Рациональность и модернизм 6 страница
Только подумайте, о тысячах и миллионах семей, которые совершенно окружены и подавлены этими продуктами модернизма и так отчаянно желают избавиться от того, что у них уже есть, и поменять на что-нибудь новое. Это – проблема, вызванная наличием большого числа возможностей выбора и предложений, выдвигаемых в обществе экспертного маркетинга.
Своего максимума компетентность предпринимателей по выпуску разных ненужных изделий достигла в Америке. Здесь невозможно купить два одинаковых галстука, так как, по замыслу предпринимателей, все галстуки должны отличаться друг от друга. Каждая дверная защёлка или автомобильный замок – отличаются от аналогов. Каждый ковёр отличается по стилю. Пока всё идёт хорошо: налицо большое разнообразие для выбора. Однако, выбор этот – иллюзорный, потому что всё это разнообразие происходит, в основном, из одного источника. То есть, эти изделия, которые, ослепляя своим блеском, искушают и привлекают нас, как ни удивительно, в большинстве своём созданы человеком, в том смысле, что для их изготовления использован исключительно искусственный материал. Иной раз, пройдясь босиком по этим красивым синтетическим коврам, вы чувствуете, как если бы у вас горели ноги. А некоторые из искусственных одежд могут вызвать у вас сыпь по всему телу. Как это ни странно, но люди, по-видимому, не возражают. Я имею в виду, что, в наши дни, возможно, стало даже модным иметь сыпь на теле. Но худшее из всего – это когда, находясь в несущейся на скорости автомашине, вы вдруг обнаруживаете, что её дверные замки имеют какое-то уникальное свойство или устройство, не позволяющее вам их открыть в случае пожара или аварии в дороге; из-за таких фантазий изготовителя при выборе сложных для пассажиров конструкций замков, и если при том вы – иностранец, вы подвергаетесь ужасному психическому стрессу.
Всё это искусственно созданное и широко рекламируемое разнообразие просто заставляет нас чувствовать себя всё более и более смущёнными и отчуждёнными в нашем собственном мире. Тогда лучше спокойно и не стесняясь спросить, как открываются дверцы в любой машине или поезде, прежде чем в них садиться. По всей вероятности, они имеют двигатель особого типа, который внезапно вошёл в моду, и всё остальное тоже будет другим. Лучше всего не стесняться своего незнания в этом современном мире. Например, теперь в подлокотниках кресел новых самолётов встроены практичные кнопочки для удобства пассажиров. Особенно – в салоне первого класса, где путешествуют много пожилых людей. Так лучше попросить стюардессу объяснить вам назначения этих кнопок, хотя при этом она может и подшутить над вами, как над наивным человеком.
Где существует чрезмерный выбор и излишнее разнообразие, там нет стандартизации, и никто не знает, что происходит. Потому что, как-никак, определённая мера стандартизации требуется для безопасности и защиты людей. Однако, прибегая к стандартизации, и её доводят до абсурдных пределов. Например, когда в такой стране как Индия потребовались дверные петли, то вместо того, чтобы задействовать мастерство традиционных ремесленников, было решено открыть их производство на станках (безусловно, очень дорогостоящих), и в результате теперь требуется силач, чтобы открыть двери с такими петлями, и два силача, чтобы их опять закрыть. Невозможно понять, зачем такие тугие петли были сделаны для пользования обыкновенными людьми. Поступил следующий ответ: это было сделано для того, чтобы нормализовать производственные операции и стандартизировать размеры петель с помощью станков. У нас в Индии имеются традиционные петли, красивые, сделанные из латуни, стоящие намного дешевле и легко открывающиеся. К сожалению, они не отличаются точными размерами. Но поскольку теперь двери являют собой продукт массового производства из искусственных материалов, то наложены, что называется, естественные ограничения (допуски) на размеры, чтобы добиться необходимой точности при установке петель машинным способом. Так что вопреки нашим лучшим намерениям мы вынуждены привыкать к этим отвратительным сделанным на станке петлям, которые не способны держать двери ни открытыми, ни закрытыми (если, конечно, вы не найдёте себе за плату здорового силача на роль помощника).
