Социальное страхование в Японии
В систему социального обеспечения Японии входят: общественное вспомоществование, социальное обслуживание, социальное страхование и общественное здравоохранение. К ней же относится учрежденная в 1974 г. самостоятельная служба здравоохранения для престарелых.
Главным звеном всей системы является социальное страхование, в задачу которого входит обеспечение граждан в случае временной или постоянной нетрудоспособности. Оно осуществляется за счет создаваемых в обязательном или добровольном порядке страховых фондов, формируемых из страховых взносов населения и работодателей, а также государственных средств. В 60-е гг. на долю социального страхования приходилось 78,6% доходной и 73,8% расходной частей бюджета министерства здравоохранения и социального обеспечения.
Наряду со сложностью организационной структуры социальное обеспечение в Японии отличается еще и дробностью входящих в него звеньев. Так, в пределах пенсионной системы действуют до десяти относительно самостоятельных режимов обеспечения граждан по одним и тем же видам постоянной нетрудоспособности. Такое положение порождает различия в размере и условиях получения тех или иных видов обеспечения для отдельных категорий населения.
Благодаря принятым государством мерам (наиболее значительные реформы имели место в 1973 и 1983 гг.) в 70—80-е гг. в системе социального обеспечения Японии произошли изменения: повышены размеры выплат, расширен охват населения отдельными видами обеспечения, предприняты попытки преодолеть дробность системы. Существенно изменилась и его структура: как и в других развитых странах, в Японии в ведущую отрасль социального обеспечения превратилась пенсионная система, что имеет большое значение ввиду ускорения процесса "старения" населения страны. Если в 1970 г. 58,9% всех расходов на социальное обеспечение в Японии шло на пособия по временной нетрудоспособности и лишь 24,3% на пенсии, то в 80-е гг. — соответственно 40,7% и 45,4%. Суммарная доля расходов на социальное обеспечение в национальном доходе страны увеличилась в это время с 5,7% до 14,5% (в том числе затрат на выплату пенсий с 1,4% до 6,6%, пособий по временной нетрудоспособности — с 3,4% до 5,9%). Однако уровень социального обеспечения в Японии пока ниже, чем в других развитых странах.
В рамках государственной системы социального обеспечения Японии существует несколько пенсионных систем, основанных на принципах страхования населения. Большая их часть охватывает страхование наемных работников по месту их работы, где страховые взносы кроме самих работников выплачивают их работодатели. Государство там, где оно не выступает в качестве работодателя, выплачивает к пенсиям определенные дотации.
Крупнейшей из этих систем является система "пенсий благосостояния" созданная в 1941 г. По состоянию на конец 80-х гг. число охваченных страхованием в рамках этой системы составляло 26,8 млн. человек — работников частных предприятий. Страховой фонд системы образуется из взносов в размере 11,3-13,6% заработка: половину их вносят сами страхуемые, половину — их работодатели. Государство доплачивает 20-25% суммы пенсий. Пенсии предоставляются по старости, по инвалидности и в случае потери кормильца. Предусмотрена возможность перечисления части средств в специальный фонд, используемый в целях увеличения размера пенсионных выплат. Он формируется на основе взносов частных компаний и государства, причем средства, перечисленные компаниями, должны превышать государственные, по крайней мере на 30%. Общее количество пенсионеров системы пенсий благосостояния в 80-е гг. составляло 9,1 млн. человек. Средний размер пенсии по старости достигал 116 тыс.иен в месяц, по инвалидности — 80,3 тыс., в случае потери кормильца— 54,9 тыс.
Вторую часть системы пенсионного обеспечения Японии составляют пенсионные системы обществ взаимопомощи, которые организуют страхование по месту работы служащих центральных и местных органов власти, работников частных учебных заведений, членов сельскохозяйственных кооперативов, а также моряков. Число страхуемых, охваченных этими системами, составляет около 5 млн. человек. Размер страхового взноса колеблется от 10,2 до 16,3% заработка и обычно складывается из равных взносов страхуемых и их работодателей. Государство доплачивает 16-18% суммы пенсии. Размер пенсии в этих системах обычно выше, чем в системе пенсий благосостояния. Так, в 80-е гг. пенсия по старости в системе частных учебных заведений составляла 136,5 тыс.иен в месяц, у служащих государственного аппарата — 156,5 тыс., в системе служащих местных органов власти — 175,6 тыс.
