Выполнение финансовой функции предприятия
Организация финансовой работы на предприятии».
Понятие финансовой функции и её процесс (финансовой работы).
Для того, чтобыоценитьэффективность существующей финансовой функции предприятия или для создания новой функции, необходимо поставить ряд вопросов:
1. Какой должна быть роль финансовой функции на предприятии?
2. Как следует организовать финансовую работу?
3. При помощи каких показателей (как измерять эффективность финансовой функции)?
4. Какие изменения необходимо внести в существующую организационную структуру?
5. Сколько времени потребуется для внесения эти изменений?
Финансовая функция – это совокупность действующий, которые:
1. Способствуют получению прибыли на всех стадиях работы предприятия с помощью проведения диагностики финансового состояния.
2. Управляют расходами с помощью анализа необходимости закупок, утверждения всех расходов (включая капитала вложения) в масштабе всего предприятия.
3. Контролируют финансовые ресурсы и обязательства.
4. Управляют денежными потоками.
5. Оптимизируют налоговые платежи предприятия.
6. Занимаются поиском оптимальных источников финансирования.
7. Занимаются анализом инвестиционных проектов предприятия.
8. Учитывают и регистрируют каждую операцию предприятия.
9. Правильно организованная финансовая функция минимизирует злоупотребление на рабочем ме6сте и мошенничество в целом на предприятии.
Принципы распределения полномочий и обязанностей внутри предприятия:
1. Исполнение финансовой функции работниками (отделами) только финансовых служб предприятия.
2. Установление персональной ответственности за выполнение конкретных заданий.
3. Четкое разделение функции и ответственности бухгалтерского и финансового руководства (нельзя передавать ответственность за текущие решения подчиненным).
4. Установление в каждом отделе уровней утверждения проведения конкретных операций.
5. Предупреждения дублирования функций.
6. Следовать должностным инструкциям.
Эмпирическим (опытным) путем было выведено правило соотношения персонала планового, финансового отдела и бухгалтерии должно составлять:
1/2/3
Поскольку функции финансовой структуры похожи во всех отраслях, то уровень финансовых отделов и их вклад в хозяйственную деятельность предприятия не должны сильно отличаться от отросли.
Выполнение финансовой функции предприятия
Финансовый отдел отвечает за управление финансовыми ресурсами предприятия и утверждение сделок и поддерживает отношения с финансовыми организациями. Основные функции финансового отдела: Общие
1. Контролирует наличность путем составления платежного календаря.
2. Ведет переговоры о выдаче банковского кредита, обсуждает его условия и обслуживает кредит.
3. Укрепляет и поддерживает отношения с банками и инвестиционными учреждениями.
4. Участвует совместно с плановым отделом в подготовке, анализе и оформлении инвестиционных предложений, координируя свою работу с руководителями.
5. Проводит взаимозачет (в основном для бартерных сделок) с поставщиками и покупателями.
6. Прогнозирует поступление денежных средств.
7. Участвует совместно с плановым отделом в разработке и периодическом обновлении прайс-листа.
8. Участвует совместно с группой управленческого учета в подготовке ежемесячного пакета финансовых документов для руководства.
9. Собирает и систематизирует информацию о финансовых рынках (ставки по кредитам, процент инфляции).
10. Проводит все необходимые операции с ценными бумагами.
11. Ведет картотеку по расчетам с бюджетом.
Цикл доходов
1. Утверждает контракты на продажу, проверив их, проанализировав цены, проверив файл покупателя и проконсультировавшись с основным руководством; утверждает продажи в кредит (уровневое утверждение).
2. Готовит заказы на производство для производственного отдела.
3. Устраняет расхождения между отгрузкой готовой продукции, начальным заказом на продукцию и контрактами на продажу, сравнивая документы на отгрузку с информацией о всех продажах.
4. Выставляет счет за отгруженную продукцию.
5. Готовит анализ структуры счетов к получению.
6. Ежедневно проверяет рабочие файлы по продажам, Чтобы проследить поступления по счетам.
7. Проводит сбор дебиторской задолженности.
8. Сравнивает, рабочий файл счетов по продажам с поступлениями на счет и данными из кассового журнала, распределяет поступления по счетам и контрактам: экспорт, внутренний рынок, аренда, бартер и т. д.
9. Поддерживает и обновляет рабочий и постоянный файлы покупателя.
10. Периодически готовит выписку по покупателям.
11. Ведет карту учета договоров.
Цикл расходов
1. Выносит окончательное утверждение о закупках, проверив имеющиеся фонды, проанализировав цены закупок и проконсультировавшись с руководством (уровневое утверждение).
2. Ежедневно проверяет рабочий файл, чтобы определить, кому необходимо проплатить сегодня.
3. Утверждает платежные поручения в соответствии с полученными счетами, проверив Документы и проанализировав имеющиеся фонды (уровневое утверждение).
4. Занимается с неутвержденными платежными поручениями.
5. Проверяет и утверждает заявки на выдачу наличных (уровневое утверждение).