Итак, реактивная природа этих идей – наличие точности не в том месте, и отсутствие стандартизации там, где надо – также исходит из запутанных умов предпринимателей, которые, должно быть, доходят до сумасшествия, каждодневно выдумывая новые вещи. Таким образом, появляется огромное количество людей: производственники, рекламодатели и, наконец, потребители, которые абсолютно сбиты с толку и уже не разумеют, сколько будет дважды два. Медленная деморализация людей и потеря ими способности к истинному наслаждению вещами являют собой абсурдный результат так называемой свободы выбора.
У нас также есть огромное разнообразие прочих ненужных свобод. Одна из них – это выбор одежды, в которой нас положат в гроб. Также выбор типа гроба для себя. Любому благоразумному человеку это представляется крайне смешным, но, тем не менее, это ещё один пример свободы, позволяющей предпринимателю вволю делать деньги даже на людях, которые готовятся к смерти.
Однако, наихудший вид свободы, от которого мы страдаем в наше время, – это свобода вести аморальный образ жизни. Можно жениться или выйти замуж за одного человека, спать с другим, флиртовать с третьим, а создавать детей – с четвёртым. Недавно были опубликованы поразительные статистические данные о том, что в одной западной стране каждый мужчина спит в среднем с 6,9 женщинами в год. Эта совершенно бредовая идея также исходит из понятия, что вы всегда должны искать что-то новое. Женщина, которая является старой для одного мужчины, становится новой для другого, и с такой глупой идеей, когда мужчина начинает менять женщин как одежду, он попадает в очередную ловушку. Это истощение вашей энергии в бесконечных поисках нового, происходящее даже в сфере самых интимных отношений, создаёт ужасные проблемы: эмоциональные, умственные и физические. Если бы беспорядочность в интимных связях была естественным, нормальным и закономерным явлением, то почему сейчас люди страдают от смертельных болезней, которые являются следствием их такого неразборчивого образа жизни? Почему существует ревность? Каждый божий день те же самые газеты, которые поддерживают и защищают вседозволенность, полны сообщений о насилии: о женщинах, убивающих своих мужей, о мужьях, убивающих своих жён, о любовниках, убивающих любовников своих любовниц. Это взаимоуничтожение людей продолжается непрестанно. Если неразборчивость в половых связях сродни нашей природе, то почему мы так неистово противостоим ей? Что это за свобода такая – флиртовать с любым мужчиной или женщиной, независимо от того, замужем они, женаты, или холосты, и иметь похотливый и блудливый взгляд? Ведь со временем такой взгляд не в состоянии при встрече распознать невинность, его больше не интересуют женщины, и объектом его порочного вожделения становятся малые дети. Сегодня мы имеем почти невероятное число случаев сексуального надругательства над детьми, иногда даже совершённых родителями. Глумление над моральными устоями, хорошо зарекомендовавшими себя на протяжении веков цивилизованной жизни, безусловно, являет собой ещё один низменный аспект модернизма, и, принимая который, человеческие существа становятся хуже животных.
Совершенно очевидно, что неразборчивость в связях ведёт к несчастью, болезни и смерти, и что мы должны что-то делать, чтобы воспрепятствовать распространению этого явления. Но проблема в том, что существующая система законодательства и даже образовательная система в состоянии достичь лишь очень немногого. Люди сами должны знать, где остановиться. Этот контроль и это принуждение должны прийти изнутри. Это означает, что вы должны получить духовное пробуждение. Свет духа должен овладеть вашим вниманием. Будучи реализованной душой, человек не возлюбит ничего, что ведёт его к крайностям. Реализованная душа – это в действительности человек, чья личность находится в уравновешенном состоянии. Он находится в центре, потому что всякий раз, как его внимание выходит из равновесия, оно приводится обратно в центр светом его духа. И такой человек твёрдо стоит на Матушке-Земле. По своей природе такой человек должен быть практичным, прагматичным, мудрым и без привязанностей. Такой человек просто не может вырабатывать привычки, как и пристраститься к чему-то глупому, безрассудному и приносящему вред. Такой человек не будет понапрасну тратить время, выбирая вещи. Что бы ни было под рукой, такой человек знает, как от этого получить удовольствие.
