Сущность инфляции и факторы, ее определяющие
Термин «инфляция» (от лат. inflatio) буквально означает вздутие, т.е. переполнение сферы обращения избыточной по сравнению с потребностями товарооборота массой бумажных денег, их обесценение, падение покупательной способности. Инфляция – это обесценение денег, проявляющееся в росте цен на товары и услуги, не обусловленном повышением их качества, в товарном дефиците, в снижении качества товаров и услуг.
Инфляция ведет к перераспределению национального дохода между секторами экономики, коммерческими структурами, группами населения, государством, населением и субъектами хозяйствования. Она свойственна любым моделям экономики, иногда специально стимулируется государством. Глубинные причины инфляции находятся и в сфере производства, и в сфере обращения, часто обусловливаются экономическими и политическими отношениями в стране.
Денежные факторы инфляции: чрезмерная эмиссия денег, перенасыщение кредитом народного хозяйства, ограничение курса национальной валюты и т.д.
Неденежные факторы инфляции связаны со: структурными диспропорциями в общественном воспроизводстве, затратным механизмом хозяйствования, налоговой политикой, политикой цен, внешнеэкономической деятельностью и т.д.
Инфляция может развиваться и при стабильной массе денег в обращении.
По экономическому эффекту ускорение оборота денег при прочих неизменных условиях равнозначно выпуску дополнительных денег в обращение.
При инфляции капитал перемещается из сферы производства в сферу обращения, где выше оборачиваемость и, следовательно, механизм инфляции самовоспроизводится.
Типичным проявлением инфляции выступает общее повышение товарных цен и понижение курса национальной валюты.
В то же время, в условиях планово-распределительной экономики в наибольшей степени инфляция выражается в дефицитности экономики, снижении качества товаров и значительно меньше – в уровне повышения цен. Такая инфляция называется подавленной (скрытой) – это инфляция, которая возникает вследствие товарного дефицита, сопровождающегося стремлением государства удержать цены на прежнем уровне. В такой ситуации происходит «вымывание» товара на открытых рынках и переток их на теневые, «черные» рынки с повышенными ценами. Из-за сохранения цен при росте издержек снижается рентабельность производства и возрастают государственные дотации.
В отличие от открытой инфляции, подавленная инфляция официально не регистрируется статистическими органами. Она может иметь место и в условиях рыночной экономики. Правительство пытается подавить инфляцию не путем развития производства, а зажимая денежную массу, фиксируя курс доллара. Это ведет к неплатежам, натурализации хозяйственных отношений, падению производства.
При инфляции цены на различные группы товаров, как правило, вырастают неравномерно, что ведет к перераспределению национального дохода между группами населения. В первую очередь цены растут на товары первой необходимости, затем – длительного пользования и недвижимость.
Повышение цен может служить не только проявлением, но и причиной раскручивания инфляции.
В зависимости от различных факторов инфляции различают инфляцию спроса и инфляцию предложения.
Инфляция спроса обусловливается «разбуханием» денежной массы и в связи с этим платежеспособного спроса при данном уровне цен в условиях недостаточно эластичного производства, неспособного быстро реагировать на потребности рынка. Превышение платежеспособного спроса над товарным предложением вызывает повышение цен.
К факторам инфляции спроса можно отнести следующие:
• милитаризация экономики и рост военных расходов;
• дефицит государственного бюджета и рост внутреннего долга.
Покрытие бюджетного дефицита происходит двумя путями: 1) размещение государственных займов на денежном рынке; 2) дополнительная эмиссия неразменных банкнот Центрального банка. Первый путь характерен для большинства развитых стран, на него перешла и Россия. С 1 января 1995 г. в России финансирование дефицита федерального бюджета за счет эмиссии Центрального банка РФ запрещено;
• кредитная экспансия банков. Данные свидетельствуют о расширении кредитования экономики, в то время как производство находится в состоянии стагнации;
• импортируемая инфляция. С одной стороны, ввоз иностранной валюты и скупка ее центральным банком увеличивают денежную массу в стране, способствуя ее обесценению, усилению инфляции спроса. С другой стороны, понижение валютного курса национальной денежной единицы повышает рыночные цены импортируемых потребительских товаров; удорожание в национальных деньгах импортного сырья приводит в действие механизм инфляции издержек.
Инфляция издержек связана с факторами роста цен под воздействием нарастающих издержек производства и, прежде всего, заработной платы и цен на сырье, энергоносители.
Инфляция издержек может быть лишь в том случае, если увеличиваются издержки на единицу продукции и в связи с этим поднимаются цены. Повышение цен сокращает доходы населения, и требуется индексация заработной платы.
