Методы разработки финансовой стратегии. Стратегический финансовый анализ и методы его осуществления
В рамках общей финансовой идеологии организации выделяют финансовую стратегию и финансовую тактику.
Финансовая стратегия — это искусство ведения финансовой политики, а тактика является составной частью этого искусства, это совокупность конкретных приемов и способов действий в конкретной ситуации.
Для реализации финансовой политики, успешного проведения ее в жизнь требуется соответствующий финансовый механизм, представляющий собой совокупность способов организации финансовых отношений, применяемых обществом в целях обеспечения благоприятных условий для экономического и социального развития. Он должен включать в себя как перечень форм и методов организации финансовых отношений, так и способы их количественного определения.
Сочетание названных элементов образует конструкцию финансового механизма, которая приводится в движение путем установления количественных параметров каждого элемента, то есть определенных ставок и норм изъятия, объема фондов, уровня расходов и пр.
Так как финансовая политика предприятия является составной частью его экономической политики, то и финансовая деятельность предприятия должна осуществляться на основании исследований спроса на продукцию, оценки имеющихся ресурсов и прогнозирования результатов хозяйственной деятельности. Направления использования финансовых фондов предприятия определяются исходя из поставленных целей, положения предприятия на рынке, выработанной концепции организации финансовой деятельности. С этой позиции, главной целью финансовой политики предприятия следует считать наиболее полное и эффективное использование и наращивание его финансового потенциала.
Задачи финансовой политики более многочисленны и разнообразны.
В частности, к ним можно отнести задачи:
- определения объема и структуры оборотных активов предприятия;
- определения источников формирования покрытия оборотных активов и соотношения между ними;
- оптимизации структуры капитала предприятия и обеспечение его финансовой устойчивости;
- обеспечения максимизации прибыли предприятием;
- достижения прозрачности финансово-экономического состояния предприятия как для его собственников, так и для инвесторов и/или кредиторов;
- создания эффективного механизма управления финансами предприятия;
- использования предприятием рыночных механизмов привлечения финансовых ресурсов; - и многие другие.
В основе современной концепции стратегического управления лежит теория конкурентной стратегии и конкурентного преимущества, разработанная ученым из США М. Портером в 80-х гг. XX в. Экономическую стратегию автор трактует как обобщенный план управления, ориентированный на достижение целей компании путем определения и реализации долгосрочных конкурентных преимуществ.
Важную роль в стратегическом управлении играет также дифференциация видов стратегий развития предприятия по их уровням. В системе этого управления выделяют обычно три основные вида стратегий — корпоративную стратегию, функциональные стратегии и стратегии отдельных хозяйственных единиц (бизнес-единиц).
^ Корпоративная стратегия определяет перспективы развития предприятия в целом. Она направлена на выполнение миссии предприятия и наиболее комплексно обеспечивает реализацию главной цели функционирования предприятия — максимизацию благосостояния его собственников.
На корпоративном уровне стратегия охватывает такие важнейшие вопросы, как выбор видов хозяйственной деятельности (видов бизнеса), пути обеспечения долгосрочных конкурентных преимуществ предприятия на соответствующих товарных рынках, различные формы конгломератной реорганизации (слияния, поглощения), принципы распределения всех основных видов ресурсов между отдельными стратегическими зонами хозяйствования и стратегическими хозяйственными единицами. Разработкой корпоративной стратегии занимаются в основном менеджеры высшего звена управления предприятием.
Функциональные стратегии предприятия формируются, как правило, по основным видам его деятельности в разрезе важнейших функциональных подразделений предприятия. К числу основных стратегий этого уровня относятся: маркетинговая, производственная, финансовая, персонала, инновационная. Функциональные стратегии предприятия направлены на детализацию корпоративной его стратегии (реализацию ее основных целей) и на ресурсное обеспечение стратегий отдельных хозяйственных единиц. Разработкой основных функциональных стратегий занимаются менеджеры основных функциональных подразделений предприятия.
Стратегии хозяйственных единиц (бизнес-стратегии) предприятия направлены обычно на решение двух основных целей — обеспечение конкурентных преимуществ конкретного вида бизнеса и повышения его прибыльности. Принимаемые на этом уровне стратегические решения связаны обычно с созданием новых продуктов, расширением или сокращением существующих товарных линий, инвестициями в новые технологии, объемом отчислений на рекламу. Разработкой стратегий этого уровня занимаются руководители и менеджеры стратегических хозяйственных единиц при консультативной поддержке менеджеров функциональных отделов предприятия.
Финансовая стратегия является одним из пяти функциональных элементов стратегического управления (производство, маркетинг, инновации, кадры и финансы).
Являясь частью общей стратегии экономического развития предприятия, обеспечивающей в первую очередь развитие операционной деятельности, финансовая стратегия носит по отношению к ней подчиненный характер. По отношению к операционной стратегии финансовая стратегия носит подчиненный характер. Поэтому она должна быть согласована со стратегическими целями и направлениями операционной деятельности предприятия. Финансовая стратегия при этом рассматривается как один из главных факторов обеспечения эффективного развития предприятия в соответствии с избранной им корпоративной стратегией.
Вместе с тем, финансовая стратегия сама оказывает существенное влияние на формирование стратегического развития операционной деятельности предприятия. Это связано с тем, что основные цели операционной стратегии — обеспечение высоких темпов реализации продукции, рост операционной прибыли и повышение конкурентной позиции предприятия связаны с тенденциями развития соответствующего товарного рынка (потребительского или факторов производства). Если тенденции развития товарного и финансового рынков (в тех сегментах, где предприятие осуществляет свою хозяйственную деятельность) не совпадают, может возникнуть ситуация, когда стратегические цели развития операционной деятельности предприятия не могут быть реализованы в связи с финансовыми ограничениями. В этом случае соответственно корректируется операционная стратегия предприятия.
Все многообразие стратегий операционной деятельности, реализацию которых призвана обеспечивать финансовая деятельность предприятия, может быть сведено к следующим базовым их видам: