Тема 7. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА

Организационно-экономический механизм реализации проек­та — форма взаимодействия участников проекта, фиксируемая в про­ектных материалах в целях обеспечения реализуемости проекта и воз­можности учета интересов каждого участника инвестиционного проекта (рис. 4.6). Необходимость использования информации об орга­низационно-экономическом механизме реализации проекта возника­ет в первую очередь при оценке его коммерческой эффективности. При этом для участников проекта наиболее важными будут те элемен­ты этого механизма, которые оказывают влияние на их затраты и до­ходы.

Тема 7. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА - student2.ru

Рис. 4.6. Основные участники инвестиционного проема

Организационно-экономический механизм реализации инвести­ционного проекта включает;

— нормативные документы, на основе которых осуществляется

взаимодействие участников;

— обязательства, принимаемые участниками в связи с осуществ­лением ими совместных действий по реализации проекта, гарантии

таких обязательств и санкции за их нарушение;

— условия финансирования инвестиций, в частности основные условия кредитных соглашений (сроки кредита, процентная ставка,

периодичность уплаты процентов и т.п.);

— особые условия оборота продукции и ресурсов между участни­ками (например, использование бартерного обмена, льготных цен для взаимных расчетов, предоставление товарных кредитов, безвозмезд­ная передача основных средств в постоянное или временное пользова­ние и т.п.);

— систему управления реализацией проекта, обеспечивающую

(при возможных изменениях условий реализации проекта) синхрони­зацию деятельности отдельных участников, защиту интересов каждо­го из них и своевременную корректировку их последующих действий в целях успешного завершения проекта;

— меры по взаимной финансовой, организационной и иной под­держке (предоставление временной финансовой помощи, займов, от­срочек платежей и т.п.), включая меры государственной поддержки;

— основные особенности учетной политики каждого российского предприятия-участника, а также иностранных фирм-участников, по­лучающих на российской территории доходы от участия в проекте.

Отдельные элементы организационно-экономического механиз­ма на стадии реализации проекта могут закрепляться и конкретизиро­ваться в уставных документах и договорах между участниками.

Знание организационно-экономического механизма инвестицион­ного проекта необходимо как минимум по двум причинам. Во-первых, без этого нельзя быть уверенным в реализации проекта. Во-вторых, без знания учетной политики участника, условий его взаимоотношений с другими субъектами нельзя правильно определить результаты его ра­боты и затраты, которые обусловливают выгодность инвестиционно­го проекта.

Тема 8.БИЗНЕС-ПЛАН ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА

Обычно бизнес-план определяют как текст, содержащий в структурном виде всю информацию о проекте, необходимую для его осуществления.

В процессе разработки бизнес-плана сначала формируют доходную часть проекта (продукция, цены, рынок, продажи), за­тем — расходную (затраты на приобретение оборудования, сырья, материалов, заработную плату). При этом учитывают возможные варианты организационно-правового обеспечения бизнеса и схе­мы финансирования, после чего переходят к расчетам эффектив­ности и ее анализу.

Структура и содержание бизнес-плана строго не регламенти­руются, но при его разработке обязательно следует обратить вни­мание на следующие условия:

• бизнес-план должен быть профессиональным, доступным и понятным для пользования;

• бизнес-план должен быть разделен на главы (разделы). Для более полного и наглядного восприятия информации рекомен­дуется использовать таблицы, схемы, диаграммы, графики;

• бизнес-план должен быть объективным. Бухгалтер и аудитор должны тщательно проверить все финансовые расчеты;

• необходимо контролировать распространение бизнес-плана, так как он может содержать конфиденциальную информацию. Примерная структура бизнес-плана

1. Титульный лист.

2. Меморандум о конфиденциальности.

3. Аннотация — самая краткая информация о проекте, слу­жащая для первичного ознакомления.

4. Первый раздел — резюме. Указываются суть и эффектив­ность проекта, основные источники финансирования и возможно­сти реализации проекта.

5. Второй раздел — описание предприятия и отрасли. В этом разделе описывается текущее состояние, организационная струк­тура, учредители, персонал, достижения предприятия, место на рынке, основные клиенты и партнеры.