6. Доставляет платежные поручения в банк.
7. Поддерживает и обновляет рабочий и постоянный файлы поставщика.
Бартерные сделки
Поступления:
сравнивает акт приемки бартера со всей информацией в рабочих файлах поставщика/покупателя, готовит акт об ошибке, уведомляет руководство, добивается разрешения вопроса от ответственного отдела — куратора сделки;
• готовит акты взаимозачета по всем поступившим бартерным товарам.
Использование:
• утверждает и визирует бартерные контракты, проверив их условия и проведя консультации с руководством (включая отгрузку в кредит);
• устанавливает предельные сроки реализации бартера;
• выставляет счет по бартерным контрактам на основе сравнения контракта с документами об отгрузке;
• для возможного использования бартерных товаров в обмен на закупку сырья проверяет заказ на покупку в виде бартера, контракт, акт об оценке бартера для утверждения сделки; подписывает заказ на покупку и визирует контракт.
Бухгалтерия проверяет документы, учитывает сделки, обновляет журналы и готовит стандартные отчеты и выписки. Ключевые функции бухгалтерии: Общие:
• закрывает журналы в конце каждого месяца;
• принимает участие в процессе взаимозачета;
• руководит группой управленческого учета;
• готовит необходимые государственные статистические отчеты;
• готовит все необходимые налоговые отчеты и расчеты, следит за изменениями законодательства;
• проверяет кассовый журнал;
• ведет учет бизнес-единиц.
Цикл доходов
1. Заверяет выставленный счет на основе материального пропуска и устраняет расхождения.
2. Выписывает приходно-кассовый ордер.
3. Своевременно учитывает продажи и соответствующие поступления.
4. По получении банковской выписки и кассового журнала, вносит изменения в журналы, которые отражают закрытие счетов к оплате.
Цикл расходов
1. Сравнивает контракт на закупку, заказ на покупку, акт приемки, документы об отгрузке, счет поставщика и устраняет расхождения.
2. Оперативно отражает покупку и счета к оплате.
3. Сравнивает все документы по покупке с копией банковской выписки и платежным поручением. Относит оплаты к исходному счету от поставщика и устраняет расхождения.
4. Оперативно оформляет погашенные счета к оплате.
5. Утверждает заявки на получение наличности, проверяет незакрытые балансы подотчетных лиц.
6. Выписывает расходные ордера. Бартерные операции Поступления:
• сравнивает акт приемки бартера со счетом продавца бартера или заказом на покупку в виде бартера и устраняет расхождения;
• оперативно оформляет поступление бартера и вносит изменения в журналы, которые отражают закрытие счетов к оплате.
Использование:
• сравнивает выставленный счет и материальный пропуск и устраняет расхождения;
• оперативно оформляет продажу бартерных товаров и соответствующий счет к оплате (или предоплату в виде отгруженного бартера).
Являясь неотъемлемой частью бухгалтерии, группа управленческого учета должна удовлетворять все информационные запросы руководства. Следует четко разделять управленческую бухгалтерию и управленческую отчетность. В составлении управленческой отчетности принимают участие многие отделы (производственный, сбыта, склада и т. д.), с тем чтобы предоставить руководству текущую информацию по операциям. В то же время группа управленческой отчетности действует самостоятельно и использует различные формы отчетности для предоставления одних и тех же данных как обязательных при отчетности, но с разных точек зрения. С течением времени группа управленческого учета может взять на себя обязанности независимой группы внутреннего аудита.
Ежемесячный пакет финансовых документов, который готовит группа управленческого учета, включает:
• баланс;
• подробный отчет о прибылях и убытках (в формате переменные-постоянные расходы и в стандартном формате);
« отчет о движении денежных средств;
• отчет об использовании прибыли;
• анализ точки безубыточности;
• анализ вклада на покрытие постоянных расходов на основе анализа продаж;
• коэффициентный анализ;
• анализ факторов затрат, изменений реальных затрат за прошедший период, анализ отклонений, включающий плановые издержки и нормативные производственные издержки.
Не принимая непосредственного участия в процессах, плановый отдел координирует свою работу с финансовым отделом и бухгалтерией:
• разрабатывает прогнозные планы производственной деятельности совместно с отделом, сбыта и производственным отделом;
• разрабатывает ежеквартальные бюджеты и утверждает бюджеты отделов и подразделений предприятия;
• разрабатывает и отслеживает производственные издержки и нормативы потребления;
• рассчитывает сметные издержки для всех видов продукции/услуг, включая трансферты между подразделениями компании;
• занимается ценообразованием (при участии других отделов);
• оценивает балансы незавершенного производства по номенклатуре по состоянию на первый день каждого месяца;
• разрабатывает инвестиционные меморандумы, бизнес-планы, предложения и т. д. совместно с финансовым отделом, который несет конечную ответственность;
• контролирует контракты с целью определения направления затрат и их соответствия законодательным документам;
• готовит необходимые ведомственные и государственные формы статистической отчетности совместно с отделом маркетинга;
• делает расчеты расходов на социальную сферу.