Перечень вопросов к экзамену. 1. Бухгалтерский баланс, его назначение и структура.

1. Бухгалтерский баланс, его назначение и структура.

2. Учет уставного капитала и расчетов с учредителями.

3. Порядок формирования и учет добавочного капитала.

4. Порядок формирования и учет резервного капитала.

5. Учетная политика организации.

6. Порядок ведения и отражения в учете кассовых операций.

7. Порядок ведения и отражения в учете операций по расчетным счетам.

8. Учет расчетов с дебиторами.

9. Учет расчетов с кредиторами.

10. Учет кредитов и займов.

11. Порядок ведения и отражения в учете финансовых вложений

12. Учет наличия и движения основных средств.

13. Методы начисления амортизации основных средств.

14. Учет наличия и движения нематериальных активов.

15. Методы оценки и списания материально-производственных запасов.

16. Учет движения материально-производственных запасов.

17. Учет расчетов с персоналом по оплате труда.

18. Организация учета готовой продукции на складе и в бухгалтерии

19. Учет товаров и расходов на продажу.

20. Учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам.

21. Учет продажи продукции (работ, услуг), связанных с обычными видами деятельности.

22. Учетная политика организации: формирование, выбор вариантов учета и оценки объектов учета.

23. Понятие, состав бухгалтерской (финансовой) отчетности, требования к составлению.

24. Маржинальный метод управления организацией.

25.Виды информации для бухгалтерского управленческого учета

26.Сущность и задачи бухгалтерского управленческого учета

27.Сравнительная характеристика бухгалтерского управленческого и бухгалтерского финансового учета

28.Организация управленческого учета

29.Позаказный метод учета затрат и калькуляция себестоимости продукции, сущность и применение

30.Попроцессный (простой) метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции, сущность и применение

31.Нормативный метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции, сущность и применение

32.Полуфабрикатный метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции, сущность и применение

33.Бесполуфабрикатный метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции, сущность и применение

34.Калькуляция себестоимости продукции по системе «стандарт – костинг», сущность и применение

35.Метод «директ – костинг» в системе управления производством, сущность и применение

36.Понятие центра ответственности, их классификация

37.Учет и отчетность по центрам затрат

38.Учет и отчетность по центрам прибыли

39.Отчет центра инвестиций

40.Цели и задачи бюджетного (сметного) планирования

41.Цели и назначение финансового бюджета, процесс разработки

42.Анализ взаимосвязи показателей «затраты – объем – прибыль» или CVP – анализ

43.Методы расчета критической точки объема продаж (порога рентабельности, безубыточности)

44.Понятие и значение экономического и финансового анализа хозяйственной деятельности.

45.Предмет, содержание и задачи экономического анализа.

46.Методы экономического и финансового анализа.

47.Методика определения величины постоянных и переменных затрат.

48.Анализ взаимосвязи показателей «затраты – объем производства – прибыль».

49.Анализ показателей деловой активности, пути ее повышения.

50.Анализ финансовой устойчивости организации.

51. Анализ кредито- и платежеспособности организации.

52. Факторный анализ прибыли организации.

53.Система показателей рентабельности предприятия, и пути ее повышения.

54. Анализ финансовой устойчивости организации.

55.Анализ ликвидности

56.Анализ активов и пассивов

57.Горизонтальный и вертикальный анализ баланса

58.Анализ дебиторской и кредиторской задолженности

59.Анализ затрат

60.Методы оценки вероятности банкротства

61.Анализ деловой активности

62.Анализ прибыли и рентабельности

Задачи к экзамену по дисциплине «Бухгалтерский учет»

билет №

Задача Первоначальная стоимость нематериального актива производственного назначения – ----- руб. Срок полезного использования – 5 лет. Амортизация начисляется линейным способом и отражается в учете путем накопления соответствующих сумм.

Рассчитаем ежемесячную сумму амортизационных отчислений и составим бухгалтерскую проводку.

билет №

1. Задача. Организацией осуществляется косметический ремонт производственного цеха собственными силами, в результате которого:

Израсходовано материалов (краска, лак, гвозди и т.д.) – --- руб.

Начислена заработная плата с отчислениями рабочим, занятым ремонтом – -------- руб.;

Составим бухгалтерские проводки.

билет №

Задача. Годовая смета затрат на ремонт основных средств производственного назначения – ----- руб. Ежемесячная сумма резервирования составит? Создание резерва отразится проводкой? Составить бухгалтерскую справку.

билет №

1. Задача. Начислена амортизация основных средств, используемых:

в основном производстве – ---- руб.;

в транспортном цехе – ------ руб.;

в ремонтном цехе –--- руб.;

в капитальном строительстве – ---- руб.;

в офисе – ---- руб.

