Премирование (поощрение) отличившихся работников вне систем оплаты труда. 5 страница
Таким исключением может быть случай оформления договора между телефонным узлом и предприятием, арендующим помещение на определенный срок. Тогда на такой же срок будет заключен и договор (п. 99 Правил оказания услуг телефонной связи, утв. Постановлением Правительства РФ от 9 декабря 2014 г. N 1342).
Обобщая сказанное выше, можно предложить два способа отражения затрат на подключение нового телефона (Письмо УФНС России по г. Москве от 30 ноября 2006 г. N 20-12/105031.1).
Способ 1
Если подключение к местной телефонной сети с предоставлением нового телефонного номера произошло после подписания акта о вводе новой кабельной линии в эксплуатацию, затраты на подключение можно учесть в составе затрат на строительство линии. Это правило применимо как в бухгалтерском, так и в налоговом учете (п. 8 ПБУ 6/01, п. 1 ст. 257 НК РФ).
Способ 2
Подключение телефона может не требовать монтажных работ, которые оплачиваются отдельно. Тогда стоимость услуги по предоставлению номера спишите единовременно - как прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией (пп. 25 п. 1 ст. 264, пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ).
Пример. В январе ООО "Берег" заключило с телефонным узлом договор об оказании услуг телефонной связи сроком на один год. За подключение к местной телефонной сети предприятие уплатило 59 000 руб. (в т.ч. НДС - 9000 руб.).
В бухгалтерском учете "Берега" были сделаны записи:
Дебет 26 Кредит 60
- 50 000 руб. (59 000 - 9000) - отражена стоимость подключения к телефонной сети;
Дебет 19 Кредит 60
- 9000 руб. - отражен НДС;
Дебет 68, субсчет "Расчеты по НДС", Кредит 19
- 9000 руб. - НДС принят к вычету;
Дебет 60 Кредит 51
- 59 000 руб. - оплачены услуги телефонного узла по подключению к телефонной сети.
В налоговом учете "Берега" затраты на телефонные услуги учтены в той же сумме - 50 000 руб.
Мобильные телефоны
Есть три варианта использования мобильных телефонов сотрудников фирмы. Фирма может:
- купить мобильный телефон в магазине сотовой связи;
- арендовать телефонный аппарат, принадлежащий сотруднику;
- назначить сотруднику компенсацию за использование личного имущества в служебных целях.
Вы можете выбрать любой из этих вариантов.
Если фирма покупает мобильный телефон, то его нужно принять к учету (оприходовать). При покупке мобильного телефона обычно оплачиваются:
- стоимость телефонного аппарата;
- расходы, связанные с подключением к оператору сотовой связи.
Очевидно, что срок полезного использования телефонного аппарата - более одного года. Если стоимость такого приобретения более 40 000 руб., значит, в бухгалтерском учете его нужно отнести к основным средствам. На баланс телефон принимается по покупной стоимости за вычетом НДС (п. 8 ПБУ 6/01).
Но сам аппарат будет работать только в том случае, если его подключить к оператору сотовой связи (например, установить в него SIM-карту). Подключить аппарат можно в том же магазине, где вы его приобрели. Стоимость подключения к оператору также включается в первоначальную стоимость аппарата, поскольку эти затраты связаны с доведением объекта основных средств до рабочего состояния.
Основным средством для целей расчета налога на прибыль мобильный телефон, скорее всего, не будет. Как правило, стоимость телефонного аппарата (вместе с подключением) не превышает этой суммы. Поэтому в налоговом учете такие основные средства можно сразу списать как материальные расходы (пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ).
Внимание! С 1 января 2015 г. фирмы получили право определить в учетной политике порядок признания материальных расходов на приобретение инструментов, инвентаря, приборов и другого имущества, не являющегося амортизируемым (пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ). Такие расходы можно будет списать в течение более одного отчетного периода с учетом срока эксплуатации имущества или других обоснованных показателей.
В бухгалтерском учете стоимость объекта, признаваемого основным средством, должна быть выше лимита для признания активов объектами ОС, установленного бухгалтерской учетной политикой. Этот лимит не может превышать 40 000 руб. (п. 5 ПБУ 6/01). Если стоимость аппарата укладывается в оба лимита, ее можно сразу списать в расходы, что позволит избежать применения правил ПБУ 18/02. Ведь в этом случае бухгалтерский и налоговый учет покупки мобильного телефона ничем различаться не будут.
