Методы управления доходами и расходами
Доходы и расходы, как факторы, влияющие на прибыль в определенных рамках являются регулируемыми со стороны управленческого персонала. В особенности это относится к фактору «затраты»; именно этим объясняется тот факт, что затраты (издержки) производства и обращения, выступая одним из основных факторов прибыли, находятся под пристальным вниманием и контролем руководства организации. Говоря о регулируемости, имеется в виду варьирование величиной показателя. И здесь доходы и расходы существенно разнятся. Так, величина доходов от основной деятельности предопределяется рынком, а потому наращивать доходную часть можно по сути лишь путем расширения объемов производства и продаж, а также управления структурой производства.
Приведенные рассуждения позволяют, по мнению В.В. Ковалева, сформулировать два примечательных правила [19,c.452]. Первое правило, которое нужно учитывать аналитику (бизнесмену, экономисту), таково: прибыль – это расчетный показатель, дающий некоторую оценку финансово-хозяйственной деятельности фирмы за отчетный период, на величину которого влияют как собственно производственно-коммерческая деятельность фирмы, так и применяемые ее специалистами методы оценки, учета и исчисления показателей доходов и затрат.
В рамках решения первой задачи – повышение доходов – должны проводиться оценка, анализ и планирование: выполнения плановых заданий и динамики продаж в различных разрезах; ритмичности производства и продаж; достаточности и эффективности диверсификации производственной деятельности; эффективности ценовой политики; влияния различных факторов (фондовооруженность, загруженность производственных мощностей, сменность, ценовая политика, кадровый состав и др.) на изменение величины продаж; сезонности производства и продаж, критического объема производства (продаж) по видам продукции и подразделениям и т.п.
Результаты планово-аналитических расчетов обычно оформляются в виде традиционных таблиц, содержащих плановые (базисные) и фактические (ожидаемые) значения объемов производства и продаж и отклонения от них в натуральных и стоимостных показателях, а также в процентах.
Поиск и мобилизация факторов повышения доходов находится, в известном смысле, в компетенции высшего руководства компании, а также ее маркетинговой службы; роль финансовой службы сводится в основном к обоснованию разумной ценовой политики, оценке целесообразности и экономической эффективности нового источника доходов, контролю за соблюдением внутренних ориентиров по показателям рентабельности в отношении действующих и новых производств.
Второе правило: в зависимости от различных комбинаций доходов и затрат и подключения к рассмотрению новых их видов можно последовательно рассчитывать различные показатели прибыли, при этом каждый из них будет представлять большую или меньшую значимость для той или иной категории лиц, имеющих интерес к данной компании. Иными словами, понятие прибыли многозначно и с позиции того круга доходов и затрат, который был учтен при расчете именно этого показателя. Поэтому необходима четкая и однозначная идентификация алгоритмического и информационного обеспечения показателя прибыли, о котором ведется речь, позволяющая делать обоснованные оценочные суждения о нем [28, с. 87].
Снижение расходов (затрат) – подразумевает оценку, анализ, планирование и контроль за исполнением плановых заданий по местам возникновения и видам расходов (затрат), а также поиск резервов обоснованного снижения себестоимости продукции.
Общеизвестен тезис о том, что затраты никогда нельзя оставлять без присмотра, иначе они имеют тенденцию к необоснованному росту.
Управление факторами прибыльной работы осуществляется не только с помощью натурально-стоимостных индикаторов (показатели доходов и расходов), но и путем регулярного исчисления разнообразных показателей рентабельности.
Рентабельность (Profitability) понимается в двух весьма близких значениях:
а) как синоним прибыльности (бизнес рентабелен, если он генерирует прибыль);
б) как способность генерировать прибыль в контексте использованных или потраченных ресурсов. Поскольку прибыль – показатель абсолютный, т.е. трудно сопоставимый (например, прибыль в 10 тыс. руб. может быть конечным финансовым результатом как крупной корпорации, так и небольшой частной конторы), а в экономике практически любое действие предполагает сопоставимость, сравнимость (например, в терминах «выгодно-невыгодно», «целесообразно-нецелесообразно», «эффективно-неэффективно» и др.), то для характеристики рентабельности применяют специальные индикаторы, называемые коэффициентами рентабельности и рассчитываемыми как отношение прибыли к некоторой базе, характеризующей субъект рентабельности. В качестве базы берут: а) ресурсы; б) совокупный доход в виде выручки, полученной от контрагентов в ходе текущей деятельности. Соответственно возникают две группы показателей: коэффициенты рентабельности инвестиций и коэффициенты рентабельности продаж. Те или иные показатели прибыли сопоставляются в первом случае с величиной инвестиций, во втором случае – с выручкой.
Отметим следующую особенность обсуждаемых индикаторов. Поскольку любой показатель рентабельности является относительной величиной, он должен быть обоснован с позиции методологии расчета; в частности, величины, служащие основой расчета показателя, должны быть сопоставимыми.
Так, прибыль генерируется не конкретным активом, а организацией (фирмой) в целом, а потому логически оправданным является сопоставление прибыли с некоторым и индикатором, по возможности комплексно характеризующим эту организацию.
Так как любой коэффициент рентабельности является относительным, то управлять рентабельностью можно с помощью двух факторов:
а) управлении прибылью (числитель показателя рентабельности);
б) управлении базой формирования прибыли (знаменатель показателя рентабельности) [31, с. 39].
Таким образом, результаты предпринимательской деятельности во многом предопределяются выбором состава и структуры, изготавливаемых и реализуемых товаров, оказываемых услуг. Здесь важна не только общая величина затрат, но и зависимость между постоянными и переменными издержками, определяющими скорость оборота капитала. Большое значение имеет для действия менеджера или руководителя учет в полной мере особенностей той стадии жизненного цикла, на которой находится фирма.
Стремясь решить постоянно возникающие конкретные вопросы, получить квалифицированную оценку финансового положения, руководители предприятий все чаще прибегают к данным учета и, как следствие, к данным финансового и управленческого анализа. При этом они, как правило, не довольствуются констатацией величины показателей отчетности, а рассчитывают получить конкретное заключение о достаточности платежных средств, нормальных соотношениях собственного и заемного капитала.
В этих условиях меняется роль финансовой службы организации. Удовлетворить новые запросы администрации имеет возможность только аналитик, способный разобраться в экономике организации, выявить ее больные места на основе финансово-учетных данных, осуществить финансовое планирование. Финансовое благополучие фирмы прямо пропорционально уровню организации в ней системы финансовой службы, компетентности ее работников.
Расчеты как общей, так и сравнительной экономической эффективности затрат не должны ограничиваться обобщающими показателями. Для всестороннего обоснования и анализа экономической эффективности затрат, выявления резервов повышения их эффективности при принятии окончательных решений следует использовать дополнительные показатели, характеризующие отдельные стороны получаемого эффекта:
- производительность труда;
- фондоотдачу;
- удельные капитальные вложения;
- экономия сырья, материалов, топлива, энергии;
- снижение издержек производства;
- социальные результаты.
Кроме того, необходимо учитывать, что в условиях рыночной экономики основным критерием оценки хозяйственной деятельности предприятий, фирм служат прибыль и рентабельность организации.
Таким образом, в основе методов управления доходами и расходами используются как абсолютные (натурально-стоимостные индикаторы), так и относительные показатели, такие как рентабельность доходов и рентабельность доходов, или рентабельность активов и др.