Кругооборот изменения формы.
Сначала я представлю сказанное мудрецами о нисхождении поколений мира. Когда мы видим тела, сменяющиеся и переходящие из поколения в поколение – это касается лишь тел. Однако души, составляющие суть тела, не исчезают в процессе замены тела, а отпечатываются и переходят из тела в тело, из поколения в поколение. И те души, которые были в поколении потопа, отпечатались и перешли в поколение строителей Вавилонской башни, затем в египетское изгнание, далее в поколение вышедших из Египта и т.д., до нашего поколения, и так до окончательного исправления.
Таким образом, нет в нашем мире никаких новых душ, обновляющихся подобно телам, но есть лишь определённое количество душ, которые вращаются в кругообороте изменения формы, одеваясь каждый раз в новое тело, в новом поколении. И потому, при рассмотрении с точки зрения душ, все поколения от начала Творения до Конечного исправления, определяются как одно поколение, продолжавшее жить несколько тысяч лет, пока не развилось и не пришло к тому состоянию, какое должно быть. И с этой точки зрения, абсолютно не имеет значения, что за это время каждый сменил свое тело несколько тысяч раз, так как душа - суть тела, не страдала от этих смен.
И есть тому многочисленные доказательства и глубокая мудрость, называемая «тайной кругооборота душ», для объяснения которой здесь нет места. Но необходимо отметить, что тайна кругооборота душ распространяется также и на самые маленькие ощутимые частицы действительности, каждая из которых движется по своему пути вечной жизни. И несмотря на то, что в соответствии с нашими органами ощущения все существующее исчезает, это только на наш взгляд. А на самом деле существуют только кругообороты, и любая частица не имеет ни секунды покоя, находясь в постоянном движении кругооборота изменения формы, ничего не теряя из своей сути на этом пути, как и подтвердили это ученые-физики.
А сейчас перейдем к разъяснению сказанного в Мишне, что «все находится под залогом». И это подобно тому, как если бы кто-то одолжил своему приятелю определенную сумму денег на собственное дело, чтобы быть компаньоном в получении прибыли. А чтобы быть уверенным в том, что не потеряет свои деньги, он дает их под залог, что освобождает его от всех опасений.
Так и сотворение мира и его существование. Творец создал его для людей, чтобы с Его помощью они достигли эту возвышенную цель слияния с Творцом, как сказано в статье «Дарование Торы». Однако, следует разобраться — кто заставит человечество выполнять работу Творца, чтобы в конце достичь этой возвышенной и величественной цели? Об этом говорит нам рабби Акива «все находится под залогом». То есть, все, что Творец предопределил в творении и дал людям, дано не в качестве бесхозного имущества. Он обеспечил Себя залогом. А если спросить, какой залог дан Ему?
На это ответ: «и ловушка расставлена на всю жизнь». Это значит, что Творец приготовил для человечества такую великолепную ловушку, что никто не избежит ее, и всю жизнь должен будет провести в этой западне и вынужден будет принять на себя работу Творца, пока не достигнет величественной цели. Это и есть тот залог Творца, который гарантирует Ему, что не будет обманут творением.
И далее разъясняется более подробно: «лавка открыта» означает, что несмотря на то, что этот мир в наших глазах выглядит открытой лавкой без хозяев, где любой прохожий может взять товар и все, чего душа пожелает, бесплатно и без оглядки, - рабби Акива настаивает и предупреждает нас, что «лавочник дает взаймы». То есть, несмотря на то, что ты не видишь здесь никакого хозяина, знай, что хозяин есть, а то, что он не требует оплаты, так это потому, что он дает тебе в кредит. И если спросишь: откуда известен мой счет, — на это ответ: «книга открыта, и пишет рука». То есть, существует общая книга, куда записывается каждое действие, без исключения. И смысл этого в том, что существует отчеканенный Творцом в человечестве закон развития, который всегда толкает нас вперед.
Это означает, что неверные действия в поведении, обычные для человечества, сами являются причиной хороших состояний, то есть, сами создают их. И каждое хорошее состояние — не что иное, как плод труда предыдущего плохого состояния.
