 40%.

Завершая рассмотрения сущности, эволюции, современного состояния и тенденций налоговой нагрузки в России и за рубежом, подчеркнем актуальность и пристальное внимание к уровню нагрузки во всех странах и во все времена, поскольку от уровня налогового бремени и его распределения зависит как экономическое, так и социальное развитие государства. Безусловно, важнейшей проблемой был и остается вопрос об измерении тяжести налогообложения, его распределении по отраслям и хозяйствующим субъектам.

Наши рекомендации