Финансы государственных корпораций и государственных компаний
Государственная корпорация - это не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная РФ па основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно-полезных функций [6].
Особенности правового положения государственной корпорации в отличие от других юридических лиц определяются не уставом или учредительным договором, а самим законом, на основании которого корпорация создается. Учредителем корпорации является РФ в лице Федерального собрания, принимающего закон о создании государственной корпорации. Закон о создании корпорации фактически выступает в роли учредительного документа государственной корпорации. В настоящее время созданы следующие государственные корпорации [10]:
1. Государственная корпорация по атомной энергии Росатом;
2. Государственная корпорация Ростехнологии;
3. Государственная корпорация Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства;
4. Государственная корпорация Олимпстрой;
5. Государственная корпорация Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк);
6. Государственная корпорация Агентство по страхованию вкладов.
Государственные корпорации наделяются специальными функциями и рядом преимуществ: возможностью заниматься лицензируемой деятельностью без лицензии, неприменимостью процедуры банкротства, отсутствием устава. Госкорпорация несет самостоятельную имущественную ответственность. Имущество государственной корпорации формируется также за счет:
- доходов, получаемых от использования своего имущества и ведения деятельности;
- регулярных и (или) единовременных поступлений (взносов), решения о которых приняты в соответствии с законодательством РФ, от организаций, акции (доли) которых находятся в ее собственности федерального и иного имущества, передаваемого госкорпорации в ходе ведения ее деятельности и др.
Корпорация вправе использовать свое имущество лишь для достижения целей, предусмотренных Законом о создании корпорации. Так как РФ является единственным учредителем госкорпорации, то государство может в любой момент ликвидировать ее, вернув все имущество обратно. Статус государственной корпорации позволяет ей, с одной стороны, представлять интересы государства, а с другой — выступать учредителем акционерных обществ и, покупать акции, брать в управление государственные пакеты.
В связи с неэффективной деятельностью госкорпораций Правительство РФ должно выработать предложения об их преобразовании. Имущество, переданное РФ государственной корпорации, является ее собственностью и автоматически вычеркивается из реестра госсобственности. Расходы корпораций не могут быть проверены федеральными органами государственного финансового контроля, налоговыми органами на предмет их соответствия некоммерческим целям. Полностью отсутствует парламентский контроль.
Многие аспекты применения государственными корпорациями бухгалтерского, налогового, гражданского и бюджетного законодательства на данный момент не проработаны. Отсутствуют арбитражная практика, позиция органов государственной власти по указанным вопросам. Отсутствуют и рекомендации Минфина России не только по вопросам бухгалтерского учета, но и по правилам налогообложения таких корпораций. Неясны полномочия госкорпораций как участников бюджетного процесса. Необходимо усилить государственный контроль за деятельностью госкорпораций и привести их деятельность в рамки четкого правового поля либо проводить финансирование важных государственных задач программно-целевым методом [10].
Государственной компанией признается некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная РФ на основе имущественных взносов для оказания государственных услуг и выполнения иных функций с использованием государственного имущества на основе доверительного управления [6]. Государственная компания создается на основании федерального закона. Федеральным законом, предусматривающим создание государственной компании, должно быть предусмотрено формирование совета директоров или наблюдательного совета государственной компании. К компетенции высшего органа управления государственной компании относятся:
- утверждение программы деятельности государственной компании на долгосрочный период, предусматривающей выполнение производственных, инвестиционных и финансовых показателей (стратегии);
- утверждение системы оплаты труда, предусматривающей зависимость оплаты труда ее работников от достижения основных показателей эффективности деятельности;
- определение порядка использования прибыли;
- принятие решения о передаче части имущества в государственную казну РФ.
Инвестирование временно свободных средств государственной компании осуществляется на принципах возвратности, прибыльности и ликвидности приобретаемых ею активов (объектов инвестирования). Правительство РФ вправе установить их перечень, порядок и условия инвестирования, механизмы контроля над инвестированием, порядок совершения сделок по ним. Предельный объем инвестируемых временно свободных средств определяются высшим органом управления государственной компании.
В настоящее время создана единственная государственная компания — Российские автомобильные дороги. Цель ее деятельности — оказание государственных услуг и выполнение иных полномочий в сфере дорожного хозяйства с использованием федерального имущества на основе доверительного управления, а также поддержание в надлежащем состоянии и развитие сети автомобильных дорог, переданных компании в доверительное управление, увеличение их пропускной способности, обеспечение движения по ним, повышение качества услуг, оказываемых пользователям этих дорог, развитие объектов дорожного сервиса, размещаемых в границах полос отвода и придорожных полос [12].
Имущество Государственной компании Российские автомобильные дороги формируется за счет имущественных взносов РФ, доходов, полученных от использования этого имущества и осуществления деятельности компании за исключением деятельности по доверительному управлению автомобильными дорогами, иных не запрещенных законом источников. Имущество государственной компании является ее собственностью.
Доходы компания должна получать от деятельности по доверительному управлению (за исключением платы за проезд транспортных средств по автомобильным порогам компании, остающейся в распоряжении концессионера в соответствии с концессионным соглашением, полномочия концедента по которому осуществляет компания), от передачи в субаренду земельных участков и от участия в коммерческих организациях. Тем не менее, создание госкомпании приводит к появлению на рынке большого монополиста, а, следовательно — к ограничению конкуренции. Государство в лице высших структур власти и контролирующих органов должно осуществлять постоянный мониторинг и контроль за деятельностью госкомпании.