И действительно, оценка добра и зла должна даваться не по оценке состояния, как такового, а в соответствии с общей целью творения, когда каждое состояние, приближающее человечество к цели, считается хорошим, а отдаляющее от цели — плохим. Только на этом основан «закон развития», в соответствии с которым, неисправленность и грех, заключенные в состоянии, являются причиной возникновения и процессом построения хорошего состояния.
И время существования каждого состояния - это строго определенное время, требуемое для роста величины зла, заключенного в состоянии, до такого уровня, что общество не сможет больше находиться в нем. И тогда общество вынуждено будет сплотиться, разрушить его и перейти в лучшее, с точки зрения исправления данного поколения, состояние. И время существования нового состояния так же длится до тех пор, пока искры зла в нем не поднимутся и не вызреют до такой степени, что станет невозможно выносить его. И тогда снова должны будут разрушить это состояние и построить на его месте более удобное.
И так, одно за другим чередуются состояния, и проверяются одно за другим, ступень за ступенью, пока не наступит состояние, исправленное настолько, что в нем совершенно не будет искр зла.
Таким образом, находим, что суть всех семян и зерен, из которых произрастают и берут свое начало хорошие состояния, не что иное, как сами неисправленные состояния. То есть все злодейства, раскрывающиеся и выходящие из-под рук грешников поколения, собираются одно к другому и взвешиваются, пока не обретают такой вес, которого общество уже не может выдержать. И тогда поднимаются, разрушают его и создают более желательное состояние. Отсюда видно, что каждое отдельное зло становится условием [возникновения] силы неприятия, за счёт которой развивается праведное состояние.
И вот слова Рабби Акивы: «Книга открыта, и пишет рука», означающие, что каждое состояние, в котором находится то или иное поколение, похоже на книгу, и каждый, совершающий зло, похож на пишущую руку. Поскольку каждое зло высекается и записывается в книге, пока не накопится до такой степени, что общество не сможет больше находиться в нем. И тогда разрушают это плохое состояние и переходят, как было сказано, в более желательное состояние. И каждое действие принимается во внимание и записывается в книге, то есть в состоянии, как было сказано.
И сказано: «Каждый, кто хочет взять взаймы, пусть придет и возьмет». То есть каждый, кто верит, что мир — не открытый беспризорный магазин без хозяина, а есть в нем хозяин-лавочник, стоящий в своём магазине и требующий с каждого берущего, чтобы заплатил ему желательную цену за товар, который берет из магазина. Что означает, что он должен стараться выполнять работу Творца в течение того времени, пока пользуется этим магазином, как следует; так, чтобы гарантировать достижение цели Творения, как желает того Творец. Такой человек считается «желающим взять взаймы», потому что еще до того, как он протянет руку взять что-то в этом мире – магазине, он берёт это как заём, чтобы заплатить установленную цену.
И это означает, что он принимает на себя обязательство работать и достичь цели Творца в течение времени, пока пользуется магазином, и гарантирует оплатить долг, оплатить его достижением желаемой цели. Поэтому называется он желающим взять взаймы, так как, связывает себя обещанием погасить долг и расплатиться.
Рабби Акива описывает нам два типа людей. Первый тип - считающие, что «лавка открыта», и относящиеся к этому миру, как к открытой лавке без хозяина - лавочника. И о них говорит он: «Книга открыта, и пишет рука». То есть, несмотря на то, что они не видят никакого учета, всё равно все их дела записываются в книгу, как сказано выше. Так действует закон развития, отчеканенный в творении поневоле человечества, когда действия грешников поневоле порождают действия хорошие.
Второй тип людей называется «желающими взять взаймы». Это те, кто считаются с хозяином и когда берут что-либо в магазине, то не просто берут, а берут взаймы, обещая хозяину заплатить установленную цену, то есть удостоиться при помощи займа конечной Цели. И о них говорит он: «Каждый, кто хочет взять взаймы, пусть придет и займёт».
И возникает вопрос, в чем разница между первым типом, к которым конечная Цель приходит по принуждению, через Закон развития, и вторым типом, к которому конечная Цель приходит через собственное закрепощение в работе Творца? Разве оба типа не равны в достижении Цели?
