Факторы и резервы увеличения прибыли
Факторы, влияющие на объем прибыли и характер ее формирования, можно подразделить на внешние и внутренние.
К внешним факторам относятся: цены на производственные ресурсы, конъюнктура товарного и фондового рынков, система налогообложения предприятия, сложившаяся практика кредитования поставщиков и покупателей продукции, транспортные условия; социально-экономические условия; уровень развития внешнеэкономических связей; и др.
К внутренним относят, во-первых, объем продаж, себестоимость продукции, структура продукции и затрат, цена продукции предприятия, жизненный цикл, продолжительность операционного цикла, сезонность производства и реализации продукции, система принятой учетной политики, амортизационная политика предприятия, неотложность инвестиционных программ, финансовый менталитет владельцев и менеджеров предприятия. Во-вторых, выделяют факторы, связанные с нарушением хозяйственной дисциплины (ценовые нарушения, нарушения условий труда и требований к качеству продукции, ведущие к штрафам и экономическим санкциям, и др.).
Внешняя группа факторов играет в современных российских условиях первостепенную роль. Более того, эти факторы в основном определяют сферу функционирования предприятия, решение о расширении или сворачивании деятельности.
Резервы увеличения прибыли определяются по каждому виду товарной продукции. Основными источниками увеличения прибыли по обычным видам деятельности являются увеличение объема реализации продукции, снижение ее себестоимости, повышение качества товарной продукции, реализация ее на более выгодных рынках сбыта (рисунок 4).
Рисунок 4 - Схема резервов увеличения бухгалтерской прибыли
Важным этапом аналитической работы является выявление резервов увеличения прибыли. Основными источниками увеличения прибыли являются:
− увеличение объема реализованной продукции,
− повышение цен,
− снижение себестоимости,
− повышение качества.
Для определения резервов роста прибыли за счет роста объема реализации необходимо выявить резерв роста объема производства продукции, умножить его на фактическую прибыль в расчете на единицу продукции соответствующего вида.
Для определения резервов увеличения прибыли за счет снижения себестоимости продукции, работ и услуг необходимо резерв снижения себестоимости каждого вида продукции умножить на возможный объем реализации продукции (с учетом резервов его роста).
Для определения резервов роста прибыли за счет повышения качества необходимо изменение удельного веса каждого сорта (категории) умножить на отпускную цену соответствующего сорта. Результаты просуммировать. Полученное изменение средней цены умножается на возможный объем реализации продукции. Выявленные резервы роста прибыли необходимо обобщить.
В заключение анализа прибыли необходимо определить конкретные мероприятия по освоению выявленных резервов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Прибыль играет решающую роль в стимулировании дальнейшего повышения эффективности производства, усилия материальной заинтересованности работников в достижении высоких результатов деятельности предприятия.
Максимизация прибыли путем изменения доли переменных и постоянных затрат открывает возможность предпринимателям планировать на перспективу размеры прироста прибыли в зависимости от хозяйственных успехов в производстве конкурентоспособной продукции и заблаговременно принимать соответствующие меры по изменению в ту или иную сторону величины переменных и постоянных затрат. Ориентировочные расчеты прибыли важны не только для самих предприятий, производящих и реализующих продукцию (услуги), но и для акционеров, инвесторов, поставщиков, кредиторов, банков, связанных с деятельностью данного предприятия, участвующих своими средствами в формировании его уставного капитала. Поэтому планирование оптимального размера прибыли в современных экономических условиях является важнейшим фактором успешной предпринимательской деятельности.
Объектом исследования при выполнении курсовой работы послужило ОАО «Орел – АЛРОСА». По результатам расчета основных технико-экономических показателей его деятельности были сделаны следующие выводы.
В 2010 году по сравнению с 2009годом объем товарной продукции снизился на 15669 тысяч рублей или 22,63%; себестоимость товарной продукции увеличилась на 15007тысяч рублей или 23,32%; трудовые ресурсы предприятия использовались эффективно, так как соотношение между темпами роста средней заработной платы и производительностью труда выдержано. Основные производственные и оборотные фонды предприятия использовались неэффективно.
Прибыль от реализации, рентабельность производства, показатели ликвидности предприятия за период увеличились, что свидетельствует об устойчивом финансовом положении предприятия на настоящий момент.
В практической части своей курсовой работы так же рассмотрена структура и динамика прибыли предприятия, а также динамика рентабельности ОАО «Орел – АЛРОСА». Проанализировав с помощью различных статистических показателей финансовые результаты предприятия, были сделаны следующие выводы.
В 2011году по сравнению с 2010, прибыль до налогообложения возросла на 107 тыс.руб. (12770 – 12663 тыс.руб.) или на 0,84%; чистая прибыль в 2010 году по сравнению с 2009 годом возросла на 13 тыс.руб. (8225 – 8225 тыс.руб.), или на 0,16%, а в 2011 году на 100 тыс.руб. (8325-8225 тыс.руб.), или на 1,22%.
Отрицательным результатом работы является снижение уровня рентабельности в 2010 году по сравнению с 2009 годом на 3,9%, и в 2011 году по сравнению с 2010 годом на 1,2%. Это означает, что хозяйствующий субъект получил прибыли на каждый рубль затрат в производство продукции меньше в 2010 году по сравнению с 2009 годом 3,9 руб., а в 2011 году по сравнению с 2010 годом на 1,2.
Таким образом, величина упущенной выгоды (т.е. величина недополученной прибыли) в 2010 году по сравнению с 2009 годом составила – 2200,926 тыс.руб.(-3,9*56434/100), а в 2011году по сравнению с 2010 годом составила – 718,272 тыс.руб. (-1,2*59856/100).
Анализ выполнения плановых показателей показал, что в 2010 году по сравнению с 2009 годом чистая прибыль увеличилась на 712 тыс.руб., а в 2011 году по сравнению с 2010 годом чистая прибыль увеличилась на 191 тыс.руб. Это положительно характеризует работу хозяйствующего субъекта и работников его финансовой службы. Снижение уровня рентабельности произошло за счёт роста уровня себестоимости продукции.
Также в курсовой работы с помощью статистического метода экстраполяции спрогнозирована положительная динамика прибыли предприятия на ближайшие три года.