Этот бизнес «свободы выбора» становится особенно ужасным и разрушительным, когда он вторгается в сферу супружества и брака. Сейчас браки устраиваются одним лишь распоясавшимся эго, без помощи какого-либо сдерживающего или руководящего влияния, традиционно оказываемого родителями или службой социальной помощи. Теперь выбор партнёра в браке основан исключительно на прихоти эго, вожделении или жадности. В таких обстоятельствах любое даже незначительное расхождение во мнениях может создать проблему в браке. При этом распадаются семьи, дети покидают дом, как только им исполняется восемнадцать лет, подыскивая для себя дом или квартиру, чтобы жить отдельно, или же, присоединившись к группе бездомных людей, они незаконно вселяются в чей-то пустой дом.
В такой обстановке дети не могут выносить своих родителей, а родители не в состоянии терпеть своих детей, потому что их браки несчастны. Во имя развития их индивидуальности и ощущения личности, они заставляют детей очень упорно трудиться. Я видела, как одна девятилетняя девочка каждое утро подъезжала на велосипеде, чтобы доставить газету к нашей двери. Однажды я спросила у неё, кто её родители, и она назвала одного из наших соседей, добавив: «Я должна зарабатывать деньги для себя. Я должна научиться стоять на собственных ногах». Она была ещё ребёнком и не достигла того возраста, чтобы «стоять на собственных ногах». А если этого ребёнка изнасилуют по дороге или совершат разбойное нападение с целью ограбления, кто будет за это в ответе? И поможет ли это ей «устоять на собственных ногах»?
Брак существует для создания потомства в безопасной и уравновешенной обстановке и для такого ухода за детьми, при котором они стали бы уверенными в себе и благопристойными взрослыми людьми. Если вам хочется быть невестой всю свою жизнь (то есть, остаться навечно в медовом месяце), то лучше вообще не выходить замуж, а уехать в некоторое местечко, где вы сможете заработать на жизнь своим телом и где все будут знать, кто вы такая есть на самом деле. Брак предназначен для тех женщин и мужчин, которые желают вести благоразумный и здравый образ жизни, обеспечивая гармоничную обстановку для своего грядущего потомства. С «романами» и «блуждающими взглядами» следует покончить, когда жилище становится домашним очагом. Существует так много моментов, способных испортить супружеские отношения. Но кто или что губит романтику в браке? Винить можно многие факты, причём каждый последующий из них – мельче предшествующего. Вы удивитесь, если я назову вам один из недавних предметов разногласий: это – парикмахеры! Мне известны несколько женихов, которые покинули своих женщин только потому, что им не понравился их новый стиль причёсок.
Брак налагает огромную ответственность и предназначен исключительно для людей, достигших зрелости и чистоты личности. Иначе, как это подтверждается статистическими данными по жестокому обращению с детьми, совращению малолетних и преступности среди несовершеннолетних, небезопасно оставлять детей в руках безответственных, недостойных или агрессивных родителей. Такие люди не понимают, что быть родителем – это привилегия, сопряжённая с собственной ответственностью, и у них не должно быть самопроизвольной свободы в создании детей, если они не питают к детям никакой любви.
По существующему положению вещей, этот бизнес обеспечения «свободы выбора», применительно к вопросам супружества и брака, может привести к подрыву здоровья и даже к убийству многих детей, которые или беспомощно умирают, или впадают в саморазрушительные привычки, потому что родители в них не нуждаются, и, следовательно, понятия не имеют, как за ними присматривать. Здесь для родителей должен быть лишь один чёткий выбор: или продолжать свою собственную эгоистично-романтическую жизнь, или принять к исполнению обязательства, влекущие за собой соответствующие ограничения своей так называемой свободы, и, заимев детей, взять на себя заботу о них.
Указанная проблема осложняется тем, что среди людей по-прежнему бытует идея о праве продолжать выбирать себе партнёра даже после вступления в брак. Поскольку развод поддерживается законом, то любой человек, не желающий оставаться в браке, может без труда получить официальный развод или право на раздельное жительство супругов. Однако, супружеские пары в развитых странах, даже когда делают выбор оставаться в браке, по большинству не склонны хранить верность друг другу. К тому же, мужчины или женщины, остающиеся верными своей половине, считаются несовременными. Вы должны быть «сексуальны», быть привлекательными для других мужчин или женщин, конечно же, – не для своего партнёра, а для других. И пока вы не такой, вы считаетесь неподходящим для этого современного мира.