6. Третий раздел — описание продукции (услуг). Здесь все­сторонне описывается область применения данной продукции, ее технические характеристики, конкурентоспособность и т. д. (в не­которых бизнес-планах второй и третий разделы объединены.)

7. Четвертый раздел — маркетинг и сбыт продукции — рас­сматривает требования потребителей к продукции, стратегию продвижения на рынок и ценовую политику, а также возможных конкурентов.

8. Пятый раздел — производственный план. В этом разделе -всесторонне анализируются возможности осуществления произ­водства по проекту: наличие площадей, технологий, необходимых ресурсов и инфраструктуры, а также требуемого кадрового обес­печения. -

9. В шестом разделе — организационный план — показыва­ются команда управления проектом и ведущие специалисты, а также правовое обеспечение, возможные партнеры по реализа­ции проекта и имеющиеся льготы.

10. Седьмой раздел — финансовый план— содержит все Нормативы для проведения финансово-экономических расчетов, приводит калькуляцию себестоимости продукции, источники фи­нансирования и схему выплат по кредитам. В этом разделе содер­жатся также «Отчет о прибылях и убытках», «Отчет о движении денежных средств» и «Прогнозный баланс».

11. В восьмом разделе — направленность и эффективность проекта — указывается направленность и значимость проекта, а также приводятся показатели эффективности его реализации (в не­которых бизнес-планах седьмой и восьмой разделы объединены).

12. В девятом разделе — риски и гарантии — перечисляются предпринимательские риски и форс-мажорные обстоятельства и приводятся гарантии возврата средств партнерам и инвесторам.

13. Приложения к бизнес-плану включают в себя документы, подтверждающие или дополняющие информацию, содержащую­ся в бизнес-плане. Как правило, к бизнес-плану прилагаются ко­пии документов. Оригиналы предъявляются по дополнительному требованию.

Важное место в бизнес-планировании занимает мониторинг бизнес-плана — процесс выявления отклонений фактических показателей реализации инвестиционного проекта от их прогноз­ных значений и оценка влияния данных отклонений на реализуе­мость и эффективность инвестиционного проекта. Цель монито­ринга заключается в том, чтобы в каждый конкретный момент времени можно было бы четко определить, выполняются условия реализуемости и эффективности инвестиционного проекта или нет. По результатам мониторинга может быть либо сделан вывод о необходимости несения корректировок в план реализации про­екта, либо принято решение о прекращении проекта.

Мониторинг начинается с инвестиционной стадии проекта, проходит через всю эксплуатационную стадию и прекращается в момент завершения проекта. Это относится к таким аспектам реализации проекта, как сроки выполнения работ, затраты, рис­ки, качество и др. Конечным этапом мониторинга является пост­мониторинг, т. е. оценка проекта и его эффективности по завер­шении операционной стадии, сравнение прогнозных и фактиче­ских показателей проекта на выходе. Такая оценка является важной как для отдельных инвестиционных проектов, так и для целых инвестиционных программ.

Тема 9.НАЗНАЧЕНИЕ БИЗНЕС-ПЛАНА

Прежде чем принять решение о выделении инвестиции на реализацию инвестиционного проекта, любой инвестор требует представления материала по проекту в виде взаимосвязанных разделов, содержащих текстовое описание и расчеты, информа­ционно подтверждаемые рядом прилагаемых документов, в том числе организационно-правового характера. В мировой практике для этих целей используется понятие бизнес-плана как докумен­та, отражающего все аспекты будущего коммерческого предпри­ятия, анализирующего все возможные проблемы и описывающе­го способы их решения. Кроме того, бизнес-план необходим са­мому разработчику (руководителю) в качестве информационной базы для принятия решений как тактического, так и стратегиче­ского характера.

Главной задачей, стоящей перед разработчиками бизнес-пла­нов, является задача по привлечению инвесторов. Практически каждая финансовая структура (потенциальный инвестор) может иметь свои стандарты (форматы) для подготовки документов с целью кредитования заемщиков, однако цель одна — обеспечить •доказательство финансовой эффективности проекта, иными сло­вами — убедить, что вложенные в проект деньги принесут ожи­даемую прибыль.

Наши рекомендации