Финансовое регулирование, его роль и формы. Механизм государственного финансового регулирования на макро- и микроуровнях
Сущность финансов, их место и роль в системе экономических отношений.
Общие черты фин операций: 1. денежный характер. 2. распределительный характер.
Финансы – совокупность экономических (денежных) отношений по поводу распределения стоимости ВВП, доходов от внешнеэкономической деятельности и части национального богатства, в результате которого формируются денежные доходы, поступления и накопления у отдельных субъектов хозяйствования, государства, используемые в дальнейшем для решения экономических и социальных задач.
В рамках трудовой теории стоимости сформировались 2 основные концепции сущности финансов: распределительная, воспроизводственная.
Распределительная: Родионова В.М., Дробозина, Лушин. Возникновение и функционирование финансов связано только со стадией распределения, не отрицается взаимообусловленность стадии распределения и процессов производства, обмена и потребления.
Воспроизводственная: Моляков, Шохин, Сычев. Финансы рассматриваются как категория, связанная о всеми стадиями общественного производства. Ден операции фактически совпадают с финансовыми, а фин ресурсы – с денежными средствами. Рассмотрение финансов как денежных потоков или процессов создания фондов и капиталов.
Функции финансов – специфические способы выражения присущих финансам свойств. Большое разнообразие функций выделяют: регулирующая, стабилизационная, планирования, организации, воспроизводства. Большинство российских ученых выделяют 2 функции: распределительную, контрольную.
Распределительная функция. Участие финансов в распределении и перераспределении вновь созданной стоимости и частично стоимости прошлых лет –сложный процесс, характеризующийся большой мобильностью создаваемых и расходуемых денежных доходов. Процесс охватывает как (пере)распределение географически (между территориями и отраслями), так и распределение во времени (механизм денежных накоплений.
Контрольная функция. Ф могут количественно отображать воспроизводственный процесс в целом и отдельные его фазы => способны сигнализировать о том, как складываются распределительные пропорции, обеспечивается ли непрерывность воспроизводственного процесса.
Современная финансовая система России, характеристика ее сфер и звеньев. Перспективы развития финансовой системы России.
Финансовая система – совокупность взаимосвязанных между собой сфер и звеньев финансовых отношений. Сферы финансы субъектов хозяйствования (финансы Ко, финансы НКО, финансы ИП), государственные и муниципальные финансы (гос и мун. Бюджеты, внебюджетные фонды)
Первая сфера: Финансы субъектов хозяйствования – исходная сфера фин системы, в этой сфере происходит формирование первичных фин ресурсов и начинаются процессы (пере)распределения. Внутри сферы финансов субъектов хоз-я выделяют звенья: финансы коммерческих организаций (КО), финансы некоммерческих организаций (НКО), финансы индивидуальных предпринимателей.
Вторая сфера фин системы- гос и муниципальные финансы. Объективная потребность в данной сфере - органам гос власти и местного самоуправления требуются фин ресурсы, необходимые для осуществления их деятельности, для выполнения возложенных на них эк, соц и др функций.
Перспект развития ФС.
Говоря о перспективах развития ФС в целом надо говорить о развитии каждого звена. Например: значительная часть Финансов – финансы АО. Сегодня остро стоит вопрос об эффективности их деят-ти, определенные операции должны подлежать страх-ию, нужна разработка мероприятий по их развитию. Значительная часть происходящих изменений связана с финансами ГУП, т.к. наступает новый этап приватизации и многие ГУП предполагается приватизировать путем конкурса, чтоэффективность их деят-ти и позволит доходы бюджетов.
На практике: нет четкого механизма передачи ГУП, надо не допустить неправомерные операции по приватизации хорошо работающих ГУП, доведение до банкротства, скупки по дешевке. Что касается бюджетных учреждений – в настоящий момент реструктуризация: у каждого распорядителя будут только учреждения профильной деятельности. Например, у МинФина не будет подведомственных больниц.
По гос и муниципальным финансам: будутт существенные изменения, т.к происходит разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы:
Самое существенноое: с 2006 г полный отказ от регулирования доходов, доходы должны стать собственными. Важно установить систему, которая позволит от этого получить эффект- чтобы доходы в перспективе росли в связи с развитием экономики, должна возрасти ответственность субъектов.
МЭРТ разрабатывает ряд изменений в законодательстве об АО. Предполагается существенное усовершенствование типологии ОПФ юр.лиц, планируется ввести новую форму АО – акционерный фонд с переменным капиталом. Кроме того, изменения коснутся НКО и процедуры слияний и поглощений.
