Стратегия развития работника
I вступит. фаза II
фаза роста I фаза д.б. < всего
II д.б. > всего
потенциал
увольнение
(т.к. труд уже
не результативен)
фаза насыщения IV III фаза зрелости
производительность
Группы в организациях. Групповое поведение.
1. Сущность групп (преимущества и недостатки).
2. Типы групп. Стадии развития.
3. Критерии зрелости. Факторы, определяющие модели группового поведения.
1. 3 субъекта: индивид, группа, организация
Понятие «группа» (мн-во подходов) – 2 или > людей, взаимодействующих друг с другом и зависящих друг от друга в том смысле, что общие потребности, интересы и цели заставляют их воздействовать друг на друга.
«+» групп: 1) важный источник информации;
2) часть нашей идентичности;
3) помогают организации в выполнении важных задач (синергия; И. Ансофф: 2+2=5/1/3);
4) помогают поддерживать высокое качество рабочей силы, удовлетворяя потребности работников (группа как субститут, т.е. заменитель системы обучения);
5) контроль поведения своих членов ( нормативное соц. влияние).
Существует 3 типа ситуаций, в которых при выполнении работы группа обладает преимуществами в сравнении с индивидуальными исполнителями:
1. нет эксперта по выполнению определенных задач, решений (т.к. обмен информацией);
2. решение требует разделения труда/обмена информацией;
3. группа принимает более рискованные (творческие) решения.
«-« групп: 1) соц. лень (тенденция работы в группе хуже, чем индивидуально);
2) соц. фасилитация и релаксация (Ринглеманн);
3) группомыслие (феномен Яниса).
2. Из-за огромного количества критериев существует мн-во типологий:
- степень формализации: формальные (отдел, бригада), внеформальные (по служебному происхождению, создаются сами), неформальные;
- численность: диада (необх-о отказаться, т.к сущ-т опасность не найти общего языка; характерен ложный консенсус; мнения не спрашиваются, избегание конфликта);
триада (появление арбитра, но высока борьба за власть; высокая степень напряженности);
малая группа ( 3<гр.<15; число Миллера (7 +/- 2); хорошая возможность для взаимодействия, высокая степень удовлетворенности; лучше нечетное число для голосования за решение (нет паритета);
большая группа ( >15; слабая возможность для взаимодействия, уменьшение возможности учения, меньшая сплоченность, низкая степень удовлетворенности, усиление формальной составляющей (т.к. это уже mini-организация), зависимость качества работы от поставленный задачи (т. Локлера, Локке – насколько она конкретна)
13.04.11
Теории мотивации
Теории | Дистальные (отдаленные от действия) | Проксимальные (близкие к действию) | ||
Содержательные | Маслоу Герцберг
МакКлелланд | |||
Процессуальные | Адамс Врум Портер-Лоулер | Локке | ||
Интегративные |
Маслоу
(5) Самовыражение:
- личностный рост
- реализовать потенциал
(4) Потребность в признании
(3) Соц. потребности
(2) Потребность в безопасности
(1) Базовые потребности
Герцберг
Деньги не мотивируют (шахматисты)
Альдерфер
Репрессивно-фрустрационный комплекс
1 – потребности в существовании
2 – в общении
3 – в росте