Составить бухгалтерские проводки и заполнить бухгалтерскую справку.

билет №

1. Задача. Первоначальная стоимость объекта основных средств, используемого в основном производстве, – ----- руб. Срок полезного использования – 5 лет. Объект амортизируется линейным способом. Необходимо рассчитать суммы амортизационных отчислений по годам эксплуатации и месячную сумму.

билет №

1. Задача. Организация приобрела исключительное право на товарный знак. Зарплаты на приобретение – ------ руб. (том числе НДС --.). Составим бухгалтерские проводки.

билет №

1. Задача. В отчетном периоде организацией отгружена продукция на сумму ---руб. (в том числе НДС – -----руб.). Себестоимость отгруженной продукции – --- руб. Расходы на затаривание продукции на складе организации – ----руб.

Составим бухгалтерские проводки.

билет №

1. Задача. Начислена заработная плата на сумму ------- руб. следующим категориям работников:

- работникам основного производства – ---- руб.;

- работникам вспомогательных производств – ----руб.;

- управленческому персоналу – ---- руб.

Начислены дивиденды акционерам – работникам организации на сумму --- руб.

Удержан налог на доходы физических лиц на сумму ----- руб.

Составим бухгалтерские проводки.

билет №

1. Задача. В отчетном периоде организация реализовала готовую продукцию на ---- руб. (в т. ч. НДС – ---руб.). Право собственности на отгруженную продукцию переходит к покупателям в момент отгрузки. Себестоимость отгруженной продукции – ---- счет организации поступила выручка в оплату отгруженной продукции в размере ----- руб.

Составим бухгалтерские проводки и определим финансовый результат от реализации продукции.

билет №

1. Задача. Организация приобрела станок стоимостью --- руб., в том числе НДС – --- руб. Для доставки станка организация воспользовалась услугами транспортной организации. Стоимость доставки станка – ---- руб. (в том числе НДС – ---руб.). Станок введен в эксплуатацию. Счета поставщика станка и транспортной организации оплачены.

Составим бухгалтерские проводки.

билет №

1. Задача. Из банка в кассу организации поступило --- руб. для выдачи заработной платы. --- руб. выдано работникам, ---- руб. из-за неявки получателей в установленный срок депонировано. Позднее депонированные суммы выплачены получателю

билет №

1. Задача. Организация продаёт автомобиль. Согласно данным бухгалтерского учёта стоимость автомобиля составляет --- руб., сумма начисленной амортизации – -- руб. Автомобиль ранее дооценивался. Сумма дооценки, учтённая в составе добавочного капитали организации, - --- руб. Согласно договору с покупателем цена реализации автомобиля составляет ---- руб. (в том числе НДС – --- руб.).

Составим бухгалтерские проводки.

билет №

1. Задача. Организация приобрела сырье, необходимое для производства продукции. Стоимость сырья согласно документам поставщика ----руб. (в том числе НДС – ---руб.). Стоимость доставки сырья по документам транспортной компании – ----0 руб. (в том числе НДС – ----руб.). Сырье оприходовано на склад. Счета поставщиков и транспортной компании оплачены. В соответствии с учетной политикой предприятия фактическая себестоимость материалов формируется на счете 10 «Материалы».

Составим бухгалтерские проводки.

билет №

1. Задача. Организацией начислены и перечислены в бюджет налоги:

налог на добавленную стоимость – начислено с объема реализации продукции – --руб., предъявлено к вычету – --руб.;

транспортный налог ------ руб.;

налог на имущество ------- руб.;

земельный налог – ----------руб.;

налог на прибыль – ---------руб.

Составим бухгалтерские проводки.

билет №

1. Задача. Используя ниже приведенные данные, определим стоимость материалов, списываемых на производство в январе, и их остатка на 1 февраля.

Исходные данные : материалы оцениваются по методу ФИФО

Содержание операции Кол-во Материала (шт.) Стоимость Единицы Материала, руб. Сумма, руб.
Остаток на 1 января - - -
Поступило в январе, В т.ч.: 10 января 15 января 20 января      
  Всего материалов С остатком на начало Месяца      
Отпущено на производство в январе      
Остаток на 1 февраля      

билет №

1. Задача. Организация предоставила своему работнику заём в сумме руб. сроком на 6 месяцев под ------% годовых. Договором займа предусмотрено ежемесячное удержание процентов из заработной платы работника.

Составим бухгалтерские проводки.

билет №

1. Задача. Выявлена недостача материалов на складе на сумму --- руб. Сумма недостачи удерживается из заработной платы материально-ответственного лица-работника склада.

