Поведенческие аспекты контроля
Идея, лежащая в основе контроля, состоит не в том, чтобы зафиксировать ошибки или мошенничество, а в том, чтобы их предотвратить. |
Так как люди являются неотъемлемым элементом контроля, поэтому менеджеры при разработке системы контроля должны учитывать поведение людей.
НЕГАТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ НЕАДЕКВАТНОМУ КОНТРОЛЮ часто являются побочными результатами его влияния на поведение людей. Это:
ü психологические- подавленность, боязнь самостоятельных решений;
ü поведение, ориентированное на контроль.
Сотрудники организации обычно знают, что их ошибки и успехи в тех областях, где руководство установило стандарты и последовательно выполняет процедуру контроля, служат основанием для распределения вознаграждений и наказаний.
1.Поэтому подчиненные обычно делают то, что начальство хочет видеть при проверке. Они всячески подчеркивают работу в тех областях, где проводится контроль, и пренебрегают теми, где измерения не проводятся.
Поэтому при разработке системы контроля необходимо учитывать рассматриваемый эффект, чтобы направлять сотрудников на достижение целей организации. (ОТК, Знак качества, клеймо и т.д.)
2.Искажение информации является следствием того, что контроль может побуждать людей выдавать организации непригодную информацию. Например, предлагая новый проект, менеджеры переоценивают объем необходимых ресурсов. Если высшее руководство по привычке уменьшает объем финансирования по сравнению с заявкой, то завышение заявок увеличивает вероятность получать средства в нужных размерах. Проблема заключается в некомпетентности контролирующих т.е. новый бюджет с запасом позволяющим делать ошибки или не очень напрягаться и т.д., что увеличивает затраты организации и уменьшает ее возможности.
Развитие теории и практики контроля привело к созданию нового направления в менеджменте — контроллингу.
КОНТРОЛЛИНГ — это новый термин в отечественной науке.
Несмотря на широкое развитие контроллинга как новой области знаний по организации и дальнейшему развитию предприятия, единого и полного его определения пока нет.
Его трактуют по-разному:
ü -как функцию управления, что, на наш взгляд, сужает содержательную часть контроллинга и приближает его к обычному контролю в системе управления;
ü -как перечень конкретных задач по планированию, регулированию и наблюдению, что также не раскрывает целевую функцию контроллинга.
КОНТРОЛЛИНГ на протяжении длительного времени в Англии, Америке и Германии всегда рассматривался с практической точки зрения, и только в конце 70-х гг. XX в. начинает развиваться научная теория контроллинга. Восприятие контроллинга как новой теоретической концепции связано с раскрытием цели, целевой функции, задач и методов воздействия.
Анализ специальной литературы свидетельствует о том, что наиболее емкое содержание в категорию «контроллинг» вкладывают немецкие ученые Д.Хан, П.Хорват, Т. Райхман, Х.Ю. Кюппер, Й. Вебер, Д. Шнайдер и др.
Они считают, что ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ КОНТРОЛЛИНГА — оптимизация производственного результата.
Этой точки зрения придерживаются Д. Хан, П. Хорват и другие немецкие ученые. Что касается формулировки основных задач контроллинга, то здесь также существуют различные варианты. Одни ученые сужают круг решаемых контроллингом задач, а другие, наоборот, расширяют этот круг. Первые считают, что функции контроллинга ограничены, вторые настаивают на их расширении.
Тем не менее, развитие теории и отечественной практики контроля привело к пониманию — КОНТРОЛЛИНГА, как составляющей включающей в себя АДМИНИСТРАТИВНЫЙ и ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ контроль, РЕВИЗИЮ, АУДИТ.
КОНТРОЛЛИНГ |
Административный контроль |
Технологический контроль |
Ревизия |
Аудит |
Объектами КОНТРОЛЛИНГА являются:
ü конечная продукция,
ü технологические и управленческие решения.
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ КОНТРОЛЬ — проверка и постоянное наблюдение за процессами управления, сроками и качеством выполнения работ;
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ— проверка и постоянное наблюдение за используемыми технологиями при проведении работ;
РЕВИЗИЯ— документальная фискальная проверка результатов деятельности организации;
АУДИТ — документальная проверка результатов финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с нормами и стандартами. Аудиторов обычно выбирает сама контролируемая организация.
СТРАТЕГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ КОНТРОЛЯявляется одним из главных условий его эффективности. Контролироваться должны результаты деятельности организации по стратегическим направлениям на основе количественных оценок.
Деятельность в областях, которые не имеют стратегического значения, следует измерять нечасто, о полученных результатах сообщать работникам, если отклонения станут необычно большими.
Контроль за мелкими операциями не имеет смысла и будет только отвлекать силы от более важных целей. Он часто приводит к открытому неповиновению и требованиям вести детальный учет.
ОРИЕНТАЦИЯ НА РЕЗУЛЬТАТЫ.
Конечная цель контроля — решение задач, стоящих перед организацией.
Информация о результатах контроля важна только тогда, когда доходит до тех лиц, которые обладают правом и обязаны осуществить на ее основании соответствующие изменения. Чтобы быть эффективным, контроль должен интегрироваться с другими функциями управления.