Премирование (поощрение) отличившихся работников вне систем оплаты труда. 10 страница
Перед тем как вы соберетесь сделать неотделимые капитальные вложения, известите об этом арендодателя. Возможно, вы получите его согласие на возмещение ваших расходов. Если же проведете работы без его ведома, то не исключен вариант, что ваше основное средство придется передать безвозмездно по окончании срока аренды.
Обязательно ли регистрировать договор
Чаще всего арендные отношения длятся более года. Арендаторам это выгодно, поскольку они достаточно много вкладывают в отделку помещения и оборудование. Арендодателю долгосрочный договор гарантирует, что помещение будет не простаивать, а приносить доход.
Если фирма заключила договор аренды недвижимости на срок более года, она обязательно должна его зарегистрировать в Едином государственном реестре прав. Такое требование содержит ст. 651 ГК РФ.
Долгосрочный договор считают заключенным только с момента его государственной регистрации. Отсутствие таковой влечет недействительность договора.
В случае если договор аренды заключен менее чем на год и в нем содержится условие, что при отсутствии возражений сторон договор продлевается на неопределенный срок, его регистрировать не надо (п. 11 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 16 февраля 2001 г. N 59).
Есть еще один способ. Вместо одного долгосрочного может быть заключено с арендодателем несколько краткосрочных договоров (на срок менее года).
Пример. ООО "Высота" хочет арендовать у ООО "Долина" помещение под склад на три года. Чтобы не регистрировать договор аренды, фирмы решили заключить его шесть раз на срок по полгода.
Сама регистрация отнимает немало времени. Как правило, на это уходит как минимум месяц. Бывает, что фирма уже платит арендные платежи, так и не начав процесс регистрации. Это обстоятельство добавляет бухгалтерам трудностей. Возникает вопрос: можно ли в налоговом учете отразить затраты по незарегистрированному договору?
Пока договор аренды здания или сооружения на срок не менее одного года не зарегистрирован, включать арендную плату по нему в налоговые расходы нельзя. Такое категоричное мнение высказал Минфин России в Письме от 23 ноября 2015 г. N 03-07-11/67890.
Затраты организации признаются расходами, учитываемыми при налогообложении прибыли, при условии их обоснованности и документального подтверждения. Это имеет прямое отношение и к арендным платежам. Ведь в расчетных документах по арендной плате должна быть информация о договоре, в соответствии с которым расходы произведены. Договор аренды на срок не менее одного года считается заключенным с момента его государственной регистрации (п. 2 ст. 651 ГК РФ). Если же договор не прошел обязательную госрегистрацию, он не считается заключенным, а значит, и не обеспечивает обоснованность арендных расходов и их документальное подтверждение. То есть требования, предъявляемые Налоговым кодексом к учитываемым при налогообложении прибыли расходам, не выполнены. Заметим, что ранее Минфин был не так категоричен и допускал послабление, признавая, что расходы на аренду все же можно учесть с момента получения арендованного имущества в пользование, но при условии, что согласно договору аренды арендатор получает в пользование здание до госрегистрации этого договора, а документы переданы на регистрацию (см., например, Письмо Минфина России от 5 марта 2011 г. N 03-03-06/4/18).
Суды в данном вопросе долгое время были полностью на стороне налогоплательщиков. Расходы по незарегистрированному договору аренды недвижимости, заключенному на срок не менее года, учитываются при расчете налога на прибыль, так как учет арендных платежей в расходах не зависит от государственной регистрации договора (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 14 июня 2007 г. по делу N А05-12472/2006-1. Определением ВАС РФ от 15 октября 2007 г. N 12342/07 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ). В Постановлении ФАС Московского округа от 26 августа 2010 г. N КА-А41/9668-10 по делу N А41-7289/09 указано, что Налоговый кодекс не связывает отнесение арендных платежей к расходам с наличием государственной регистрации договора аренды.
А в Постановлении ФАС Уральского округа от 25 января 2007 г. N Ф09-12242/06-С2 по делу N А60-22028/06 судьи признали, что арендную плату по незарегистрированным договорам можно отнести к расходам, поскольку затраты были фактически понесены налогоплательщиком.
Что касается экономической целесообразности, то проблем не возникает. Как правило, достаточно объяснить, зачем вам нужно арендуемое помещение.
