Переход прав по договору банковского счета
Возможен ли переход прав по договору банковского счета в порядке цессии или суброгации?
Материалы для ответа:
1) Белов В.А. Сингулярное правопреемство в обязательстве. – СПС Гарант.
«Приложение. Судебная практика по спорам о сингулярной перемене лиц в обязательствах
§ 1. Свод правил Высшего Арбитражного Суда о договоре сингулярной сукцессии
Предмет договора, его определение
***Уступка требования о штрафе по конкретной расчетной операции без одновременной уступки всех прав, возникающих из договора банковского счета, является ничтожной, так как противоречит ст. 384 ГК*** (Президиум ВАС, NN 2759/96 от 26 декабря 1996 г., 3172/96 от 29 октября 1996 г.)
Правило, не соответствующее не только логике и смыслу законодательства, но и противоречащее другому правилу, выработанному самим же Президиумом*(390).
Уже неоднократно рассматривавшаяся нами ст. 384 ГК говорит о том, что к новому кредитору права по договору сингулярной сукцессии переходят в том же объеме и на тех же условиях, которые существовали в момент перехода прав, в частности - вместе с правами акцессорными, возражениями и возможностями прекращения требований зачетом. В сформулированном же правиле Президиум применил обратное рассуждение. По его мнению получается, что не только акцессорные права следуют судьбе главных (требование штрафа цедируется вместе с требованием по основному обязательству), но и главные следуют судьбе акцессорных (если передали требование штрафа, то должны были передать и требование, обеспечиваемое этим штрафом). Такого предписания в законодательстве не имеется, а потому комментируемое правило Президиума нельзя признать законным.
Кроме того, следует иметь в виду, что выражения типа "уступка требования штрафа" (пени, неустойки), "уступка требования основного долга", "уступка требования процентов", "цессия права возмещения убытков" и любые иные, содержащие указание на свою юридическую природу, имеют значение только для индивидуализации уступаемого требования и определения условий его осуществления цессионарием. Переход перечисленных требований в порядке сингулярной сукцессии не означает возникновения у цессионария прав требования уплаты штрафа, неустойки, пени, убытков и т.д. Титул прав цессионария - договор сингулярной сукцессии, а не договор, из которого возникли права, принадлежащие цеденту и ставшие предметом уступки. Приобретенные им требования - это денежные (в наших примерах) требования из договора сингулярной сукцессии, а не требования штрафа, убытков и т.п. по договору, заключенному когда-то цедентом. Соответственно этому можно говорить лишь о возникновении у цессионария прав с определенным предметным содержанием и (внимание!) осуществляемых на тех же условиях, на которых осуществлял бы соответствующие права цедент, не соверши он их уступки - на условиях осуществления требований об уплате штрафа, процентов, убытков и пр.»
2) Постановление Президиума ВАС РФ от 1 сентября 1998 г. N 3947/98: после расторжения договора банковского счета возможна уступка денежного требования к банку.
3) Постановление Президиума ВАС РФ от 17 марта 1998 г. N 6173/97, от 3 сентября 2002 г. 6005/01: требования должника к цеденту по договору банковского счета в соответствии со ст. 412 ГК могут быть зачтены против требования цессионария.
4) Правила о наследовании средств на банковских счетах – что входит в наследственную массу?
Белов В. А. (см.: Уступка требований по договору банковского счета: теория и практика // Банковское право. 2000. № 1)[5] допускает
1) уступку требования распоряжения банковским счетом:
«… определенный законом и банковской практикой порядок осуществления прав по договору банковского счета не является единственно возможным. Правило п. 2 ст. 847 ГК предусматривает право клиента в одностороннем порядке приказывать банку списывать средства со своего счета по распоряжениям третьих лиц. Норма не уточняет при этом, что должно быть основанием такого приказа, какие именно правоотношения должны связывать клиента, отдающего приказ, с третьим лицом, в пользу которого дается такой приказ (выгодоприобретателем, бенефициаром). Это значит, что допустимым Кодексом частным случаем таких правоотношений могут быть и правоотношения из договора сингулярной сукцессии (уступки требования). А норма п. 2 ст. 854 ГК допускает указание в самом договоре банковского счета на возможность и обязанность списания денежных средств и без специального распоряжения о том клиента, т.е., в частности, по требованию третьих лиц, подкрепленному документами о его законности и обоснованности. Одним из таких документов может быть и договор сингулярной сукцессии требования к банку из договора банковского счета.