Составить бухгалтерские проводки.

билет №

1. Задача. По итогам года организацией получена прибыль после налогообложения в размере ----руб. В году, следующем за отчетным, по решению собрания акционеров -----% прибыли (--- руб.) направлено на образование резервного капитала, остальная часть прибыли (--- руб.) направлена на выплату дивидендов. Дивиденды, начисленные акционерам – работникам предприятия, составляют ---- руб.

Составим бухгалтерские проводки:

билет №

1. Задача. Создается акционерное общество. Объявленный уставный капитал – ----руб. В счет оплаты акций учредителями внесены:

Денежные средства ----- руб.;

Основные средства ------ руб.;

Материалы – -------------- руб.

Составить бухгалтерские проводки.

билет №

1. Работник отработал за месяц январь --- часа при месячной норме ---- час. Сверхурочные составили 4 часа (по 2 часа в течение двух дней подряд). Работнику по норме за месяц начислено ----- руб. Поясной коэффициент 15%. Определить сумму начисленного заработка и сумму к выплате при условии, что за первую половину января работнику выплачено ----- руб. Составить бухгалтерские проводки.

билет №

1. Несовершеннолетний работник был принят в организацию 02.07.ХХ по трудовому договору на два месяца. 31 августа он уволился. За время работы в организации он заработал --------- руб. Рассчитать компенсацию за отпуск

билет №

1. Трудовой договор заключен с работником 1.07.ХХ г. Ранее этот человек нигде не работал.. Работник заболел в сентябре следующего года. Заработок работника за этот период составил----руб. Требуется рассчитать средний заработок для выплаты пособия по временной нетрудоспособности.

билет №

1. Работнице установлена не полная рабочая неделя – 2 рабочих дня. За расчетный период ей начислено ----. Периодов исключаемых из расчетного, у неё не было. Отпуск работница берет на 21 календарный день. Рассчитать отпускные при неполном рабочем времени.

Билет №

Установи соответствие налогов и источников его возмещения  
1) налог на имущество; 2) единый налог на вмененный доход; 3) налог на землю; 4) НДФЛ 5) штрафные санкции финансовых органов. А. себестоимость продукции; Б. прибыль; В. общехозяйственные расходы; Г. совокупный доход работника; Д. объем продаж; Е. чистая прибыль организации.

Задания

Задания по теории бухгалтерского учета

1. Перечислите и охарактеризуйте принципы бухгалтерского учета.

2. Дайте определение понятию «предмет бухгалтерского учета».

3. Назовите объекты бухгалтерского учета.

4. Объясните, на какие группы разделяют имущество организации в классификации по составу и функциональной роли.

5. Дайте определение активов организации и их характеристику.

6. Дайте определение обязательств организации и их характеристику.

7. Перечислите виды имущества, входящие в состав внеобо­ротных активов.

8. Объясните, на какие группы разделяют имущество в классификации по источникам образования и целевому назначению.

9. Дайте определение капитала организации и его характеристику.

10. Назовите состав собственного капитала организации.

11. Назовите составные части заемного капитала.

12. Дайте определение бухгалтерского баланса организации.

13. Назовите типы балансовых изменений, происходящих под влияни­ем хозяйственных операций.

14. Объясните назначение счетов бухгалтерского учета.

15. Дайте определение понятию «бухгалтерский счет».

16. Дайте определение понятию «субсчет».

17. Назовите разделы действующей формы бухгалтерского баланса.

18. Перечислите основные формы действующей бухгалтерской (финансовой) отчетности организации.

19. Назовите и раскройте основные методические аспекты учетной политики организации.

20. Перечислите основные законодательные документы, нормативные акты, которые регулируют организацию бухгалтерского учета в российской практике бухгалтерского учета.

21. Покажите на конкретных примерах типы балансовых изменений.

Задания по бухгалтерскому финансовому учету

22.Покажите источники увеличения уставного капитала

23.Покажите создание в обязательном порядке резервного капитала и направления его использования

24.Покажите направления использования чистой прибыли акционерного общества

25.Охарактеризуйте источники финансирования долгосрочных инвестиций

26.Записать корреспонденции счетов по учету основных средств

-оприходованы основные средства, внесенные учредителями в счет вклада

в уставный капитал предприятия

-получены безвозмездно основные средства

-при инвентаризации выявлены неучтенные компьютеры

-принят в эксплуатацию законченный строительством объект

-начислена амортизация по производственному зданию

-переданы основные средства в счет вклада в уставный капитал другой организации

27. Пояснить экономическую сущность бухгалтерских записей

-дебет счета 01 и кредит счета 08

-дебет счета 08 и кредит счета 02 «Амортизация основных средств»

