Понятия и элементы инфраструктуры финансового рынка
Инфраструктура финансового рынка призвана обеспечивать возможность реализации экономических интересов субъектов экономики, оказывать содействие координации всех их экономических действий, помогать им интегрироваться в мировое экономическое и финансовое пространство.
Под рыночной инфраструктурой понимается весь комплекс элементов и видов деятельности, которые создают организационно-экономические условия для функционирования рыночного механизма. Основными ее элементами выступают: фонды развития и поддержки; коммерческие банки; аудиторские фирмы; лизинги; ассоциации предпринимателей; товарные биржи; торговые дома; биржи труда; фондовые биржи; центры информационного обслуживания; бизнес-центры и т.п.. Объекты рыночной инфраструктуры осуществляют правовое и экономическое консультирование предпринимателей и защиту их интересов в разных структурах, обеспечивают финансовую поддержку, кредитование вместе с лизингом, аудитом, страхованием новых хозяйственных формирований, оказывают содействие материально-техническому обеспечению и реализации продукции предприятий, регулируют движение рабочей силы и т.п..
Инфраструктура – это совокупность элементов, которые обеспечивают бесперебойное функционирование взаимосвязей объектов и субъектов определенной относительно самостоятельной системы и оптимизируют их взаимодействие.
В макроэкономическом понимании рыночная инфраструктура носит не обслуживающий, а обеспечивающий характер относительно всей экономики страны. Поэтому, в макроэкономическом понимании, рыночная инфраструктура – это подсистема рыночной экономической системы, совокупность элементов которой обеспечивает функционирование взаимосвязей между хозяйственными субъектами; оптимизирует движение товарно-денежных потоков и носит не обслуживающий, а обеспечивающий характер относительно экономики страны.
Рыночная экономика – это товарно-денежная экономика. Обеспечение продвижения товарно-денежных потоков осуществляют соответствующие институты общего и специального назначения. Они образуют институциональный элемент рыночной инфраструктуры. Состояние институтов рыночной инфраструктуры неоднородно как с количественной, так и с качественной точек зрения. Содержание рыночной инфраструктуры не может быть сведено к совокупности лишь институциональных элементов. В современной рыночной инфраструктуре принято выделять информационный элемент. Это информационные сети и потоки, ассоциации или добровольные объединения, которые представляют интересы других институтов «снизу» (например, Ассоциация украинских банков), а также институты, которые обеспечивают обратную связь между субъектами рыночных отношений (например, средства массовой информации). Субъективным является третий законодательный элемент, под которым понимают соответствующую часть хозяйственного законодательства, которое регламентирует как деятельность институтов рыночной инфраструктуры, так и поведение субъектов рыночного отношения. В сущности, он задает «правила игры» в рыночной экономике. Социальный элемент отображает уровень рыночного мышления (менталитет) населения и его готовность действовать по правилам и закономерностями функционирования рынка. Именно эти элементы определяют целостность и завершенность как рыночной инфраструктуры в целом, так и отдельных ее элементов.
Наименее развитыми в количественном и качественном отношении, с точки зрения соответствия требованиям рыночной экономики, являются компоненты инфраструктуры финансового рынка. Анализируя состояние развития рыночной инфраструктуры Украины, следует признать, что рыночной ее еще тяжело назвать. Существующая инфраструктура является переходной, незрелой, несформированной, причем в любом из обозначенных нами составных элементов: институциональном, информационном, юридическом и социальном.
Рассмотрим инфраструктуру финансового рынка, с точки зрения ее размещения, в нескольких контекстах. Во-первых, финансовый рынок и его инфраструктуру как определенную автономную систему, с предположением, что его автономность не абсолютная, так как в реальной жизни финансовый рынок не существует изолировано от всей экономики. Во-вторых, будем различать глобальную (будет рассматриваться на национальном уровне) и локальную инфраструктуру финансового рынка (на уровне отдельных регионов и территориально-административных образований).
