И финансовой безопасности государства
8.1 Индикативный анализ как метода исследований финансовой безопасности.
8.2 Индикаторы экономической и финансовой безопасности, их свойства.
8.3 Классификация индикаторов экономической и финансовой безопасности.
Многие пороговые параметры экономической и финансовой безопасности разработаны на основе данных отечественной статистики и были согласованы в 2000 году с соответствующими министерствами и ведомствами. Они учитывают соответствующие параметры стран ЕС и могут использоваться для оценки международной глобальной безопасности России. Для более детальной оценки этого предлагается использовать систему индикаторов, характеризующих место России в мировой экономике: в территориальном пространстве, в народонаселении, в запасах и добыче полезных ископаемых, в лесных ресурсах, в финансово-банковских активах, в экспорте и импорте, в мировом объеме ВВП, а также ВВП на душу населения. Эти индикаторы в сопоставлении с США, Еврозоной, Японией и в целом по мировой экономике. Они свидетельствуют о глубоких диспропорциях между индикаторами, характеризующими, с одной стороны, территориальное пространство, природно-ресурсный потенциал и его использование, а с другой — финансовый потенциал, объемы ВВП, международную торговлю (экспорт-импорт), уровень и качество жизни. Наш природно-ресурсный потенциал в разы превышает финансовый потенциал, объем ВВП, экспорт и ВВП на душу населения. Многие диспропорции сложились неодномоментно, в последние 15 лет они усугубились, особенно в части социальных показателей.
Обеспечение финансовой безопасности, безусловно, подразумевает не только классификацию интересов, угроз, критериев и пороговых значений, но и механизмы защиты национальных интересов страны в области экономики. Должны быть четко определены обязанности федеральных органов исполнительной власти и органов власти субъектов Федерации по обеспечению экономической безопасности России, которые необходимо выполнять на всех стадиях хозяйственной деятельности государства: при определении концепции и основных направлений экономической политики, преобразовании финансово-банковской системы страны, анализе хода и прогноза социально-экономического развития, разработке и утверждении государственного бюджета, принятии важнейших нормативных актов и правительственных решений по вопросам экономики, при подготовке и экспертизе законов и т. д.
В механизме обеспечения экономической безопасности государства главным требованием является наличие индикативного анализа как метода экономических исследований, суть которого – выявить положительные тенденции изменения показателей экономической безопасности, их интегрированности в обеспечении социальноэкономической стабильности государства и его национально-государственных интересов.
Индикаторами экономической безопасностиявляются нормативные характеристики и показатели, которые отвечают следующим свойствам:
– они в количественной форме отражают угрозы экономической безопасности государства;
– обладают высокой чувствительностью и изменчивостью и поэтому большей сигнальной способностью предупреждать общество, государство и субъектов рынка о возможных опасностях в связи с изменением макроэкономической ситуации, принимаемых правительством мер в сфере экономической политики;
– выполняют функции индикаторов не отдельно друг от друга, а лишь в совокупности, то есть они взаимодействуют между собой в достаточно сильной степени.
Следует отметить, что для функционирования системы экономической безопасности государства именно третье свойство является самым важным. Взаимодействие индикаторов существует всегда, но только при определённых условиях нарастания силы опасности оно выходит за определённые границы, приобретает экстремальный характер и становится очевидным. Накопление информации о численных параметрах такого взаимодействия необходимо для определения социально-экономических последствий принимаемых макроэкономических решений, оценки значимости тех или иных угроз экономической безопасности государства. В настоящее время для целей анализа экономической безопасности Центр финансово-банковских исследований института экономики (ИЭ) РАН выделяет 150 показателей, характеризующих практически все стороны социально-экономического развития страны и отвечающих вышеперечисленным требованиям.
Вместе с тем при мониторинге угроз экономической безопасности и государственной деятельности по защите национальных интересов страны в области экономики необходимо выявить критические «болевые точки», выход за пределы которых грозит разрушительными процессами. Следовательно, из всего множества индикаторов уровня угроз экономической безопасности необходимо выделение тех, которые отражают эти критические «болевые точки». Именно эти индикаторы используются в качестве пороговых значений экономической безопасности.
Таким образом, пороговые значения экономической безопасности государства – это количественные индикаторы, численно отражающие предельно допустимые с позиции экономических интересов соотношения пропорций хозяйственной деятельности, несоблюдение которых препятствует нормальному ходу экономического развития различных элементов воспроизводства, что угрожает экономической безопасности страны.
