Классификация доходов и расходов

Рыночная экономика ориентирует фирмы на удовлетворение спроса и потребностей рынка, на запросы конкретных потребителей и организацию производства только тех видов продукции, которые пользуются спросом и могут принести фирме необходимую для развития прибыль. Рынок характерен постоянным стремлением к повышению эффективности производства, предполагает свободу принятия решений теми, кто несет ответственность за конечные результаты деятельности фирмы и ее подразделений; требует постоянных корректировок целей и плановых программ фирмы в зависимости от состояния рынка. Для этого нужна особая система управления, характерная для рыночных условий, учитывающая приоритеты, специфику и менталитет России.

И теория, и практика убеждают, что успеха на рынке добиться невозможно без эффективного и целенаправленного управления всеми процессами, связанными с функционированием организации в рыночных условиях. Современное управление всегда должно носить системный характер. Система управления представляет собой комплекс действий, требующийся для обеспечения согласованной совместной деятельности людей, а также совокупность осуществляющих управление звеньев и связей между ними.

Самая большая ошибка многих российских предпринимателей заключается в недооценке ими учета и управления потоками доходов и расходов в организации. Некоторые предприниматели объясняют это особой сложностью финансовых проблем и делегируют полномочия подчиненным.

По мнению Т.С. Казуевой такая позиция ошибочна: «никоим образом нельзя не направлять, не контролировать самостоятельно денежные потоки как поступающие, так и исходящие. Именно в движении этих потоков и концентрируется, реальный результат предпринимательской активности и скрыты те возможности повышения результативности бизнеса, поиск которых ведет предприниматель. Поэтому отечественному предпринимателю, прежде всего, необходимо освоить все основные принципы и подходы управления финансами, хорошо в них разбираться, иначе он обречен на не успех. Таким образом, проблема овладения всеми секретами учета и управления доходами и расходами организации – это вопрос жизни и смерти бизнеса, особенно в специфических условиях российского рынка» [28, с.86].

Для определения источников получения доходов вся деятельность организации разделяется на:

- основную или операционную деятельность (производство и реализация продукции, работ и услуг организации);

- финансовую деятельность (получение кредитов и выдача их другим организациям; участие организации в деятельности других кампаний; операции организации на финансовых рынках, курсовые разницы и др.);

- чрезвычайные статьи (операции, не являющиеся характерными для деятельности организации).

Такое деление весьма важно, поскольку оно позволяет определить, каков удельный вес доходов, полученных как от основной деятельности организации, так и из других источников, в особенности из таких, которые вообще не являются характерными для деятельности данной организации и не могут рассматриваться как постоянный источник получения его доходов.

Доходы и расходы несут важную информационную нагрузку, а потому в типовую отчетность фирмы входит форма «Отчет о прибылях и убытках». В ней доходы и расходы могут быть представлены разными способами и в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на несколько видов (рис. 1).

 
  классификация доходов и расходов - student2.ru

Рис. 1. Классификация доходов (расходов) организации [31, с. 35]

Таким образом, в системе финансового управления необходимо иметь следующие показатели:

Показатели доходов и прибыли:

- чистая выручка от реализации продукции (работ, услуг) – это валовая выручка от реализации за вычетом налога на добавленную стоимость, акцизов, возвращенных товаров и ценовых скидок. Именно этот показатель является реальной базой для последующего расчета показателей прибыли и оценки рентабельности организации;

- валовая прибыль от реализации – чистая выручка от реализации за вычетом производственных расходов на реализованную продукцию. Этот показатель позволяет анализировать эффективность производственной деятельности организации;

- прибыль (убыток) от основной деятельности (операционная прибыль или операционный убыток) – валовая прибыль от реализации за вычетом расходов по управлению и расходов по сбыту. Этот показатель отражает влияние расходов по управлению и сбыту на финансовый результат от реализации;

- прибыль от финансовой деятельности – сальдо доходов и расходов по финансовой деятельности. Этот показатель необходим, для того чтобы отделить прибыль от производственно-хозяйственной деятельности организации от таких источников прибыли, как получение процентов и дивидендов организации, операции с иностранной валютой и др.

