Особенности финансов унитарных предприятий
Финансы унитарных предприятий заметно отличаются от финансов организаций и прежде всего финансов акционерных обществ. Эти отличия состоят в формировании уставного капитала, образовании и использовании прибыли, привлечении бюджетных источников финансирования, привлечении заемного капитала. ,о
Таблица 7.6.Отличительные характеристики ОАО и ГУП
Объекты сравнения | Открытое акционерное общество | Унитарное предприятие |
Уставный капитал | Мин. 1 000 МРОТ, разделен на определенное количество акций, удостоверяющих обязательные права участников общества (акционеров) по отношению к акционерному обществу | 1 000 МРОТ для муниципального предприятия, 5000 МРОТ для государственного предприятия, отсутствует у казенного предприятия. |
Прибыль | Чистая прибыль делится на распределенную и нераспределенную часть. Распределенная часть прибыли, как следует из ее названия, подлежит распределению между собственниками АО, нераспределенная часть прибыли остается в распоряжении АО и используется для обеспечения его производственной деятельности. Часть прибыли, оставшейся в распоряжении АО, может быть направлена на денежные рынки для осуществления финансовых инвестиций. | Постановлением Правительства РФ от 10.04.02 г. №228 "О мерах по повышению эффективности использования федерального имущества, закрепленного хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий". П.6 Помимо уплаты налога на прибыль, часть чистой прибыли перечисляется в федеральный бюджет. |
Привлечение заемного капитала | Привлечение денежных средств за счет эмиссии ценных бумаг и займов. | Практически только бюджетные кредиты. |
Операции с недвижимостью | Операции осуществляются в рамках полномочий по крупным сделкам. | Любые операции с недвижимостью без согласия собственника запрещены. |
Основной особенностью при сравнении этих двух операционно-правовых форм является формирование финансовых ресурсов, которые делятся на собственные и заемные.
Кроме уставного фонда собственными средствами унитарного предприятия могут быть те ресурсы, которые выделяет сам собственник, в виде субвенций, субсидий, бюджетных кредитов. Получение банковской ссуды для унитарного предприятия практически невозможно. Основной причиной служит то, что унитарное предприятие не является собственником имущества, в том числе недвижимого, а лишь владеет им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Тем самым уставный фонд не может гарантировать интересы кредиторов предприятия.
Любой коммерческий банк в качестве обеспечения кредита предпочитает использовать недвижимость. Это один из серьезных факторов, влияющих на формирование внешних источников финансовых ресурсов.
Уставный капитал унитарных предприятий образуется за счет закрепленных за унитарным предприятием основных и оборотных активов и его размер отражается в балансе предприятия на дату утверждения Устава. Размер уставного фонда муниципального унитарного предприятия должен составлять не менее 1000 МРОТ, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации муниципального предприятия, а государственного унитарного предприятия – не менее 5000 МРОТ. Уставный фонд в унитарном предприятии выполняет те же функции, что и уставный капитал в других коммерческих организациях. Помимо того, что уставной фонд является материальной основой ведения унитарным предприятием хозяйственной деятельности, он выступает индикатором ее эффективности.
Если по окончании финансового года стоимость чистых активов унитарного предприятия окажется меньше установленного минимального размера уставного фонда на дату государственной регистрации такого предприятия и в течение трехмесячного срока стоимость чистых активов не будет восстановлена до размера минимального уставного фонда, собственник муниципального предприятия должен принять решение о его ликвидации.
Если же собственник в течение трех месяцев не принимает решение о восстановлении размера чистых активов до минимального размера уставного фонда, кредиторы вправе потребовать от такого муниципального предприятия прекращения или досрочного исполнения обязательств и возмещения причиненных убытков.
Важным источником формирования финансовых ресурсов унитарного предприятия является прибыль.Она формируется в таком же порядке, как в других коммерческих организациях на основании данных бухгалтерской отчетности. Однако Бюджетный кодекс РФ определяет прибыль унитарных предприятий как источник неналоговых доходов бюджета, Государственные и муниципальные унитарные предприятия ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в их распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей. Порядок, размеры и сроки платежей определяются Правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.
Часть прибыли унитарного предприятия за предыдущий год, подлежащая перечислению в федеральный бюджет в текущем году, определяется решением федерального органа исполнительной власти не позднее 1 мая на основании отчета о деятельности предприятия за прошедший год и утвержденной программы деятельности предприятия. При этом часть прибыли, подлежащая перечислению в федеральный бюджет, исчисляется путем уменьшения суммы чистой прибыли (нераспределенной прибыли) предприятия за прошедший год на сумму утвержденных в составе программы деятельности предприятия на текущий год расходов на реализацию мероприятий по его развитию, осуществляемых за счет чистой прибыли.
