Общие методыобеспечения информационной безопасности РФ разделяются на правовые, организационно-техническиеи экономические.

К правовым методам обеспечения информационной безопасности РФ относится разработка нормативных правовых актов, регламентирующих отношения в информационной сфере, и нормативных методических документов по вопросам обеспечения информационной безопасности РФ.

Наиболее важными направлениями этой деятельности являются:

• внесение изменений и дополнений в законодательство РФ;

• законодательное разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, определение целей, задач и механизмов участия в этой деятельности общественных объединений, организаций и граждан;

• уточнение статуса иностранных информационных агентств, средств массовой информации и журналистов, а также инвесторов при привлечении иностранных инвестиций для развития информационной инфраструктуры России;

• определение статуса организаций, предоставляющих услуги глобальных информационно-телекоммуникационныхсетей на территории РФ, и правовое регулирование деятельности этих организаций.

Организационно-техническими методамиобеспечения информационной безопасности Российской Федерации являются:

• создание и совершенствование системы обеспечения информационной безопасности РФ;

• разработка, использование и совершенствование средств защиты информации и методов контроля эффективности этих средств, развитие защищенных телекоммуникационных систем, повышение надежности специального программного обеспечения;

• создание систем и средств предотвращения несанкционированного доступа к обрабатываемой информации и специальных воздействий, вызывающих разрушение, уничтожение, искажение информации;

• выявление технических устройств и программ, представляющих опасность для нормального функционирования информационно-телекоммуникационных систем;

• сертификация средств защиты информации, лицензирование деятельности в области защиты государственной тайны, стандартизация способов и средств защиты информации;

• контроль за действиями персонала в защищенных информационных системах, подготовка кадров в области обеспечения информационной безопасности РФ;

• формирование системы мониторинга показателей и характеристик информационной безопасности РФ в наиболее важных сферах жизни и деятельности общества и государства.

Экономические методыобеспечения информационной безопасности РФ включают в себя:

• разработку программ обеспечения информационной безопасности РФ и определение порядка их финансирования;

• совершенствование системы финансирования работ, связанных с реализацией правовых и организационно-технических методов защиты информации, создание системы страхования информационных физических и юридических лиц. Государственная политикаобеспечения информационной безопасности определяет основные направления деятельности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти в РФ в этой области, порядок закрепления их обязанностей по защите интересов РФ в информационной сфере в рамках направлений их деятельности и базируется на соблюдении баланса интересов личности, общества и государства в информационной сфере.

Настоящая Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (далее - Доктрина) представляет собой систему официальных взглядов на обеспечение национальной безопасности Российской Федерации в информационной сфере.
В настоящей Доктрине под информационной сферой понимается совокупность информации, объектов информатизации, информационных систем и сетей связи, информационных технологий, а также субъектов, деятельность которых связана с данными технологиями и обеспечением информационной безопасности, и механизмов регулирования возникающих при этом общественных отношений.
2. В настоящей Доктрине на основе анализа вызовов и угроз и оценки состояния информационной безопасности Российской Федерации определены основные направления обеспечения национальных интересов в информационной сфере с позиции реализации стратегических национальных приоритетов.
3. Правовую основу настоящей Доктрины составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, а также нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
4. Настоящая Доктрина является документом стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, в котором развиваются положения Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683, а также учитываются положения других документов стратегического планирования в Российской Федерации в сфере обеспечения национальной безопасности.
5. Настоящая Доктрина служит основой для формирования государственной политики в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, выработки мер по совершенствованию системы информационной безопасности Российской Федерации, включая разработку отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации в информационной сфере или затрагивающих данную сферу, а также для развития общественных отношений, связанных с деятельностью в области информационной безопасности Российской Федерации.
6. В настоящей Доктрине используются следующие основные понятия:
а) национальные интересы Российской Федерации (далее - национальные интересы) в информационной сфере - совокупность потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности, общества и государства в части, касающейся информационной сферы;
б) информационная безопасность Российской Федерации - состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз в информационной сфере, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации (далее - граждане), достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, территориальная целостность и устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации, оборона и безопасность государства;
в) система информационной безопасности Российской Федерации - совокупность сил, осуществляющих скоординированную и спланированную деятельность по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации, и используемых ими средств;
г) силы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации - органы государственной власти, подразделения и должностные (уполномоченные) лица государственных органов и организаций различных форм собственности, решающие в соответствии с законодательством Российской Федерации задачи по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации;
д) средства обеспечения информационной безопасности Российской Федерации - организационные, технические, программно-технические и другие средства, используемые силами обеспечения информационной безопасности Российской Федерации;
е) информационная инфраструктура Российской Федерации - совокупность объектов информатизации, информационных систем и сетей связи, расположенных на территории Российской Федерации, территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации или используемых на основании международных договоров Российской Федерации.

Объектами опасного информационного воздействия и, следовательно, ин­формационной безопасности могут быть: сознание, психика людей; информа­ционно-технические системы различного масштаба и назначения.

Субъектами информационной безопасности следует считать те органы и структуры, которые занимаются ее обеспечением.

Средства обеспечения информационной безопасности - это средства, с помощью которых осуществляются меры по защите информации, систем управления, связи, компьютерных сетей, недопущению подслушивания, маскировке, предотвращению хищения информации и т.д

Наши рекомендации