Эта идея некой «официальной привлекательности» также очень нова, и опять-таки пришла от тех же злых гениев – предпринимателей. Именно они создают сенсационный имидж женщины, которая «привлекательна», или мужчины, который «хорошо выглядит». Но почему каждая женщина и каждый мужчина должны стремиться быть привлекательными, уподобляясь проституткам? Какая такая необходимость заставляет вас впустую тратить свою энергию в попытках вогнать себя в размеры роста, талии, бёдер и ног, предписанные этими официальными создателями имиджа – предпринимателями? Разве у нас нет собственного ума, чтобы, обдумав всё это, сделать истинный выбор? Если у нас есть свобода и разум, то почему бы нам не подумать, что какое бы тело ни дал нам Господь, его будет более чем достаточно для наших нужд. И, кроме того, почему мы должны страстно желать, чтобы люди гонялись за нами, желая увидеть наши тела? Конечно, для многих сама идея, что мы могли бы не наслаждаться преследованиями первого встречного, кажется старомодной, потому что, как ни странно, они наслаждаются такого рода безрадостным занятием.
Ясно, что реализация идеи неограниченного выбора зашла слишком далеко, проявившись в быстром увеличении выпуска порнографической продукции. Появились книги, в которых даже использованы фотографии детей с целью удовлетворения порочной сексуальности некоторых людей. Хотя я не осмелилась читать эти книги, но догадываюсь, что, став очень популярными, они приносят немалые деньги своим издателям и авторам. Когда саму невинность бесстыдно эксплуатируют для удовлетворения самых низменных и эгоистичных страстей, то ясно, что такое общество потеряло всяческий контакт с традиционными ценностями, которые позволяют выживать любому обществу или культуре. Всегда должно иметь место уважение к браку и к невинности детей. Каждый член общества должен быть настороже, осознавая жизненную важность цели, которой служит брак: охрана невинности малых детей и защита их от подавления и эксплуатации. Но в современных обществах родители стали не более чем жестокими, нерассудительными драчунами, которые уклоняются от своих прямых обязанностей – обеспечивать любовь и безопасность; или ещё: они уподобляются капусте, которую дети могут есть с острым соусом жестокого обращения. Именно непонимание жизненной важности стабильных браков разрушило так называемые передовые общества, в которых родители не смогли руководить своими детьми через любовь из-за чрезмерной занятости в погоне за искусственными имиджами, созданными предпринимателями. В очень раннем возрасте дети расстраиваются из-за недостатка любви и тёплых чувств и вынуждены искать общения с другими детьми. И в своём отчаянном желании найти любовь они уже в раннем возрасте погружаются в омут безнравственности. Даже средства массовой информации, особенно телевидение, забивает их мозги всевозможными абсурдными идеями о важности секса. В обществе, где средствам массовой информации не разрешается сосредотачивать внимание детей на сексе, нет надобности давать детям в школах сексуальное образование. Пока этого не делают в Индии, и (я надеюсь) не будут делать, так как в этом нет необходимости. Зачем подвергать невинность детей этим устрашающим идеям, которых просто не существует в реальности (поскольку ребёнок сознательно избавлен от порчи, если не видит секса и насилия, представляемых телевидением и видеофильмами). Преподавание детям чего-то столь опасного в таком раннем возрасте можно считать ужасным злоупотреблением школьного образования; в таком возрасте детям следует только наслаждаться жизнью и своей невинностью. В младшем возрасте семь-восемь лет слишком рано, да и жестоко завершать эти прекрасные годы невинности. По своей природе дети не способны совладать с так называемыми «фактами жизни», которые столь агрессивно впиваются в их сознание в эти чудесные дни их невинного существования, полные игры и радости.
Таким образом, модернизм создал целое поколение людей, которые разрушили свою собственную жизнь, разрушили жизнь своих семей, разрушили жизнь своих детей и своих родителей. Все те источники, которые традиционно обеспечивали поддержку любви и мира, были совершенно разрушены. В наши дни бабушка слишком занята, чтобы присматривать за своим внуком, потому что она «должна идти в парикмахерскую», чтобы «обязательно выглядеть молодой». Потому что, если она не будет молодо выглядеть, её будут считать «сошедшей со сцены» или «едва живой на этой земле».