Перечень пороговых значений может включать в себя большое число количественных индикаторов , значительно различающихся между собой по содержанию и методам расчётов. Вместе с тем необходимо отобрать достаточно ограниченный перечень пороговых значений, способных в то же время достаточно полно отразить состояние экономики с позиции экономической безопасности.
Первоначально этот перечень основывался на списке параметров, отвечающих требованиям экономической безопасности, сформулированном в Государственной стратегии экономической безопасности , и включал 50 показателей, сгруппированных следующим образом: показатели, отражающие способность экономики к устойчивому развитию, показатели устойчивости финансовой системы, показатели социальной сферы, показатели внешней торговли и внешнеэкономической деятельности. Также широкое распространение получил комплекс индикаторов экономической безопасности, подготовленный С.Ю. Глазьевым.
Ключевые параметры экономической безопасности в этом комплексе связаны с динамикой производства, состоянием бюджета и государственного долга. Однако, по критическому мнению А. Илларионова, этот перечень индикаторов не мог быть использован для анализа проблем экономической безопасности ни с теоретической, ни с практической точки зрения, поскольку: – в соответствии с предложенными пороговыми значениями все страны мира должны быть отнесены к разряду экономически небезопасных; – фактические данные о состоянии российской экономики и российского общества в значительной степени фальсифицированы; – полученный рейтинг России относит её к группе наиболее благополучных стран с точки зрения экономической безопасности (российские показатели удовлетворяют 7 критериям из 20), то есть ситуация в нашей стране в 1996 г. оказалась лучше, чем примерно в 70 % стран мира. А. Илларионов предложил другой комплекс индикаторов, характеризующих состояние экономической безопасности (опасности). По его мнению, использование официально установленных пороговых значений индикаторов нуждается в сопоставлении текущих результатов исходя из динамики условий в национальной и мировой экономике.
Важнейшим фактором, в значительной степени предопределяющим многие экономические и социальные показатели страны, он выделил уровень экономического развития, определяемый, как правило, величиной производимого ВВП на душу населения, его приростом или падением. Именно экономический рост, характеризуемый величиной темпов прироста (падения) ВВП на душу населения, а также основные направления экономической политики государства, стали ориентиром в выборе индикаторов экономической безопасности. Подход к выбору был очевиден – те направления экономической политики государства, которые оказывают существенное влияние на темпы экономического роста, становятся определяющими факторами экономической безопасности, а количественные характеристики государственной деятельности – индикаторами экономической безопасности.
Сопоставление этих показателей со среднемировыми или с данными о состоянии экономики определённых стран используется при выборе путей реализации экономической политики в целях обеспечения экономической безопасности государства. Усиление активности государства, как правило, ведёт к снижению темпов экономического роста, а следовательно, и к снижению уровня экономической безопасности страны. Обеспечение более высокого уровня экономической безопасности возможно лишь при сокращении масштабов вмешательства государства в экономическую жизнь. По мнению автора этой системы, преодоление экономического кризиса возможно лишь на пути последовательной либерализации экономической жизни.
«Рецепт лечения» российской экономики – это снижение бремени государства путём радикального сокращение государственных расходов, обеспечение бездефицитного бюджета, достижение его профицита, отказ от новых заимствований как внутренних, так и внешних, прекращение наращивания государственного долга, переход к выплате его основной части, завершение приватизации оставшихся государственных предприятий, приватизация государственных обязательств, проведение жёсткой денежной политики, обеспечение стабильности национальной валюты, снижения до полной ликвидации импортных таможенных пошлин, масштабного дерегулирования экономической деятельности. На взгляд автора именно последние утверждения автора предлагаемой системы показателей экономической безопасности придают ей слишком либеральный характер, что совершенно недопустимо в переходный период.
Следующую попытку сформировать новый перечень индикаторов экономической безопасности предпринял в начале 2000 г. Центр финансово-банковских исследований ИЭ РАН, который предложил 4 группы пороговых значений экономической безопасности:
1) макроэкономические показатели, отражающие главные, принципиальные черты национальных интересов и утверждаемые на правительственном уровне;
2) пороговые значения, раскрывающие и дополняющие эти главные черты и утверждаемые Минэкономразвития;
3) пороговые значения функционального и отраслевого уровня, утверждаемые соответствующими министерствами;
4) пороговые значения экономической безопасности регионов.
