Конкурентоспособность страховой компании
Конкурентоспособность страховщика – возможность сбыта страховых продуктов на определенном страховом рынке, исходя из имеющихся страховых интересов, выявленных службой маркетинга страховщика. Различают экономические и организационные параметры конкурентоспособности страховщика (в идеале должны быть ориентированы на учет потребностей всех потенциальных клиентов страховщика).
Экономические параметры конкурентоспособности: расходы на обучение персонала, комиссионное вознаграждение страховых агентов, налогообложение доходов от страховой деятельности и др.
Организационные параметры конкурентоспособности: система скидок и льгот страхователям по срокам и условиям заключаемых договоров страхования.
Конкуренция на страховом рынке:
1) ценовая;
2) неценовая.
Ценовая конкуренция – конкуренция на основе снижения тарифной ставки. В настоящее время страховые рынки индустриально развитых стран в основном разделены между рядом крупных страховых компаний, использование ценовой конкуренции в борьбе за страхователя выглядит проблематично. Ценовая конкуренция применяется главным образом страховщиками-аутсайдерами в их борьбе с гигантами страхового бизнеса, для соперничества с которыми у аутсайдеров нет сил и возможностей в сфере неценовой конкуренции.
Неценовая конкуренция – конкуренция в первую очередь на основе:
- предоставления дополнительных сервисных услуг клиентам (преимущественное право приобретения акций страховой компании, содействие в приобретении недвижимости, бесплатные консультации юридического характера и т.д.);
- рекламы (в том числе проведение «дней развития бизнеса» - встреч с основными клиентами – а также конференций, посвященных определенной теме);
- незаконная неценовая конкуренция (шпионаж ноу-хау, переманивание специалистов, владеющих профессиональными секретами организации страхового дела, подлог страховых свидетельств).
Продолжение – см. № 27.
Критерии оценки конкурентности страхового рынка
Критерии оценки интенсивности конкуренции на страховом рынке:
• численность и сравнимая емкость конкурирующих страховых компаний;
• изменение объема спроса на страховые услуги и его структурная и стоимостная динамика;
• барьеры проникновения на страховой рынок (особенности лицензирования страховой деятельности);
• ситуация на смежном кредитном рынке;
• различия в стратегии страховщиков-конкурентов;
• особые мотивы для конкуренции на данном страховом рынке.
Для анализа конкуренции на рынке в соответствии с моделью М.Портера учитываются следующие группы факторов:
· соперничество среди конкурирующих на данном рынке операторов ("центральный ринг") – ситуация в отрасли;
· конкуренция со стороны услуг, являющихся заменителями – влияние услуг-заменителей;
· угроза появления новых конкурентов – влияние потенциальных конкурентов;
· позиции потребителей, их экономические возможности – влияние покупателей.
Формирование, развитие и поддержание конкурентоспособности страховой организации.
Платежеспособность страховой компании.
Платежеспособность страховой организации - это ее способность своевременно и в полном объеме производить страховые выплаты.
Суть оценки платежеспособности заключается в сопоставлении фактической платежеспособности (соотношения активов и обязательств) с нормативной
Фактический размер платежеспособности рассчитывается как сумма уставного капитала, добавочного капитала и других, не связанных со страховыми обязательствами средств
Нормативный размер платежеспособности по страхованию жизни равен 5 % резерва по страхованию жизни, умноженному на поправочный коэффициент
По иному страхованию
ПЛ*=max {P1; P2}, где
Р1= 0.16 x ( премии за год) x (поправочный коэффициент)
Р2 = 0.23 x 1/3 x (выплаты за три последних года) x (поправочный коэффициент)
Если фактическая платежеспособность страховой компании ниже 130% нормативной, органом надзора применяются к ней административные меры
Методы оценки платежеспособности.