Пример. ООО "Альфа" в августе купило мобильный телефон для своего менеджера по продажам. Стоимость телефонного аппарата составила 5605 руб. (в т.ч. НДС - 855 руб.), стоимость подключения к оператору сотовой связи - 150 руб. (в т.ч. НДС - 23 руб.).
В бухгалтерском учете "Альфы" основные средства стоимостью менее 40 000 руб. учитываются в составе материально-производственных запасов.
В учете бухгалтер "Альфы" сделал такие записи:
Дебет 60 Кредит 51
- 5755 руб. (5605 + 150) - оплачена стоимость мобильного телефона с подключением;
Дебет 10 Кредит 60
- 4877 руб. (5755 - 855 - 23) - отражены затраты на покупку телефонного аппарата;
Дебет 19-3 Кредит 60
- 878 руб. (855 + 23) - учтен НДС по купленному и подключенному телефонному аппарату;
Дебет 44 Кредит 10
- 4877 руб. - списана на затраты стоимость подключенного мобильного телефона;
Дебет 68, субсчет "Расчеты по НДС", Кредит 19-3
- 878 руб. - принят НДС к вычету.
В налоговом учете на расходы по покупке мобильного телефона вместе с подключением можно уменьшить налогооблагаемую прибыль. Если стоимость телефонного аппарата (вместе с подключением) составит более 100 000 руб., то в целях налогообложения аппарат придется учитывать в составе основных средств и начислять по нему амортизацию (п. 1 ст. 256 НК РФ).
Если фирма арендует телефонный аппарат у сотрудника, нужно заключить с работником договор аренды телефона. При этом организация-арендатор должна платить сотруднику арендную плату, предусмотренную договором между сотрудником и фирмой (ст. ст. 606 и 614 ГК РФ).
Сумма арендной платы в бухучете относится на счета учета затрат по тем видам деятельности, для которых арендовано имущество работника. В налоговом учете сумма арендной платы учитывается в составе прочих расходов (пп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Внимание! С арендной платы придется удержать и перечислить в бюджет НДФЛ. Однако страховые взносы на пенсионное, социальное, медицинское страхование и взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний начислять на сумму арендной платы не нужно (ч. 3 ст. 7 Закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ, п. 1 ст. 5 Закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ).
Пример. В марте ООО "Лотос" заключило договор с оператором сотовой связи на подключение мобильного телефона. Стоимость подключения составила 150 руб. (в т.ч. НДС - 23 руб.).
Телефонный аппарат принадлежит сотруднику "Лотоса" Васильеву. Стоимость телефонного аппарата составляет 5630 руб. С сотрудником ООО "Лотос" заключило договор аренды сотового телефонного аппарата. Ежемесячная арендная плата составляет 500 руб.
Бухгалтер "Лотоса" в учете сделал записи:
Дебет 001
- 5630 руб. - учтен на забалансовом счете сотовый телефон, арендованный у сотрудника Васильева;
Дебет 60 Кредит 51
- 150 руб. - оплачены услуги по подключению к оператору сотовой связи;
Дебет 19 Кредит 60
- 23 руб. - учтен НДС за оказанную услугу по подключению к оператору сотовой связи;
Дебет 26 (20, 44) Кредит 60
- 127 руб. (150 - 23) - расходы на подключение телефонного аппарата к оператору сотовой связи списаны на затраты;
Дебет 68, субсчет "Расчеты по НДС", Кредит 19
- 23 руб. - принят НДС к вычету.
В налоговом учете бухгалтер "Лотоса" может уменьшить налогооблагаемую прибыль на сумму затрат по подключению к оператору сотовой связи (127 руб.). В этом же месяце бухгалтер "Лотоса" должен начислить сотруднику Васильеву арендную плату за использование его телефонного аппарата.
В учете это отразится так:
Дебет 26 (44) Кредит 73
- 500 руб. - начислена арендная плата за использование телефонного аппарата сотрудника;
Дебет 73 Кредит 68, субсчет "Расчеты по НДФЛ",
- 65 руб. (500 руб. x 13%) - удержан налог на доходы физических лиц с арендной выплаты сотруднику;
Дебет 73 Кредит 50
- 435 руб. (500 - 65) - арендная плата выплачена сотруднику.
На сумму арендной платы (500 руб.) можно уменьшить налогооблагаемую прибыль за март.