Размер чистой прибыли казенного предприятия, подлежащей перечислению в бюджет в текущем году, определяется решением уполномоченного органа, принимаемым не позднее 1 июня на основании отчета об исполнении программы деятельности и сметы доходов и расходов, а также предложений о распределении чистой прибыли, полученной по результатам отчетного года. Перечисление в бюджет прибыли осуществляется до 1 августа.
Порядок распределения прибыли в унитарном предприятии определяется его уставом. В соответствии с уставом прибыль после уплаты налогов отчисляется в фонд материального поощрения, фонд социальных мероприятий и другие стимулирующие фонды.
По решению собственника часть чистой прибыли, остающаяся в распоряжении предприятия, может быть направлена на увеличение его уставного фонда.
Оставшаяся после обязательных отчислений часть чистой прибыли используется предприятием на:
– внедрение, освоение новой техники и технологии, мероприятия по охране окружающей среды и труда;
– развитие и расширение финансово-хозяйственной деятельности предприятия, пополнение оборотных активов;
– строительство, реконструкцию, обновление объектов основных средств;
– проведение научно-исследовательских работ, изучение конъюнктуры рынка, потребительского спроса, маркетинг.
Чистая прибыль федерального казенного предприятия по результатам отчетного года подлежит распределению в следующем порядке:
не более 25 процентов полученной чистой прибыли подлежит зачислению в федеральный бюджет;
не более 75 процентов полученной чистой прибыли подлежит зачислению в резервный фонд и иные фонды в соответствии с уставом предприятия а также расходуется по согласованным с уполномоченным органом направлениям, в том числе по направлениям инвестиционного характера.
Особенностью финансов унитарных предприятий является использование ими целевых бюджетных источников финансирования. Ассигнования из федерального, регионального и местных бюджетов направляются, прежде всего, на осуществление отдельных программ и мероприятий социального характера.
Эти ассигнования предоставляются в форме дотаций, грантов и субсидий.
Субсидии – это бюджетные средства, предоставляемые на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Грант (бюджетные средства, которые предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление определенных целевых расходов), который может быть предоставлен в собственность или пользование, как в виде денег, так и в виде имущества.
Данные средства не являются базой для налогообложения. Дотации являются одной из форм государственной помощи в виде выделения из бюджета средств, направляемых на финансирование как капитальных вложений, так и текущих расходов. К таким расходам могут относиться дополнительные расходы унитарного предприятия в связи с проведением конверсии, закупкой комбикормов, расходами на отопление жилищного фонда и теплиц и т.д.
Теперь обратимся к особенностям привлечения заемных средств унитарными предприятиями. В связи с тем, что унитарное предприятие не является собственником имущества, использование заемных средств в качестве источников финансовых ресурсов становится довольно проблематичным. Оно не может, например, в качестве обеспечения кредита без согласия собственника предоставлять в залог кредитным организациям недвижимое имущество. Казенное предприятие вправе осуществлять заимствование только при условии согласования с уполномоченным органом объема и направлений использования привлекаемых средств.
Уполномоченный орган в недельный срок с даты обращения предприятия дает согласие на осуществление предприятием заимствования либо выдает мотивированный отказ в согласовании.
Уполномоченный орган ведет учет долговых обязательств предприятия. Особенность организационно-правовой формы унитарного предприятия ставит его в неравные условия с другими участниками делового оборота вследствие ограниченности источников финансовых ресурсов.
Учитывая это обстоятельство, унитарным предприятиям, испытывающим недостаток финансовых ресурсов, собственник может предоставить в пользование бюджетные кредиты на условиях возвратности и платности. Предоставление бюджетных кредитов унитарным предприятием осуществляется на основании ст. 6 Бюджетного кодекса РФ.
Источником погашения процентов по бюджетному кредиту является себестоимость.
Начисленные проценты по кредитам, используемым на инвестиции и на конверсионные мероприятия, увеличивают балансовую стоимость инвестиций в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств». Бюджетный кредит может быть получен под поставку (товаров) для нужд собственника унитарного предприятия. В этих отношениях собственник унитарного предприятия выступает как заказчик и как кредитор.
Важным источником финансирования ГУПов являются доходы, получаемые от сдачи в аренду государственного имущества. Согласно ГК РФ (ст. 168) все сделки с недвижимостью, в том числе и сдача в аренду, должны совершаться с согласия собственника, иначе они являются ничтожными.
В отношении распоряжения другим имуществом унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, имеет полную самостоятельность и может в процессе финансово-хозяйственной деятельности в качестве одного из источников финансовых ресурсов использовать арендную плату от сдачи в аренду как движимого, так и недвижимого имущества.
Таким образом, основными особенностями финансов унитарных предприятий являются ограничения к доступу денежных средств на финансовом рынке, а так же отсутствие самостоятельности по операциям, связанным с распоряжением недвижимым имуществом, что практически лишает унитарное предприятие возможности получения дополнительных доходов от сдачи в аренду недвижимого имущества или его реализации.