Премирование (поощрение) отличившихся работников вне систем оплаты труда. 16 страница

Некоторые расходы на НИОКР можно принять к учету с применением коэффициента 1,5. Их Перечень установлен Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2008 г. N 988. При наличии таких расходов нужно представлять в налоговую инспекцию отчет о выполненных исследованиях (разработках), в отношении которого инспекция может назначить экспертизу. По мнению Минфина, отчет должен соответствовать общим требованиям, установленным национальным стандартом к структуре оформления научных и технических отчетов (Письмо от 7 августа 2013 г. N 03-03-10/31889). Этот отчет представляется вместе с декларацией за год, в котором завершены НИОКР.

Если отчет не будет сдан в инспекцию, то соответствующие расходы учитываются в составе прочих расходов в размере фактических затрат.

Перечень, утвержденный Постановлением N 988, включает научные исследования и опытно-конструкторские разработки в шести сферах научной деятельности. Приведем их укрупненно.

I. Индустрия наносистем.

1. Компьютерное моделирование наноматериалов, наноустройств и нанотехнологий.

2. Нано-, био-, информационные, когнитивные технологии.

3. Технологии диагностики наноматериалов и наноустройств.

4. Технологии наноустройств и микросистемной техники.

5. Технологии получения и обработки конструкционных наноматериалов.

6. Технологии получения и обработки функциональных наноматериалов.

II. Информационно-телекоммуникационные системы.

1. Технологии доступа к широкополосным мультимедийным услугам.

2. Технологии информационных, управляющих, навигационных систем.

3. Технологии создания электронной компонентной базы и энергоэффективных световых устройств.

4. Технологии и программное обеспечение распределенных и высокопроизводительных вычислительных систем.

III. Науки о жизни.

1. Биокаталитические, биосинтетические и биосенсорные технологии.

2. Геномные, протеомные и постгеномные технологии.

3. Клеточные технологии.

4. Технологии биоинженерии.

5. Биомедицинские и ветеринарные технологии.

6. Технологии снижения потерь от социально значимых заболеваний.

IV. Рациональное природопользование.

1. Технологии мониторинга и прогнозирования состояния окружающей среды, предотвращения и ликвидации ее загрязнений.

2. Технологии поиска, разведки, разработки месторождений полезных ископаемых и их добычи.

3. Технологии предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

V. Транспортные и космические системы.

1. Технологии создания высокоскоростных транспортных средств и интеллектуальных систем управления новыми видами транспорта.

2. Технологии создания ракетно-космической и транспортной техники нового поколения.

VI. Энергоэффективность, энергосбережение, ядерная энергетика.

1. Базовые технологии силовой электротехники.

2. Технологии новых и возобновляемых источников энергии, включая водородную энергетику.

3. Технологии энергоэффективного производства и преобразования энергии на органическом топливе.

4. Технологии создания энергосберегающих систем транспортировки, распределения и использования энергии.

5. Технологии атомной энергетики, ядерного топливного цикла, безопасного обращения с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом.

Если в результате произведенных расходов на НИОКР фирма получает исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, то эти права признаются нематериальными активами. Они по выбору организации подлежат амортизации либо учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в течение двух лет. Свой выбор нужно отразить в учетной политике для целей налогообложения. При этом суммы расходов на НИОКР, ранее включенные в состав прочих расходов, не включаются в первоначальную стоимость нематериального актива.

В случае когда в результате НИОКР возникают НМА, расходы на которые признаются в размере фактических затрат с применением коэффициента 1,5, для подтверждения права на повышающий коэффициент налогоплательщик также должен представить в налоговый орган одновременно с декларацией по налогу на прибыль по итогам налогового периода, в котором НИОКР (отдельные этапы работ) завершены, отчет о выполненных НИОКР.

Однако, чтобы признать НМА, кроме способности приносить экономическую выгоду, нужна их госрегистрация (ст. 1232 ГК РФ). Если период, в котором завершены НИОКР, не совпадает с налоговым периодом, в котором налогоплательщик получает исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, отчет можно представить в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией по итогам налогового периода, в котором налогоплательщик принял решение, как учитывать понесенные расходы: формировать первоначальную стоимость НМА и списывать ее через амортизацию либо учитывать в составе прочих расходов в течение двух лет. Это период госрегистрации НМА. Это вполне логично, так как только после регистрации права на НМА расходы, понесенные на его создание (учтенные с повышающим коэффициентом 1,5), будут списываться и учитываться в налоговой базе по налогу на прибыль.