- прибыль от обычной хозяйственной деятельности – сумма прибылей от основной хозяйственной деятельности и прибылей от финансовой деятельности;

- чрезвычайные прибыли;

- прибыль (убыток) до уплаты налога. Этот показатель является точкой перехода от бухгалтерской прибыли к налогооблагаемой прибыли. Бухгалтерская (или отчетная) прибыль – это прибыль, рассчитанная в соответствии с требованиями бухгалтерского учета. Основная цель определения бухгалтерской прибыли – показать эффективность деятельности организации за отчетный период. Бухгалтерский учет для того и существует, чтобы собрать и обработать информацию о доходах и расходах организации, а также о чистом результате его деятельности для принятия управленческих решений на будущие периоды. После того как этой цели добились полученный результат (прибыль до уплаты налога) должен корректироваться в соответствии с налоговым законодательством страны. Таким образом, налогооблагаемая прибыль – это бухгалтерская прибыль, пересчитанная согласно налоговым требованиям;

- чистая прибыль (чистый убыток) – прибыль после уплаты налога. В условиях рыночной экономики это важнейший показатель деятельности организации. Именно он находится в центре внимания управляющих организации и финансовых рынков. От его динамики зависит само существование организации, рабочие места для его работников, выплата дивидендов в акционерной компании.

Как отмечает Н.В. Колчина [31, c.37] под доходами организации подразумевается увеличение экономических выгод в результате поступления денежных средств, иного имущества и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала.

Так же как и расходы, доходы подразделяются на:

- доходы от обычных видов деятельности;

- операционные;

- внереализационные;

- чрезвычайные.

Доходы от обычных видов деятельности является выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг.

К операционным доходам относятся:

- поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации;

- поступления, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности;

- поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам);

- прибыль, полученная организацией в результате совместной деятельности (по договору простого товарищества);

- поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров;

- • проценты, полученные за предоставление в пользование де нежных средств организации, а также проценты за использование банком денежных средств, находящихся на счете организации в этом банке.

К внереализационным доходам относятся:

- штрафы, пени, неустойки, полученные за нарушение условий договоров;

- активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения;

- поступления в возмещение причиненных организации убытков;

- прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;

- суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности;

- курсовые разницы;

- сумма дооценки активов (за исключением внеоборотных активов);

- прочие внереализационные доходы.

Чрезвычайными доходами считаются поступления, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации и т.п.), страховое возмещение, стоимость материальных ценностей, остающихся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов, и т.п.

В процессе осуществления производственно-хозяйственной и финансовой деятельности организации (предприятия) несут определенные расходы. Под расходами организации (предприятия) признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия денежных средств, иного имущества и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала [27, с. 294].

В целях управления затратами используются различные классификаторы затрат. Рассмотрим некоторые из них, необходимые для организации системы управления затратами и планирования.

Все денежные затраты организации группируются по трем основным признакам:

1) расходы, связанные с извлечением прибыли;

2) расходы, не связанные с извлечением прибыли;

3) принудительные расходы.

Расходы, связанные с извлечением прибыли, включают в себя затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг) и инвестиции. Затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг) – это расходы, связанные с созданием товара (продукции, работ, услуг), в результате продажи которых организация получит финансовый результат в виде прибыли или убытка.Инвестиции – это капитальные вложения, имеющие целью расширение объемов собственного производства, а также извлечение доходов на финансовых и фондовых рынках.

Расходы, не связанные с извлечением прибыли, это расходы на потребление, социальную поддержку работников, благотворительность и другие гуманитарные цели. Такие расходы поддерживают общественную репутацию организации, способствуют созданию благоприятного социального климата в коллективе и, в конечном итоге, способствуют повышению производительности и качества труда.

Принудительные расходы – это налоги и налоговые платежи, отчисления на социальное страхование, расходы по обязательному личному и имущественному страхованию, созданию обязательных резервов, экономические санкции.

При составлении Отчета о прибылях и убытках расходы классифицируются следующим образом:

- расходы по обычным видам деятельности;

- операционные;

- внереализационные;

- чрезвычайные.

Расходами по обычным видам деятельности признаются расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров, а также расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг. Сюда же относятся управленческие и коммерческие расходы.

Операционными расходами являются:

- расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации;

- расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности;

- расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций;

- расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров, продукции;

- проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов);

- расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями;

- прочие операционные расходы.