Лица, не относящиеся к категории наемных работников, в том числе неработающие члены общества, подпадают под действие Национальной пенсионной системы, созданной в 1959 г. Она занимает первое место в стране по числу пенсионеров и последнее — по размеру выплачиваемых пенсий. В рамках этой системы разным категориям страхуемых пенсии выплачиваются за счет различных источников. Так, исключительно за счет госбюджета пенсии выплачиваются тем устойчиво нетрудоспособным лицам, которые в силу низких доходов не могли платить страховых взносов (эти пенсии назначаются после проверки нуждаемости), а также лицам, которые к моменту организации этой системы не успели создать страхового фонда по возрасту (социальные пенсии).
Для остальных граждан, попадающих под действие национальной пенсионной системы, по достижении ими пенсионного возраста пенсии выплачиваются: на 2/3 — за счет пенсионного фонда, формирующегося из страховых взносов самих страхуемых и на 1/3 — за счет государственных средств. В 80-х гг. эту категорию составляли 8,3 млн. пенсионеров и 25,3 млн.человек, плативших страховые взносы. Средний размер пенсии по старости составлял 26,6 тыс.иен в месяц.
На частных предприятиях, особенно крупных, в дополнение к государственным пенсиям, как правило, организуются свои собственные механизмы обеспечения
увольняемых по возрасту работников: либо в форме единовременных выходных пособий, либо пенсий. Размер выходного пособия достигает 40 и более месячных заработков.
С 1983 г. в Японии осуществляется реформа пенсионного обеспечения, состояние которого уже давно признавалось неудовлетворительным и не соответствующим экономическому потенциалу страны. Объективной причиной, подтолкнувшей японское правительство к такому шагу, явилось ускорение процесса старения населения страны. Приняты меры по расширению контингента обеспечиваемых лиц и законодательному повышению размеров пенсий. Поставлена задача упростить пенсионную систему и унифицировать условия и нормы выплаты пенсии в различных ее 'звеньях. К настоящему времени проведено объединение некоторых пенсионных систем из групп обществ взаимопомощи с системой пенсий благосостояния, введен повышенный по сравнению с прежними нормами в большинстве систем единый 65-летний пенсионный возраст, а также единый (повышенный) 40-летний страховой стаж, необходимые для получения пенсии в полном размере, учреждена единая для всех систем "основная пенсия" - 50 тыс. иен в месяц.
Несмотря на принятые меры, различия между отдельными звеньями пенсионной системы остаются и, видимо, сохранятся еще долго. Главные из них касаются прежде всего размеров пенсий. Так, условиями реформы определено, что пенсионеры системы пенсий благосостояния кроме "основной пенсии" будут получать еще и дополнительную, размер которой зависит от их прежнего заработка и продолжительности страхового стажа. Эти различия сохраняются в силу изолированности пенсионных фондов разных систем, против ликвидации которой выступают участники более привилегированных систем, опасающиеся, что объединение пенсионных фондов приведет к ухудшению их материального положения.
Япония является первой страной в Азии, где было введено в общенациональном масштабе страхование здоровья населения (1961 г.). Этому предшествовало принятие ряда законов о страховании, обеспечивших населению компенсацию расходов на медицинскую помощь, в том числе об обязательном страховании служащих (1922 г.), о национальном страховании здоровья (1938 г.), о страховании моряков (1939 г.), о страховании поденных рабочих (1953 г.) и др. В настоящее время медицинское обслуживание в Японии финансируется преимущественно за счет фондов страхования здоровья. Лишь небольшим группам населения она оказывается бесплатно по линии медицинской помощи бедным или общественной медицинской помощи (распространяется на больных туберкулезом, психическими расстройствами, рядом других социально значимых заболеваний, а также на престарелых граждан).
Подавляющее большинство населения Японии подпадает под действие двух основных систем страхования здоровья: Системы страхования лиц наемного труда и Национальной системы страхования здоровья. Одна из них построена по производственному принципу, другая — по месту жительства.