Внимание! В п. 3 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11 января 2002 г. N 66 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором аренды" разъяснено, что срок действия договора аренды здания (сооружения), определенный с 1-го числа какого-либо месяца текущего года до 30-го (по 30-е), до 31-го (по 31-е) числа предыдущего месяца следующего года, в целях применения п. 2 ст. 651 ГК РФ признается равным году. Например, договор, заключенный на период с 1 июня 2013 г. по 31 мая 2014 г., требует госрегистрации.
И еще один момент, на который стоит обратить внимание.
В Письме Минфина России от 18 января 2016 г. N 03-03-06/1/1123 разъяснено, как учитывать расходы на аренду в целях налога на прибыль, если срок договора аренды превышает отчетный период, а платеж внесен единовременно. В этом случае расходы признаются для целей налогообложения прибыли равномерно в течение срока действия договора аренды.
Налоговый кодекс относит арендные платежи к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (пп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Датой осуществления таких расходов может быть:
- дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров;
- дата предъявления документов, служащих основанием для производства расчетов;
- последнее число отчетного (налогового) периода.
Однако, как известно, расходы при методе начисления в общем случае учитываются в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от даты фактической оплаты (п. 1 ст. 272 НК РФ). То есть единовременный арендный платеж, перечисленный за несколько месяцев вперед, является всего лишь предварительной оплатой, которая в расходах не учитывается (в отличие от кассового метода). На момент перечисления организацией предварительной оплаты услуга еще не оказана и расходы как таковые еще не возникли.
В Письме Минфин упоминает о том, что при признании арендных платежей в расходах требуется учитывать положения ст. ст. 318 - 320 Налогового кодекса. Что имеется в виду?
Дело в том, что все производственные расходы подразделяются на прямые и косвенные. Компания вправе самостоятельно определить и закрепить в учетной политике, какие расходы она относит к прямым. Если к таковым отнесены и арендные платежи, то и признавать их придется по мере реализации продукции.
Если стоимость аренды относится к косвенным расходам, то расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно.
В случае если условиями договора предусмотрено получение доходов в течение более чем одного отчетного периода и не предусмотрена поэтапная сдача товаров (работ, услуг), расходы распределяются налогоплательщиком с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов (абз. 3 п. 1 ст. 272 НК РФ). Для реализации этого принципа налогоплательщик самостоятельно определяет срок, в течение которого расходы будут учитываться в налоговом учете. Очевидно, в случае с арендой это будет срок действия договора аренды. Это как раз будет согласовываться с требованием экономической обоснованности расходов, содержащимся в п. 1 ст. 252 Налогового кодекса.
Порядок распределения расходов должен быть закреплен приказом по учетной политике организации в целях налогообложения.
Юридические услуги
Затраты по оказанию фирме юридических услуг отражают в бухгалтерском учете в составе расходов по обычным видам деятельности, в налоговом учете - в составе прочих расходов.
К таким услугам относят:
- консультирование по всем отраслям права;
- правовую работу по обеспечению хозяйственной деятельности;
- представительство в суде;
- правовую экспертизу учредительных и других документов;
- составление заявлений, договоров, исков, соглашений, контрактов, претензий и других юридических документов;
- подбор и систематизацию нормативных актов, составление справочников по юридическим вопросам;
- научно-исследовательскую работу в области права и так далее.
Чтобы включить такие затраты в состав прочих расходов, не забывайте про их экономическую оправданность. Они должны быть связаны с деятельностью вашей фирмы. Так, например, если руководитель фирмы отстаивает в суде свои личные интересы и привлекает для этого юристов, то эти расходы налогооблагаемую прибыль фирм не уменьшают.
Фирма может иметь собственную юридическую службу. Однако возможна ситуация, в которой для решения отдельных вопросов в штате фирмы не найдется сотрудников, имеющих необходимую юридическую квалификацию. В этом случае фирма вправе воспользоваться услугами сторонней юридической фирмы. Данные расходы будут экономически оправданны и уменьшат налогооблагаемую прибыль (см. Письмо Минфина России от 16 июля 2008 г. N 03-03-06/1/83).
Консультационные, информационные и посреднические услуги
Вопрос о включении информационных, консультационных или посреднических услуг, связанных с приобретением тех или иных ценностей (основных средств, материалов и т.д.), решается в бухгалтерском и в налоговом учете одинаково. Эти затраты включают в их первоначальную стоимость.