Согласно ст. 1232 Гражданского кодекса исключительное право на результат интеллектуальной деятельности признается и охраняется при условии его государственной регистрации. Поэтому признание нематериального актива в налоговом учете или начало включения суммы расходов на НИОКР в состав прочих расходов в течение установленного срока осуществляется на дату государственной регистрации результата интеллектуальной деятельности (Письмо Минфина России от 23 марта 2015 г. N 03-03-10/15777).

В налоговом учете можно создать резерв расходов на НИОКР (ст. 267.2 НК РФ). Такой резерв создается по решению организации, которое должно быть отражено в учетной политике.

Резерв расходов на НИОКР создается на основании разработанных и утвержденных в организации программ проведения НИОКР. Резерв для реализации такой программы может создаваться на срок, на который запланировано проведение НИОКР, но не более двух лет. Срок создания резерва также нужно выбрать самостоятельно и закрепить в учетной политике.

Размер создаваемого резерва не может превышать планируемые расходы на реализацию утвержденной в организации программы НИОКР. При этом смета на реализацию программы проведения НИОКР может включать только те затраты, которые входят в перечень расходов на НИОКР по Налоговому кодексу.

Предельный размер отчислений в резервы не может превышать сумму, определяемую по формуле:

N = I x 0,03 - S,

где N - предельный размер отчислений в резервы;

I - доходы от реализации отчетного (налогового) периода, определяемые в соответствии со ст. 249 Налогового кодекса;

S - отчисления на формирование фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности.

Отчисления в резерв включаются в состав прочих расходов по состоянию на последнее число отчетного (налогового) периода. Расходы на НИОКР производятся за счет резерва.

Если сумма созданного резерва оказалась меньше суммы фактических расходов на проведение программ НИОКР, разница между этими суммами учитывается как расходы на НИОКР.

Сумму резерва, не полностью использованную в течение срока его создания, включают во внереализационные доходы того периода, в котором были произведены соответствующие отчисления в резерв.

Расходы на охрану

Охрану можно нанять или создать собственное охранное подразделение. Какой из этих способов выгоднее?

Создавая подразделение собственной охраны, в первую очередь определите, для чего она вам нужна. Так, если вам нужна охрана для организации пропускной системы посетителей, то создавать для этого специальную службу вовсе не обязательно. В этом случае достаточно создать административно-хозяйственный отдел (АХО), а охранников оформить как вахтеров. Это позволит избежать лишних трудностей с оформлением охранного подразделения, да и расходы по содержанию АХО уменьшают налогооблагаемую прибыль фирмы в обычном порядке.

С настоящим же охранным подразделением все гораздо сложнее. Дело в том, что для осуществления охранной деятельности нужно иметь лицензию МВД России (ст. 11 Закона РФ от 11 марта 1992 г. N 2487-1). А к организациям, занимающимся охранной деятельностью, Положение о лицензировании частной охранной деятельности (утв. Постановлением Правительства РФ от 23 июня 2011 г. N 498) предъявляет очень высокие требования. Поэтому фирмы, занимающиеся другими видами деятельности, организовать собственное охранное подразделение не могут. Таким фирмам, чтобы получить лицензию, придется создавать дочернюю организацию, основным видом деятельности которой будет оказание охранных услуг.

Помимо лицензии, охранная фирма должна иметь свой устав. В нем нужно указать, для чего создана такая фирма. Устав обязательно нужно согласовать с местным отделом внутренних дел. Кроме того, чтобы приобрести оружие для охраны, фирма должна получить специальное разрешение.

Фирме, осуществляющей охранную деятельность, нужно застраховать охранников на случай гибели, получения увечья или иного повреждения здоровья, связанного с осуществлением профессиональной деятельности (ст. 19 Закона РФ от 11 марта 1992 г. N 2487-1). Если фирма этого не сделает, ее могут лишить лицензии. Расходы по страхованию сотрудников уменьшают налогооблагаемую прибыль фирмы.

Очевидно, что создание собственной охраны многим фирмам невыгодно. Поэтому есть еще один вариант решения этой проблемы - нанять охрану.