Внереализационными расходами являются:

- штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;

- возмещение причиненных организацией убытков;

- убытки прошлых лет, признанные в отчетном году;

- суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания;

- курсовые разницы;

- сумма уценки активов (за исключением внеоборотных активов);

- прочие внереализационные расходы.

В составе чрезвычайных расходов отражаются расходы, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации имущества и т.п.).

Затраты на производство и реализацию продукции. Эти расходы включают:

- материальные затраты, т.е. стоимость потребленных в процессе производства товарной продукции, работ, услуг материальных ресурсов;

- затраты на оплату труда;

- расходы, связанные с управлением производственным процессом;

- стоимость использованных в процессе производства внеоборотных активов (основных фондов, нематериальных активов, незавершенного строительства и др.).

Материальные затраты – это затраты:

- на приобретение сырья и материалов, используемых в производстве товаров (при выполнении работ, оказании услуг) и на хозяйственные нужды;

- на тару и тарные материалы;

- на приобретение инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и другого имущества, не являющихся амортизируемым имуществом;

- на приобретение комплектующих изделий, полуфабрикатов сторонних производителей;

- на приобретение топлива, воды и энергии всех видов, расходуемых на технологические цели;

- на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними подрядчиками, в том числе транспортных;

- связанные с содержанием и эксплуатацией основных средств и иного имущества природоохранного назначения.

Затраты на оплату труда представляют собой любые начисления работникам в денежной и натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Расходы, связанные с управлением производственным процессом (накладные расходы), включают в себя административно-управленческие расходы, арендную плату, командировочные расходы, содержание служебного автотранспорта, затраты вспомогательного производства и т.п.

Стоимость использованных в процессе производства внеоборотных активов (основных фондов, нематериальных активов) переносится на затраты через механизм амортизации – постепенный, по частям, в течение длительного времени перенос стоимости используемых в производственном процессе основных средств и нематериальных активов на стоимость вновь создаваемого продукта (товара).

В соответствии с признаком однородности затраты по основной деятельности группируются по элементам на:

- материальные;

- затраты на оплату труда;

- отчисления на социальные нужды (социальный налог);

- амортизацию;

- прочие.

По отношению к объему производства на постоянные и переменные.

Постоянными называются затраты, величина которых не зависит от объема производства. Они возможны даже тогда, когда организация не оказывает ни каких услуг или только что была создана. К таким затратам относятся, например, арендная плата по взятым в аренду основным фондам, амортизация собственных основных фондов, зарплата администрации и обслуживающего персонала, коммунальные услуги, почтово-телеграфные услуги, налоги и другие.

Переменные затраты – это затраты на сырье, материалы, комплектующие изделия и полуфабрикаты, топливо и энергия на технологические цели, зарплата основных рабочих, затраты на ремонт и обслуживание оборудования. Эти затраты зависят от выпуска продукции: увеличиваются с ростом выпуска продукции, уменьшаются со снижением выпуска продукции.

По порядку отнесения затрат на период генерирования прибыли – на затраты на продукт и на период.

Затраты на продукт непосредственно связаны с производством продукции (товаров, работ, услуг). Это прямые расходы, обусловленные технологией производства.

Затраты на период зависят не от количества выпущенной продукции, а только от того, что закончился некий период времени, за который начисляются платежи.

Классификация расходов на затраты на продукт и затраты на период относительно нова для отечественного учета, но имеет важное методологическое значение, в том числе при оптимизации величины прибыли. Затраты на продукт включаются в себестоимость продукции, они связаны с физическими единицами, они могут быть частично отнесены на готовую продукцию на складе или товары отгруженные и участвовать в процессе исчисления прибыли месяцами позже их фактического осуществления. Затраты на период включаются в себестоимость реализованной продукции в том периоде, в котором они возникли и уменьшают прибыль.

Эквивалентом затрат на продукт в торговле служит стоимость приобретенных товаров, в промышленности – производственная себестоимость. Эквивалентом затрат на период служат общепроизводственные, административные и коммерческие расходы.