Таким образом, анализ предлагаемых вариантов перечня пороговых значений индикаторов позволяет сформулировать несколько выводов: – подавляющее большинство исследователей видит необходимость в формировании индикаторов-ориентиров развития, которые определяют границы негативных процессов и подают сигналы участникам рынка о возможных сферах неблагополучия.
Однако многовариантность перечня пороговых значений индикаторов мешает реально оценить и сигнализировать о грозящих опасностях, придавая анализу характер произвольности; – определение пороговых значений индикаторов характеризуется крайним субъективизмом и полным отсутствием единой методологии (так в качестве пороговых значений индикаторов используются: фактические данные по отдельным или группе развитых стран; данные по самой России в лучшие для неё времена; или оценки различных авторов, полученные ими в результате оригинальных исследований); – уровни экономической безопасности выстроены без учёта того обстоятельства, что Россия переживает период трансформации в сфере государственного устройства, изменения политической системы, фундаментальной перестройки социально-экономических отношений. Для оценки этих изменений неприемлемо ориентироваться на уровни стран, находящихся в периоде стабильного развития; – предложенные уровни пороговых значений статичны, они оценивают достигнутые уровни, но не тенденции, а также очень часто происходит подгон пороговых значений под фактические и прогнозные параметры. Между тем в быстро меняющихся обществах именно динамика политико-экономических и социальных процессов является более информативной с позиций оценки безопасности; – предложенные методики в основном базируются на эмпирическом подходе, то есть упор делается на статические взаимосвязи в ущерб причинно-следственным зависимостям в экономике.
Критерии, индикаторы и пороговые значения бюджетной безопасности.В рамках исследования особый интерес представляет стабильность и долгосрочная устойчивость бюджетов как неотъемлемые составляющие финансовой безопасности России. В рамках данного компонента эффективного и ответственного управления общественными финансами в международной практике существуют следующие критерии: четкие правила оценки бюджетно-налоговой стабильности на основе средне - и долгосрочного прогнозирования основных показателей бюджета; четкие правила оценки финансовых рисков и управления ими; надлежащее управление бюджетными резервами.
Для бюджетной безопасности большое значение имеют пороговые значения макроэкономических показателей. Ведь пороговые значения являются важнейшим инструментом системного анализа, прогнозирования и социально-экономического планирования. Они должны приобрести статус одобренных или утвержденных на государственном уровне количественных параметров, соблюдение которых должно стать непременным элементом правительственных экономических программ.
Первойважной группой являются пороговые значения показателей бюджетной безопасности, касающиеся производственной сферы, ее способности функционировать при минимальной зависимости от внешнего мира. Крайне важны здесь показатели по общему объему производства. Россия, претендующая на роль великой державы, должна иметь соответствующий объем производства. В связи с этим была принята следующая величина пороговых значений: объем валового внутреннего продукта в целом в размере 75% от среднего показателя по странам «большой восьмерки», на душу населения - 50%, и 100% - от среднемирового показателя ВВП.
Второй важной группой являются пороговые значения индикаторов уровня жизни населения. Ключевое значение в оценке социального положения народа принадлежит трем индикаторам: доле населения с доходами ниже прожиточного минимума, соотношению доходов 10% наиболее обеспеченного и 10% наименее обеспеченного населения, соотношению среднедушевого дохода и прожиточного минимума.
В этой области предварительно были определены следующие пороговые значения: доля в населении граждан, имеющих доходы ниже прожиточного минимума - 7%, продолжительность жизни - 70 лет, разрыв между доходами 10% самых высокодоходных и 10% самых низкодоходных групп населения - 8 раз.
Третей, наиболее обширной группой являются пороговые значения индикаторов финансового состояния. Здесь индикатор, принятый в качестве исходного для расчета - это значение ВВП. Валовой внутренний продукт (ВВП), который является выражением общего объема конечных товаров и услуг, выпущенных на территории той или иной страны, независимо от национальной принадлежности действующих там предприятий в определенный период времени. Учет конечной продукции предусматривает элиминирование повторного счета сырья, полуфабрикатов, других материалов, топлива, электроэнергии и услуг, использованных в процессе ее производства. Также используется индикатор валовой национальный продукт (ВНП), который отражает объем производства, находящегося под контролем корпораций (производителей) и частных лиц данной национальности.
