Характеристика частных бюджетов
Процесс бюджетирования начинается с составления бюджета продаж.
Бюджет продаж — операционный бюджет, содержащий информацию о запланированном объеме продаж, ценах и ожидаемом доходе от реализации каждого вида продукции.
При составлении бюджета продаж ответить на следующие вопросы:
ü какую продукцию выпускать?
ü в каких объемах она должна быть реализована для продажи с разбивкой на определенные промежутки времени?
ü какую установить цену на продукцию?
ü какой процент продаж будет оплачен в текущем месяце, какой в следующем, стоит ли планировать безнадежную задолженность?
На объем продаж влияют следующие факторы:
ü макроэкономические показатели текущего и перспективного состояния страны (средний уровень заработной платы, доходы населения, темпы роста производства продукции по отраслям, уровень безработицы и т.д.);
ü ценовая политика, качество продукции, сервиса;
ü конкуренция;
ü объем продаж предшествующих периодов;
ü производственные мощности предприятия;
ü масштаб рекламной кампании и т.д.
Бюджет продаж в натуральном измерении, скорректированный на нормы запасов готовой продукции на складах, определяет величину производственной программы и обеспечивающих его ресурсов.
В дополнение к бюджету продаж составляется график поступления денежных средств от покупателей.
Бюджет производства - это производственная программа, которая определяет запланированную номенклатуру и объем производства в запланированном периоде (в натуральных показателях).
Он опирается на бюджет продаж, учитывает производственные мощности предприятия. Планируемый объем производства должен полностью обеспечить объем продаж и необходимый уровень запасов. Из бюджета продаж выбирается объем реализации по каждому изделию и рассчитывается объем производства:
(Объем производства = объем продаж - запасы на начало периода + запасы на конец периода).
Производственная программа разрабатывается по кварталам и месяцам для каждого производственного подразделения по каждому виду продукции и по каждому региону сбыта.
Бюджет прямых материалов - это расчет количества сырья и основных материалов, необходимых для выполнения производственной программы, определенной в бюджете производства.
Объем закупок сырья и материалов рассчитывается как объем использования плюс запасы на конец периода и минус запасы на начало периода.
Бюджет прямых затрат на сырье и основные материалы составляется с учетом сроков и порядка погашения кредиторской задолженности. В дополнение к бюджету прямых материалов составляется график оплаты приобретенных запасов.
Бюджет прямых затрат на оплату труда предполагает оплату труда рабочих, занятых непосредственно производственной деятельностью и оплату труда которых можно прямо отнести на выпускаемую продукцию. Стоимость косвенного труда учитывается в составе накладных расходов.
Бюджет затрат прямого труда составляется исходя из бюджета производства, данных о производительности труда и ставок оплаты труда основного производственного персонала. Кроме того, в бюджете прямых затрат на оплату труда выделяют фиксированную и сдельную части оплаты труда.
Бюджет производственных накладных расходов - это расчет затрат предприятия, связанных с производством продукции, за исключением прямых затрат на материалы и прямых затрат на оплату труда.
Производственные накладные расходы включают в себя постоянную и переменную части. Постоянная часть планируется исходя из реальных потребностей производства, а планирование переменной - использует подход, основанный на нормативах. Под нормативом понимается сумма накладных расходов на единицу базового показателя. Расчет нормативов производится на основе данных предшествующих периодов с возможными корректировками на инфляцию и некоторые конъюнктурные факторы.
Бюджет управленческих расходов - это расчет затрат, связанных с управлением и обслуживанием предприятия в целом (оплата труда управленческого и прочего общего персонала, содержание и текущий ремонт помещений непроизводственного назначения, услуги связи, охрана предприятия и т.д.) Большинство управленческих расходов носит постоянный характер, переменная часть планируется с помощью норматива, для расчета которого, как правило, выбирается объем проданной продукции.
Бюджет коммерческих расходов - расчет затрат, связанных со сбытом продукции. Его целесообразно составлять вместе с бюджетом продаж, так как, во-первых, планируемая величина коммерческих расходов должна соотноситься с объемом продаж, и, во-вторых, коммерческие расходы планируются тем же подразделением (отделом маркетинга).
Прогнозный отчет о прибылях и убытках - выходной документ операционного бюджета. Он отражает результаты деятельности предприятия за планируемый период.
Прогнозный отчет о прибылях и убытках составляется на основании данных, содержащихся в бюджете продаж, себестоимости реализованной продукции, добавляется информация из бюджетов коммерческих и управленческих расходов.
Инвестиционный бюджет - план по формированию источников инвестиционных ресурсов и направлениям капитальных вложений, связанных с приобретением зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств, земельных участков; реконструкцией, расширением и техническим перевооружением действующих предприятий и т.п.
Бюджет денежных средств - финансовый бюджет, отражающий будущие платежи и поступления денежных средств на планируемый период.
Бюджет денежных средств составляется по трем видам деятельности: операционной, инвестиционной и финансовой. В нем суммируются итоговые показатели каждого частного бюджета. Во внимание также должны быть приняты выплаты дивидендов, планы финансирования за счет собственных средств или кредитов, а также другие проекты, требующие денежных расходов. При составлении бюджета выявляются излишки финансовых ресурсов или их нехватка.
Прогнозный баланс - финансовый бюджет, который составляется на заключительном этапе процесса бюджетирования. Прогнозный баланс характеризует состояние активов и пассивов предприятия на конец планируемого периода. Именно в этой точке руководство решает принять ли общий бюджет предприятия или необходимо пересмотреть отдельные части общего бюджета.