Связь финансового права с другими отраслями права

Финансовое право, участвуя в опосредовании движения денежных средств сообразно своему предмету и методу правового регулирования, не исключает формирования устойчивых связей с иными отраслями права. Уяснения аспектов этого взаимодействия позволяет не только уточнить место финансового права в системе национального права, но и выявить дополнительные характерные особенности данного правового образования на современном этапе развития правой системы.

Ведущее место в системе права занимает конституционное право. Это значит, что его нормы являются определяющими для регулирования общественных отношений всеми отраслями права. Конституция Республики Беларусь закрепляет лишь главные, принципиальные положения, которые, действуя непосредственно, в то же время раскрываются и конкретизируются в финансовом законодательстве. Это объясняется тем, что метод конституционного права характеризуется преимущественно как метод общего закрепления наиболее важных, сущностных сторон тех общественных отношений, которые дальнейшую правовую регламентацию получают в нормах других отраслей права. Например, ст. 56 Конституции Республики Беларусь, предусматривающая, что граждане Республики Беларусь обязаны принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей, конкретизируется и получает свое развитие в рамках налогового законодательства, которое закрепляет правовые основы как функционирования всей налоговой системы, так взимания отдельных налогов и сборов. Конституционные основы деятельности Комитета государственного контроля Республике Беларусь, закрепленные ст. 129-131 Основного Закона, конкретизируются в рамках финансового права в Законе Республики Беларусь от 9 февраля 2000 г. «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь». Можно привести еще ряд конституционно-правовых норм, регулирующих основополагающие аспекты финансовой деятельности государства, получающие свое развитие в финансовом законодательстве: раздел VIII Конституции «Финансово-кредитная система Республики Беларусь», в котором затрагиваются конституционные аспекты развития бюджетной системы, банковской системы, а также финансовых средств внебюджетных фонов, предприятий, учреждений, организаций и граждан; ст. 97 Конституции, определяющая полномочия Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь в вопросах утверждения республиканского бюджета и отчета о его исполнении, установления республиканских налогов и сборов.

Необходимо отметить, что конституционно-правовые нормы, будучи базовыми для финансового права, остаются в рамках права конституционного, и возникающие на их основе правоотношения являются только конституционно-правовыми со всеми присущими им особенностями.

Конституционное право оказывает влияние также на финансовое право через определение функций государства на современном этапе, через систему приоритетов, декларированных в Основном законе, например, через необходимость реализации социальной функции государства в русле построения социально-ориентированной рыночной экономики.

Финансовое право тесно связано с административным правом. Административное и финансовое право, являясь публичными правовыми образованиями, используют сходные методы правового регулирования – метод властных предписаний (императивный метод). Однако существуют различия между методом властных предписаний, применяемым в административном и финансовом праве, то есть они по своей природе не совпадают так же, как не совпадают предметы административного и финансового права. Разное соотношение способов, приемов правового воздействия на общественные отношения, разный качественный состав юридических фактов, из которых возникают, изменяются или прекращаются правоотношения, разный их субъектный состав и характер взаимосвязи субъектов правоотношений создают специфику метода, определяют его особый юридический режим, который последовательно проводится через все институты и нормы отрасли и с помощью которого осуществляется регулирование соответствующей сферы. Как отмечает О.Н. Горбунова, большая часть таких предписаний исходит от финансово-кредитных органов, созданных специально для финансовой деятельности. Эти органы связаны с другими органами государства лишь по линии функциональной финансовой деятельности. Здесь нет подчинения в полном объеме, как при отраслевом управлении, за каждой нормой финансового права кроется ее экономическое содержание. В связи с этим различна и степень императивности норм, есть особенности выражения в них экономических методов руководства [Горубнова О.Н. Понятие предмета и метода финансового права и его место в системе российского права // Финансовое право: Учебник / Отв. ред. О.Н. Горбунова. 3-е изд. М., 2005. С. 29].

Участники финансовых отношений, которым государственные органы адресуют свои предписания, находятся с ними во взаимосвязи и в зависимости от них только по линии функций финансовой деятельности, а не в административном подчинении, как это имеет место в административных правоотношениях. Властный характер становится объединяющим при использовании метода властных предписаний в административном и финансовом праве, но при этом финансовые отношения в отличие от административных не являются управленческими, и основаны на функциональном, а не вертикальном или горизонтальном подчинении в сфере государственного управления. И здесь возникает вопрос разграничение между административным и финансовым правом по предмету правового регулирования. Общеизвестно, что административное право регулирует управленческую деятельность органов исполнительной власти, закрепляет их правовое положение, структуру, компетенцию и взаимоотношения между собой. Финансовое право регулирует финансовую деятельность государства, которая во многом связана с выполнением исполнительными органами определенных функций в финансовой сфере. В этой связи М.В. Карасева замечает, что внутриорганизационные отношения с участием финансовых органов являются предметом административного права, а все иные отношения с участием этих органов, обеспечивающих образование, распределение и использование денежных фондов государства и муниципальных образований, являются предметом финансового права [Карасева М.В. Отграничение финансового права от смежных отраслей права // Финансовое право Российской Федерации: учебник / Отв. ред. М.В. Карасева. – 3-е изд. – М., 2009. – С. 66]. В то же время в рамках науки административного права вышеуказанный тезис соответствует делению управленческих отношений на внутриорганизационные, т.е. управленческие отношения, связанные с созданием условий осуществления деятельности органов государственной власти (причем не всегда исполнительных) и внешние, связанные с практической реализацией исполнительной власти. При этом представители административно-правовой науки относят как внутриорганизационные, так и внешние управленческие отношения к предмету административного права [Административное право: учебник / Под ред. Ю.М. Козлова. Л.Л. Попова. – М., 2005. – С. 44–46; Овсянко Д.М. Административное право: учеб. пособие. – М., 2002. – С. 13–15]. В этой связи вопрос разграничения финансового и административного права по предмету и методу регулирования должен стать объектом дополнительного исследования представителями финансово-правовой и административно-правовой наук.

