Факторы, влияющие на объем государственных доходов
Основные факторы, имеющие влияние на объем налоговых поступлений в бюджеты всех уровней:
1) Изменение количественного и качественного состава налогоплательщиков напрямую влияет на динамику налоговых поступлений в целом, а использование специальных режимов налогообложения — на структуру налоговых платежей. Немаловажной информацией при установлении величины налоговых доходов бюджета является отраслевой состав налогоплательщиков. Факторами, определяющими повышенный вклад тех или иных отраслей народного хозяйства в налоговые поступления, являются специализация, а также уровень промышленного развития региона.
2) Динамика социально-экономического развития региона. Совокупность прогнозных значений показателей, характеризующих социально-экономическое
развитие территории, используется при оценке потенциального объема налоговой базы и в конечном счете определяет достижимую в течение заданного
периода величину налоговых поступлений. Взаимосвязь уровня основных
экономических показателей и суммы налоговых платежей можно представить следующим образом:
- валовой региональный продукт (ВРП) определяет величину совокупного
предложения на рынке товаров и услуг и, следовательно, объем налоговой
базы по всем налогам (прямым и косвенным);
- значения объемов экспорта и импорта позволяют выделить из потенциальной величины поступлений в бюджет ту часть, которая определяется таможенными пошлинами;
- индекс потребительских цен и индекс-дефлятор оптовых цен по всем отраслям экономики позволяют скорректировать сумму налоговых поступлений на ожидаемый уровень инфляции;
- объем расходов и сбережений в экономике влияет на величину совокупного спроса на произведенный общественный продукт и как следствие на
объем косвенных налогов;
- валовая прибыль отражает величину итогового финансового результата
экономических субъектов и позволяет исчислить предполагаемую сумму
налогов на доходы юридических лиц;
- фонд оплаты труда является показателем, определяющим возможный объем налога на доходы физических лиц;
- показатели численности населения и численности работающих граждан участвуют в формировании прогноза налоговых поступлений в части прямых налогов с физических лиц, единого социального налога и т. п.
Тенденции социально-экономического развития региона во многом определяют динамику и структуру налоговых платежей, мобилизованных на определенной территории. Например, увеличение объема продаж определенной отрасли влечет за собой рост поступлений косвенных налогов, повышение уровня рентабельности приводит к возрастанию платежей по налогу на прибыль организаций, а сокращение безработицы и рост заработной платы — налога на доходы физических лиц и социального налога.
3) Изменение законодательной базы. На объем и структуру налоговых сборов на территории влияют кроме перечисленных выше факторов корректировки, вносимые в законодательную базу, регулирующую вопросы налогообложения.
Изменение законодательной базы может оказывать как негативное влияние
на динамику поступлений налоговых платежей, так и позитивное, выражающееся в увеличении их объема против плановых сумм. На динамику поступлений отдельных налогов оказывают влияние не только изменения собственно налогового законодательства, но и изменения нормативных документов
в сфере бюджетных, валютных, а также других экономических отношений.
Например, изменение нормативов деления налогов между уровнями бюджетной системы напрямую определяет объем налоговых поступлений бюджета соответствующего уровня.
Положения действующего законодательства, регламентирующего вопросы исчисления и уплаты налогов, оказывают влияние также на ежемесячную величину налоговых поступлений. В силу того, что по различным налогам установлены разные налоговые периоды, а также отличающиеся друг от друга сроки внесения исчисленных сумм налогов в бюджетный фонд, в течение года мобилизуемые платежи поступают неравномерно, что необходимо учитывать при налоговом планировании.
4) Качество контрольной работы. Немаловажным фактором, определяющим
величину налоговых поступлений, являются действия налоговых органов по
обеспечению соблюдения налогового законодательства. От качества проводимых в регионе мероприятий по проверке правильности исчисления, полноты и своевременности внесения налогов в бюджет зависит уровень налоговой
дисциплины и соответственно степень выполнения бюджетных назначений
по налогам.