Если вы решили воспользоваться услугами охранного агентства, то в первую очередь вам нужно заключить с ним договор. Агентство должно иметь соответствующую лицензию. В договоре обязательно нужно указать номер лицензии и дату ее выдачи охранному агентству (ст. 9 Закона РФ от 11 марта 1992 г. N 2487-1).

Услуги охранных агентств, конечно, стоят дорого и небольшой фирме могут оказаться не по карману. С другой стороны, это избавляет фирму от множества трудностей, связанных с созданием охранной организации (получение лицензий и др.).

Кроме того, расходы по оплате услуг охранных агентств можно включить в состав прочих расходов и на их сумму уменьшить налогооблагаемую прибыль (пп. 6 п. 1 ст. 264 НК РФ). Однако для этого у фирмы должны быть подтверждающие документы, а именно: письменный отчет охранного агентства о результатах проделанной работы и акт о выполненных работах, подписанный руководителями охранного агентства и вашей фирмы.

Кстати, налоговики при проверках обращают внимание на то, чтобы в договоре с охранным агентством был указан фактический адрес охраняемой территории (если это офис вашей фирмы, то его фактический адрес), а также точные размеры охраняемой территории. В противном случае налоговики посчитают эти расходы экономически необоснованными и, как следствие, доначислят налог на прибыль.

Еще один вопрос, который возникает у бухгалтера: можно ли уменьшить налогооблагаемую прибыль на расходы по охране арендованного имущества?

В принципе в НК РФ не сказано, затраты на охрану какого имущества (собственного или арендованного) уменьшают налогооблагаемую прибыль. Поэтому, по нашему мнению, затраты на оплату услуг по охране арендованного имущества фирма также может включить в состав расходов при расчете налога на прибыль. Чтобы полностью исключить претензии налоговиков, советуем вам включить в договор аренды пункт, в котором говорится, что одной из обязанностей арендатора является охрана арендуемого объекта. А впрочем охраняется не столько сам предмет аренды, сколько ваша деятельность на арендованных площадях.

Расходы на ГСМ

В состав прочих расходов включают затраты на покупку бензина для служебного транспорта общехозяйственного назначения. Причем, по мнению налоговиков, такие расходы нужно учитывать только в пределах норм.

В отношении автомобилей, для которых нормы расхода топлива и смазочных материалов не утверждены, Минфин России рекомендует налогоплательщику при определении норм расхода топлива руководствоваться соответствующей технической документацией и (или) информацией, предоставляемой изготовителем автомобиля (Письмо от 3 июня 2013 г. N 03-03-06/1/20097).

Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте утверждены Распоряжением Минтранса России от 14 марта 2008 г. N АМ-23-р (с изм. от 14 июля 2015 г. N НА-80-р). В данном документе приведены базовые значения расхода топлива, масла и смазок для разных марок отечественных и зарубежных легковых автомобилей, грузовиков и автобусов.

Эти величины нужно корректировать на специальные коэффициенты в зависимости от сезона, местности, массы груза. Полученные значения Минтранс России предлагает использовать в том числе для "расчетов по налогообложению предприятий".

Однако у бухгалтера есть причины так не поступать. Ведь НК РФ не дает права Минтрансу России утверждать лимиты расходов ГСМ для расчета налогов. В НК РФ вообще нет ни слова о том, что затраты на топливо нормируются. Кроме того, Методические рекомендации Минтранса России нельзя считать официальным документом: он не был официально опубликован и не был зарегистрирован в Минюсте России.

Итак, вы можете уменьшать налогооблагаемую прибыль на сумму фактических затрат на ГСМ, даже если они выше установленных Минтрансом лимитов. Несмотря на это, инспекторы наверняка возьмут на вооружение минтрансовские Нормы при проверке обоснованности расходов. Позиция арбитражных судов в данном вопросе однозначна - это неправомерно. Это подтвердил и ВАС РФ Определением от 9 июля 2012 г. N ВАС-8327/12.

Как учесть расходы на ГСМ, покажет пример.

Пример. ООО "Сусанин" оказывает транспортные услуги.

По договору перевозки фирма должна перевезти стройматериалы со склада из Серпухова в Москву. Водителю фирмы из кассы под отчет было выдано 1400 руб. для заправки автомашины бензином. Кроме того, водитель получил путевой лист. В конце дня водитель представил в бухгалтерию авансовый отчет о покупке 50 литров бензина. Стоимость 1 литра - 28 руб. К отчету приложены чеки ККТ на сумму 1400 руб.

