Самарского государственного аэрокосмического университета
Довгялло Александр Иванович, д.т.н.. профессор
(Тезисы к докладу на региональной конференции « Энергосбережение в Самарской области: актуальные проблемы и пути их решения» , 2010 г.)
При изучении нормативных и правовых документов по энергосбережению, включая федеральные Законы, не ясными остаются вопросы о том, каким образом конечная цель, т.е. получение сбереженного ресурса или энергии скажется на благосостоянии жителя нашей страны. Когда сама по себе задача энергосбережения в общем-то несомненно важна как в глобальном масштабе, так и на местном уровнях, в личностном плане человек ( здесь я буду относить это к гражданину РФ) не только иногда не воспринимает эти цели, но чаще всего оценивает их негативно.
Последнее связано с не столько с менталитетом нашего человека, сколько с несовершенством социума, в котором в настоящее время находится российский гражданин.
Дело в том, что обычный человек как обыватель, анализируя свои коммунальные платежи и призывы к энергосбережению, как правило, делает типичный вывод - какой смысл в энергосбережении, если завтра я все равно буду платить за электроэнергию (тепло) в лучшем случае столько же, но наверняка еще больше. Интеллекта и образованности нашего человека вполне хватает, что бы понять, что сэкономленная им энергия, принося ему временное небольшое снижение платежей ( что на следующий год обязательно отразится в еще большем повышении этих самых платежей) нужна кому-то другому, а не ему лично.
Более просвещенные граждане понимают, что сэкономленные ресурсы продаются на внешнем рынке, и еще и таким образом деньги выводятся из страны.
Такие, в общем-то, оправданные оценки нашего гражданина могут быть, как абсолютно обоснованы, так совершенно субъективны. Оценку дать невозможно, потому что ни в одном документе не прописано как и куда пойдут деньги обеспеченные сэкономленными ресурсами.
Недоверие и не заинтересованность «грамотного» индивидуума в энергосбережении обусловлено также и тем, что ни в одном документе не прописано, например то, что государство в лице каких-либо обозначенных органов обязуется осуществлять ограничение цен на ТЭР исходя из их реальной стоимости.
Таким образом, человек не определяет себя как конечную цель энергосбережения.
В то же время грамотный, образованный человек ( здесь не имеются в виду те 5% сверх богатых людей, которые вообще не обращают внимание на такие мелочи как коммунальные платежи) вполне осознает, что именно он: в быту, на предприятии, где он работает наемным рабочим, в своем малом бизнесе - и есть тот главный инструмент энергосбережения, о котором не говорится в законах и призывах. И осознавая это, он выбирает право следовать или не следовать этим призывам.
Отрицательное отношение к энергосбережению объясняется не столько вероятным не пониманием задачи (меньше платить за электричество), сколько более глубоким чувством – пониманием того, что это еще больше обогатит те 5 %, что для нравственного человека, является неприемлемым.
Из приведенного выше анализа, построенного на данных опросов, публикациях в СМИ и практическом жизненном опыте можно сделать следующие выводы:
- законодательство по энергосбережению громоздко, не четко, и не воспринимается человеком;
- энергосбережение для рядового жителя нашей страны не является остро необходимым гражданским действием;
- социальные контрасты не стимулируют генерацию гражданской позиции в области энерго-и ресурсосбережения;
- абсолютная непрозрачность денежных потоков коммунальных платежей и бесконтрольность в ценообразовании ТЭР оказывают отрицательное влияние на отношение к энергосбережению;
- частная собственность на ТЭР противоречит принципу равенства в доступности к природным ресурсам (ТЭР – преобразованные природные ресурсы) как к общегосударственной собственности;
- разработанные региональные и отраслевые программы энергосбережения по объему и содержанию излишни, и по существу не требуют таких усилий, которые планируются для их реализации (имеется в виду не объем финансирования программ, а те прописанные в программах ненужные и излишние действия);
- главным средством для осуществления энергосбережения является человек, а главной, конечной целью является так же человек.