Поскольку управление затратами – одна из главных задач внутрифирменного управления, то для этой цели высший критерий классификации – место возникновения затрат в зависимости от организационного деления организации (предприятия). Это деление предусматривает назначение ответственных руководителей подразделений. Классификация по месту возникновения затрат должна быть настолько широкой, чтобы по каждому подразделению можно было бы определить только один базовый показатель, который бы учитывал загрузку данного структурного подразделения и одновременно отражал зависимость затрат от выработки.

Классификация по объектам затрат осуществляется в зависимости от производимых организацией товаров, услуг, работ, на которые падают эти затраты. Основой классификации служит картотека продукции организации, объектом затрат – каждое изделие, вид услуг, вид работ, предназначенных для реализации. Полуфабрикаты образуют объект учета, если необходимо осуществлять контроль рентабельности этих изделий и оценивать изменение их запасов. При серийном, непрерывном производстве, а также при изготовлении продукции по отдельным заказам, в качестве объекта затрат выступает заказ.

По способу отнесения на себестоимость объектов затраты делят на прямые и косвенные (накладные).

В системе бухгалтерского учета к прямым относятся расходы, которые можно прямо, по первичному документу, отнести на себестоимость единицы изделия (например, материалы, из которых изготавливаются конкретные изделия). К косвенным (накладным) расходам относятся расходы, которые невозможно в момент их возникновения соотнести с конкретными видами изделий. Такие расходы предварительно накапливаются на отдельных счетах, затем, в конце отчетного периода, они распределяются между видами продукции пропорционально выбранной базе (например, основной заработной плате рабочих, или прямым материальным затратам).

В целях обложения налогом на прибыль в Налоговом кодексе РФ [4] также предусмотрена классификация расходов на прямые и косвенные.

К прямым относятся материальные расходы, расходы на оплату труда и амортизация. Остальные расходы классифицируются как косвенные. Прямые расходы формируют производственную себестоимость готовой продукции и распределяются между готовой продукцией и незавершенным производством, а косвенные включаются в себестоимость реализованной продукции в конце отчетного (налогового) периода. В Налоговом кодексе не предусмотрен учет себестоимости единицы изделий (продукции, работ, услуг), а только «котловой» метод формирования совокупных затрат организации за налоговый (отчетный) период. Поэтому пользоваться классификаторами, данными в Налоговом кодексе, для целей планирования и управления организацией нельзя. Их следует учитывать только для исчисления налоговой базы по налогу на прибыль.

По степени однородности затраты разделяются на элементные и комплексные.

Элементные расходы – это совокупность расходов одного вида без учета того, где эти расходы возникли – в основном производстве, в сфере снабжения, сбыта или управления. Например, все материальные расходы, все расходы на оплату труда, вся амортизация. Комплексные расходы указывают на место возникновения затрат и причину их возникновения. Например, расходы на содержание и эксплуатацию оборудования включают в себя материальные затраты (запасные части, вспомогательные материалы); зарплату ремонтников, наладчиков; начисления на их зарплату. Общепроизводственные и общехозяйственные расходы также включают в себя материальные затраты, зарплату, амортизацию и прочие затраты.

В отчете о прибыли и убытках доходы организации за отчетный период отражают с подразделением на выручку от продаж, операционные доходы и внереализационные доходы, а в случае возникновения – чрезвычайные доходы.

Построение бухгалтерского учета должно обеспечить возможность получения информации о доходах в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности организации.

В налоговом учете в качестве самостоятельных групп доходов для целей налогообложения выделяют:

- доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (выручка от реализации);

- внереализационные доходы;

- доходы, не учитываемые при определении налогооблагаемой базы для расчета налога на прибыль.

Доходом от реализации признают выручку от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, а также выручку от продажи имущества и имущественных прав. Поступления в форме выручки могут быть выражены как в денежной форме, так и в натуральной, переведенной в стоимостную оценку. Следовательно, в НК РФ не выделены в самостоятельную группу доходы от реализации основных средств и иного имущества, которые по правилам бухгалтерского учета отражают в составе операционных доходов. Ко второй группе доходов отнесены внереализационные доходы, которые не связаны с выручкой от реализации продукции (работ, услуг) (ст. 250 Налогового Кодекса РФ) [4].

В самостоятельный объект налогового мониторинга выделены доходы, которые не учитывают при определении налоговой базы. Указанные доходы устанавливают на основании первичных документов и данных регистров налогового учета конкретного налогоплательщика.