В путевом листе водитель указал пункты назначения, время выезда и возвращения, пробег автомобиля и фактический расход бензина, равный 45 литрам.

Все поездки осуществлялись для перевозки материалов по заключенному фирмой договору.

Бухгалтер должен сделать такие проводки:

Дебет 71 Кредит 50

- 1400 руб. - выданы под отчет водителю деньги на бензин;

Дебет 10 Кредит 71

- 1400 руб. - водителем представлен авансовый отчет по купленному бензину;

Дебет 20 Кредит 10

- 1260 руб. - списано 45 литров бензина в расходы на основании путевого листа.

На всю стоимость фактически израсходованного бензина можно уменьшить доходы фирмы при расчете налога на прибыль.

Чтобы у проверяющих было меньше оснований для претензий, можно утвердить приказом руководителя фирмы собственные нормы расхода топлива. При этом можно предусмотреть, что в отдельных случаях эти нормы могут быть увеличены (например, в зимнее время, для городских поездок в часы пик или из-за изношенности двигателя автомобиля).

Несмотря на то что минтрансовские нормативы не обязательно применять для расчета налога на прибыль, их можно использовать для других целей. Например, они могут понадобиться для планирования будущих расходов фирмы или для расчетов с водителями.

Внимание! Глава 25 НК РФ не предусматривает нормирование расхода ГСМ, более того, не содержит и отсылок к нормам. Вместе с тем спорные суммы расходов должны учитываться при исчислении налога на прибыль в полном размере с учетом п. 1 ст. 252 НК РФ. В арбитражном споре экономическое обоснование произведенных расходов должен представить налогоплательщик (п. 1 ст. 65 АПК РФ).

Обеспечение нормальных условий труда

и мер по технике безопасности

Трудовое законодательство в целях охраны труда возлагает на работодателя обеспечение санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников (ч. 2 ст. 22, ч. 2 ст. 212, ч. 1 ст. 223 ТК РФ). Такие обязательства могут включаться в коллективный договор (ст. 41 ТК РФ).

Финансирование мероприятий по улучшению условий

и охраны труда

Статьей 226 Трудового кодекса предусмотрено, что финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,2% (без установления верхней границы) суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).

Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 1 марта 2012 г. N 181н.

В целях гл. 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ налогоплательщики вправе учитывать все расходы при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций при соответствии критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ, и при условии, что такие расходы не поименованы в ст. 270 НК РФ.

В Перечне есть пункты, содержащие мероприятия по улучшению условий и охраны труда, учет затрат на которые при налогообложении прибыли не вызывает возражений со стороны налоговиков.

В частности, это п. 26, где предписано при оборудовании по установленным нормам помещения для оказания медицинской помощи и (или) создании санитарных постов оснащать их аптечками, укомплектованными набором лекарственных средств и препаратов для оказания первой помощи. Затраты организации по комплектации таких аптечек могут быть включены в состав расходов, учитываемых при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, на основании пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ (Письмо Минфина России от 3 октября 2012 г. N 03-03-06/2/112).

Обоснованными считают также затраты на приобретение кондиционеров и обогревателей в целях обеспечения нормальных условий труда (п. 15 Перечня).

В Перечне есть также п. 32, в котором приведены мероприятия, направленные на развитие физической культуры и спорта в трудовых коллективах:

- компенсация работникам оплаты занятий спортом в клубах и секциях;

- организация и проведение физкультурных и спортивных мероприятий, в том числе мероприятий по внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО), включая оплату труда методистов и тренеров, привлекаемых к выполнению указанных мероприятий;

- организация и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий (производственной гимнастики, лечебной физической культуры (ЛФК) с работниками, которым по рекомендации лечащего врача и на основании результатов медицинских осмотров показаны занятия ЛФК), включая оплату труда методистов, тренеров, врачей-специалистов, привлекаемых к выполнению указанных мероприятий;

- приобретение, содержание и обновление спортивного инвентаря;

- устройство новых и (или) реконструкция имеющихся помещений и площадок для занятий спортом;

- создание и развитие физкультурно-спортивных клубов, организованных в целях массового привлечения граждан к занятиям физической культурой и спортом по месту работы.