По этой группе определяются многие пороговые значения, в частности, важнейшие из них:
-. объем внутреннего долга в процентах к ВВП - 30%;
-. объем внешнего долга в процентах к ВВП - 25%;
-. дефицит бюджета в процентах к ВВП - до 5%;
-. объем иностранной валюты в наличной форме к объему наличных рублей - 25%;
-. денежная масса в процентах к ВВП - 50%.
Исполнительный Совет МВФ разработал основные и стимулирующие индикаторы, которые являются базисом для разработки системы индикаторов бюджетной безопасности любого национального государства. Кроме того, были разработаны Программа и Руководство по составлению индикаторов, устанавливающие концептуальные основы, необходимые для расчета индикаторов. Причем обязательными являются основные, а дополнительные могут применяться странами по мере необходимости, так как, несмотря на общие тенденции национальных государств, вовлеченных процессом финансовой глобализации, между национальными финансовыми системами существуют значительные различия, что подтверждается проведенным исследованием Всемирного банка. <>Однако недостатком, присущим имеющейся научной зарубежной и отечественной литературе, является то, что предложенные индикаторы различными авторами, отражают состояние банковской, валютной сфер и сферы финансового рынка.
В то время как индикаторы, характеризующие состояние бюджетно-налоговой сферы используются незначительно и в достаточно хаотичном порядке. Однако именно бюджетно-налоговая сфера пронизывает и интегрирует обеспечение всех сторон жизни государства, общества и каждого отдельного человека.
При наличии системы индикаторов бюджетной безопасности, которая позволит оценить уровень угроз финансовой безопасности, проследить и проанализировать их динамику, а также проводить комплексный мониторинг её состояния, возможно своевременное не только принятие комплекса мер, способствующих ликвидации и предотвращению имеющихся угроз, но и в целом выявить дополнительные резервы для достижения устойчивого экономического роста.
Таким образом, разработка системы критериев, индикаторов и пороговых значений бюджетной безопасности необходима не только для того, чтобы обеспечить финансовую безопасность России, но и в целях достижения экономического роста страны в процессе финансовой глобализации.
Следовательно, учитывая специфику современного этапа социально-экономического развития России, можно выделить основные задачи в области обеспечения механизма экономической безопасности государства:
1. Необходимо определить реально необходимый набор индикаторов состояния экономической безопасности (на уровне государства, регионов, отраслей и т.д.) с учётом их целевого использования и уточнение параметров порогового значения этих индикаторов. Учитывая целевую направленность использования индикаторов безопасности, количество их должно варьироваться, в зависимости от сферы использования: – 10–15 ключевых индикаторов (пороговых значений), которые должны являться основой для принятия решений при выработке стратегии экономического развития страны; – 30–40 индикаторов для использования в аналогичных целях при разработке прогнозов развития экономики страны.
2. Разработанные индикаторы и их пороговые значения должны приобрести статус одобренных или утверждённых на государственном уровне количественных параметров, соблюдение которых должно стать непременным элементом правительственных экономических программ. То есть их необходимо включить в Стратегию национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. До тех пор пока этого не будет сделано, такая практика сама будет выступать как угроза экономической и социальной безопасности.
3. Рекомендуется сформировать определенный комитет, который бы отвечал за проведение экспертизы важнейших нормативных актов и правительственных решений по вопросам экономики с позиции экономической безопасности.
Для этого необходимо, чтобы федеральными органами государственной власти субъектов РФ при внесении проектов федерального бюджета, нормативных актов и правительственных решений, подлежащих экспертизе с позиции экономической безопасности, представлялось обоснование того, что в результате принятия этого проекта соотношения показателей социально-экономического развития Российской Федерации с пороговыми значениями не изменятся в худшую сторону.
Вместе с тем при решении поставленных задач возникают методологические трудности и практические препятствия: – при определении критического порога следует учитывать не один, а совокупность показателей, так как отклонение от нормы одного-двух параметров далеко не всегда точно характеризует общую ситуацию в экономике страны; – политическая и социально-экономическая специфика каждого общества вынуждает с большой осторожностью использовать унифицированные показатели экономической безопасности, разработанные и применяемые за рубежом (критические точки экономического положения, выход за которые недопустим в одних странах, условно допустим в других); – в различных странах приняты свои методики сбора и обработки статистической и социологической информации, что затрудняет сравнительный анализ процессов и тенденций их развития в России, учитывая к тому же непрерывное реформирование отечественной статистики, в результате которого исчезают одни и появляются другие, зачастую несопоставимые индикаторы.