Есть альтернативный вариант. Эти затраты можно отнести к прочим расходам и сразу списать их на расходы, связанные с производством и реализацией. Такой порядок закрепите в налоговой учетной политике. Сделать это можно так:
"Затраты на оплату консультационных, информационных и посреднических услуг, связанных с приобретением амортизируемого имущества или МПЗ, включаются в прочие расходы фирмы, связанные с производством и реализацией (п. 1 ст. 264 НК РФ)."
При приобретении услуг, особенно консультационных, следует уделять большое внимание документам, которыми данные услуги оформлены. Из документов (отчетов, обзоров и т.п.) должно четко следовать, какие услуги и в каком объеме были оказаны исполнителем. Кроме того, нужно быть готовым обосновать необходимость таких услуг для деятельности фирмы.
В противном случае высока вероятность того, что правомерность учета затрат на их приобретение придется отстаивать в судебном порядке.
Рассмотрим хозяйственную ситуацию, связанную с оформлением лицензии, в процессе которого нередко возникает необходимость в консультационных, юридических и иных услугах.
За предоставление лицензии, переоформление лицензии, выдачу дубликата лицензии уплачивается государственная пошлина в размерах и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (п. 1 ст. 10 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"). В то же время не допускается взимание лицензирующими органами с соискателей лицензий и лицензиатов платы за осуществление лицензирования (п. 2 ст. 10 Закона N 99-ФЗ).
Таким образом, при налогообложении прибыли можно учесть госпошлину за выдачу лицензии, которая является федеральным сбором (п. 2 ст. 8, п. 10 ст. 13 НК РФ). Можно учесть и затраты на консультационные, юридические и иные услуги, потребленные в процессе лицензирования (Письмо Минфина России от 22 мая 2015 г. N 03-03-06/1/29535).
Однако моменты признания этих расходов определяются по-разному.
При методе начисления расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств (ст. 272 НК РФ). Суммы налогов и сборов, к которым относится госпошлина, признаются в составе расходов на дату их начисления, то есть единовременно.
Внимание! Недосписанные суммы расходов на приобретение лицензий (оставшиеся с тех времен, когда расходы на приобретение лицензий нужно было распределять на срок их действия - до 3 ноября 2011 г. - даты вступления в силу Закона N 99-ФЗ) можно единовременно списать в составе прочих расходов.
Затраты на консультационные и юридические услуги, связанные с получением лицензии, также относятся к прочим расходам (пп. 14, 15 п. 1 ст. 264 НК РФ). Датой признания таких расходов согласно пп. 3 п. 7 ст. 272 Налогового кодекса является одна из следующих дат:
- дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров;
- дата предъявления документов, служащих основанием для расчетов;
- последний день отчетного (налогового) периода.
Аудиторские услуги
Согласно ст. 1 Закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ аудиторская деятельность (аудиторские услуги) - это деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами.
Аудит - независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.
Перечень сопутствующих аудиту услуг устанавливается Федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности (ФПСАД). Они утверждены Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696. В п. 4 Стандарта N 24 сказано, что к сопутствующим аудиту услугам относятся:
- обзорные проверки;
- согласованные процедуры;
- компиляция финансовой информации.
Затраты по оказанию фирме аудиторских услуг отражают в бухгалтерском учете в составе расходов по обычным видам деятельности, в налоговом учете - в составе прочих расходов.
Не все услуги аудитора - аудиторские
Помимо собственно аудиторских услуг, аудиторы имеют право оказывать своим клиентам и другие услуги, связанные с аудиторской деятельностью. Их открытый перечень приведен в п. 7 ст. 1 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ. Этот перечень включает в себя:
- постановку, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, бухгалтерское консультирование;
- налоговое консультирование, постановку, восстановление и ведение налогового учета, составление налоговых расчетов и деклараций;
- управленческое консультирование, в том числе связанное с реорганизацией организаций или их приватизацией;
- юридическую помощь в областях, связанных с аудиторской деятельностью, включая консультации по правовым вопросам, представление интересов доверителя в гражданском и административном судопроизводстве, в налоговых и таможенных правоотношениях, в органах государственной власти и органах местного самоуправления;
- автоматизацию бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;
- оценочную деятельность;
- разработку и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;
- проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в областях, связанных с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;
- обучение в областях, связанных с аудиторской деятельностью.
Расходы на оплату этих услуг аудитора можно включить в состав прочих расходов как консультационные, информационные или юридические услуги в зависимости от характера указанной услуги.