-дебет счета 20 «Основное производство» и кредит счета 02

28. Составьте бухгалтерские записи по поступлению основных средств и их выбытию при списании

29. Дайте характеристику способам начисления амортизации по основным средствам

30. Проанализируйте изменение величины налога на имущество предприятия при различных способах начисления амортизации по основным средствам

31. Покажите значение коэффициента ускорения при начислении амортизации по основным средствам

32. Запишите корреспонденции счетов по операциям движения нематериальных активов (НМА)

- приняты на учет нематериальные активы от учредителей в счет вклада в Уставный капитал предприятия

-получены безвозмездно НМА

-приобретены НМА

-начислена амортизация по НМА производственного назначения

-реализованы НМА

-переданы НМА в счет вклада в уставный капитал другой организации

-переданы безвозмездно НМА

33.Перечислите условия отнесения имущества к НМА

34.Дайте характеристику деловой репутации предприятия

35.Составьте бухгалтерские записи по

-приобретению НМА

-созданию НМА

-безвозмездному поступлению НМА

36.Записать корреспонденции счетов по учету МПЗ

-оприходованы поступившие от поставщиков МПЗ

-учтена сумма НДС

-оплачена задолженность поставщикам

-получены безвозмездно МПЗ

-списаны материалы на производственные нужды

37.Показать экономический смысл бухгалтерских записей

-дебет счета 10 и кредит счета 60

-дебет счета 60 и кредит счета 51 «Расчетные счета»

-дебет счета 10 и кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы»

-дебет счета 20 и кредит счета 10

38.Перечислите активы, которые принимаются в бухгалтерском учете

В качестве МПЗ

39.Покажите затраты, принимаемые при определении фактической себестоимости МПЗ

40.Дайте характеристику методам оценки МПЗ при списании материалов на производство

41.Покажите сущность сальдового метода учета МПЗ

42.Назовите основные элементы учетной политики по МПЗ

43.Запишите корреспонденции счетов по операциям

-начислена заработная плата рабочим основного производства

-начислены дивиденды работникам от участия в организации

-начислены страховые взносы во внебюджетные фонды

-удержаны с начисленной зарплаты налог на доходы физических лиц и по

возмещению материального ущерба

-выдана заработная плата работникам из кассы предприятия

44.Перечислите удержания из начисленной зарплаты работникам

45.Назовите основные различия понятий «издержки», «расходы», «затраты»

46. Покажите состав прочих расходов

47.Покажите элементы затрат, по которым осуществляется бухгалтерский учет в РФ

48.Назовите элементы затрат для их учета для целей налогообложения

49.Покажите примеры переменных и постоянных расходов

50.Изложите особенности учета выпуска продукции по нормативной себестоимости

51.Покажите порядок оценки приобретенных товаров

52.Покажите на примере порядок формирования резерва под снижение стоимости товаров

53.Покажите состав расходов на продажу

54.Изложите порядок учета выявленных излишков и недостач по готовой продукции и товарам

55.Запишите корреспонденции счетов по следующим операциям

-поступили денежные средства от реализации продукции

-поступили наличные деньги со счетов в банке

-поступили наличные деньги по вкладам в уставный капитал организации

-выявлены излишки в кассе

-зачислены на расчетный счет полученные кредиты банка

-оплачены с расчетного счета расходы за полученные ценности

-выданы из кассы подотчетные суммы

56.Назовите основные особенности ведения кассовых операций

57.Изложите порядок определения курсовых разниц

58.Покажите экономическое содержание бухгалтерских записей

-дебет счета 58»Финансовые вложения» и кредит счета 01

-дебет счета 76»Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и кредит счета 91

59.Назовите условия принятия активов в качестве финансовых вложений

60.Назовите виды финансовых вложений, по которым определяют текущую рыночную стоимость

61.Назовите основные факторы обесценения финансовых вложений

62.Назовите основные элементы учетной политики по финансовым вложениям

63.Охарактеризуйте основные формы безналичных расчетов

64.Покажите схематично аккредитивную форму расчетов

65.Покажите порядок образования и использования резервов по сомнительным долгам

66.Покажите классификацию доходов организации

67.Перечислите основные виды прочих доходов и расходов

68.Назовите резервы ,которые могут создавать организации

69.Покажите порядок учета доходов будущих периодов

70.Покажите схему формирования финансовых результатов предприятия

71.Охарактеризуйте порядок отражения операций на забалансовых счетах

72.Покажите виды имущества, учитываемого на забалансовых счетах

73.Назовите основные принципы забалансового учета списанной в убыток задолженности неплатежеспособных дебиторов