Неотделимые улучшения арендованного имущества
Бывает, что часто в аренду организациям сдаются помещения, которые нуждаются если не в полном переоборудовании, то по меньшей мере в серьезном ремонте. Далеко не всегда арендодатели заинтересованы в восстановлении таких объектов, поэтому бремя расходов обычно ложится на арендаторов.
Как правило, приведение арендованного имущества в порядок носит характер так называемых неотделимых улучшений. Проще говоря, силами арендатора здание или помещение изменяется так, что придать ему первоначальный вид, не разрушив и не повредив объект, невозможно.
Расходы, связанные с неотделимыми улучшениями, не являются текущими. Они носят характер капитальных вложений в виде модернизации, реконструкции и т.п. В бухгалтерском учете арендатора такие затраты приравниваются к объекту основных средств (п. 5 ПБУ 6/01). Но при условии, что эти капиталовложения - его собственность. То есть арендодатель расходы арендатора по реконструкции или модернизации не возмещает (п. 10 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. N 91н).
В налоговом учете неотделимые улучшения арендованного имущества также нужно учитывать в составе амортизируемого имущества (п. 1 ст. 256 НК РФ).
Однако для этого нужно соблюсти одно условие. Эти улучшения должны быть осуществлены только с согласия арендодателя. То есть обязанность арендатора по проведению реконструкции или модернизации должна возлагаться на него в договоре аренды или в дополнительном соглашении к нему.
Стоимость, по которой нужно отразить неотделимые улучшения в составе амортизируемого имущества, складывается из всех затрат, которые с ними связаны. Это расходы на покупку материалов, зарплата рабочих и налоги с нее, услуги сторонних организаций по строительству, доставке, монтажу и так далее (п. 1 ст. 257 НК РФ).
Если арендодатель возмещает затраты арендатора, то право собственности на объекты неотделимых улучшений сразу переходит к нему. Такая операция квалифицируется как выполнение работ для арендодателя (Письмо Минфина России от 13 декабря 2012 г. N 03-03-06/1/651).
Пример. ООО "Ветеран" арендовало здание у ООО "Парус". В мае "Ветеран" с согласия арендодателя реконструировал здание силами подрядчика. Реконструкция обошлась "Ветерану" в 1 722 800 руб. (в т.ч. НДС - 262 800 руб.). Тогда же в мае "Парус" компенсировал затраты арендатора и стал собственником неотделимых улучшений (в договоре аренды прописано, что право собственности на улучшения переходит к арендодателю сразу после оплаты).
Согласно рабочему плану счетов "Ветерана" выбытие основных средств отражается на отдельном субсчете к счету 01 "Выбытие основных средств". Бухгалтер "Ветерана" так отразил эти операции в учете:
Дебет 08-3 Кредит 60
- 1 460 000 руб. (1 722 800 - 262 800) - отражена стоимость работ по реконструкции;
Дебет 19-1 Кредит 60
- 262 800 руб. - учтен НДС;
Дебет 68, субсчет "Расчеты по НДС", Кредит 19-1
- 262 800 руб. - принят к вычету НДС, предъявленный подрядчиком;
Дебет 60 Кредит 51
- 1 460 000 руб. - оплачены работы по реконструкции;
Дебет 01 Кредит 08-3
- 1 460 000 руб. - отражены в составе основных средств неотделимые улучшения;
Дебет 51 Кредит 62
- 1 722 800 руб. - получена компенсация от арендодателя;
Дебет 62 Кредит 91-1
- 1 722 800 руб. - переданы неотделимые улучшения в собственность арендодателя;
Дебет 91-2 Кредит 68, субсчет "Расчеты по НДС",
- 262 800 руб. - начислен НДС;
Дебет 01, субсчет "Выбытие основных средств", Кредит 01
- 1 460 000 руб. - списана первоначальная стоимость неотделимых улучшений;
Дебет 91-2 Кредит 01, субсчет "Выбытие основных средств",
- 1 460 000 руб. - списаны неотделимые улучшения.
В налоговом учете бухгалтер "Ветерана" не начислил амортизацию на стоимость неотделимых улучшений в арендованное имущество. При расчете налога на прибыль он учел доходы от реализации в сумме 1 460 000 руб. и расходы в сумме 1 460 000 руб.