И рабби Акива продолжает: «Но сборщики налогов постоянно возвращаются, и каждый день взимается плата с человека, с ведома ли его, или нет». А истина в том, что и те, и другие оплачивают свои долги соответственно мере долга, каждый день. И как особые силы, появляющиеся во время работы Творца, определяются как преданные сборщики налогов, каждый день взимающие долг в точном размере, до полного его погашения, точно так же прочные, незыблемые силы, отпечатанные в законе развития, считаются надежными сборщиками налогов, ежедневно и в постоянном размере взимающими долг, пока он не будет уплачен полностью, и об этом слова его: «И сборщики налогов постоянно возвращаются, каждый день требуя плату с человека.»
Однако, есть между ними различие, и огромное расстояние, выражающееся в определении «осознанно» и «неосознанно». Люди первого типа, чьи долги взимаются сборщиками налогов со стороны Закона развития, возвращают свои долги «неосознанно». Бушующие волны, поднятые ураганным ветром закона развития, настигают их, толкают сзади, и заставляют творения шагать вперед. Таким образом, оплата долга взимается насильно, через непомерные страдания от проявления сил зла, давящих на них сзади.
Люди же второго типа возвращают свой долг, коим является достижение Цели «осознанно», по собственному желанию, тем, что вновь и вновь выполняют особые работы, ускоряющие развитие чувства осознания зла. Выполняя эту работу, они выигрывают дважды:
Первый выигрыш в том, что эти силы, проявляющиеся из работы Творца, являются им в виде притягательной силы, подобно магнетической страсти, и они спешат и тянутся к ним по собственному желанию, движимые чувством любви, и нет надобности упоминать, что при этом пропадают все горести и страдания, присущие первому типу.
Второй выигрыш в том, что они ускоряют для себя желанную Цель. И именно они – праведники и пророки, удостаивающиеся и постигающие Цель в каждом поколении.
И огромное отличие между теми, кто платит осознанно, и теми, кто делает это неосознанно, заключается в преимуществе света наслаждения и радости перед тьмой страданий и болезненных ударов. И сказано еще: «И есть им на что надеяться, и суд - суд справедливый». То есть, тем, кто платит осознанно и по собственному желанию, он обещает, что «есть им на что надеяться». В работе Творца заключается великая сила, способная привести их к возвышенной цели. И им стоит взвалить на себя бремя Его работы. А о тех, кто платит долги неосознанно, говорит: «И суд - суд справедливый». На первый взгляд, кажется странным управление Творца, что позволяет и дает власть всем тем несправедливостям и страданиям, которые проявляются в мире, и человечество безжалостно поджаривается в них. И об этом говорится, что этот суд – «суд справедливый», потому что все исправлено и готово к трапезе, в соответствии с конечной справедливой целью.
И высшее наслаждение раскроется в будущем, вместе с достижением творениями конечной цели Творца, когда любой труд, любое усилие и страдания, проходящие круговорот в поколениях и во времени, напоминают нам образ хозяина дома, который трудится и совершает огромные усилия, чтобы приготовить роскошную трапезу для приглашенных гостей. А ожидаемая цель, которая, в конце концов, должна быть достигнута, напоминает трапезу, которую с огромным наслаждением вкушают гости. И об этом сказано: «Суд - суд справедливый, и все исправлено и готово к трапезе».
Подобное этому можно найти в «Берешит Раба», тaм где речь идет о создании человека. «И спросили Творца ангелы: «Зачем Тебе человек, какова его роль? Зачем тебе это несчастье?» И ответил им Творец басней о короле, у которого был дворец, полный всякого добра, и не было гостей. И что за удовольствие королю от этого добра?» Сказали Ему: «Господин мира! Господь, Владыка наш! Как величественно имя Твое по всей земле! Делай как удобно Тебе.»
