Обеспечения конкурентоспособности организаций туристско-рекреационной сферы
Лекция 5 Обеспечение конкурентоспособности организаций туристско-рекреационной сферы
Конкурентоспособности на рынке туристско-рекреационного обслуживания
Снижение потребительского спроса на услуги организаций туристско-рекреационной сферы свидетельствует о том, что качество и цена находятся в прямом дисбалансе. Конкурентная борьба как раз и может стать тем инструментом, который может привести к стимулированию эффективности их деятельности, оптимальному соотношению цен на услуги при соответствующем качестве, а также регулированию потребительского спроса.
Таким образом, конкурентоспособность услуг организаций туристско-рекреационной сферы можно представить как некую интеграцию определенных характеристик, связанных с уровнем обслуживания, инфраструктурой, оборудованием номерного фонда, позволяющих удовлетворять запросы потребителей, удерживать конкурентные позиции на рынке и обеспечивать при этом коммерческий успех.
В настоящее время конкурентная борьба за потребителя на туристско-рекреационном рынке набирает обороты и поэтому на передний план выдвигается задача формирования ярких и выразительных конкурентных преимуществ, которые и формируют в большей степени процесс обеспечения конкурентоспособности.
Организации туристско-рекреационной сферы могут быть конкурентоспособными, если осуществляется комплекс мероприятий, связанных с выявлением и реализацией конкурентного потенциала и конкурентных преимуществ.
Оценка конкурентоспособности позволяет установить реальное положение на рынке туристско-рекреационного обслуживания, а также разработать соответствующие программы. В современных условиях, не смотря на существование множества методик и методологий оценки конкурентоспособности, не существует адекватной методики, которую можно применить к туристско-рекреационной сфере. Неоднозначность и достаточная сложность понятия конкурентоспособности обуславливает множество способов её оценки.
Обеспечения конкурентоспособности организаций туристско-рекреационной сферы
Поскольку конкурентоспособность организации есть сложное и комплексное понятие, то для её оценки необходимо подробно рассмотреть основные её составляющие: сам туристско-рекреационный продукт, который предлагается потребителям; экономическая деятельность ОТРС; организация продвижения и сбыта туристско-рекреационных услуг.
В условиях конкурентной борьбы за потребителя туристских услуг главной целью ОТРС является получение определенной прибыли при условии обеспечения соответствующего качества обслуживания потребителей и снижении затрат, связанных с оказанием данных услуг.
Конкурентоспособность ОТРС можно обеспечить по трем направлениям:
- результативность экономической деятельности,
- рост качества оказываемых услуг,
- эффективность реализации и сбыта.
Для оценки результативности экономической деятельности используется комплексный показатель экономической эффективности деятельности ОТРС, включающий в себя помимо оценки эффективности финансовой деятельности эффективность использования материально-технической базы и эффективность кадрового потенциала.
, где: (1)
- комплексный коэффициент экономической эффективности,
- коэффициент эффективности финансовой деятельности,
- коэффициент эффективности использования номерного фонда,
- коэффициент эффективности кадрового потенциала.
Диагностика конкурентоспособности качества услуг напрямую зависит от оценки влияния основных факторов, которые формируют их привлекательность для потребителей (потребительская оценка). Факторы оцениваются по пятибалльной шкале гостями в процессе анкетирования. (Имидж гостиницы, Ценовая доступность, Качество и условия обслуживания, Состояние номерного фонда, Месторасположение гостиницы, Скидки и бонусы, Набор дополнительных услуг, Культура обслуживания)
Оценку сбытовой деятельности, следует проводить по следующим показателям, включающим в себя:
- рентабельность продаж, определяемая отношением прибыли к выручке (П1);
- эффективность рекламы – отношение прибыли, полученной в результате проведения рекламных мероприятий к затратам на рекламу (П2);
- эффективность взаимодействия с туроператорами и турагентами, которую можно определить как отношение прибыли, получаемой от реализации услуг через туроператоров и турагентов к совокупности затрат по заключенным с ними договорам (П3);
- эффективность продаж гостиничных услуг посредством сети интернет – отношение прибыли от продаж услуг через интернет к совокупным затратам на создание и обеспечение функционирования (хостинг) интернет-портала ОТРС. (П4).
(2)
Проведенная диагностика конкурентоспособности по экономическим, качественным, ценовым и сбытовым параметрам позволяет определить суммарный коэффициент конкурентоспособности:
, где: (3)
Полученные данные по суммарному коэффициенту конкурентоспособности свидетельствуют об общем положении анализируемого объекта на рынке гостиничных услуг. В процессе расчета частных показателей конкурентоспособности выявляются возможные отставание по ряду позиций, таких как экономическая рентабельность, эффективность использования номерного фонда и т.д. Руководству необходимо предпринять меры по повышению эффективности управленческой деятельности в данных направлениях.
Планирование обеспечения конкурентоспособности
Обеспечения конкурентоспособности ОТРС предполагает детальное исследование важнейшей его составляющей – процесса планирования. Вопросы планирования конкурентоспособности услуг в настоящее время еще недостаточно изучены как в теории, так и практике, поэтому практические проблемы обеспечения конкурентоспособности с позиций её планирования не нашли достаточного применения как в России, так и за рубежом.
Процесс планирования конкурентоспособности услуг в туристско-рекреационном бизнесе необходимо осуществлять по следующим направлениям:
- формирование системы плановых показателей,
- планирование организационно-экономических, сбытовых параметров, а также мероприятий по повышению качества обслуживания клиентов.
Последовательность составления плана обеспечения конкурентоспособности ОТРС должна опираться на прогнозирование указанных направлений.
В планах по планированию обеспечения конкурентоспособности необходимо соблюдать следующие этапы:
1) формирование цели ОТРС на планируемый период – определение целей ОТРС в области планирования обеспечения конкурентоспособности на определенный период;
2) формирование системы плановых показателей – разработка системы плановых показателей обеспечения конкурентоспособности туристско-рекреационных услуг и расчет их прогнозных значений;
3) разработка комплекса мероприятий, реализация которых во многом будет способствовать получению желаемых результатов. Плановые мероприятия, направленные на повышение и обеспечение конкурентоспособности ОТРС, должны учитывать как запросы, предъявляемые потребителями к гостиничному обслуживанию, так и требования мировых и российских стандартов качества.
4) составление бюджета. В бюджете находят отражение предполагаемые потоки денежных средств по отдельным статьям, а именно финансовый результат как разница между предполагаемыми доходами и расходами. Таким образом, бюджет обеспечения и повышения конкурентоспособности – это финансовый документ, используемый в первую очередь для анализа реальных результатов деятельности ОТРС, исполнение которого должно подвергаться постоянному контролю, и обеспечиваться соответствующими ресурсами.
Для каждой ОТРС само содержание плана будет различаться исходя из места и доли на рынке, а также выбранной стратегии в отношении обеспечения конкурентоспособности услуг.
Таким образом, процесс планирования конкурентоспособности позволяет окончательно и системно сформировать общую политику туристско-рекреационных организаций в плане повышения и обеспечения их конкурентоспособности.