Финансовое регулирование, его роль и формы. Механизм государственного финансового регулирования на макро- и микроуровнях.
Финансовое регулирование – воздействие на эк и соц процессы, направленное на предотвращение возможных или устранение имеющихся диспропорций, обеспечение развития передовых технологий и соц стабильности, путем концентрации фин ресурсов в одних сегментах рынка и ограничения роста объема фин ресурсов в других.
Формы фин воздействия на эк и соц процессы: прямое и косвенное фин регулирование. Прямое фин регулирование: непосредственное воздействие на конкретный объект регулирования. Предоставление налоговых льгот малым п/п и ИП, гос и муницип заказы НКО и т.п. Косвенное регулирование: действует опосредованно через другие объекты.
Уровни фин регулирования – макро и микроуровни. Регулирование отраслевых и соц пропорций происходит не только на общегос уровне, но и на уровне регионов. В федеративных гос-вах субъекты федерации обладают большими возможностями фин воздействия на эк и соц процессы, при этом, т.к. региональный уровень гос власти в большей степени, чем федеральный, приближен к потребностям конкретных организаций и граждан, эфф-ть такого регулирования достаточна высока. В РФ сущ-ют примеры, когда комплексное использование различных методов стимулирования инвестиционной деятельности администрациями субъектов РФ (налоговые льготы, льготное кредитование и т.п.) обеспечивало рост инвестиций даже в тех регионах, кот занимали далеко не первые места в рейтингах инвестиционной привлекательности.
Фин. регулирование соц процессов.
Фин методы воздействия на соц процессы:
- финансирование гарантированных гос-вом прямых ден выплат гражданам;
- финансирование льгот отдельным категориям граждан при оплате или получении товаров и услуг;
- гос фин поддержка жизненно важных отраслей эк-ки, ориентированных на приз-во потребительских товаров и услуг первой необходимости;
- налоговое регулирование доходов граждан и юр лиц;
- бюджетное финансирование учреждений соц сферы. а также гос поддержка других НКО, действующих на рынке подобных услуг для обеспечения их доступности;
- фин стимулирование создания новых рабочих мест, а также начала индивидуальной предпринимательской деятельности, финансирование общественных работ;
- гос фин регулирование рынка жилья;
- содействие развитию фин рынка, участники которого ориентированы на «мелких» вкладчиков. инвесторов, страхователей, создание специального механизма защиты их интересов.
4. Финансовая политика государства, ее содержание, значение и задачи, факторы результативности.
Финансовая политика– совокупность целенаправленных мер государства в области управления финансами с целью определения наиболее эффективных, отвечающих современным условиям мероприятий для создания финансовой основы реализации экономической политики государства.
Содержание финансовой политики раскрывается в ее структурных элементах, к которым относятся:
- выработка научно обоснованной концепции развития финансов;
- определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущих периодов;
- разработка конкретных путей реализации основных направлений использования финансов на перспективу.
Значение фин политики заключается в тех результатах, которые могут быть получены в ходе ее реализации как в течение фин года, так и в более долгосрочном периоде. В ходе разработки и осуществления целей и задач фин политики на ее результативность оказывают влияние следующие факторы:
1) научный подход к разработке концепции ФП, кот должна отвечать условиям эк развития гос-ва, стадии эк цикла и положениям фин науки, учитывать закономерности общественного развития;
2) прогнозирование возможных последствий реализации предполагаемых мероприятий при определении основных направлений использования финансов на перспективу текущий период и в ходе разработки конкретных путей реализации основных направлений использования финансов;
3) учет накопленного опыта в ходе реализации ФП в предшествующем периоде с целью выявления как ее положительных итогов, так и отрицательных последствий, кот могут негативно влиять на дальнейшее развитие экономики гос-ва;
4) четкое определение макроэкономических показателей, кот должны служить ориентиром для оценки эффективности ФП, что предполагает проведение ФП, нацеленной на результат;
5) учет национальных и географических особенностей, оказывающих непосредственное влияние на результативность политики в области межбюджетных отношений и выбор приоритетов политики в области бюджетных расходов на региональном и муниципальном уровнях;
6) комплексный подход при выработке и проведении ФП, предполагающей согласование целей и задач бюджетной политики, политики в области гос соц страхования, ФП в сфере финансов субъектов хозяйствования, их взаимосвязь;
7) многовариантность ФП, строящейся с учетом возможных изменений условий функционирования эк-ки гос-ва;
8) учет внутреннего положения и международной позиции гос-ва, кот определяют особенности его эк развития.