Бухгалтер "Паруса" так отразил эту операцию в бухгалтерском учете:
Дебет 60 Кредит 51
- 1 722 800 руб. - выплачена арендатору компенсация стоимости неотделимых улучшений;
Дебет 08-4 Кредит 60
- 1 460 000 руб. - принята к учету стоимость неотделимых улучшений;
Дебет 19-1 Кредит 60
- 262 800 руб. - учтен НДС по неотделимым улучшениям;
Дебет 01 Кредит 08-3
- 1 460 000 руб. - увеличена стоимость помещения в связи с неотделимыми улучшениями;
Дебет 68 Кредит 19-1
- 262 800 руб. - НДС принят к вычету.
Когда первоначальная стоимость основных средств меняется
В некоторых случаях первоначальная стоимость основных средств может быть изменена (увеличена или уменьшена). В бухгалтерском и налоговом учете такие ситуации могут не совпадать.
Основные различия между бухгалтерским и налоговым учетом в случае изменения первоначальной стоимости основных средств приведены в следующей таблице.
Ситуация, при которой первоначальная стоимость основного средства изменяется | По правилам бухгалтерского учета | По правилам налогового учета |
Модернизация (техническое перевооружение) | Увеличивается (п. 14 ПБУ 6/01) | Увеличивается (п. 2 ст. 257 НК РФ) |
Реконструкция | Увеличивается (п. 14 ПБУ 6/01) | Увеличивается (п. 2 ст. 257 НК РФ) |
Достройка или дооборудование | Увеличивается (п. 14 ПБУ 6/01) | Увеличивается (п. 2 ст. 257 НК РФ) |
Частичная ликвидация | Уменьшается (п. 14 ПБУ 6/01) | Уменьшается (п. 2 ст. 257 НК РФ) |
Дооценка | Увеличивается (п. 14 ПБУ 6/01) | Не меняется (п. 1 ст. 257 НК РФ) |
Уценка | Уменьшается (п. 14 ПБУ 6/01) | Не меняется (п. 1 ст. 257 НК РФ) |
Как реконструкцию превратить в ремонт
Фирме намного выгоднее, чтобы расходы по реконструкции были классифицированы как ремонт. Текущий, средний или капитальный - неважно. Дело в том, что затраты на любой ремонт сразу уменьшают налогооблагаемую прибыль организации. С реконструкцией все иначе. Такие затраты относят на увеличение первоначальной стоимости основного средства. Это значит, что расходы будут уменьшать налогооблагаемую прибыль не единовременно, а в течение длительного периода времени (по мере начисления на основное средство амортизации). Кроме того, пока расходы не списаны, с них придется платить налог на имущество (по объектам недвижимости, а также по тем объектам движимого имущества, которые приняты к учету до 1 января 2013 г.).
НК РФ содержит крайне скупое определение термина "реконструкция", подразумевая под этим переоборудование основного средства на основании проекта, в результате которого должны произойти (ст. 257 НК РФ):
- повышение технико-экономических показателей (производительности или мощности основного средства);
- изменение функционального назначения основного средства (улучшение качества и изменение номенклатуры продукции).
Если же результат проведенных работ иной - речь идет о ремонте. Поэтому любые расходы, связанные с текущим поддержанием оборудования в рабочем состоянии, - расходы на ремонт.
Казалось бы, все просто. Однако расплывчатые формулировки НК РФ позволяют проверяющим на местах действовать более изобретательно. "Нет в Кодексе - посмотрим в других документах", - рассуждают инспекторы.
И действительно, определение термина "реконструкция" есть в документах различных министерств и ведомств - например, в следующих:
- Положении о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений МДС 13-14.2000, утвержденном Постановлением Госстроя СССР от 29 декабря 1973 г. N 279 (далее - Положение N 279);
- Ведомственных строительных нормах (ВСН) N 58-88 (р) "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения", утвержденных Приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23 ноября 1988 г. N 312;
- Письме Минфина СССР от 29 мая 1984 г. N 80 "Об определении понятий нового строительства, расширения, реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий" (далее - Письмо N 80).
В Положении N 279 развернуто характеризуются понятия различных видов ремонта. Согласно ВСН N 58-88 (р) к реконструкции относится возведение надстроек и пристроек. А вот Письмо N 80 гласит, что реконструкция должна обеспечивать, в частности, устранение диспропорций в технологических звеньях, сокращение числа рабочих мест и рост производительности труда, повышение фондоотдачи.