Пример. ООО "Высота" заключило договор с аудиторской компанией. Аудиторы должны подтвердить достоверность отчетности фирмы. Вознаграждение по договору составляет 200 000 руб. (в т.ч. НДС - 30 508 руб.). Эти услуги являются аудиторскими и включаются в состав прочих расходов на основании пп. 17 п. 1 ст. 264 НК РФ.
С этой же компанией был заключен еще один договор. Аудиторы должны оказать фирме юридическую помощь в ходе выездной проверки, включая представительство в арбитражном суде. Стоимость этой услуги - 250 000 руб. (в т.ч. НДС - 38 136 руб.). Эти услуги являются юридическими и включаются в состав прочих расходов на основании пп. 14 п. 1 ст. 264 НК РФ.
Сумма расходов на услуги аудиторской компании составила:
200 000 руб. - 30 508 руб. + 250 000 руб. - 38 136 руб. = 381 356 руб.
Эти затраты отражают в бухгалтерском учете в составе расходов по обычным видам деятельности, а в налоговом учете - в составе прочих расходов.
Услуги нотариуса
Вы можете заверить тот или иной хозяйственный договор у нотариуса. Если по договору фирма приобретает те или иные ценности (основные средства, нематериальные активы и т.д.), то в бухгалтерском учете затраты на услуги нотариуса включают в первоначальную стоимость купленного имущества. Если нет - отражают в составе расходов по обычным видам деятельности.
В налоговом учете такие затраты учитывают в составе прочих расходов. Связаны они с покупкой какого-либо имущества или нет - не важно.
Пример. АО "Долина" приобрело здание. Стоимость здания - 1 180 000 руб. (в том числе НДС - 180 000 руб.). Предположим, что договор купли-продажи здания был заверен у нотариуса. Стоимость услуг нотариуса (включая госпошлину) составила 18 000 руб.
Затраты на нотариальные услуги отражают так:
- в бухгалтерском учете - включают в первоначальную стоимость здания;
- в налоговом учете - включают в состав прочих расходов.
Затраты на нотариальные действия можно учесть в расходах в следующих пределах:
- по сделкам с необязательной нотариальной формой заверения - не выше норматива, установленного в ст. 22.1 Основ законодательства РФ о нотариате (утв. Верховным советом РФ 11 февраля 1993 г. N 4462-1);
- по сделкам, для которых предусмотрена обязательная нотариальная форма, - не выше госпошлины, установленной ст. 333.24 Налогового кодекса.
Внимание! За нотариальные действия, совершаемые вне помещений нотариальной конторы, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, нотариальный тариф взимается в размере, увеличенном в полтора раза. Это увеличение не приводит к ненормативному увеличению тарифа (см., например, Письмо УФНС России по г. Москве от 4 июля 2008 г. N 20-12/063566).
Нотариусы могут оказывать и другие услуги правового и технического характера. На них государственных тарифов нет, их стоимость договорная. Но если такого рода услуги вам необходимы, они документально подтверждены и экономически обоснованны, то их можно учесть при налогообложении, но не по пп. 16 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса, а по пп. 14 и 15 п. 1 этой же статьи (Письмо Минфина России от 26 августа 2013 г. N 03-03-06/2/34843).
Оказывать такие услуги нотариусы имеют полное право (Определение Конституционного Суда РФ от 1 марта 2011 г. N 272-О-О). В ст. 23 Основ законодательства о нотариате, в частности, сказано: "Источником финансирования деятельности нотариуса... являются денежные средства, полученные им за... оказание услуг правового и технического характера...".
Если за совершение нотариальных действий государственный или частный нотариус взыщет установленный тариф (при выезде нотариуса - увеличенный в полтора раза), его сумму можно отнести на прочие расходы, связанные с производством и реализацией (пп. 16 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Плата за правовые и технические услуги является договорной и учитывается в расходах в фактическом размере:
- как за юридические и информационные (пп. 14 п. 1 ст. 264 НК РФ). К примеру, это может быть услуга по разработке проекта договора;
- как за консультационные и другие аналогичные услуги. В качестве технических приведем, например, услуги по копированию документов, распечатке и т.д. (пп. 15 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Кроме того, при выезде нотариуса на место совершения им нотариальных действий в расходах можно также учесть суммы, выплаченные ему в порядке компенсации транспортных расходов (ст. 22 Основ законодательства РФ о нотариате).