… Таким образом, тот максимально жесткий вывод, который можно получить анализируя нормы законодательства о т.н. "праве распоряжения средствами на счете" - так это вывод об особых условиях уступки данного права. Эти условия разнятся в зависимости от того, предусматривает ли договор банковского счета право и обязанность банка списывать денежные средства со счета по требованиям третьих лиц.
Если договор банковского счета содержит такое условие, то банк может и должен списывать денежные средства со счета независимо от наличия или отсутствия распоряжений об этом со стороны клиента. Основанием к списанию средств по поручению третьих лиц будет в этом случае легитимация таковых в качестве управомоченных любым гражданско-правовым основанием (п. 2 ст. 854 ГК), в частности - договором уступки требования. Законодательство не препятствует, однако, и тому, чтобы
(1) перечень гражданско-правовых оснований, узаконивающих третье лицо в качестве управомоченного распоряжаться чужим счетом, был ограничен договором (например, чтобы из числа возможных гражданско-правовых оснований легитимации был бы исключен договор уступки требования) , и (или)
(2) чтобы легитимирующие третье лицо документы о праве распорядиться счетом отвечали определенным требованиям (например, были бы подписаны (завизированы) и (или) скреплены печатью самого клиента - владельца счета).
Рассматриваемое договорное условие имеет смысл только тогда, когда оно сформулировано и как право банка и как его обязанность. Право необходимо банку для того, чтобы он мог бы оправдаться перед клиентом за списание средств со счета без его распоряжения (такое право предоставлено мне договором); обязанность нужна клиенту. чтобы наказать банк в случае неисполнения им законного распоряжения счетом третьего лица.
Если же договор банковского счета не предусматривает права и обязанности банка списывать средства со счета без распоряжения клиента по требованиям третьих лиц, то всякое требование третьего лица по счету (в частности, требование, основанное на договоре уступки требований по счету) должно быть соединено с легитимацией цессионария специальным распоряжением цедента банку (п. 2 ст. 847 ГК). В случае, когда третье лицо заявляет требование по счету именно на основании договора уступки требования, распоряжение клиента банку проще всего облечь в форму уведомления об уступке требования (п. 3 ст. 382 ГК). С этого момента уступка приобретает обязательный для должника характер, т.е., с момента получения уведомления об уступке банк обязан исполнять заявленное к счету требование третьего лица под угрозой ответственности за нарушение обязательств из договора банковского счета».
2) уступку требования конкретной денежной суммы по договору банковского счета при условии ее индивидуализации (а) в расчетном документе, либо (б) в специальном указании клиента.
«На каком основании вместо владельца счета дает распоряжение третье лицо - по уполномочию ли, или в результате уступки владельцем счета своего требования - для банка это неважно. Получив распоряжение средствами на чужом счете банк обязан удостовериться в (1) наличии под таким распоряжением юридической "подкладки" в виде волеизъявления владельца счета и в (2) тождественности личности распорядителя личности субъекта, указанного владельцем счета. Разумеется, банк не обязан в этом удостоверяться за свой счет и своими средствами; обо всем должны позаботиться владелец счета и третье лицо. Иными словами, в случае уступки требования определенной суммы со своего счета владелец счета обязан уведомить банк о состоявшейся уступке, обеспечив банку, таким образом, юридическое основание для исполнения распоряжения третьего лица».
3) уступку остатка на счете при его закрытии. При этому автор настаивает на том, что «требование о перечислении (выдаче) денежной суммы с открытого банковского счета идентично по всем юридически значимым характеристикам требованию о перечислении (выдаче) остатка по закрытому счету. Отличаются эти требования только (1) формой своего внешнего выражения и (2) сроками исполнения».
[1] Важно разграничивать понятия безакцентного и бесспорного списания (взыскания). Ведь не редко с тем и другим связываются различные правовые последствия. См., например п. 2 ст. 399 ГК.
[2] См расчеты по инкассо
[3] Уже говорилось, что они как качественно особый объект могут существовать только в пределах банковской системы на счетах клиентов.
[4] Нельзя не заметить, что в соотношении банковского счета с лицевым счетом скрыта какая-то загадка. Ведь в книгах банка нет двух параллельных счетов для клиента: расчетного и лицевого. Открытие счета при заключении договора с фактической стороны означает открытие лицевого. Но пока есть договор – он обладает признаками расчетного счета. Нет договора – это лишь графа, в которой отражен долг некоему лицу. По сути, расчетный счет - это лицевой, подчиненный правилам о договоре банковского счета.
[5] Доступно в СПС Гарант.