Система страхования лиц наемного труда, охватывающая наемных работников и их иждивенцев, является крупнейшей. В ее рамках функционирует ряд программ, к числу которых относится программа государственного .страхования здоровья (где страховым агентом является само государство), распространяющаяся на работников малых и средних предприятий, и программа общественного страхования, где в качестве страхового агента выступает страховое общество, созданное совместно администрацией и работниками крупного предприятия или группы предприятий одной отрасли.
К Системе страхования лиц наемного труда примыкают также программы страхования здоровья моряков, сельскохозяйственных и поденных работников и ряда других категорий рабочих и служащих, а также программы четырех обществ (ассоциаций) взаимопомощи — служащих государственных учреждений, работников органов местного самоуправления, работников общественных корпораций, учителей и служащих частных учебных заведений.
Фонды страхования образуются за счет взноса самих застрахованных, а также из отчислений государства и предприятий. Размер страхового взноса для рабочих и служащих зависит от величины их заработка, но не должен превышать определенного предела.
Наибольший страховой взнос (в сумме 8,4% заработка работника) установлен для лиц, подпадающих под действие программы государственного страхования здоровья. Половину страхового взноса вносит сам застрахованный, половину — государство. Аналогичный принцип формирования страхового взноса предусмотрен и программой страхования моряков, но величина этого взноса немного меньше — 8,2% заработка. С поденных работников страховые взносы взимаются в твердом размере.
Страховой фонд программы общественного страхования здоровья образуется из взносов застрахованных (составляющих 3,45% их заработка) и предпринимателей (4,62%о заработка застрахованного). При этом 16,4% расходов на пособия по временной нетрудоспособности покрывает государство.
Национальная система страхования здоровья охватывает в основном мелких собственников и членов их семей, инвалидов и других неработающих лиц (45 млн.). Страховой взнос с них взимается местными органами самоуправления или Ассоциацией национального страхования здоровья. Он имеет форму налога и устанавливается с учетом величины дохода, недвижимого имущества, размера семьи и т.д. (причем условия страхования в различных местах неодинаковы). 40% суммы пособий по временной нетрудоспособности составляет дотация государства.
Пособия по линии страхования здоровья предоставляются в форме льготной медицинской помощи и денежных выплат. Размеры льгот рабочим и служащим колеблются в зависимости от программ, достигая максимум 90% всех затрат на лечение (10% стоимости услуг оплачиваются пациентом); для иждивенцев они не .превышают 70%.
В рамках Национальной системы страхования здоровья застрахованным и иждивенцам оплачиваются 70% всех расходов на лечение. Таким образом, более крупные льготы получают лица с высокими доходами и, наоборот, большее бремя личных расходов в случае болезни несут те, у кого эти доходы меньше.
Пребывание в больнице как самих застрахованных, так и их иждивенцев страховые органы оплачивают на 70%. Остальную сумму застрахованный выплачивает наличными деньгами при получении медицинских услуг. Полностью за счет застрахованного оплачиваются пребывание в отдельной палате, услуги частной медицинской сестры, лекарства и т.д. При очень высокой стоимости лечения пациенту возмещается сумма, затраченная им на лечение сверх установленного максимума.
Оплата медицинской помощи, оказываемой застрахованному, производится по принципу "гонорар за услугу" - путем ежемесячного погашения счетов, предъявляемых соответствующими медицинскими учреждениями Фонду выплат гонорара за медицинскую помощь по линии социального страхования. Предварительно эти счета проверяют консультанты-медики для установления рациональности услуг, оказанных застрахованному. Расчет с учреждениями здравоохранения производится на основании тарифов на медицинские услуги и лекарства, утвержденных министерством здравоохранения и социального обеспечения Японии.
При невыходе на работу из-за болезни, травмы, декретного отпуска и т.д. застрахованный получает, начиная с 4-го дня с момента потери трудоспособности, денежное пособие в размере в среднем 60% его заработной платы. Оно выплачивается не более 6 месяцев. Денежные выплаты предусмотрены также для оплаты расходов в связи с рождением ребенка, по уходу за больным, а также в связи с похоронами.
Законом о благосостоянии престарелых (1963 г.) предусматривается бесплатное ежегодное медицинское освидетельствование лиц старше 60 лет, бесплатная медицинская помощь лицам старше 70 лет, организация консультативной помощи по вопросам охраны здоровья в пожилом возрасте, сестринская помощь на дому и т.д.