Эти мероприятия в расходах учитывать не разрешается (Письмо Минфина России от 8 февраля 2016 г. N 03-03-06/1/6140). В п. 29 ст. 270 НК РФ сказано, что к расходам, не принимаемым в целях налогообложения прибыли, отнесены оплата работодателем занятий в спортивных секциях, кружках или клубах, посещений культурно-зрелищных или физкультурных (спортивных) мероприятий, оплата товаров для личного потребления работников, а также другие аналогичные расходы, произведенные в пользу работников. И ключевыми словами здесь являются слова "для личного потребления работников". То есть никакой производственной необходимостью и улучшением условий труда указанные расходы обосновать не получится.

Расходы на медосмотры

Медицинский осмотр - комплекс медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития (ст. 46 Закона N 323-ФЗ). Проводить медицинские осмотры сотрудников - обязанность работодателя (абз. 12 ч. 2 ст. 212 ТК РФ).

Они бывают:

- предварительные. Проводятся при поступлении сотрудника на работу. Цель - определить, соответствует ли состояние здоровья работника поручаемой ему трудовой функции;

- периодические. Проводятся с установленной периодичностью. Цель - наблюдение за состоянием здоровья работников, выявления начальных форм профессиональных заболеваний, признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, выявление медицинских противопоказаний;

- предсменные, предрейсовые. Проводятся перед началом смены, рейса. Цель - выявление признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовой функции;

- послесменные, послерейсовые. Проводятся по окончании смены, рейса. Цель - выявление признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, острого профессионального заболевания или отравления, признаков опьянения и принятие соответствующих мер;

- внеочередные. Проводятся в отношении конкретных работников в соответствии с медицинскими рекомендациями (на основании заключительного акта очередного медицинского осмотра). Цель - выявление признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, заболеваний на ранней стадии, медицинских противопоказаний к осуществлению трудовой функции, предупреждение несчастных случаев на производстве.

При проведении медицинских осмотров следует руководствоваться Приказом Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. N 302н.

Работники, занятые в отдельных видах деятельности, связанных с источниками повышенной опасности, не реже одного раза в пять лет проходят обязательное психиатрическое освидетельствование (ст. 213 ТК РФ).

Медицинский осмотр обязаны проходить:

- работники, которым еще не исполнилось 18 лет (ст. ст. 69, 266 ТК РФ);

- работники, занятые на работах с вредными и опасными условиями труда (ст. 213 ТК РФ, Приказ N 302н);

- работники пищевой промышленности, торговли и общепита (ст. 213 ТК РФ);

- сотрудники лечебно-профилактических и детских заведений (ст. 213 ТК РФ);

- работники водопроводных сооружений (ст. 213 ТК РФ);

- работники ведомственной охраны (ст. 213 ТК РФ);

- работники автотранспорта, железнодорожного транспорта, авиации (ст. 213 ТК РФ);

- работники спорта (ст. 213 ТК РФ);

- работающие вахтовым методом (ст. 298 ТК РФ);

- работники Крайнего Севера и приравненных к нему областей при переезде из других местностей (ст. 324 ТК РФ);

- работники, занятые на подземных работах (ст. 330.3 ТК РФ).

Приказом Минздравсоцразвития России от 27 апреля 2012 г. N 417н утвержден Перечень заболеваний, связанных с воздействием вредных и опасных производственных факторов:

- заболевания, связанные с воздействием производственных химических факторов (острые отравления, последствия острых отравлений, хронические интоксикации);

- заболевания, связанные с воздействием производственных физических факторов, и их последствия;

- заболевания, связанные с воздействием производственных биологических факторов;

- заболевания, связанные с физическими перегрузками и функциональным перенапряжением отдельных систем и органов.

Частота проведения периодических осмотров зависит от типа вредных и (или) опасных производственных факторов, воздействующих на работника, или вида выполняемых работ (см. Приложения 1 и 2 к Приказу N 302н). Работники в возрасте до 21 года проходят периодические осмотры ежегодно.

В Приложении N 2 к Приказу N 302н дан Перечень работ, при выполнении которых обязательны медицинские осмотры (см. таблицу на следующей странице):

В Приложении N 1 к Приказу N 302н содержится Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, при наличии которых проводятся медосмотры. Определить, воздействуют ли на работника на конкретном рабочем месте вредные или опасные производственные факторы и какие именно, позволяет спецоценка условий труда. В отчете о ее проведении отражается и необходимость проведения предварительных и периодических медосмотров.

Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов утвержден Приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. N 33н. Приведем их группы (их пять) и укажем основные виды.

