Тема 7. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА
Организационно-экономический механизм реализации проекта — форма взаимодействия участников проекта, фиксируемая в проектных материалах в целях обеспечения реализуемости проекта и возможности учета интересов каждого участника инвестиционного проекта (рис. 4.6). Необходимость использования информации об организационно-экономическом механизме реализации проекта возникает в первую очередь при оценке его коммерческой эффективности. При этом для участников проекта наиболее важными будут те элементы этого механизма, которые оказывают влияние на их затраты и доходы.
Рис. 4.6. Основные участники инвестиционного проема
Организационно-экономический механизм реализации инвестиционного проекта включает;
— нормативные документы, на основе которых осуществляется
взаимодействие участников;
— обязательства, принимаемые участниками в связи с осуществлением ими совместных действий по реализации проекта, гарантии
таких обязательств и санкции за их нарушение;
— условия финансирования инвестиций, в частности основные условия кредитных соглашений (сроки кредита, процентная ставка,
периодичность уплаты процентов и т.п.);
— особые условия оборота продукции и ресурсов между участниками (например, использование бартерного обмена, льготных цен для взаимных расчетов, предоставление товарных кредитов, безвозмездная передача основных средств в постоянное или временное пользование и т.п.);
— систему управления реализацией проекта, обеспечивающую
(при возможных изменениях условий реализации проекта) синхронизацию деятельности отдельных участников, защиту интересов каждого из них и своевременную корректировку их последующих действий в целях успешного завершения проекта;
— меры по взаимной финансовой, организационной и иной поддержке (предоставление временной финансовой помощи, займов, отсрочек платежей и т.п.), включая меры государственной поддержки;
— основные особенности учетной политики каждого российского предприятия-участника, а также иностранных фирм-участников, получающих на российской территории доходы от участия в проекте.
Отдельные элементы организационно-экономического механизма на стадии реализации проекта могут закрепляться и конкретизироваться в уставных документах и договорах между участниками.
Знание организационно-экономического механизма инвестиционного проекта необходимо как минимум по двум причинам. Во-первых, без этого нельзя быть уверенным в реализации проекта. Во-вторых, без знания учетной политики участника, условий его взаимоотношений с другими субъектами нельзя правильно определить результаты его работы и затраты, которые обусловливают выгодность инвестиционного проекта.
Тема 8.БИЗНЕС-ПЛАН ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА
Обычно бизнес-план определяют как текст, содержащий в структурном виде всю информацию о проекте, необходимую для его осуществления.
В процессе разработки бизнес-плана сначала формируют доходную часть проекта (продукция, цены, рынок, продажи), затем — расходную (затраты на приобретение оборудования, сырья, материалов, заработную плату). При этом учитывают возможные варианты организационно-правового обеспечения бизнеса и схемы финансирования, после чего переходят к расчетам эффективности и ее анализу.
Структура и содержание бизнес-плана строго не регламентируются, но при его разработке обязательно следует обратить внимание на следующие условия:
• бизнес-план должен быть профессиональным, доступным и понятным для пользования;
• бизнес-план должен быть разделен на главы (разделы). Для более полного и наглядного восприятия информации рекомендуется использовать таблицы, схемы, диаграммы, графики;
• бизнес-план должен быть объективным. Бухгалтер и аудитор должны тщательно проверить все финансовые расчеты;
• необходимо контролировать распространение бизнес-плана, так как он может содержать конфиденциальную информацию. Примерная структура бизнес-плана
1. Титульный лист.
2. Меморандум о конфиденциальности.
3. Аннотация — самая краткая информация о проекте, служащая для первичного ознакомления.
4. Первый раздел — резюме. Указываются суть и эффективность проекта, основные источники финансирования и возможности реализации проекта.
5. Второй раздел — описание предприятия и отрасли. В этом разделе описывается текущее состояние, организационная структура, учредители, персонал, достижения предприятия, место на рынке, основные клиенты и партнеры.