Никто не даст вам спокойно жить на свете, если, например, вы не отдадите свою голову в грязные руки парикмахеров. Сама я никогда не хожу к парикмахеру. Так что многие думали, что я крестьянка из какой-нибудь простой семьи. Но теперь, встречая людей своего возраста, которые вот так обо мне думали, вижу, что все они стали почти лысыми или абсолютно седыми с морщинистыми лицами. Они постепенно утратили всю свою нормальную улыбчивость, свежесть и мягкость выражения лица. Таким оказался «дар» всех этих косметологов.
Для вас уготован ещё один выбор: делать косметическую операцию или подтягивать всю кожу на лице. В одной стране я видела супругу президента, на лице которой застыла неизменная улыбка. И как я ни старалась, не могла понять, как этой женщине удаётся всё время сохранять одну и ту же улыбку на лице, независимо от того, смеётся она или плачет. Потом я узнала, что она, пройдя в Швейцарии очень серьёзный курс косметического лечения, приобрела такое постоянно улыбчивое выражение лица.
Зрелый человек понимает, что с годами у вас не остаётся выбора, кроме как становиться пожилым, но при этом можно оставаться безмятежным, грациозным и не терять чувства собственного достоинства. Но в современном обществе всё стало таким материалистичным, что даже стоя одной ногой в могиле, вы должны быть уверены, что хорошо выглядите, тем самым играя на руку предпринимателям. Даже за вашим последним жестом будут следить все люди, чтобы удостовериться, что вы, следуя последней моде, оставались современными.
В обществе потребления, где все ваши возможности выбора заботливо преумножаются с целью избавить вас от ваших денег, великий принцип состоит в том, что вы должны потратить всю свою драгоценную энергию, чтобы «людей посмотреть и себя показать». Нормы поведения предписаны до того, как вы даже начали выбирать.
Когда мы впервые приехали в Лондон, у нас не было соответствующих рюмок или бокалов для вина и прочих спиртных напитков. Нас вполне ясно предупредили, что к нам в дом никто не придёт, если мы не предложим им выпивку. Вопреки своему беспокойству и естественному отвращению к вину и алкоголю, я сознавала, что должна сделать это. Итак, я попросила своего мужа заняться этим вопросом, так как сама не смогла бы надлежащим образом справиться с такой ответственной задачей. Он же называет меня идеалисткой и непрактичным человеком. Прежде всего, ему пришлось достать толковый словарь, чтобы поподробнее почитать о вине и алкоголе. Затем мы узнали, что существует масса книг по вопросам алкоголя и его сервировке, и какие бокалы и рюмки следует при этом использовать. Всё это превратилось для нас в настоящий курс обучения. Захватив с собой одного своего друга в помощь, мы отправились покупать рюмки и бокалы в минимальном количестве, необходимом для обслуживания примерно двенадцати человек. Это было в Англии в 1974 году, и нам пришлось заплатить более 900 фунтов стерлингов, чтобы купить один такой сервиз на двенадцать персон, поскольку нам требовался очень изящный сервиз особого стиля. Я была поражена, увидев такое разнообразие дорогостоящей посуды, нужной для различных сортов вин и спиртных напитков, тогда как в Индии мы обходимся всего лишь одним стаканом или серебряным бокалом на каждого гостя при употреблении безалкогольных напитков. Кроме того, есть ли необходимость у лиц, уже пропустивших несколько рюмок и в результате ничего не замечающих перед собой, пользоваться такими изящными, художественно оформленными хрустальными бокалами? Настоящей мукой было мытьё все этой посуды, расстановка её на столе в правильном порядке, и нелегко было запомнить для какого напитка предназначен каждый предмет. Так как в Индии у нас есть слуги, мой муж никогда не знал, как носят даже поднос, а поскольку я не согласилась делать это, то ему пришлось самому носить поднос за подносом по лестнице снизу наверх, где сидели и пили наши гости. Некоторые из гостей, которые должны были прийти к нам в дом, заблудились в дороге и прибыли на ленч вместо полдня – в четыре часа дня. Конечно же, нам пришлось их обслужить. Чем больше мы им наливали, тем больше они пили (причём всегда из надлежащего бокала), и, спустя час уже были в невразумительном состоянии, без конца твердя одно и то же, но никто не слушал.