Желание сохранить прибыль заставляет производителей повышать цены. Возникает инфляционная спираль: возрастание цен требует увеличения заработной платы, что влечет за собой новое повышение цен и т.д. Рост заработной платы вызывает рост издержек производства и, соответственно, рост цен, если происходит одновременное ее повышение в основных отраслях вне взаимосвязи с ростом производительности труда.
Повышение материальных затрат во всем мире – закономерный процесс в связи с удорожанием добычи, транспортировки сырья. Противодействующим фактором является использование новейших технологий, снижающих затраты на единицу продукции.
Таким образом, к факторам инфляции издержек можно отнести:
• лидерство в ценах (ориентация при установлении цен на цены компаний-лидеров);
• снижение роста производительности труда и падение производства;
• ускорение прироста издержек и особенно заработной платы на единицу продукции;
• энергетический кризис.
Инфляция издержек и инфляция спроса взаимосвязаны и взаимообусловлены, их трудно четко подразделить. В любой современной системе экономики действуют факторы, относимые и к инфляции спроса, и к инфляции предложения.
Большую роль в развитии инфляционных процессов играют внешнеэкономические факторы.
Инфляция может вызываться адаптивными инфляционными ожиданиями, связанными с воздействием политической нестабильности, деятельностью средств массовой информации, потерей доверия к правительству.
Инфляция может быть спровоцирована налоговой политикой государства, когда преобладающей становится не регулирующая, а фискальная цель. Изъятие большей части прибыли в бюджет снижает возможности инвестиционной активности, ведет к падению производства, росту цен.
Использование эмиссии денег для пополнения казны получило название «инфляционного налога». Это те потери, которые несут владельцы денег из-за инфляционного роста цен. Например, если при заработной плате 1000 рублей норма инфляции составляет 10% в месяц, то потери в 100 рублей/месяц составляют инфляционный налог.
Инфляция может воспроизводиться из-за социальной активности населения, связанной с забастовками в базовых отраслях экономики. Деятельность профсоюзов, добивающихся роста заработной платы и снижения безработицы, также может способствовать росту инфляции. Полная занятость и нулевая инфляция исключают друг друга. Кривая Филлипса отражает взаимосвязь между инфляцией (ростом цен) и уровнем безработицы: безработица высока при незначительной инфляции и снижается – когда инфляция возрастает. Однако, события последних десятилетий заставили усомниться в правильности этого господствующего представления. Глубокий спад производства и высокий уровень безработицы могут сочетаться с сильной инфляцией, что характерно для современной России.
Сочетание спада производства с инфляцией получило название стагфляции.
Во время инфляции потери несут следующие категории людей:
• получающие фиксированные доходы, т.е. пенсионеры; граждане, живущие на пособия, государственные служащие;
• владельцы сбережений (реальная стоимость их сбережений падает, если инфляция опережает рост процентной ставки);
• кредиторы (кто отдал деньги в ссуду).
Выиграть от инфляции могут те, кто живет на нефиксированные доходы, в также заемщики. Номинальные доходы первых могут обогнать рост цен и, следовательно, реальный доход вырастет. Заемщики же, вероятнее всего, будут возвращать обесцененную валюту.
Инфляцию можно классифицировать по разным признакам:
• по степени проявления: ползучая, галопирующая, гиперинфляция;
• по соотносительности роста цен на разные группы товаров: сбалансированная и несбалансированная;
• с точки зрения ожидания: ожидаемая и неожидаемая.
Ползучая инфляция характеризуется среднегодовым темпом прироста цен не выше 5–10%. Она характерна для развитых стран, где происходит небольшое умеренное обесценение денег из года в год, и это признается неизбежным моментом нормального развития рыночной экономики, рассматривается в качестве фактора экономического роста.
Галопирующая инфляция характеризуется среднегодовым приростом цен от 10 до 50% (иногда до 100%). Она делает бессмысленным денежные накопления, усиливает инфляционные ожидания и ориентирует спрос практически полностью на продовольственные товары.
При гиперинфляции рост цен превышает 100% в год (В рамках гиперинфляции выделяют супергиперинфляцию, при которой рост цен составляет свыше 50% в месяц: в Германии после первой мировой войны цены возросли в 1.3 трлн. раз; при проведении денежной реформы в 1923 г. одна новая марка обменивалась на 1 трлн старых марок). В развивающихся странах преобладают галопирующая и гиперинфляция.
При сбалансированной инфляции цены на разные группы товаров растут неизменно относительно друг друга. При несбалансированной инфляции – они постоянно изменяются по отношению друг другу в разных пропорциях.
Сбалансированная инфляция не особенно страшна для производства. В худшем положении оказываются предприятия, находящиеся в конце производственной цепочки. Для стран СНГ характерна несбалансированная инфляция. Самой страшной является несбалансированная и неожидаемая инфляции, а сбалансированная и ожидаемая – вполне нормальна.
