Профессиональные качества ревизора и контролера

Ревизор – должностное лицо, уполномоченное органом управления выполнять контрольные функции по проверке хозяйственной деятельности в различных звеньях народного хозяйства. На эту должность подбираются высококвалифицированные, честные и добросовестные специалисты, имеющие, как правило, высшее экономическое или юридическое образование и практический стаж учетной работы.

Функции ревизионного аппарата, его права, обязанности и ответственность определены Законом РФ о предприятии, Положением о ведомственном контроле за финансово-хозяйственной деятельностью объединений, предприятий, организаций и учреждений. Постановление Конкретизация прав и обязанностей ревизоров, работающих в отдельных отраслях народного хозяйства, осуществляется ведомственными инструкциями и положениями.

Ревизор имеет право:

1. обследовать производственные, подсобные, вспомогательные и служебные помещения, оборудование, станки, машины и другие объекты;

2. проводить контрольные обмеры, контрольные запуски сырья и материалов в производство, анализы сырья, материалов, готовой продукции;

3. проводить инвентаризации денежных средств и ТМЦ у всех должностных лиц, ответственных за их хранение, приобретение и расходование, опечатывать места хранения ценностей и документов;

4. привлекать работников ревизуемою предприятия (по согласованию с его руководителем) для выполнения отдельных работ, необходимых для решения задач документальной ревизии;

5. приглашать специалистов для консультаций и участия в изучении вопросов, определенных заданием по проведению ревизии;

6. проверять жалобы и заявления работ и ков данного предприятия в пределах круга вопросов, связанных с проводимой ревизией;

7. требовать предъявления необходимых для проведения ревизии документов, регистров бухгалтерского и оперативного учета, отчетности, нормативно-плановой документации, договоров, приказов проверяемой организации и ее вышестоящих органов, актов и справок по предыдущим ревизиям и проверкам, устных пояснений и письменных объяснений работников ревизуемых объектов;

8. обращаться в сторонние организации с запросами в целях проверки подлинности документов, достоверности и реальности хозяйственных и финансовых операций, изучать документы, находящиеся в других организациях, связанных с деятельностью проверяемой организации;

9. запрашивать и получать из учреждений и банков сведения, справки и копии документов, связанных с операциями ревизуемых предприятий, о количестве открытых счетов, оборотах и остатках на них, обеспеченности кредитов и по другим вопросам;

10. изымать необходимые документы, подтверждающие хищения и злоупотребления, сохранность которых не гарантируется; документы, содержащие фиктивные операции, подлоги, подделки;

11. требовать заверенные копии и выписки из документов, характеризующие бесхозяйственность, злоупотребления, хищения, приписки и другие нарушения;

12. ставить перед руководством ревизуемой организации и ее вышестоящего органа вопросы о принятии мер по устранению выявленных при ревизии нарушений и недостатков;

13. вносить предложения о наложении дисциплинарных взысканий, освобождении от работы и возмещении материального ущерба;

14. разрабатывать предложения по результатам ревизии и осуществлять контроль за их выполнением;

15. сообщать в оперативном порядке руководителям, назначившим ревизию, или вышестоящим организациям о случаях непринятия на ревизуемом объекте мер по устранению нарушений и недостатков в работе, а также об условиях и причинах, способствующих хищениям и злоупотреблениям;

16. через руководителя, назначившего ревизию, сообщать о каждом случае недостачи правоохранительным органам. Допускается не сообщать лишь о мелких недостачах, по которым виновные лица наказываются в дисциплинарном порядке с возмещением материального ущерба.

Ревизор должен:

1. приступая к ревизии поставить в известность об этом руководителя ревизуемой организации, сообщить о задачах ревизии, в ходе ревизии информировать его об отдельных выявленных недостатках и нарушениях для принятия мер к их устранению в период проведения ревизии.

2. проверить соблюдение и выполнение действующих законов, постановлений Правительства РФ, приказов, инструкций и распоряжений вышестоящих органов.

3. документально подтвердить выявленные недостатки и нарушения, размер причиненного материального ущерба и другие последствия, а также указать виновных материально ответственных и должностных лиц и причины допущенных нарушений.

4. проверить все заявления и жалобы, поступившие в ходе ревизии, и дать по ним ответ по существу дела и т.д.

Ревизор не имеет права:

1. Оказывать давление.

2. Употреблять обвинительные суждения.

3. Угрожать наказанием.

4. Высказывать предположения по непроверенным фактам.

5. Вмешиваться в административные функции руководителей проверяемой организации (отстранять работников от выполнения обязанностей, отменять приказы и распоряжения должностных лиц и т. д.), давать оценку их действиям.

6. Поддаваться на провокации.

7. Участвовать в увеселительных мероприятиях.

8. Допускать не деловые отношения.

9. Прикасаться к проверяемым ценностям.

10. Привлекать на роль экспертов специалистов ревизуемой организации.

Результаты ревизии доводятся до сведения работников ревизуемых учреждений и обсуждаются на производственных совещаниях, заседаниях акционеров, советов директоров и т. п.

Ревизор привлекается к ответственности за разглашение информации о полученных данных и выводах ревизии до ее завершения, сокрытие злоупотреблений и других должностных нарушений, фактов бесхозяйственности и хищений, использование служебного положения в корыстных целях. За объективность и правдивость фактов, приводимых в акте ревизии, ревизор несет ответственность в установленном законом порядке.

Содержание и основные задачи ревизии.

Наши рекомендации