Факторы и резервы увеличения прибыли

Факторы, влияющие на объем прибыли и характер ее фор­мирования, можно подразделить на внешние и внутренние.

К внешним факторам относятся: цены на производственные ресурсы, конъюнктура товарного и фондового рынков, система налогообложения предприятия, сложившаяся практика креди­тования поставщиков и покупателей продукции, транспортные условия; социально-экономические условия; уровень развития внешнеэкономических связей; и др.

К внутренним относят, во-первых, объем продаж, себестои­мость продукции, структура продукции и затрат, цена продук­ции предприятия, жизненный цикл, продолжительность опера­ционного цикла, сезонность производства и реализации продук­ции, система принятой учетной политики, амортизационная по­литика предприятия, неотложность инвестиционных программ, финансовый менталитет владельцев и менеджеров предприятия. Во-вторых, выделяют факторы, связанные с нарушением хо­зяйственной дисциплины (ценовые нарушения, нарушения ус­ловий труда и требований к качеству продукции, ведущие к штра­фам и экономическим санкциям, и др.).

Внешняя группа факторов играет в современных российских условиях первостепенную роль. Более того, эти факторы в ос­новном определяют сферу функционирования предприятия, ре­шение о расширении или сворачивании деятельности.

Резервы увеличения прибыли определяются по каждому виду товарной продукции. Основными источниками увеличения при­были по обычным видам деятельности являются увеличение объе­ма реализации продукции, снижение ее себестоимости, повы­шение качества товарной продукции, реализация ее на более выгодных рынках сбыта (рисунок 4).

Факторы и резервы увеличения прибыли - student2.ru

Рисунок 4 - Схема резервов увеличения бухгалтерской прибыли

Важным этапом аналитической работы является выявле­ние резервов увеличения прибыли. Основ­ными источниками увеличения прибыли являются:

− увеличение объема реализованной продукции,

− повышение цен,

− снижение себестоимости,

− повышение качества.

Для определения резервов роста прибыли за счет роста объема реализации необходимо выявить резерв роста объема производства продукции, умножить его на фактическую при­быль в расчете на единицу продукции соответствующего вида.

Для определения резервов увеличения прибыли за счет снижения себестоимости продукции, работ и услуг необхо­димо резерв снижения себестоимости каждого вида продук­ции умножить на возможный объем реализации продукции (с учетом резервов его роста).

Для определения резервов роста прибыли за счет повыше­ния качества необходимо изменение удельного веса каждого сорта (категории) умножить на отпускную цену соответству­ющего сорта. Результаты просуммировать. Полученное из­менение средней цены умножается на возможный объем реа­лизации продукции. Выявленные резервы роста прибыли не­обходимо обобщить.

В заключение анализа прибыли необходи­мо определить конкретные мероприятия по освоению выяв­ленных резервов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Прибыль играет решающую роль в стимулировании дальнейшего повышения эффективности производства, усилия материальной заинтересованности работников в достижении высоких результатов деятельности предприятия.

Максимизация прибыли путем изменения доли переменных и постоянных затрат открывает возможность предпринимателям планировать на перспективу размеры прироста прибыли в зависимости от хозяйственных успехов в производстве конкурентоспособной продукции и заблаговременно принимать соответствующие меры по изменению в ту или иную сторону величины переменных и постоянных затрат. Ориентировочные расчеты прибыли важны не только для самих предприятий, производящих и реализующих продукцию (услуги), но и для акционеров, инвесторов, поставщиков, кредиторов, банков, связанных с деятельностью данного предприятия, участвующих своими средствами в формировании его уставного капитала. Поэтому планирование оптимального размера прибыли в современных экономических условиях является важнейшим фактором успешной предпринимательской деятельности.

Объектом исследования при выполнении курсовой работы послужило ОАО «Орел – АЛРОСА». По результатам расчета основных технико-экономических показателей его деятельности были сделаны следующие выводы.

В 2010 году по сравнению с 2009годом объем товарной продукции снизился на 15669 тысяч рублей или 22,63%; себестоимость товарной продукции увеличилась на 15007тысяч рублей или 23,32%; трудовые ресурсы предприятия использовались эффективно, так как соотношение между темпами роста средней заработной платы и производительностью труда выдержано. Основные производственные и оборотные фонды предприятия использовались неэффективно.

Прибыль от реализации, рентабельность производства, показатели ликвидности предприятия за период увеличились, что свидетельствует об устойчивом финансовом положении предприятия на настоящий момент.

В практической части своей курсовой работы так же рассмотрена структура и динамика прибыли предприятия, а также динамика рентабельности ОАО «Орел – АЛРОСА». Проанализировав с помощью различных статистических показателей финансовые результаты предприятия, были сделаны следующие выводы.

В 2011году по сравнению с 2010, прибыль до налогообложения возросла на 107 тыс.руб. (12770 – 12663 тыс.руб.) или на 0,84%; чистая прибыль в 2010 году по сравнению с 2009 годом возросла на 13 тыс.руб. (8225 – 8225 тыс.руб.), или на 0,16%, а в 2011 году на 100 тыс.руб. (8325-8225 тыс.руб.), или на 1,22%.

Отрицательным результатом работы является снижение уровня рентабельности в 2010 году по сравнению с 2009 годом на 3,9%, и в 2011 году по сравнению с 2010 годом на 1,2%. Это означает, что хозяйствующий субъект получил прибыли на каждый рубль затрат в производство продукции меньше в 2010 году по сравнению с 2009 годом 3,9 руб., а в 2011 году по сравнению с 2010 годом на 1,2.

Таким образом, величина упущенной выгоды (т.е. величина недополученной прибыли) в 2010 году по сравнению с 2009 годом составила – 2200,926 тыс.руб.(-3,9*56434/100), а в 2011году по сравнению с 2010 годом составила – 718,272 тыс.руб. (-1,2*59856/100).

Анализ выполнения плановых показателей показал, что в 2010 году по сравнению с 2009 годом чистая прибыль увеличилась на 712 тыс.руб., а в 2011 году по сравнению с 2010 годом чистая прибыль увеличилась на 191 тыс.руб. Это положительно характеризует работу хозяйствующего субъекта и работников его финансовой службы. Снижение уровня рентабельности произошло за счёт роста уровня себестоимости продукции.

Также в курсовой работы с помощью статистического метода экстраполяции спрогнозирована положительная динамика прибыли предприятия на ближайшие три года.

Наши рекомендации