Ангелы, которые видели, какая боль и страдания в будущем обрушатся на человечество, удивились и спросили: зачем Творцу это несчастье? И ответил им Творец, что несмотря на то, что есть у него дворец, полный всякого добра, — нет у него других приглашенных гостей, кроме этого человечества. И конечно, когда ангелы взвесили все те наслаждения, которые есть в этом дворце, ожидающем своих приглашенных, и сравнили их со страданиями и неприятностями, которые испытает в будущем человечество, и увидели, что человечеству стоит вытерпеть их, ради ожидающего его блага, то согласились с созданием человека, в точном соответствии со словами рабби Акива: «суд — суд справедливый, и все исправлено и готово к трапезе». С самого начала Творения все люди занесены в список приглашенных гостей. И замысел Творца обязывает их прийти к трапезе, осознанно или неосознанно.
И в сказанном во всей истине раскроются слова пророка: «И волк будет жить рядом с агнцем, и тигр будет лежать с козленком и т. д.». И объясняет это: «Потому что наполнится земля знанием о Творце, как вода наполняет море». Это значит, что мир во всем мире пророк ставит в зависимость от наполнения мира знанием о Творце.
Как мы и говорили выше, жесткое эгоистическое противостояние между человеком и ближним его обостряют национальные отношения. И все это не пройдет само по себе, и не помогут человечеству никакие советы и уловки - будет то, что должно быть. Ведь видно, как несчастный больной скрючивается и переворачивается от нестерпимой человеческой боли, причиняемой ему со всех сторон. И человечество уже бросало себя к крайне правым, как в Германии, или к крайне левым, как, например, в России, да и не только, но не только не облегчило свое положение, а еще более ухудшило болезнь и боль. И стенания, как всем нам известно, поднимаются до небес.
И нет им другого совета, кроме как принять на себя бремя Творца, познавая Его. То есть направить свои действия к желанию Творца и к Его цели, как Он задумывал их прежде сотворения. И когда будут делать так, то очевидно, что в работе Творца сотрётся у человечества даже память о зависти и ненависти, как я явно показал в сказанном до сих пор. Так как тогда все человечество объединится в единое целое с одним сердцем, наполненным знанием Творца. Ведь мир в мире и познание Творца связаны воедино.
И сразу после этого говорит пророк: «И будет в тот день, когда во второй раз протянет Творец руку свою, чтобывозвратить остаток народа Своего. И разогнанных из Иудеи соберет от четырех концов земли.». Таким образом, мир во всем мире предшествует объединению изгнанных.
И теперь можно понять слова мудрецов: «Не нашел Творец другого кли, способного вместить Его благословение народу Израиля, кроме как мир». Как сказано: «Творец даст силу народу Своему и благословит его миром». И на первый взгляд кажется странным образное выражение — «кли, способное вместить благословение Израилю». И действительно, как найти этому объяснение в написанном? Однако, написанное объясняется пророчеством Иешаяху, в котором говорится, что мир во всем мире предшествует объединению изгнанных. А слова «Творец даст силу народу Своему» означают, что когда Творец даст Израилю — народу Своему — силу, то есть вечное воссоединение, то тем самым «Он благословит народ Свой миром». Другими словами, сначала благословит народ Израиля благословением мира во всем мире. И только после этого во второй раз протянет Творец руку для объединения остального народа Своего.
Сказано мудрецами: «Благословение всего мира предшествовало освобождению», потому что «не нашел Творец другого кли, способного вместить Его благословение народу Израиля, кроме как мир». То есть, пока любовь к себе и эгоизм царят среди народов, сыны Израиля тоже не смогут выполнять работу Творца для очищения и отдачи ближнему так, как написано: «и будете вы мне царством первосвященников». И это мы видим на практике, ведь вхождение в землю Израиля и построение Храма не смогли бы осуществиться и получить благословение без клятвы Творца нашим праотцам.
И сказано: «Не нашел Творец кли, способного вместить Его благословение». Другими словами, до сих пор не было у сынов Израиля кли, содержащего благословение праотцев, и еще не осуществилась клятва, чтобы смогли благословить землю навечно. Потому что только мир во всем мире является тем единственным кли, позволяющим нам получить благословение праотцев, как сказано в пророчестве Иешаяху.