Должна признать, что я вышла из семьи, которая всегда была против употребления алкоголя, но я не понимала, какой была я наивной и неподготовленной, чтобы играть роль некой хозяйки дома, каковой мне пришлось быть в то время в Лондоне. Ведь я не знала даже цвета ни одного из тех напитков. И как же я могла их предлагать? Так что я попросила своего мужа исполнять эту «праведную» обязанность. Чтобы помочь себе в этой сложной задаче, он нашел двух китайцев-официантов, которые, как оказалось, пришли к нам как великое благословение. Они знали очень многое о различных типах алкоголя и о способах их подачи к столу. Они взглянули на наш запас вин и спиртных напитков и пришли к выводу, что этого недостаточно для количества гостей, которые приглашены на ленч. К тому же, они составили огромный перечень иных требований. Моему мужу пришлось помчаться в близлежащий магазин, чтобы купить несколько бутылок виски «Шивас Регаль», а также некоторых вин. Были также закуплены некоторые другие вещи, указанные этими китайскими официантами. Теперь мы чувствовали уверенность в том, что мы подготовились к приему гостей. Тем не менее, когда гости прибыли и напитки были поданы к столу, мы внезапно столкнулись с проблемой, которую, из-за нашего незнания процедуры выпивки, мы не предусмотрели. Один из гостей попросил некий алкогольный напиток, который хорошо шёл с «соусом Вурсестера» (острая соевая приправа к мясу, рыбе). Что касалось меня, то я слышала о персонаже романов П. Дж. Вудхауса, который имел созвучное с этим имя: Вустер. Но не соус. В любом случае для нашей индийской пищи нам не нужен соус Вурсестера, и поэтому у нас в доме его не было. Даже наши опытные китайские официанты не включили эту позицию в свой список. Что нам оставалось делать? Мой муж извинился перед этим гостем, но последнего это не утешило. В конечном счете, он весьма неохотно согласился на другой напиток, но со временем повеселел. Иногда я расстраивалась из-за того, что гости выступают с очень напористыми требованиями, проявляя отсутствие хороших манер и заявляя о своём выборе, как если бы это было их право от рождения, когда просят какую-то определенную марку напитка.
Мне так трудно понять, почему такое множество людей, находящихся на ответственных государственных должностях, имеют ужасную зависимость от алкоголя. Эта зависимость превратилась в одну единственную культуру Западных стран, и пока вы не предложите своим гостям этот дурман, вы не можете разговаривать с ними, или вообще установить с ними контакт. Неприятность в том, что приняв спиртное, этот контакт становится настолько бессвязной чепухой, даже в дипломатических кругах. Я думаю, что шпионы и работники спецслужб разных стран должно быть очень хитро используют этот выбор алкогольных напитков как метод вербовки людей путем одурманивания чувств и выманивания из них секретной информации. Алкоголь является очень подходящим средством для простого взяточничества и коррупции. Очень легко сделать человека, занимающего ответственную должность, своим сторонником, если он любит определённую марку вина или спиртного.
Однажды мы проделали следующий эксперимент с начальником нашей местной железнодорожной станции. Он выполнял несколько функций служащих, и среди прочего – работал в окошке кассы, продавая билеты. Всякий раз, как я подходила купить билет, он вёл себя грубо под тем или иным предлогом. Стоило мне заикнуться по поводу неточно выданной сдачи, он тут же проявлял своё раздражение жестом или словами. Возможно, он не мог выносить вида традиционно одетой индийской женщины. Мы не знали, как сделать его добрее или завоевать его благосклонность. Мой муж предложил, что поскольку нам больше не нужны оставшиеся от банкета виски «Шивас Регаль», мы могли бы послать пару бутылок этому начальнику станции в качестве подарка по случаю некоего празднества в нашей резиденции. Итак, нашим помощником по хозяйственной части эти бутылки были должным образом доставлены тому самому начальнику станции. Последний спросил: «Это был какой-то ваш религиозный праздник?». «Да», - ответил наш помощник. Начальник станции был восхищён. Он принял бутылки виски с большим удовольствием и передал нам свою глубокую благодарность. На следующий день, когда, как обычно, я пришла на станцию, со мной обошлись исключительно вежливо и уважительно, как если бы я была местная баронесса. Меня поразила такая полная перемена отношения ко мне. Мы продолжали жить в этом месте ещё четыре года, но после того у нас вообще не было проблем. Лишние бутылки, купленные моим мужем, нашли, наконец, очень хорошее применение. Мы посылали эти бутылки каждый год, но даты менялись, так как мы не вели никакой регистрации. Он спросил меня, почему наши праздники приходятся на разные дни. Я не знала, что ответить. Тогда он сказал мне, что один его друг-индиец сообщил ему, что индусы живут по лунному, а не по солнечному календарю.