Задания по основам управленческого учета

74.Обоснуйте необходимость выделения управленческого учета в самостоятельную подсистему

75.Назовите задачи управленческого учета

76.Охарактеризуйте пользователей информации управленческого учета

77.Дайте сравнение финансового и управленческого учета

78.Покажите состав информации, формируемой в управленческом учете

79.Покажите общие элементы финансового и управленческого учета

80.Назовите измерители, используемые в управленческом учете

81.Понятия и виды центров ответственности

82.Назовите ваши подходы к оптимизации выбора центров затрат

83.Покажите примерную структуру и содержание отчета центра по прибыли

84.Дайте характеристику отчета центра прибыли о маржинальном доходе

85.Дайте определение «Центр инвестиций»

86.Назовите показатели для оценки деятельности центров инвестиций

87.Назовите формулу для исчисления рентабельности

88.Покажите назначение нормативных калькуляций в управленческом учете

89.Дайте краткую характеристику методу калькулирования сокращенной себестоимости продукции (метод директ-костинг)

90.Покажите подходы к разграничению затрат на постоянные и переменные

91.Покажите на примерах методологию учета постоянных и переменных расходов предприятия

92.Приведите пример расчета показателей маржинального и остаточного дохода

93.Покажите пример определения критической точки объема производства на основе анализа взаимосвязи « затраты-объем-прибыль»

Задания по финансово-экономическому анализу

94. Дайте характеристику составу годовой бухгалтерской отчетности

95. Поясните кратко аналитическое использование баланса при оценке финансово-хозяйственной деятельности организации

96. Охарактеризуйте нормативное регулирование в России оценки отдельных статей баланса

97.Покажите влияние учетной политики организации на финансовое положение организации

98. Покажите роль пояснительной записки

99. Покажите различия между сводной и консолидированной бухгалтерской отчетностью

100. Поясните, в чем заключается особенность анализа коммерческой деятельности в условиях рыночных отношений:

101. Что означает понятие “анализ хозяйственной деятельности”

102. Что является главным источником информации при анализе хозяйственной деятельности:

103. Что понимается под предметом экономического анализа:

104. На чем базируется анализ финансового состояния предприятия:

105. Что понимается под методом экономического анализа:

106. С чего начинается анализ выполнения плана себестоимости в постатейном разрезе:

107. Какой фактор имеет решающее значение для снижения себестоимости продукции:

108. С чего начинается анализ оборотных средств:

109. Какой показатель является обобщающим результаты производственно-хозяйственной деятельности:

110. Основой образования балансовой прибыли является:

111. Какой документ является основным источником анализа финансового состояния предприятия:

112. В каком разделе пассива отражаются собственные и приравненные к ним устойчивые пассивы предприятия:

113. Какой показатель является наиболее обобщающим показателем эффективности хозяйственной деятельности:

114. Какой показатель финансовой устойчивости предприятия характеризует структуру капитала:

115. Какой показатель деловой активности характеризует объем реализованной продукции, приходящейся на рубль средств, вложенных в деятельность предприятия

Лабораторная работа

Цель исследования – изучить бухгалтерскую отчетность предприятия, на примере______________, получить теоретические знания и практические навыки по осуществлению процедур и использованию методов ее анализа.

Для выполнения работы требуются:

знания:

- способов подготовки информации баланса к его анализу;

- понятие аналитического баланса-нетто;

- аналитических группировок баланса;

- направления анализа активов и пассивов;

- характеристики доходов и расходов, показателей прибыли и убытка;

- методов оценки финансовых результатов деятельности организации.

1) умения:

– работать с экономической литературой, информационными источниками, учебной и справочной литературой по проблемам составления и представления и анализа показателей бухгалтерской финансовой отчетности.

– применять на практике знания методики учета и отражения в отчетности наиболее важных экономических элементов: активов, капитала, обязательств, доходов и расходов;

- делать оценку информации, содержащейся в отчетности, сравнение имеющихся сведений и создание на их базе новой информации, которая послужит основой для принятия тех или иных решений.

- «читать отчетность», т. е. делать оценку имущественного и финансового состояния организации по данным бухгалтерской отчетности;

– проводить анализ показателей, приведенных в бухгалтерской (финансовой) отчетности;

– в письменной и устной форме логично формулировать результаты своих исследований, отстаивать свою точку зрения.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность, представляет собой средство управления предприятием и одновременно метод обобщения и представления информации о хозяйственной деятельности. Она выполняет важную функциональную роль в системе экономической информации, интегрирует информацию всех видов учета и представляется в виде таблиц, удобных для восприятия информации объектами хозяйствования, служит базой для анализа финансового положения предприятия.