Все расходы должны быть документально подтверждены. Лучше всего просить нотариуса выдать справку, в которой были бы отдельно указаны все виды совершенных им нотариальных действий, оплачиваемых по тарифу, и выполненных работ (оказанных услуг) технического, консультационного, юридического характера, которые оплачиваются по договорным ценам. Однако допустимо, если нотариус суммирует все государственные тарифы: главное, чтобы отдельно были указаны нотариальные и прочие услуги.
Пример. Перед уходом в отпуск руководителя производственного предприятия на финансового директора была оформлена банковская карточка (форма N 0401026). Карточку заверили у государственного нотариуса. Кроме того, предприятию понадобилось сделать нотариально заверенную копию устава для получения лицензии. Всего нотариусу пришлось ксерокопировать 15 листов устава, прошивать их и удостоверять их подлинность. Для оплаты услуг нотариуса подотчетному лицу выданы из кассы денежные средства в сумме 1000 руб.
За свои действия нотариус взыскал:
- за свидетельствование подлинности подписи - 200 руб.;
- за свидетельствование верности копий документов, а также выписок из документов - 150 руб. (10 руб. x 15 л.);
- за технические услуги - 150 руб.
Нотариус выдал представителю предприятия справку, в которой написал: "Взыскано по тарифу 350 руб., за технические работы - 150 руб.". Подотчетное лицо представило в бухгалтерию авансовый отчет, к которому приложило справку нотариуса, и вернуло в кассу неиспользованный остаток аванса.
Бухгалтер предприятия сделал проводки:
Дебет 71 Кредит 50
- 1000 руб. - выдано из кассы на оплату услуг нотариуса;
Дебет 68, субсчет "Госпошлина", Кредит 71
- 350 руб. - оплачены услуги нотариуса по тарифу;
Дебет 26 Кредит 68
- 350 руб. - услуги нотариуса по тарифу отнесены на общехозяйственные расходы;
Дебет 26 Кредит 71
- 150 руб. - технические работы нотариуса отнесены на общехозяйственные расходы;
Дебет 50 Кредит 71
- 500 руб. (1000 - 350 - 150) - возвращен в кассу остаток денежных средств по авансовому отчету.
В налоговом учете бухгалтер вправе учесть затраты в сумме 350 руб. как нотариальные расходы и в сумме 150 руб. - как оплату услуг технического характера, оказанных нотариусом.
Если частный нотариус взыскивает за нотариальные действия суммы, превышающие государственные тарифы, то суммы, соответствующие государственному тарифу, учитывают в расходах. Суммы превышения в налоговом учете не учитываются, а в бухгалтерском учете их следует отнести на прочие расходы. В этом случае образуется постоянная положительная разница.
Постоянные положительные разницы увеличивают бухгалтерскую прибыль до налогооблагаемой прибыли, формируя постоянное налоговое обязательство (ПНО). При возникновении постоянной положительной разницы налог на прибыль доначисляют.
Пример. Предприятию понадобилось сделать нотариально заверенную копию устава для получения лицензии, и оно обратилось к частному нотариусу. Всего нотариусу пришлось ксерокопировать 15 листов устава, прошивать их и удостоверять их подлинность. Для оплаты услуг нотариуса подотчетному лицу выданы из кассы денежные средства в сумме 1000 руб.
Допустим, что частный нотариус завысил величину государственного тарифа.
За свои действия нотариус взыскал:
- за свидетельствование верности копий документов, а также выписок из документов - 500 руб. (вместо 150 руб. (10 руб. x 15 л.));
- за технические услуги - 250 руб.
Нотариус выдал представителю предприятия справку, в которой написал: "Взыскано за нотариальные действия 500 руб., за технические работы - 250 руб.". Подотчетное лицо представило в бухгалтерию авансовый отчет, к которому приложило справку нотариуса, и вернуло в кассу неиспользованный остаток аванса.
Бухгалтер предприятия сверил взысканную нотариусом сумму с установленными государственными тарифами и сделал проводки:
Дебет 71 Кредит 50
- 1000 руб. - выдано из кассы на оплату услуг нотариуса;
Дебет 68, субсчет "Госпошлина", Кредит 71
- 150 руб. - оплачены услуги нотариуса по тарифу;
Дебет 26 Кредит 68
- 150 руб. - услуги нотариуса по тарифу отнесены на общехозяйственные расходы;
Дебет 26 Кредит 71
- 250 руб. - технические работы нотариуса отнесены на общехозяйственные расходы.