Группа факторов Вид
Химические факторы Химические вещества и смеси, измеряемые в воздухе рабочей зоны и на кожных покровах человека, в том числе биологической природы (антибиотики, витамины, гормоны, ферменты, белковые препараты), которые получают химическим синтезом или содержание которых контролируют методом химического анализа
Биологические факторы Микроорганизмы-продуценты, живые клетки и споры, патогенные микроорганизмы - возбудители инфекционных, эпидемических заболеваний и оппортунистических инфекций
Физические факторы Микроклимат (температура, относительная влажность и скорость движения воздуха), виброакустика (шум, инфразвук, ультразвук, общая и локальная вибрация); световая среда (освещенность при искусственном освещении, блесткость); неионизирующие излучения (переменное и постоянное электромагнитное поле, электростатическое поле, ультрафиолетовое и лазерное излучение), ионизирующие излучения (радиоактивное загрязнение, рентгеновское, гамма- и нейтронное излучение)
Тяжесть трудового процесса Масса поднимаемого и перемещаемого вручную груза, физическая динамическая и статическая нагрузка, рабочая поза и стереотипные движения, наклоны корпуса и перемещение в пространстве
Напряженность трудового процесса Плотность световых, звуковых сигналов, сообщений в единицу времени, число объектов одновременного наблюдения, слуховые нагрузки и активное наблюдение за ходом производственного процесса (для диспетчеров и операторов, рабочих конвейера, водителей); работа с оптическими приборами и с нагрузками на голосовой аппарат
Наименование и виды работ, профессий Периодичность
Высотные, верхолазные работы, обслуживание подъемных сооружений 1 раз в год
Обслуживание электроустановок с напряжением 42 В и выше переменного тока, 110 В и выше постоянного тока, монтажные, наладочные работы, испытания измерения в электроустановках 1 раз в 2 года
Валка, сплав, транспортировка, обработка, охрана лесов 1 раз в 2 года
Работы в условиях удаления от медицинских учреждений (в нефтяной и газовой промышленности по районам Крайнего Севера, на гидрометеостанциях, сооружениях связи в заполярных районах и др.) 1 раз в год
Работы во взрыво- и пожароопасных производствах 1 раз в год
Работы, связанные с ношением и применением оружия (охрана, спецсвязь, инкассация и др.) 1 раз в год
Работы, выполняемые газоспасательными, военизированными горными и горноспасательными службами, пожарной охраной 1 раз в год
Работы аварийно-спасательных служб по предупреждению ситуаций природного и техногенного характера 1 раз в год
Работы на механическом оборудовании с открытыми движущимися элементами (токарных, фрезерных станках, штамповочных прессах и др.) 1 раз в 2 года
Подводные работы в газовой среде в условиях нормального давления 1 раз в 2 года
Подземные работы 1 раз в год
Работы в пищевой промышленности, молочных и раздаточных пунктах, на базах и складах продовольственных товаров 1 раз в год
Работы в организациях общественного питания, торговли, буфетах, на пищеблоках, в том числе на транспорте 1 раз в год
Работы медицинского персонала лечебно-профилактических учреждений, а также родильных домов, детских больниц, поликлиник, отделений патологии новорожденных, недоношенных 1 раз в год
Работы в образовательных организациях всех типов и видов, детских спортивных секциях, творческих, досуговых организациях и т.п. 1 раз в год
Работы в детских и подростковых сезонных оздоровительных лагерях 1 раз в год
Работы в детских садах, домах ребенка, детских домах, интернатах, оздоровительных образовательных организациях, в том числе санаторного типа, детских санаториях, круглогодичных лагерях отдыха, социальных приютах и домах престарелых 1 раз в год
Бытовое обслуживание (банщики, работники душевых, парикмахерских) 1 раз в год
Работы в бассейнах, водолечебницах 1 раз в год
Работы в гостиницах, общежитиях, пассажирских вагонах (проводники), воздушных судах (стюарды) 1 раз в год
Изготовление, расфасовка и реализация лекарственных средств в организациях медицинской промышленности и аптечной сети 1 раз в год
Работы на водопроводных сооружениях по их обслуживанию и подготовке воды 1 раз в год
Переработка молока и изготовление молочных продуктов 1 раз в год
Управление наземными транспортными средствами (для водителей всех категорий, водителей городского наземного транспорта, автомобилей и автоколясок для инвалидов) 1 раз в 2 года

Наши рекомендации