Выручку от продажи товаров (продукции) классифицируют по двум видам:

1) выручка (брутто) от продажи продукции (товаров, работ, услуг), включая косвенные налоги;

2) выручка (нетто) от продажи продукции (товаров, работ, услуг) без косвенных налогов (НДС, акцизов и таможенных пошлин):

ЧВР = ВВР – косвенные налоги, (1)

где ЧВР – чистая выручка от реализации (включая прямые налоги); ВВР – валовая выручка от реализации.

Наряду с абсолютными значениями в процессе управления выручкой от реализации используют относительные параметры:

Кчвр = ЧВР : ВВР, (2)

где Кцв) – коэффициент чистой выручки от реализации, доли единицы.

Этот показатель дает представление об объеме налогообложения валовой выручки от реализации:

Коа=ЧВР : А, (3)

где К – уровень (коэффициент) отдачи активов организации; Л – средняя стоимость используемых активов за расчетный период (год, квартал).

Данный коэффициент характеризует способность активов генерировать чистую выручку от реализации.

Объем выручки от реализации зависит от ряда факторов:

1) уровня реализационных цен;

2) объема реализации произведенной продукции;

3) уровня налогообложения ВВР.

Приведенные факторы носят агрегированный характер, т.е. сами складываются под влиянием факторов второго порядка:

- емкости товарного рынка;

- уровня конкуренции;

- маркетинговой политики;

- рекламной кампании;

- качества и ассортимента выпускаемой продукции;

- форм расчетов за продукцию (безналичные денежные расчеты, бартерный обмен, взаимозачеты) и т. д.

Ценовая политика является одним из ключевых методов управления выручкой от реализации, которая обеспечивает наиболее важные приоритеты производственного и научно-технического развития организации. Она непосредственно влияет на масштабы текущей деятельности, формирование маркетинговой стратегии и финансовое состояние организации. Кроме того, ценовая политика представляет собой действенный инструмент укрепления его позиций на товарном рынке. При анализе уровня цен целесообразно обращать внимание на следующие аспекты их применения:

- насколько цены отражают уровень издержек производства и инвестиционную составляющую;

- какова вероятность реакции покупателей на изменение цен (эластичность спроса);

- насколько эффективна политика стимулирующих цен (скидок с цены товара);

- привлекательны ли цены продавца по сравнению с ценами конкурентов.

На практике наиболее часто применяют следующие методы ценообразования:

- расчет цены исходя из себестоимости товара и прибыли (в процентном отношении к себестоимости или на вложенный капитал);

- ориентация на покупательский спрос продукции, выпускаемой организацией (чем выше спрос, тем больше цена продукции, и наоборот; в результате при неизменной себестоимости товары продают по разным ценам исходя из места и времени продаж);

- использование среднеотраслевых цен;

- ориентация на цены продукции, выпускаемой организациями-конкурентами (ценового лидера), и др.

Ассортиментная политика оказывает непосредственное воздействие на величину выручки от реализации и прибыли, а также приток денежных средств без значительных инвестиций.

Чтобы определить оптимальный ассортимент продукции, необходимо рассмотреть следующие аспекты:

1) что выпускает организация;

2) какие изделия быстро и выгодно продаются;

3) возможно ли расширить рынок сбыта тех товаров, которые обеспечивают наибольшую выгоду предприятию?

Для ответа на эти вопросы целесообразно:

- составить перечень различных видов деятельности в порядке их приоритетности;

- оценить существующие преимущества и недостатки для организации выпуска отдельных изделий (оказания услуг) с позиции их влияния на объем продаж и прибыли;

- выбрать для дальнейшего производства наиболее выгодные для организации изделия, пользующиеся повышенным спросом на товарном рынке (с позиции их рентабельности).

При помощи соответствующих процедур управления ассортиментом можно разработать бюджеты продаж и закупок материальных ресурсов в рамках выделенного объема финансирования. Существуют и другие классификаторы, которые помогают финансовому менеджеру управлять затратами осознанно и своевременно.

Таким образом, классификация затрат позволяет применять методы управления расходами, которые подразделяются на административные и экономические. Административными методами можно предотвратить необоснованные, несанкционированные расходы, хищения, злоупотребления. К экономическим методам управления затратами относят планирование и бюджетирование.

Наши рекомендации