Как правило, инфляция вызывается дисбалансом между спросом и предложением в широком смысле. Равновесие между ними во многом определяется степенью развития и глубиной монополизма в экономике. Можно выделить три основных вида монополизма в экономике:
• монополизм государства (на эмиссию бумажных денег, внешнюю торговлю, налоги, рост непроизводительных расходов, особенно военных и т.д.);
• монополизм профсоюзов, задающих размер заработной платы и продолжительность рабочего дня через контракты с предпринимателями;
• монополизм крупнейших фирм на определение цен и собственных издержек.
Эти виды монополизма взаимосвязаны и каждый по своему может влиять на динамику спроса и предложения, смещая цену равновесия вверх.
Показатели инфляции
Для расчета уровня и темпа инфляции используются следующие показатели.
Индекс цен = (Цены текущего года / Цены базового года) ×100%
Индекс цен (Iц) – это темп инфляции.
Уровень инфляции для данного года равен:
(Iц текущего года – Iц прошлого года) / (Iц текущего года)
Наиболее распространенным является индекс потребительских цен – это средневзвешенное изменение всех цен на товары, включенные в потребительскую корзину.
В России потребительские цены за 1990 год выросли в 1.3 раза, за 1991 – в 8.5, за 1992 – в 9.5, за 1993 – в 10, за 1994 – в 3.2, за 1995 – в 3 раза. В индексах это составило: 130%, 850%, 950%, 1000%, 320%, 300%. Общий индекс цен за эти годы = 1.3 × 8.5 × 9.5 × 10 × 3.2 × 3 = 10000 раз, или 1000000%.
Данный показатель используется при расчетах прожиточного минимума.
Более общим показателем инфляции является дефлятор ВНП, дающий представление о поведении цен в среднем и определяемый по формуле
Дефлятор ВНП = (Номинальный ВНП / Реальный ВНП) × 100%
ВНП – рыночная ценность всех конечных благ, произведенных во всей стране в течение года;
Номинальный ВНП – ВНП в текущих ценах;
Реальный ВНП – ВНП в ценах базисного года (очищенный от влияния индекса цен).
Дефлятор ВНП можно считать общим индексом инфляции.
Для количественного измерения инфляции используют Правило величины "72" и Правило величины "69". Они позволяют быстро рассчитать количество лет/месяцев (т), необходимых для удвоения уровня цен по формулам
т (72) = 72 / трц; т (69) = (69 / трц) + 0.35
Здесь трц – темп ежегодного (ежемесячного) прироста цен в процентах.
Данные правила дают весьма точный результат при небольших значениях темпа прироста цен (отклонениями при трц < 100 можно пренебречь). При трц = 120% погрешность для т (69) ≈ 5.2%, для т (72) – больше и растет с ростом трц.
При этом срок удвоения по правилу «69» будет больше, чем в действительности, а по правилу «72» – меньше.
Для примера рассчитаем срок удвоения цен при следующих темпах прироста:
а) 20% и б) 110%.
а) Точный расчет т = log (2) / log (1.2) = 3.8 года
Правило «72» т = 72 / 20 = 3.6 года
Правило «69» т = 69 / 20 + 0.35 = 3.8 года
б) Точный расчет т = log (2) / log (2.1) = 0.93 года
Правило «72» т = 72 / 110 = 0.65 года
Правило «69» т = 69 / 110 + 0.35 = 0.98 года
Инфляция снижает покупательную способность рубля, но реальный доход, или уровень жизни, снизится только в случае, когда номинальный доход будет отставать от инфляции.
Номинальный, или денежный доход – это количество денег, которое человек получает в виде заработной платы, ренты, процентов или прибыли.
Реальный доход определяется количеством товаров и услуг, которые можно купить на сумму номинального дохода. Изменение (Δ) реального дохода можно приблизительно выразить следующей формулойΔ реального дохода = Δ номинального дохода – Δ уровня цен
Если номинальный доход возрастет на 10% в течение данного года, а уровень цен увеличится на 5%, то реальный доход повысится на 5%.
Индекс реальных доходов определяется по формуле
индекс реальных доходов = индекс номинальных доходов / индекс цен
В 1993 г. в России номинальные доходы на душу населения выросли в 9.52 раза, а общий индекс цен – в 10.75 раз. Индекс реальных доходов составил
952 / 1075 ×100% = 89%.
С учетом инфляции различают изменение номинального и реального курса денег. Если покупательная способность национальной валюты (рубля) падает быстрее, чем ее курс по отношению к иностранной валюте, то реальный курс рубля растет, и наоборот. Например, если курс рубля по отношению к доллару упал в 2 раза, а покупательная способность рубля упала в 10 раз, то реальный курс рубля вырос в 5 раз.