Методологические аспекты анализа рентабельности продаж
ВВЕДЕНИЕ
В рамках развивающегося кризиса субъекты экономики обеспокоены состоянием экономики, финансами предприятий в условиях экономического кризиса.
В настоящее время для экономики России характерны сокращение объемов производства, девальвация рубля, сокращение притока капитала, падение спроса на продукты результата работы предприятий.
В условиях экономического кризиса субъектам экономики необходимо контролировать как у себя, так и у своих конкурентов и партнеров экономические показатели, характеризующие текущую деятельность предприятий и их финансовое состояние.
Ключевой целью финансового анализа является определение и расчет определенного числа существенных, наиболее информативных показателей, отражающих объективную картину финансового состояния предприятия в динамике за ряд последовательных периодов.
В первую очередь необходимо обратить внимание на показатели, характеризующие уровень продаж на предприятии, представленные в Приложении 1
Определение цен на продаваемые товары и услуги, оптимальной структуры ассортимента реализуемых товаров и услуг в условиях кризиса становится искусством.
Экономическая эффективность деятельности предприятий характеризуется показателями рентабельности (доходности).
Показатель рентабельности продаж можно использовать для определения стадии жизненного цикла бизнеса. При снижении темпов роста рентабельности следует быть готовым к пересмотру схемы бизнеса, например к перепрофилированию деятельности, к замене старой модели изделия на новую.
Для сопоставления эффективности различных сторон деятельности предприятия в отчетности разделяют обычную (операционную) деятельность и прочую - раздельно оценивают результаты и затраты по обычной деятельности, доходы и расходы от прочей деятельности. В бухгалтерском балансе из состава активов выделяют производственные (операционные) и прочие инвестиции.
Целью написания данной курсовой работы является комплексное исследование теоретических основ рентабельности продаж и применение его дл анализа эффективности деятельности конкретного предприятия
Исходя из цели исследования, в работе поставлены следующие задачи:
- теоретическое изучение анализа рентабельности продаж;
- применение на практике анализа рентабельности продаж на примере предприятия розничной торговли ООО «Юлдаш-1»
- на основании практической части работы выработать конкретные рекомендации по повышению рентабельности продаж и совершенствованию производственно-сбытовой деятельности предприятия
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРОДАЖ
Содержание, цель и задачи анализа рентабельности продаж
Организация считается рентабельной, если доходы от продажи товаров покрывают издержки обращения и, кроме того, образуют сумму прибыли, достаточную для нормального функционирования организации.
Рентабельность более полно, чем прибыль, характеризует окончательные результаты хозяйствования, потому что ее величина показывает соотношение эффекта с наличными или используемыми ресурсами. Рентабельность применяют для оценки деятельности организации и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.
Оценка рентабельности организации позволяет специалистам выявить сильные и слабые стороны бизнеса еще до начала работы, еще на стадии идеи создания организации. Коммерческая деятельность любой торговой организации должна соотноситься с экономическим принципом, который в общем виде определяется достижением максимального результата при минимальных затратах, или, иными словами, эффективность финансово-хозяйственной деятельности должна оцениваться с точки зрения эффективности преобразования ресурсов в результаты.
Измерить и оценить меру реализации экономического принципа в организации позволяет анализ, проводимый с использованием ряда экономических показателей. При этом прибыль не может служить определяющим критерием для оценки эффективности деятельности торговой организации. Интерес представляет сравнение прибыли с другими показателями, то есть система показателей рентабельности, рассчитанных различными способами.
Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы организации в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной), окупаемость затрат и т.д. Их используют для оценки динамики развития, в сравнительном анализе с показателями других организаций.
Рентабельность является одним из важнейших оценочных показателей финансово-хозяйственной деятельности организаций и отражает то, насколько эффективно организация использует свои средства в целях получения прибыли.
В настоящее время нет единого мнения в вопросах определения рентабельности, ее анализа и планирования. Отсутствует единая терминология, а методики расчета одних и тех же показателей различны. Отсюда возникают расхождения в определении экономической сущности того или иного показателя, что может привести к ошибочным выводам в аналитической работе. Однако, существующая разноплановость в определении рентабельности свидетельствует лишь об актуальности рассматриваемой темы.
Сравнение уровней показателей рентабельности является важным средством в оценке результатов деятельности организации и ее перспектив, хотя на практике более существенным может оказаться субъективное мнение компетентного аналитика, профессиональный опыт которого позволяет определить собственные стандарты тех или иных показателей рентабельности.
Следует отметить, что в странах с развитыми рыночными отношениями обычно ежегодно торговой палатой, промышленными ассоциациями или правительством публикуется информация о "нормальных" значениях показателей рентабельности. Сопоставление своих показателей с их допустимыми величинами позволяет сделать вывод о состоянии финансового положения организации. В России эта практика пока отсутствует, поэтому единственной базой для сравнения является информация о величине показателей в предыдущие годы.
