Формы государственного регулирования рынка недвижимости.
Прямое административное управление.
Формы государственного регулирования рынка недвижимости
На рынке недвижимости государство выполняет следующие функции:
- идеологической и законодательной инициативы (концепции развития отдельных видов рынка и программы их реализации);
- инвестора в приоритетные отрасли материального производства, жилищное строительство и социально-культурную сферу;
- профессионального участника при торговле жилищными сертификатами, государственными зданиями и сооружениями и другими объектами недвижимости;
- эмитента государственных и муниципальных ценных маг под залог недвижимого имущества;
- регулятора, устанавливающего правилаи нормы функционирования рынка недвижимости;
- верховного арбитра в спорах между участниками рынка недвижимости через систему судебных органов;
- контролера устойчивости и безопасности рынка (регистрация прав и сделок с недвижимостью).
В организационном отношении государственное регулирование рынка недвижимости осуществляется в двух формах:
1. путем прямого вмешательства, т.е. административным способом;
2. косвенным воздействием или экономическими методами управления.
Прямое административное управление включает совокупность следующих приемов:
· создание нормативной базы — законов, постановлений, инструкций, правил, положений, регулирующих функционирование рынка недвижимости в центре и в регионах;
· отбор и удостоверение статуса профессиональных участников рынка недвижимости — лицензирование, регистрация, предоставление прав уполномоченных лиц органами исполнительной власти по совершению сделок с объектами государственной и муниципальной собственности;
· установление обязательных требований к содержанию и качеству различных видов деятельности на рынке недвижимости и к его участникам;
· контроль за соблюдением всеми участниками рынка установленных норм и правил;
· введение запретов и санкций за отступление от нормативных требований при совершении сделок с недвижимым имуществом;
· поддержание правопорядка на рынке;
· выкуп в государственную собственность любых объектов недвижимости для общественных нужд.
Административное управление не связано с созданием дополнительных материальных стимулов или штрафных санкций. Оно основывается на силе государственной власти и включает в себя меры запрета, принуждения или разрешения. Например, в России введены ограничения на ведение градостроительной деятельности в зонах охраны памятников истории и культуры, в санитарных, защитных, водоохранных зонах, на территориях залегания полезных ископаемых, в поселениях с особым регулированием (г. Москве, Санкт-Петербурге и др.).
В качестве характерных примеров организационно-правовых механизмов назовем следующие направления действий:
· разграничение государственной собственности между различными уровнями федеральных, субъектов Федерации и муниципальных собственников,
· разделение и условия взаимодействий государственных и негосударственных структур,
· регистрация недвижимости и сделок с нею,
· учет недвижимости (техническая инвентаризация, система кадастров и др.), статистическое и иное информационно-аналитическое обеспечение участников и профессионалов рынка,
· стандарты и программы профессионального образования и повышения квалификации (первое высшее образование и второй диплом, мастер бизнес -администрирования),
· стандарты профессиональной деятельности (стандарты измерения, расчетные методы, формы документов, стандарты этики),
· обязательное страхование профессиональной деятельности,
· контроль качества предоставляемых услуг и система санкций.