Эти две суммы (150 руб. и 250 руб.) предприятие вправе учесть при налогообложении прибыли.
Дебет 91 Кредит 71
- 350 руб. (500 - 150) - расходы на оплату нотариального заверения копии устава, превышающие величину государственного тарифа, отнесены на прочие расходы, не учитываемые при налогообложении прибыли.
Эта сумма представляет собой постоянную положительную разницу, с которой следует начислить налог на прибыль:
Дебет 99, субсчет "Постоянное налоговое обязательство", Кредит 68
- 70 руб. (350 руб. x 20%) - начислено постоянное налоговое обязательство с постоянной положительной разницы;
Дебет 50 Кредит 71
- 350 руб. (1000 - 500 - 250) - возвращен в кассу остаток денежных средств по авансовому отчету.
В налоговом учете бухгалтер вправе учесть затраты в сумме 150 руб. как нотариальные расходы и в сумме 250 руб. - как оплату услуг технического характера, оказанных нотариусом.
Внимание! Чтобы доказать факт оплаты в наличной форме, кассовый чек или бланк строгой отчетности не потребуется. Ведь нотариусы не подпадают под действие Закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ о применении ККТ.
Если обязательное нотариальное оформление не требуется
В ст. 264 НК РФ нет условия о том, что расходы принимаются, если нотариальное оформление носит обязательный характер. Иными словами, в затраты можно включить оплату услуг нотариуса, даже если организация заверяет документы добровольно. Необходимо лишь разъяснить экономическую обоснованность таких расходов. Например, если такое требование предъявляется партнерами по бизнесу или государственными службами.
Хорошо, если такое требование будет отражено в договоре с партнером, письме, направленном в ваш адрес, документах государственных служб.
Расходы на гарантийный ремонт
Многие фирмы дают гарантию на товары, которые они продают (например, бытовую технику). Если в ходе эксплуатации товар выходит из строя, то фирма обязуется бесплатно его отремонтировать. Затраты по такому ремонту в бухгалтерском учете записывают в составе расходов по обычным видам деятельности, в налоговом учете - в составе прочих расходов.
Единовременное списание крупных расходов по гарантийному ремонту может привести к резкому увеличению себестоимости и даже стать причиной убытка. Для равномерного включения таких расходов в затраты вы обязаны создать резерв на гарантийный ремонт и обслуживание в бухгалтерском учете. Создавать резерв или нет в налоговом учете - ваша фирма решает сама и отражает решение о его формировании в учетной политике.
Создайте резерв, если фирма тратит большие суммы на ремонт в конце года. Распределяя затраты постепенно, фирма сможет избежать увеличения себестоимости в том периоде, когда будет проведен ремонт.
Кроме того, резерв позволит фирме снизить авансовые платежи по налогу на прибыль. Ведь затраты на ремонт будут уменьшать налогооблагаемую базу уже с начала года (когда расходов на ремонт еще нет). Если в течение года вы будете включать в расходы суммы, превышающие реальные затраты, разницу между ними и резервом нужно будет приплюсовать к доходам в конце года (ст. 267 НК РФ).
Если вы планируете ремонт в начале года или предполагаете, что расходы на него будут больше, чем резерв, создание резерва невыгодно с точки зрения налоговых последствий. Порядок резервирования средств должен быть предусмотрен в налоговой и бухгалтерской учетной политике.
Создание такого резерва в бухучете регламентировано правилами ПБУ 8/2010. Сумма резерва в бухгалтерском учете отражается в составе расходов от обычных видов деятельности. В налоговом учете резерв отражают в составе прочих расходов, создают на основании специальных расчетов и экспертных оценок. Фактические затраты на гарантийный ремонт списывают за счет созданного резерва. Сумму неиспользованного резерва относят на прочие доходы. Резерв формируют в порядке, который установлен ст. 267 НК РФ.
Чтобы рассчитать сумму отчислений в резерв, определите долю затрат на гарантийный ремонт в сумме выручки, полученной за три предыдущих года. Этот показатель утверждается в учетной политике для целей налогообложения. Его можно рассчитать так:
┌──────────────┐ ┌───────────────────────┐ ┌──────────────────────┐
│ │ │ │ │ Выручка от реализации│
│ Доля затрат │ │ Расходы на гарантийный│ │ товаров, по которым │
│на гарантийный│ = │ ремонт за три │ : │ предоставляется │