Дефицит бюджета и пути его сокращения
Когда объем расходов бюджета превышает доходы, образуется дефицит бюджета.В мировой практике ряда стран это явление имеет постоянный характер: государства вынуждены увеличивать объем расходов для удовлетворения возрастающих общегосударственных потребностей.
Экономисты развитых стран различают две формы бюджетного дефицита. Активный дефицит возникает в случае увеличения расходов на развитие экономики, ее модернизацию и в конечном счете — на подъем национальной экономики. Пассивный дефицит — результат увеличения расходов в связи с финансированием мероприятий, не отражающихся на росте ВВП (оборона страны, управленческие расходы и др.).
Как правило, дефицит бюджета отрицательно сказывается на стабильности денежной и финансовой систем, повышает уровень инфляции и тем самым ухудшает благосостояние населения. Правительства разных стран вынуждены устанавливать максимальную границу величины бюджетного дефицита в процентах к ВВП или к расходной части соответствующего бюджета. Финансирование бюджетного дефицита республики осуществляется из следующих источников:
• внутренних — в виде привлеченных средств от банков, юридических и физических лиц;
• внешних — кредитов международных финансовых организаций, а также иностранных государств и других
иностранных кредиторов;
• реализации государственного имущества.
Сокращение бюджетного дефицита достигается главным образом за счет увеличения объема доходов и уменьшения уровня расходов. Эти мероприятия тесно связаны с совершенствованием общеэкономических процессов — расширением производства и повышением его эффективности, что позволяет нарастить объем денежных поступлений от физических и юридических лиц без усиления налоговой нагрузки на их доходы. Сокращению объема расходов способствует более рациональное и экономное использование бюджетных средств, а также привлечение других источников финансирования общегосударственных программ. Важное значение в оптимизации бюджетного дефицита играет и уровень управления всем бюджетным процессом.
Бюджетный процесс
Бюджетный процесс— это регламентированная законодательными актами деятельность государственных органов, заключающаяся в разработке, рассмотрении и утверждении проекта бюджета, а также в исполнении бюджета. Соответственно бюджетный процесс можно разделить на три этапа. Последовательное решение задач, выполняемых на каждом из этапов, обеспечивает формирование, а затем использование централизованного фонда государства, отвечающего целям утвержденной социально-экономической программы развития. В общем виде содержание бюджетного процесса представлено в табл. 1.2
Таблица 1.2 – Этапы и содержание бюджетного процесса
Этапы | Название | Краткое содержание |
I | Составление проекта бюджета | Обосновываются объем и структура доходов и расходов бюджета |
II | Рассмотрение и утверждение бюджета | Рассматривается Парламентом Республики Беларусь, утверждается Президентом Республики Беларусь |
III | Исполнение бюджета | Правительство Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы обеспечивают исполнение соответствующих бюджетов |
1 этап. Организация бюджетного процесса начинается с отбора участников, установления сроков обоснования расчетных показателей по доходам и расходам консолидированного, республиканского и местных бюджетов. При разработке проекта бюджета учитываются:
• направления бюджетно-финансовой политики;
• параметры прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь, государственных и региональных программ;
• оценка исполнения бюджетов за предыдущий (пофакту) и текущий (ожидаемого) финансовые (бюджетные) годы;
• нормативы отчислений от республиканских налогов
и других обязательных платежей в соответствующие местные бюджеты.
На основе многовариантных расчетов определяются объем доходов и расходов всех видов бюджетов, а также их соотношение.
Разработка проектов бюджетов находится в исключительной компетенции Правительства Республики Беларусь и местных исполнительных и распорядительных органов, однако его непосредственным составлением занимаются Министерство финансов и местные финансовые (исполнительные и распорядительные) органы. При обосновании отдельных позиций бюджета всегда используются данные Национального статистического комитета Республики Беларусь, характеризующие важнейшие показатели социально-экономического развития страны, а также информация Национального банка Республики Беларусь по вопросам денежно-кредитной политики.
II этап. В соответствии с Законом «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах» от 31 декабря 2005 г. № 80-3 проект бюджета должен выноситься на рассмотрение Правительства Республики Беларусьдля детального обсуждения его содержащий и структура, а при необходимости — для внесения изменений, касающихся объема, структуры доходов и расходов. Рассмотренные и одобренные Правительством Республики Беларусь проекты республиканского и консолидированного бюджетов на очередной финансовый (бюджетный) год представляются на рассмотрение Президенту Республики Беларусь.
Как правило, за три месяца до начала нового бюджетного года руководитель государства передает в Парламент проект Закона о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый год со следующими приложениями:
• пояснительной запиской к проекту бюджета;
• основными направлениями бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый (бюджетный) год;
• проектом консолидированного бюджета Республики Беларусь на планируемый финансовый (бюджетный) год;
• основными показателями взаимоотношений республиканского и местных бюджетов;
• оценкой ожидаемого исполнения республиканского
и консолидированного бюджетов за год, предшествующий
планируемому финансовому (бюджетному) году;
• прогнозными расчетами по доходам и расходам республиканского бюджета на планируемый финансовый (бюджетный) год.