Для анализа (интерпретации) показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности используют общепринятые приемы:

— чтение отчетности;

— вертикальный анализ;

— горизонтальный анализ;

— трендовый анализ.

Показатели, рассчитанные и интерпретированные с помощью какого-либо одного из приведенных приемов анализа, не дают полной картины и не могут выступать в качестве критерия для принятия решений пользователями без объяснения причин изменения анализируемых показателей. Поэтому следует прибегать к совокупности всех методов анализа для наиболее достоверной оценки существующего финансового положения предприятия и определения стратегии и тактики его развития.

Вертикальный анализ раскрывает структуру средств предприятия и их источников, позволяет перейти к относительным оценкам и проводить сравнения экономических показателей деятельности предприятий, различающихся по величине используемых ресурсов.

Горизонтальный анализ позволяет отслеживать динамику показателей во времени, позволяет анализировать не только изменения отдельных показателей, но и прогнозировать их значения. Он заключается в построении аналитических таблиц, в которых абсолютные параметры дополняются относительными темпами роста (снижения).

Сравнительный аналитический балансхарактеризует структуру бухгалтерского баланса и динамику отдельных показателей, составляется с использованием методов горизонтального и вертикального анализа. Сравнительный баланс предприятия позволяет сделать ряд выводов об экономическом потенциале предприятия, проанализировать структуру имущественного комплекса предприятия. Структура стоимости имущества даёт общее представление о финансовом состоянии предприятия. Она показывает долю каждого элемента в активах и соотношение заёмных и собственных средств, покрывающих их, - в пассивах. Сопоставляя структуры изменений в активе и пассиве, можно сделать выводы о том, через какие источники в основном был приток новых ресурсов и в какие активы эти новые средства вложены.

Ход работы: На основании бухгалтерской отчетности, размещенной в СМИ ведущими предприятиями страны за предыдущий отчетный период, выбрать отчетность, на ее основе произвести: экспресс-анализ бухгалтерского баланса за отчетный год; сформировать уплотненный аналитический баланс-нетто. По данным бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах провести вертикальный, горизонтальный и сравнительный анализ имущества и обязательств; произвести анализ прибыли предприятия за отчетный период; сделать выводы и предложения по каждому виду анализа, а также общие выводы и предложения по данному предприятию в целом. Для этого следует выполнить следующие задания:

Задание 1. Сформировать аналитический баланс-нетто. Практическая полезность данного приема связана с тем, что бухгалтерский баланс организации требует уточнения и определенной перегруппировки статей, вытекающих из аналитического подхода к пониманию оборотных и внеоборотных активов, собственного и заемного капитала. Аналитический баланс-нетто формируется путем перегруппировки статей оборотных и внеоборотных активов, капитала и обязательств, а также устранения влияния на итог баланса и его структуру регулирующих статей. Среди основных характеристик следует выделить:

- суммы по статье «Задолженность участников (учредителей) по взносам в уставный капитал» (раздел 2 актива баланса) уменьшают величину собственного капитала и величину оборотных активов;

- на величину долгосрочной дебиторской задолженности (погашение которой ожидается более чем через 12 месяцев) уменьшается сумма оборотных активов и увеличиваются внеоборотные активы;

- при наличии соответствующей информации статья «Расходы будущих периодов» может быть отнесена к составу внеоборотных активов (в том случае если сок их списания превышает ближайшие 12 месяцев);

- из раздела «Краткосрочные обязательства» должна быть исключена статья «Доходы будущих периодов»;

- величина собственного капитала определяется как чистые активы организации.

После этого однородные по составу элементы балансовых статей объединяются в необходимых аналитических разрезах (внеоборотные и оборотные активы, собственный и заемный капитал).

Задание 2. Охарактеризовать динамику состава и структуры имущества предприятия. Дать оценку оправданности изменений в структуре имущества. Расчеты выполнить в таблице № 1 с использованием ПК и MS EXCEL.

Для определения удельного веса соответствующую строку необходимо разделить на итог баланса и умножить на 100%.

Для определения изменения абсолютной величины необходимо из стоимости имущества на конец года вычесть стоимость имущества на начало года.

Для определения изменения в удельном весе необходимо из удельного веса стоимости имущества на конец года вычесть удельный вес на начало года.

Чтобы определить изменение стоимости имущества в процентах к началу года необходимо изменение в абсолютной величине разделить на стоимость имущества на начало года и умножить на 100%.

Чтобы определить изменение стоимости имущества в процентах к итогу баланса необходимо изменение в абсолютной величине разделить на итог баланса изменения в абсолютной величине и умножить на 100%.