Некоторые авторы предлагают проводить разграничение между административным и финансовым правом по другим, отличным от предмета и метода правового регулирования, критериям. По мнению А.И. Худякова разграничительным критерием между административным и финансовым правом выступает цель деятельности. «Если деятельность органа исполнительного власти направлена реализацию функции государства по формированию, распределению и организации использования государственных денежных фондов, что является проявлением финансовой деятельности государства, то мы имеет дело со сферой финансовой деятельности государства. Предметом административного права выступают иные отношения, связанные с осуществлением исполнительной власти. Предметом административного права выступают иные отношения, связанные с осуществлением исполнительной власти. Поэтому такие вопросы деятельности относящихся к исполнительной ветви власти финансовых органов государства, как формирование их структур, установление организационных форм деятельности, установление порядка назначения и увольнения должностных лиц, распределение между ними обязанностей и т.п. – это сфера деятельности административного права» [Худяков А.И. Финансовое право Республики Казахстан. Общая часть. – Алматы, 2001. – С. 83].

Связь гражданского и финансового праваобусловлена тем, что большинство отношений в сфере финансовой деятельности государства носят имущественный (денежный) характер, что корреспондируется с частью предмета гражданского права, составляющим имущественные и личные неимущественные отношения.

Следует отметить, что большинство финансовых отношений производны по форме от гражданских отношений. Например, налоговые обязательства субъектов хозяйствования в большинстве случаев являются прямым следствием именно их предпринимательской деятельности и воспринимаются как неразрывно с ней связанные. Обязанность по уплате налога может быть реализована налогоплательщиками только после того, как у него на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления появятся определенные денежные средства. Таким образом, гражданско-правовые отношения предшествуют и являются основной для возникновения, в частности, налоговых отношений.

Тесная связь гражданского и финансового права прослеживается в организационно-правовом аспекте в контексте определения качественных характеристик субъектов финансового права, которые должны обладать гражданской правоспособностью и дееспособностью при осуществлении определенных финансовых операций. В организационно-правовом плане связь финансового и гражданского права, по мнению Н.И. Химичевой, прослеживается в том, что государственные органы, в том числе финансовые, осуществляя государственное регулирование и управление в сфере финансов, одновременно выступают в качестве юридических лиц. Поэтому вместе с выполнением ими функций по мобилизации и распределению государственных денежных средств вступают и в отношения на основе договора [Химичева Н.И. Финансовое право в системе российского права: его особенности и связь с другими отраслями права // Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. – 4-е изд. – М., 2008.– С. 58].

Несмотря на то, что предметом регулирования и финансового, и гражданского права являются имущественные отношения, принципиальным отличием финансовых отношений от гражданских является односторонне-властный характер удовлетворения в них публичного имущественного интереса. Под гражданским правоотношением обычно понимают юридическую связь равных, имущественно организованных и организационно обособленных субъектов имущественных и личных неимущественных отношений, выражающуюся в наличии у них субъективных прав и обязанностей, обеспеченных возможностью применения к их нарушителям государственно-принудительных мер имущественного характера. Гражданское правоотношение строится на принципе автономии воли сторон и равенства субъектов отношений, в том числе в случае участия государства, тогда как в налоговом правоотношении одним из субъектов, причем властным, всегда выступает государство в лице уполномоченных органов.

В то же время, в рамках финансового права, как было отмечено ранее, находят отражение и диспозитивные элементы регулирования, которые в полной мере нельзя назвать аналогом гражданско-правовых способов регулирования, однако абсолютно властного характера они также не носят. В данном случае финансовое право во многом является определенным компромиссом между публичными и частными интересами.

Представляется, что в процессе дальнейшего экономического развития оптимальное сочетание диспозитивно-императивных начал, детерминированное соответствующей государственной экономической политикой, способно вывести национальную экономику на новые рубежи своего развития.

При взаимодействии финансового права с другими отраслями права могут возникать определенные научно-методологические и нормативно-правовые противоречия, возникающие на стыке нескольких отраслей права, которые зачастую носят объективный характер, когда объект правового регулирования не является настолько однородным, чтобы быть поглощенным одной отраслью права.

Наши рекомендации