Для оценки и анализа эффективности работы налоговых органов разработаны специальные рекомендации, в основу которых заложены следующие показатели:
- суммы платежей, дополнительно начисленных по результатам проверок; удельный вес доначисленных платежей в общей сумме поступлений;
- удельный вес плательщиков, у которых выявлены нарушения, к их общему числу;
- удельный вес взысканных доначислений в общей сумме доначисленных платежей и сумме недоимки;
- количество дел, рассмотренных по результатам проверок в судах, и другие показатели.
5) В качестве обобщающего, итогового показателя эффективности работы налоговых органов можно привести коэффициент собираемости налога, под которым понимается соотношение между фактическими налоговыми поступлениями в бюджет и величиной начисленных налогов. В зависимости от многих причин коэффициенты собираемости конкретных налогов различаются. (например, от степени разработанности законодательства по определенному налогу, от наличия возможности уклонения от уплаты налога как легальными, так и нелегальными способами, от уровня доходов и т. п.)
Определение степени соблюдения налогового законодательства налогоплательщиками представляет большую трудность в области налогового планирования. Для решения этой задачи специалисты используют различные методы:
· проведение косвенных оценок (например, для того чтобы оценить величину торгового оборота, аналитики могут использовать информацию о количестве денег в обращении и сравнить ее с имеющимися данными об объемах продаж);
· анализ широкой информации о конкретной категории налогоплательщиков - для оценки достоверности как декларируемого дохода, так и отчислений в виде налогов проводятся специальные проверки налогоплательщиков и их контрагентов, результаты обобщаются до степени экономических показателей на уровне территории или государства в целом;
· опросы налогоплательщиков, создание экспериментальных баз данных по изучаемым и контрольным группам;
· анализ результатов мобилизации налогов до и после налоговой амнистии, экстраполяция полученных значений на данные налоговых деклараций, анализ отчетности налоговых органов.
Кроме упомянутых факторов, влияющих на фактический объем мобилизованных за год налоговых платежей, существует ряд иных причин, воздействующих на степень выполнения бюджетных назначений. Приведенный перечень факторов не является окончательным, он может быть расширен и изменен в зависимости от того, по какому региону и уровню бюджетной системы проводится анализ исполнения контрольных заданий, за какой период и т. п.
Создание достоверной методики налогового планирования в настоящее время является одним из направлений совершенствования процесса бюджетного планирования. Необходимость полноты исполнения доходной части бюджетов всех уровней обусловливает требование усиления научно-методологического обоснования налогового планирования, основывающегося на результатах исполнения текущих налоговых обязательств, а также мониторинга и прогноза макроэкономической ситуации в регионах.
4. Методы планирования контингентов основных налогов
Расчет конкретных сумм налоговых поступлений является одним из важнейших элементов системы налогового планирования. Основной целью этого этапа налогового планирования является определение объемов налоговых платежей в бюджет на краткосрочную и долгосрочную перспективу на основе проведенного анализа динамики поступлений по каждому виду налогов за истекший период и ожидаемых оценок поступлений с учетом возможного воздействия факторов, влияющих на социально-экономическое положение региона.
Определение контингентов налогов на федеральном, региональном и местном уровнях бюджетной системы осуществляется на основе единых принципиальных подходов, но конкретная методика процесса планирования различается в зависимости от уровня власти и управления.
Методы, применяемые при построении краткосрочных прогнозов доходов, можно условно разбить на 4 группы:
- эконометрическое прогнозирование — определение суммы дохода на основе статистически оцененных коэффициентов при одной или нескольких экономических переменных, выступающих в качестве прогнозных факторов;
- прогнозирование, основанное на анализе временных рядов, — установление величины дохода на основании его собственной динамики в прошлых периодах;
- детерминистические прогнозы — расчет величины поступлений доходов на основании процентного изменения в некоторой социальной, экономической
или иной переменной, от которой, как предполагается, непосредственно зависит поток доходов;
- экспертный анализ — предсказание величины доходных поступлений, осуществленное специалистом по данному источнику доходов.
При расчете контингента налогов можно оперировать всеми подходами к краткосрочному прогнозированию, взаимно увязывая их. Важное требование к моделям прогнозирования налоговых доходов заключается в том, чтобы они давали точные прогнозы на краткосрочную и среднесрочную перспективы.