По данным таблицы 1 следует сделать выводы относительно состава и структуры имущества предприятия на начало и конец отчетного периода. Построить диаграммы (графики).

Таблица 1 – Анализ состава и структуры имущества предприятия

Актив Начало года Уд. вес Конец года Уд. вес Измен. в абс. вел. Измен. в уд.весе Измен. в % к итогу н.г. Измен. в % к итогу к.г
1.Внеоборотные активы
Нематериальные активы                
Основные средства                
Незавершенное строительство                
Долгосрочные финансовые вложения                
2.Оборотные активы
Запасы                
- сырье и материалы                
- затраты в НЗП                
- ГП и товары                
- РБП                
НДС                
Дебиторская задолженность (в течение 12 мес.)                
- покупатели и заказчики                
- векселя к получению                
- прочие дебиторы                
Краткосрочные финансовые вложения                
Денежные средства                
БАЛАНС

Задание 3. Охарактеризовать динамику состава и структуры источников формирования имущества предприятия. Дать оценку оправданности изменений в структуре источников имущества. Расчеты выполнить в таблице № 2 с использованием ПК и MS EXCEL. Оценить экономическую целесообразность изменений в соотношении собственных и заемных источников. Установить зависимость между изменениями в структуре источников и показателей финансовой независимости и устойчивости.

Для определения удельного веса соответствующую строку необходимо разделить на итог баланса и умножить на 100%.

Для определения изменения абсолютной величины необходимо из стоимости имущества на конец года вычесть стоимость имущества на начало года.

Для определения изменения в удельном весе необходимо из удельного веса стоимости имущества на конец года вычесть удельный вес на начало года.

Чтобы определить изменение источников формирования имущества в процентах к началу года необходимо изменение в абсолютной величине разделить на стоимость имущества на начало года и умножить на 100%.

Таблица 2 – Анализ состава и структуры источников формирования имущества

Источники Начало года Уд. вес Конец года Уд. вес Измен. абс. вел Измен. в уд. весе Измен. в % к итогу н. г. Измен. в % к итогу к.г.
3. Капитал и резервы
Уставный капитал                
Добавочный капитал                
Резервный капитал                
Нераспределенная прибыль отчетного года                
4. Долгосрочные обязательства
5.Краткосрочные обязательства
Кредиты и займы                
Кредиторская задолженность                
- поставщики и подрядчики                
- перед персоналом                
-внебюджетными фондами                
- бюджетом                
- авансы полученные                
- прочие кредиторы                
БАЛАНС

Чтобы определить изменение источников формирования имущества в процентах к итогу баланса необходимо изменение в абсолютной величине разделить на итог баланса изменения в абсолютной величине и умножить на 100%.

По данным таблицы 2 следует сделать выводы относительно состава и структуры источников формирования имущества предприятия на начало и конец отчетного периода. Построить диаграммы (графики).

Задание 4 На основании полученных расчетов найти признаки «хорошего» баланса и сделать соответствующие выводы. К признакам «хорошего» баланса можно отнести:

1 признак: В конце отчетного периода должен увеличиваться баланс по сравнению с началом периода.

2 признак: Темпы прироста в % оборотных активов должны быть выше, чем темпы прироста в % внеоборотных активов (итог I, II раздела).

3 признак: Собственный капитал организации в абсолютном выражении должен превышать заемный и темпы его прироста в % должны быть выше, чем темпы прироста заемного капитала (итог III раздела и IV V раздел).

4 признак: Темпы прироста дебиторской и кредиторской задолженности должны быть примерно одинаковы или кредиторская чуть выше (Разница должна составлять ≈ 10%)

5 признак: Доля собственных средств в оборотных активах должна быть > 10% (III раздел - I раздел сравнить со II разделом, разница должна быть >10%) (III раздел – I раздел):

6 признак: В балансе должна отсутствовать статья непокрытый убыток (строка должна быть без «минуса, без скобок»).

Задание 5 Результативность и экономическая целесообразность функционирования предприятия измеряются абсолютными и относительными показателями: прибыль, уровень валовых доходов, рентабельность и др. Используя данные отчета о прибылях и убытках (отчета о финансовых результатах) бухгалтерского баланса сделать анализ состава и структуры прибыли. Анализ состава и структуры прибыли должен быть представлен в виде заполненной результатами расчетов таблицы 3 с использованием ПК и MS EXCEL.

Для определения удельного веса отдельного показателя в выручке от продаж необходимо соответствующую строку разделить на выручку от продаж и умножить на 100%.