Деятельность инфраструктуры во внутренней системе финансового рынка оказывает содействие формированию спроса на финансовые услуги, росту объема ассортимента предложения финансовых продуктов. К внутренней системе финансового рынка относят финансовый и кадровый потенциал, наличие и доверие клиентов, умение сотрудничать с финансовыми институтами, качество маркетинговой деятельности и эффективность стратегических решений.
Финансовые институты финансового рынка реализуют свои экономические интересы с учетом действий разных факторов внешней среды, причем на некоторые из них он может опосредствованно влиять, действие же других факторов выходит за пределы влияния институтов, и он должен приспосабливаться к ним. К факторам, на которые может влиять финансовый институт, принадлежат: рыночный спрос, конкуренция, уровень развития инфраструктуры финансового рынка. К неконтролируемым факторам, которые влияют на формирование инфраструктуры финансового рынка, относятся: общеэкономическая ситуация в регионе, стране и за ее пределами; уровень жизни и доходов населения; конъюнктура финансового рынка; демографическая ситуация и т.п.. Действие этих факторов определяет поведение финансовых институтов в рыночной среде, формирует стратегию и тактику, очерчивает возможности продвижения на рынке финансовых услуг в границах определенной территории.
К элементам инфраструктуры финансового рынка относятся: правовое информативное обеспечение; информационная сеть; институциональная сеть (кредитно-финансовая система); система подготовки кадров (страховые сюрвейеры, андеррайтеры), научное обслуживание; аудиторская сеть; профессиональная этика и язык, менталитет населения.
Информационная составная характеризуется низким уровнем профессионального анализа и рекомендаций на основе использования современных информационных систем, в особенности в области украинизации делопроизводства и технического анализа деятельности сегментов финансового рынка.
Законодательное обеспечение деятельности субъектов финансового рынка характеризуется низкой эффективностью. Причиной этого является недостаточно развитая законодательная база и ее нестойкость, а также частые просмотры «правил игры» на финансовом рынке. Из-за отсутствия в законодательных и научных изданиях, средствах массовой информации четкого трактования сущности понятие «финансовый рынок», проблемой является отслеживание информационных потоков, которые дают возможность оценить и спрогнозировать ситуацию, которая складывается на определенных сегментах и территориальных проявлениях финансового рынка. Социальный мониторинг финансовых возможностей и инвестиционных вкусов населения регионов показывает, что уровень экономического, а в особенности «биржевого» мышления и восприятие рыночного финансового механизма гражданами Украины далек от того, который требуется для вовлечения социальной активности масс в функциональную систему финансового рынка.
Сверхнизкие показатели обеспечения населения коммерческо-финансовой информацией относительно деятельности финансовых посредников на региональных финансовых рынках и определенный информационный вакуум, который наблюдается в регионах Украины, приводят к частичному присутствию на финансовом рынке потенциального инвестора экономики населения.
Развитие инфраструктуры финансового рынка Украины должно быть построено по международным стандартам, но с учетом специфики нашей страны.
Для развития инфраструктуры таких сегментов финансового рынка, как денежный и кредитный рынок, необходимо усилить рыночные процессы в регионах и роль в них местных органов самоуправления, активизировать создания стабильного и благоприятного для их развития законодательства, здоровой конкурентной среды, оказывать содействие возвращению доверия со стороны населения и субъектов предпринимательской деятельности; при поддержке со стороны государства развивать сеть филиалов и активизировать инвестиционную деятельность банков и других финансово-кредитных учреждений, которые наиболее приспособленные к инвестиционной деятельности, создать специальные банковские учреждения, основной целью которых был бы вопрос долгосрочного кредитования.
Остановимся на анализе и оценке институционального элемента инфраструктуры финансового рынка, а именно: особенностях территориальной организации существующих банковских и небанковских финансовых институтов и контрактных финансовых посредников; определим социально-экономические факторы, которые должны, согласно с мировым опытом, обуславливать появление новых видов финансовых посредников в системе финансового рынка Украины.