Тема 3 Социальная отчетность компании
3.1 Нефинансовая отчетность.
3.2 Виды отчетов.
3.3 Этапы подготовки отчетов
Нефинансовая отчетность.
Появление у компаний инициатив в области КСО привело к тому, что им захотелось рассказать о том позитивном, что они делают для общества и окружающей среды. Так, в конце 70-х годов прошлого века на Западе появились первые нефинансовые отчеты, которые в отличие от финансовых, предназначенных главным образом акционерам и аналитикам, были адресованы широкому кругу заинтересованных сторон.
В первое время нефинансовые отчеты больше походили на рекламные буклеты и выполняли PR-функции. Однако постепенно характер представленной в них информации менялся в сторону большей сбалансированности и аналитичности, а процесс подготовки отчетов усложнялся. В результате у нефинансовой отчетности появилась еще одна важная функция – инструмента анализа и планирования деятельности компании в области КСО. Процесс подготовки отчета стал включать анализ экологической, социальной и экономической эффективности компании, а также взаимодействие с заинтересованными сторонами и выявление нефинансовых рисков.
В современном понимании нефинансовый отчет является отражением экономической, экологической и социальной результативности компании в области устойчивого развития (так называемый триединый итог) и выполняет две важные функции:
• информирует заинтересованные стороны о достигнутых успехах;
• помогает повысить эффективность управления КСО.
В основном публикация нефинансовой отчетности является добровольной инициативой бизнеса. Однако в некоторых странах, таких как Франция, Норвегия, Дания, Швеция, Финляндия, Голландия, определенные категории компаний, например государственные, должны сообщать о результатах своей деятельности по определенным направлениям и показателям КСО в обязательном порядке.
Большинство компаний с мировым именем и высокой капитализацией на регулярно выпускают нефинансовые отчеты. Крупнейшей в мире базой данных корпоративной нефинансовой отчетности является Международный регистр нефинансовых отчетов Corporate Register. На начало 2011 г. регистр содержал более 30 тысяч отчетов свыше 7500 компаний. В России первые нефинансовые отчеты появились в начале 2000-х годов. В настоящее время нефинансовую отчетность публикуют около 100 российских компаний. «Корпоративная социальная отчетность – это инструмент, с помощью которого общество может судить о деятельности компании, о ее социальной ответственности, о том, какие социальные программы компания ведет как для своих сотрудников, акционеров, клиентов, так и для общества в целом».
А.Л. Хазин, профессор Высшей школы экономики, член Генерального совета партии «Единая Россия» «Подготовка нефинансовой отчетности не только способствует повышению инвестиционной привлекательности, но и помогает в управлении бизнесом, позволяя своевременно выявлять и анализировать риски в различных сферах деятельности компании».
Подготовка нефинансовой отчетности позволяет компаниям:
• позиционировать себя как социально ответственного участника рынка;
• повышать открытость, прозрачность и подотчетность;
• улучшать международную репутацию;
• развивать взаимодействие с заинтересованными сторонами и укреплять доверие к компании;
• повышать рейтинги и инвестиционную привлекательность, в том числе в рамках выхода на мировые фондовые рынки;
• повышать эффективность компании в области экологии, социальной деятельности и этики бизнеса;
• выявлять, оценивать и предупреждать нефинансовые риски;
• повышать качество корпоративного управления.
Виды отчетов.
Поскольку подготовка нефинансовой отчетности в большинстве случаев добровольная инициатива бизнеса, компании вправе самостоятельно решать, какие темы раскрывать в отчете, использовать или нет имеющиеся стандарты отчетности, публиковать ли бумажную или только электронную версию отчета, где и как ее размещать.
Однако на современном этапе развития нефинансовой отчетности четко наметились определенные тенденции и лучшие практики.
Наиболее полный по содержанию комплексный отчет раскрывает информацию о деятельности компании в трех областях: экономической, социальной и экологической. В зависимости от индивидуальной трактовки компанией базового понятия корпоративной социальной ответственности такие отчеты могут называться отчетами: «о корпоративном (или глобальном) гражданстве», «о (корпоративной) социальной предпринимателей (РСПП) включено 263 отчета, из них 14% принадлежат компаниям сектора финансов и страхования.
Внешэкономбанк и Росатом стали первыми в России госкорпорациями, выпустившими в 2010 г. отчеты, отражающие результативность в области устойчивого развития. Оба отчета подготовлены в соответствии с Руководством по отчетности в области устойчивого развития GRI.
«Лучшим нефинансовым отчетом является тот, который содержит информацию, позволяющую оценить количество и качество нематериальных активов компании, уровень управления ее нефинансовыми рисками, специфику управления и компетентность менеджмента, стратегические приоритеты и потенциал предприятия, то есть отчет о корпоративной социальной ответственности и устойчивом развитии».
В последнее время наблюдается тенденция к объединению в одном интегрированном отчете информации о финансово-экономической результативности компании с отчетностью в области устойчивого развития. Пока такие отчеты готовит относительно немного компаний, однако все чаще звучит мнение, что именно за этим будущее.
Как правило, нефинансовые отчеты предназначены для широкого круга заинтересованных сторон и имеют публичный характер, то есть являются внешними. Однако компания может подготовить и внутренний отчет, который будет адресован какой-либо узкой группе заинтересованных сторон, например сотрудникам, и будет доступен только этой целевой аудитории.
Нефинансовый отчет может быть подготовлен как в свободной форме, так и в соответствии с определенными руководствами и стандартами. Компании могут использовать при подготовке отчетов любые руководства и рекомендации или несколько руководств сразу, что позволяет более точно определить и представить существенные темы читателю. В настоящее время наиболее часто используемой системой отчетности является Глобальная инициатива по отчетности (GRI). В ходе подготовки отчетности компании также часто применяют серию стандартов AA1000 и принципы ответственности», «об устойчивом развитии», «о корпоративной ответственности и устойчивом развитии» и т.д.
Однако отчитывающаяся организация может сознательно ограничить круг тем, которые она намерена представить в отчете, выпуская тематические отчеты, к которым относятся экологические и социальные, а также комбинации этих двух типов отчетов, например «социальный и экологический отчет», «экологический и этический отчет», «отчет об экологии и взаимодействии с местным сообществом» и т.д.