Ключевая идея современности состоит в том, что человек должен каждый день иметь что-нибудь новое. Каждый день у него должна быть какая-то перемена в жизни, может быть даже вплоть до жены или детей, поскольку современному человеку так легко и быстро всё надоедает. Возможно, ему приходится настолько часто принимать решения, делая выбор между столькими многими возможностями, что его мозг выбивается из сил, и, в конечном счёте, когда он, согласно своим планам, получает то, что хотел, он обнаруживает, что и это повергает его в скуку. Этот секрет хорошо известен предпринимателям. Сначала они искушают ваше внимание, предоставляя широкие возможности выбора, а потом очень сильно надоедают вам, создавая всё больше и больше объектов для вашего выбора, поскольку таким способом они поддерживают постоянную занятость своего производства. Они знают, как потакать вашему эго и предлагать, чтобы вы имели возможность выбора что-то делать или что-то принимать. Например, если вы хотите купить или продать какую-либо собственность в Англии, то дом без отделки, в котором ещё не жили, или оставленный без присмотра – ценится гораздо дороже, чем хорошо отделанный и благоустроенный дом. И дело тут в том, что неблагоустроенный дом удовлетворяет эго покупателя, который хотел бы иметь дом, обустроенный согласно своему собственному выбору. Таким образом, личный выбор становится критерием при решении вопроса, что для вас лучше. Но этот выбор основан на игре эго, и если некий предприниматель оказывается достаточно умён, чтобы видеть, как можно одурачить покупателей – путём рекламы в средствах массовой информации или путём показа товаров в витринах, – он может за очень короткое время легко сколотить огромную сумму денег.
Далее, если он, предприниматель, окажется ещё и политическим деятелем, то такой человек может стать важной персоной во главе больших дел, просто благодаря обладанию острым умом и знаниями всего, что нужно знать, чтобы быть преуспевающим. А тем временем потребитель, конечно, полагает, что у него есть большая свобода выбора. Он думает: «О, я могу выбрать то или это. Я – настоящий господин благодаря тому, что имею право выбора». Но постепенно он теряется в имеющихся у него многочисленных вариантах выбора и приходит в полное замешательство, поскольку живёт поверхностно, находясь лишь на гребне всех этих возможностей выбора. Он не способен проникать вглубь своего существа, чтобы понять, что же ему действительно нужно. Он считает, что только за счёт произнесения магических слов «мне это нравится», он приобретает своеобразие характера и индивидуальность личности, посредством чего может утверждать свою волю и самого себя в этом мире.
Когда человек играет на руку предпринимателям, стимулируя потребительский интерес, он напрасно растрачивает свои усилия и энергию. Мы начинаем осквернять Мать-Землю и создавать проблемы, связанные с окружающей средой. К сожалению, люди, как бы высоко о себе ни мнили, не могут создавать материю. Не могут они также создавать жизнь из материи. Всё, что люди умеют делать, так это – неодушевлённые вещи из безжизненного материала. Таким образом, они истощают Мать-Землю в своём неистовом и беспредельном стремлении создавать новые моды, новые вещи и новые его. Покупать следует лишь в меру своей необходимости. Даже для каждодневного употребления покупать нужно что-либо существенное, целесообразное и отличающееся хорошим художественным вкусом. В силу своего тщеславия некоторые женщины предпочитают приобретать туфли на тонких каблуках типа "шпильки", которые делают их на целых пятнадцать сантиметров выше. Они даже не остановятся, чтобы подумать, что такой их показной темперамент неизбежно приведёт к растяжению связок или вывиху лодыжки, либо к ишиасу или более серьёзным нарушениям в позвоночнике, в результате чего наступит день, когда они не смогут ходить и будут вынуждены слечь в постель, делая оттуда свой очередной выбор. Нет большого смысла верить, что вы свободны делать то, что вам нравится, и выбирать то, что хочется, когда всё, что вы делаете, играет на руку бессовестным предпринимателям и портит вас самих.