• 1970-е годы – Solvency-I
• 1990-е годы – концепция RBC (NAIC)
Учет рисков: инвестиционных, кредитных, оценки ресурсов и оценки премий в страховании ином, чем страхование жизни, инвестиционных рисков, страховых рисков (премий и флуктуаций выплат), процентного риска, бизнес-риска – в страховании жизни.
• конец 1990-х годов – реформы пруденциального контроля в Австралии и Канаде.
• начало 2000-х годов – дискуссия об адаптации концепции RBC в Европе.
• 2003-й год – начало разработки концепции Solvency-II. Воплощение идей ERM в методах регулирования страхового бизнеса.
75. RBC, Solvency –II.(то, что курсивом - можно не писать)
RBC
Недостатки концепции маржи платежеспособности частично учтены в концепции рискового капитала, разработанной и утвержденной в 90-е годы Национальной ассоциацией страховых уполномоченных США с целью более аккуратного учета рискового профиля компании и рисков, которым подвержены активы страховщика.
Концепция легла в основу повышенных требований, введенных в 1990 г. Национальной ассоциацией страховых уполномоченных (NAIC) в США для компаний, ведущих более агрессивную, рискованную политику в целях защиты страхователей. В соответствии с этой концепцией рисковый капитал RBC сравнивается с общим скорректированным капиталом ТAC, являющимся аналогом свободных собственных средств страховщика, и на этой основе определяется параметр платежеспособности А:
, при А < 150% возникает необходимость вмешательства государства.
При оценке рискового капитала по видам страхования жизни и здоровья учитываются следующие риски: R1 - риск изменения стоимости активов; R2 - страховой риск; R3 - риск изменения нормы доходности; R4 - предпринимательский риск.
,
При вычислении рискового капитала по видам имущественного страхования также учитываются четыре вида рисков: S1 - риск изменения стоимости активов; S2 - кредитный риск, S3 - страховой риск, S4 - внебалансовые риски.
Методики расчета итогового рискового капитала RBC различны для рискового или накопительного страхования.
Solvency – II
Основные достоинства Solvency – II
Solvency II – система, основанная на концепции ERM. Благодаря рыночной оценке активов и обязательств, а также явному учету инвестиционных рисков, Solvency –II дает более ясное представление о платежеспособности страховщика. Несомненным достоинствомSolvency –II является численная оценка различных экономических рисков, что позволяет качественно улучшить риск-менеджмент страховщика.
Возможные последствия введения Solvency - II
• повышение уровня капитализации страхового рынка
• увеличение тарифов и/или изменение в дизайне продуктов
• пересмотр инвестиционных стратегий
• повышение внимания со стороны органов надзора за инструментами передачи риска (перестрахование, секьюритизация, хеджирование)
• улучшится прозрачность резервов и понимание связанных с ними рисков.
По аналогии с Базельскими правилами имеет три группы требований (можно для краткости их просто перечислить без подробностей):
I. Количественные требования:
· Оценка активов и пассивов (производится на основе рыночных, а не отчетных принципах, при оценке обязательств прогнозируется их будущая стоимость на финансовых рынках).
· Минимальный нормативный капитал (MCR).
· Нормативная маржа платежеспособности (SCR) формируется в целях предоставления дополнительных гарантий защищенности страхователей и обеспечения финансовой стабильности компании. При расчете маржи учитываются поддающиеся количественному измерению риски (андеррайтинговый, инвестиционный, кредитный, операционный и риск ликвидности) – есть возможность использовать стандартный подход или собственную модель.
· Правила инвестирования.
II. Качественные требования
– Внутренний контроль компании
– Внутренний аудит
– Управление рисками
Контроль за собственными рисковыми моделями компаний, применением стресс-тестов, критериями подготовки топ-менеджеров, качеством передачи рисков в перестрахование (то, что не может быть измерено количественно).
III. Требования по раскрытию информации и прозрачности деятельности страховщика. Предоставление заинтересованным сторонам всесторонней картины рисков страховщика.