Утвержденный проект бюджета имеет силу закона, который устанавливает объем доходов и расходов бюджета и их структуру в соответствии с бюджетной классификацией друге основные параметры.
При утверждении ассигнований по разделам и подразделам расходов республиканского бюджета первоначально обсуждаются и утверждаются поправки, предусматривающие сокращение расходов, а затем — поправки, предусматривающие их увеличение.
III этап. В ходе исполнения бюджета осуществляется мобилизация предусмотренных законом доходов и производится распределение и использование бюджетных средств по целевому назначению. Таким образом, основные задачи исполнения бюджета можно объединить в две группы:
1) по доходной части:
• обеспечение своевременной и полной аккумуляции доходов всех видов бюджетов;
• контроль за соблюдением налогового законодательства и взысканием других сборов и платежей;
• распределение доходов между республиканским и местными бюджетами в соответствии с утвержденными нормативами от регулирующих доходов;
• учет всех источников поступлений в бюджет и составление отчетности по видам доходов;
2) по расходной части:
• своевременное и полное финансирование намеченных мероприятий в разрезе разделов и подразделов бюджетной классификации;
• первоочередное обеспечение финансовыми ресурсами приоритетных социальных и экономических направлений с учетом оценки их реального состояния;
• контроль за рациональным и целевым использованием бюджетных ресурсов.
Ответственность за исполнение соответствующих бюджетов возложена на Правительство Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы власти.
В течение финансового (бюджетного) года в доходную и расходную части бюджета могут вноситься изменения ни основании Законов Республики Беларусь, актов Президента Республики Беларусь и Правительства Республики Иеларусь, решений местных Советов депутатов — в пределах утвержденного бюджета и предоставляемых им прав. Увеличение или уменьшение объема доходов и расходов республиканского бюджета производится Парламентом Республики Беларусь или (по его поручению) Президентом Республики Беларусь; местных бюджетов — соответствующими местными Советами депутатов. В процессе исполнения бюджетов Министерство финансов Республики Беларусь и местные финансовые органы вправе вносить изменения в квартальные назначения и в статьи расходов соответствующих бюджетов в пределах утвержденных годовых ассигнований по разделам и подразделам функциональной бюджетной и ведомственной классификаций расходов бюджета. Непосредственно исполнением бюджета занимаются финансовые органы, казначейство и кредитные учреждения.
Министерство финансов Республики Беларусь, его территориальные органы и местные финансовые органы составляют бюджетную роспись, в которой конкретизируются доходы бюджетов и их распределение в течение текущих года и квартала. Она является основным документом, определяющим объем всех предусмотренных поступлений и их направления по установленным объектам и мероприятиям.
Активное участие в обеспечении своевременной и полной мобилизации доходов бюджета принимают налоговые органы, которые занимаются сбором налоговых платежей, контролем за правильностью их исчисления и своевременностью уплаты. Они ведут учет плательщиков и поступлений конкретных видов налогов, применяют административные и финансовые санкции за нарушение налогового законодательства.
На кредитные учреждения и казначейскую систему возложены функции кассового исполнения бюджета. В Республике Беларусь применяется смешанная система исполнения бюджета. В данном случае банковская система занимается приемом денежных поступлений и их распределением по отдельным видам бюджетов. Казначейство организует исполнение бюджета по расходам (т.е. финансирует предусмотренные бюджетом мероприятия), регулирует отношения между бюджетами различных уровней и внебюджетными фондами, реализует управление и обслуживание государственного долга.
Средства из республиканского бюджета перечисляются с Единого казначейского счета Министерства финансов в Национальном банке Республики Беларусь и счетов территориальных органов государственного казначейства в учреждениях ОАО «Сберегательный банк «Беларусбанк»
согласно платежным поручениям, предъявленным распорядителями средств, на счета поставщиков (подрядчиков) товаров (работ, услуг), оплачиваемых за счет средств бюджета, как правило, минуя текущие счета распорядителей бюджетных средств.
В исполнении бюджета непосредственно участвуют все плательщики налогов, сборов и других видов платежей, а также распорядители кредитов, получающие и использующие бюджетные ассигнования. Результаты исполнения бюджета отражаются в отчете, характеризующем фактические поступления доходов и использование бюджетных ассигнований. Министерство финансов Республики Беларусь составляет отчет об исполнении консолидированного бюджета республики за предыдущий финансовый(бюджетный) год, основываясь на отчетах об исполнении республиканского бюджета и бюджетов областей и г. Минска) и представляет его Правительству Республики Беларусь на рассмотрение и утверждение.