Из системы показателей рентабельности выделим рентабельность продаж как один из основных
Показатель рентабельности продаж получил широкое применение в рыночной экономике. Он характеризует эффективность предпринимательской деятельности: сколько прибыли имеет организация с одного рубля продаж. Формирование показателя рентабельности продаж представлено на рисунке 1.1
Рис. 1.1 Формирование показателя рентабельности продаж
Методологические аспекты анализа рентабельности продаж
Рентабельность продаж, ROS (отношение прибыли к выручке), характеризует эффективность продаж, т.е. эффективность обычной, профильной деятельности компании.
Различают следующие показатели рентабельности продаж:
валовая рентабельность продаж (Валовая прибыль / Выручка от реализации);
операционная рентабельность продаж (Операционная прибыль / Выручка от реализации);
чистая рентабельность продаж (Чистая прибыль / Выручка от реализации).
ROS используется как основной индикатор для оценки эффективности тех компаний, у которых относительно небольшая стоимость основных средств и собственного капитала.
Чистая рентабельность продаж показывает, какую сумму чистой прибыли получает предприятие с каждого рубля проданного товара, оказанных услуг (иными словами, сколько средств остается у предприятия после покрытия себестоимости, выплаты процентов по кредитам и уплаты налогов). ROS характеризует важнейший аспект деятельности компании - реализацию основной продукции, профильную деятельность, а также позволяет оценить долю себестоимости в продажах.
Показатель рентабельности продаж можно использовать для определения стадии жизненного цикла бизнеса. При снижении темпов роста рентабельности следует быть готовым к пересмотру схемы бизнеса, например к перепрофилированию деятельности, к замене старой модели изделия на новую.
Для сопоставления эффективности различных сторон деятельности предприятия в отчетности разделяют обычную (операционную) деятельность и прочую - раздельно оценивают результаты и затраты по обычной деятельности, доходы и расходы от прочей деятельности. В бухгалтерском балансе из состава активов выделяют производственные (операционные) и прочие инвестиции.
Рентабельность продаж (Rпр) - рассчитывается отношением прибыли от продаж к объему продаж:
В данном случае изменение результирующего показателя – рентабельности будет определяться изменением как числителя дроби, т.е. прибыли от продаж, так и знаменателя дроби, т.е. объема продаж. Поскольку мы имеем два показателя, каждый из которых имеет два возможных варианта поведения (рост или снижение), то число возможных сочетаний составит 4 и будет представлено в следующем виде:
- прибыль от продаж - рост , объем продаж - рост, при этом:
- если темп роста прибыли от продаж будет выше, чем темп роста объема продаж, то рентабельность продаж возрастет, что является хорошим результатом для организации;
- если темп роста прибыли от продаж будет ниже, чем темп роста объема продаж, то рентабельность продаж снизится, но это не будет являться абсолютно нежелательным, поскольку оба реальных показателя - и объем продаж, и прибыль от продаж возросли;
- прибыль от продаж - рост, объем продаж - снижение. В данном случае рентабельность продаж также увеличится. Такую ситуацию можно оценить двояко:
- с одной стороны, рост прибыли - абсолютного показателя и рентабельности - относительного показателя положительно характеризует результаты финансово-хозяйственной деятельности;
- с другой стороны, очевидной является и потеря части рынка или переориентация на иной, менее емкий, рынок, поскольку снизился объем продаж. Потеря рынка в долгосрочной перспективе может привести к крайне нежелательным последствиям;
- прибыль от продаж - снижение, объем продаж - рост. В данном случае рентабельность продаж снижается. Такую ситуацию также следует оценить двояко:
- с одной стороны, снижение прибыли и рентабельности, что отрицательно характеризует эффективность финансово-хозяйственной деятельности организации в отчетном периоде;
- с другой стороны, расширение того сегмента рынка, который занимает организация, за счет увеличения объема продаж (стало возможным именно за счет снижения рентабельности продаж), что в будущем может принести организации несомненные выгоды;
- прибыль от продаж - снижение, объем продаж - снижение, при этом:
- если темп роста прибыли от продаж будет выше, чем темп роста объема продаж, то рентабельность продаж возрастет. Однако вряд ли такую динамику следует признать желательной, поскольку оба реальных показателя - и прибыль от продаж, и объем продаж - снизились, что нельзя признать оправданным даже в условиях роста рентабельности;
- если темп роста прибыли от продаж будет ниже, чем темп роста объема продаж, то рентабельность продаж снизится. Это является самой нежелательной ситуацией из всех рассмотренных ранее.