6. Третий раздел — описание продукции (услуг). Здесь всесторонне описывается область применения данной продукции, ее технические характеристики, конкурентоспособность и т. д. (в некоторых бизнес-планах второй и третий разделы объединены.)
7. Четвертый раздел — маркетинг и сбыт продукции — рассматривает требования потребителей к продукции, стратегию продвижения на рынок и ценовую политику, а также возможных конкурентов.
8. Пятый раздел — производственный план. В этом разделе -всесторонне анализируются возможности осуществления производства по проекту: наличие площадей, технологий, необходимых ресурсов и инфраструктуры, а также требуемого кадрового обеспечения. -
9. В шестом разделе — организационный план — показываются команда управления проектом и ведущие специалисты, а также правовое обеспечение, возможные партнеры по реализации проекта и имеющиеся льготы.
10. Седьмой раздел — финансовый план— содержит все Нормативы для проведения финансово-экономических расчетов, приводит калькуляцию себестоимости продукции, источники финансирования и схему выплат по кредитам. В этом разделе содержатся также «Отчет о прибылях и убытках», «Отчет о движении денежных средств» и «Прогнозный баланс».
11. В восьмом разделе — направленность и эффективность проекта — указывается направленность и значимость проекта, а также приводятся показатели эффективности его реализации (в некоторых бизнес-планах седьмой и восьмой разделы объединены).
12. В девятом разделе — риски и гарантии — перечисляются предпринимательские риски и форс-мажорные обстоятельства и приводятся гарантии возврата средств партнерам и инвесторам.
13. Приложения к бизнес-плану включают в себя документы, подтверждающие или дополняющие информацию, содержащуюся в бизнес-плане. Как правило, к бизнес-плану прилагаются копии документов. Оригиналы предъявляются по дополнительному требованию.
Важное место в бизнес-планировании занимает мониторинг бизнес-плана — процесс выявления отклонений фактических показателей реализации инвестиционного проекта от их прогнозных значений и оценка влияния данных отклонений на реализуемость и эффективность инвестиционного проекта. Цель мониторинга заключается в том, чтобы в каждый конкретный момент времени можно было бы четко определить, выполняются условия реализуемости и эффективности инвестиционного проекта или нет. По результатам мониторинга может быть либо сделан вывод о необходимости несения корректировок в план реализации проекта, либо принято решение о прекращении проекта.
Мониторинг начинается с инвестиционной стадии проекта, проходит через всю эксплуатационную стадию и прекращается в момент завершения проекта. Это относится к таким аспектам реализации проекта, как сроки выполнения работ, затраты, риски, качество и др. Конечным этапом мониторинга является постмониторинг, т. е. оценка проекта и его эффективности по завершении операционной стадии, сравнение прогнозных и фактических показателей проекта на выходе. Такая оценка является важной как для отдельных инвестиционных проектов, так и для целых инвестиционных программ.
Тема 9.НАЗНАЧЕНИЕ БИЗНЕС-ПЛАНА
Прежде чем принять решение о выделении инвестиции на реализацию инвестиционного проекта, любой инвестор требует представления материала по проекту в виде взаимосвязанных разделов, содержащих текстовое описание и расчеты, информационно подтверждаемые рядом прилагаемых документов, в том числе организационно-правового характера. В мировой практике для этих целей используется понятие бизнес-плана как документа, отражающего все аспекты будущего коммерческого предприятия, анализирующего все возможные проблемы и описывающего способы их решения. Кроме того, бизнес-план необходим самому разработчику (руководителю) в качестве информационной базы для принятия решений как тактического, так и стратегического характера.
Главной задачей, стоящей перед разработчиками бизнес-планов, является задача по привлечению инвесторов. Практически каждая финансовая структура (потенциальный инвестор) может иметь свои стандарты (форматы) для подготовки документов с целью кредитования заемщиков, однако цель одна — обеспечить •доказательство финансовой эффективности проекта, иными словами — убедить, что вложенные в проект деньги принесут ожидаемую прибыль.