Для определения изменения абсолютной величины необходимо из размера статьи на конец года вычесть размер соответствующей статьи на начало года.

Для определения отклонения в удельном весе необходимо из удельного веса размера статьи на конец года вычесть удельный вес на начало года.

По данным таблицы 3 следует сделать выводы относительно изменения состава и структуры прибыли предприятия на начало и конец отчетного периода. Ответить на вопрос: что влечет за собой такое изменение значений показателей на конец года для предприятия?

Таблица 3 - Анализ состава и структуры прибыли

Показатели Начало Года Удельн. Вес Конец года Удельн. вес Отклон. абс.вел. Отклон. уд.весе
1. Выручка от продаж            
2. Себестоимость товаров, услуг            
3.Валовая прибыль (убыток)            
4. Коммерческие расходы            
5. Управленческие расходы            
5. Прибыль (убыток) от продаж            
6.Доходы от участия в других организациях            
7.Проценты к получению            
8.Проценты к уплате            
9. Прочие доходы            
10.Прочие расходы            
11. Прибыль (убыток) до налогообложения            
12. Текущий налог на прибыль            
в т.ч. постоянные налоговые обязательства (активы)            
13. Изменение отложенных налоговых обязательств            
14. Изменение отложенных налоговых активов            
15. Прочее            
16. Чистая прибыль            

Задание 6 Провести анализ показателей рентабельности. Анализ показателей рентабельности предприятия должен быть представлен в виде заполненной результатами расчетов таблицы 4 с использованием ПК и MS EXCEL.

Для расчета таблицы 4 используются следующие формулы:

1) Общая рентабельность (Rобщ):

Rобщ = Валовая прибыль/Выручка от продаж

Таблица 4 –Анализ показателей рентабельности

Наименование показателя Начало года конец года изменения
1. Общая рентабельность      
2. Рентабельность основной деятельности (издержек)      
3. Рентабельность оборота (продаж)      
4. Рентабельность активов (имущества)      
5. Рентабельность текущих активов      
6. Рентабельность производственных фондов      
7. Рентабельность основных фондов      
8. Экономическая рентабельность      
9. Финансовая рентабельность      
10. Рентабельность заемного капитала      

2) Рентабельность основной деятельности (издержек) (Rосн.деят.):

Rосн.деят. = Чистая прибыль/Себестоимость

3) Рентабельность оборота (продаж) (Rоб):

Rоб = Прибыль от продаж/Выручка от продаж

4) Рентабельность активов (имущества) (Rа):

Rа = Чистая прибыль/Величина активов

5) Рентабельность текущих активов (Rтек.а):

Rтек.а = Чистая прибыль/Текущие активы

6) Рентабельность производственных фондов (Rпр.ф):

Rпр.ф = Валовая прибыль/Стоимость производственных фондов

7) Рентабельность основных фондов (Rосно.ф):

Rосн.ф = Чистая прибыль/Основные фонды

8) Экономическая рентабельность (Rэк):

Rэк = Rа = Чистая прибыль/Величина активов

9) Финансовая рентабельность (Rфин):

Rфин = Чистая прибыль/Собственный капитал

10) Рентабельность заемного капитала (Rзаемн.кап):

Rзаемнэ.кап = Чистая прибыль/Заемный капитал

По данным таблицы 4 следует сделать выводы относительно изменения показателей рентабельности предприятия на начало и конец отчетного периода. Построить диаграмму, график. Ответить на вопрос: что влечет за собой такое изменение значений показателей на конец года для предприятия?

Основная литература

1. Бухгалтерская (финансовая) отчетность [Текст] : Учебное пособие / Под ред. Ю.И. Сигидова, А.И. Трубилина. —М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. — 366 с. (Гриф УМО)

2. Кондраков Н. П. Бухгалтерский учет [Текст] : учебное пособие / Николай Петрович Кондраков. - Изд. 7-е, перераб. и доп. - Москва: ИНФРА-М, 2014. - 841 с. (Гриф: Рекомендовано Министерством образования РФ)

3. Сапожникова Н. Г. Бухгалтерский учет :[Текст] : учебник / Н. Г. Сапожникова. - 4-е изд., перераб и доп. - М.: КноРус, 2010. - 480 с. (Гриф: Допущено Министерством образования и науки РФ)

4. Бочкарева И. И. Бухгалтерский финансовый учет :[Текст] : учебник / Ирина Ивановна Бочкарева, Галина Георгиевна Левина; под ред. Я. В. Соколова. - М.: Магистр, 2011. - 413 с. -(Бакалавриат). (Гриф: Рекомендовано УМО вузов России по образованию в области экономики и экономической теории)

Наши рекомендации