Кроме того, вот какое определение есть в п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ: "Реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов".
Внимание! Градостроительный кодекс (п. 14.2 ст. 1) определяет капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) как замену и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замену и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замену отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов. Так что улучшение показателей конструкций допустимо.
Все эти документы оставляют простор для действий проверяющих: часто под реконструкцией понимаются те работы, которые нельзя признать таковыми по определениям из других документов.
Получается, что бухгалтеру необходимо как следует разобраться в работах, внимательно изучить проектно-сметную и исполнительную документацию. Тогда он сможет принять обоснованное решение о порядке учета произведенных затрат и отстоять свою точку зрения перед инспекторами.
Внимание! Нужно избегать любого упоминания о реконструкции в договоре или первичных документах. В противном случае придется доказывать, что ее фактически не было. В договоре с подрядчиком можно записать, что он производит работы по капитальному ремонту помещения.
Как модернизацию превратить в ремонт
Как и в случае с реконструкцией, оптимальный вариант - представить модернизацию ремонтом. Ведь ремонтные расходы уменьшают налогооблагаемую прибыль сразу и в полном объеме.
Проверенный способ заменить модернизацию ремонтом - оформить поломку основного средства. Об этом может свидетельствовать дефектный акт (он так и называется). Утвержденного бланка для него нет, поэтому вы можете составить его в произвольной форме. Поскольку это внутренний документ, опровергнуть впоследствии факт поломки налоговикам будет чрезвычайно сложно.
Далее под видом ремонта сломавшегося оборудования бухгалтер и проведет в учете модернизацию.
Если улучшением занимается сторонняя фирма, в акте выполненных работ нужно указать как можно меньше информации о характере работ (например, "замена детали"). Тем более что интересы исполнителя от этого не страдают. Ваши затраты удостоверит акт по форме N ОС-3 о приемке-сдаче отремонтированных и модернизированных объектов основных средств. В акте записывают только сумму расхода, без расшифровки.
Пример. Бухгалтер "Паруса" решил представить модернизацию оборудования ремонтом. Был составлен акт, подтверждающий поломку. Отремонтировать оборудование взялась подрядная организация. Стоимость работ - 15 000 руб. (в т.ч. НДС - 2288 руб.).
В учете "Паруса" были сделаны следующие проводки:
Дебет 44 Кредит 60
- 12 712 руб. - отражены затраты на ремонт основных средств;
Дебет 19 Кредит 60
- 2288 руб. - учтен "входной" НДС;
Дебет 68, субсчет "Расчеты по НДС", Кредит 19
- 2288 руб. - НДС принят к вычету (на основании счета-фактуры подрядчика);
Дебет 60 Кредит 51
- 15 000 руб. - оплачена стоимость работ подрядной организации.
Факт ремонта бухгалтер зафиксировал в инвентарной карточке оборудования (форма N ОС-6).
Способы начисления амортизации
Напомним, что в бухгалтерском учете есть четыре способа начисления амортизации основных средств:
- линейный;
- способ уменьшаемого остатка;
- способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;
- способ списания стоимости пропорционально объему выпущенной продукции.
В бухгалтерском учете выбранный метод начисления амортизации менять нельзя, его вы должны применять в течение всего срока службы основного средства. Выбранный метод начисления амортизации должен быть закреплен в бухгалтерской учетной политике.
В налоговом учете существует только два метода амортизации основных средств:
- линейный;
- нелинейный.
Выбранный метод начисления амортизации для целей налогообложения вы должны установить единым в отношении всех объектов амортизируемого имущества.
Внимание! Из этого правила есть исключение: даже если вы выбрали нелинейный метод амортизации, то в отношении некоторых видов основных средств, а также нематериальных активов, которые входят в восьмую - десятую амортизационные группы, вы можете применять только линейный метод.
Выбранный метод начисления амортизации в налоговом учете должен быть закреплен в учетной политике для целей налогообложения. Метод начисления амортизации в налоговом учете можно изменять с начала года (абз. 4 п. 1 ст. 259 НК РФ).
Однако переходить с нелинейного на линейный метод начисления амортизации вы вправе не чаще одного раза в пять лет. Для обратного же перехода такого ограничения не установлено.
Диапазоны для сроков службы приведены в Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы (утв. Постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. N 1).
Чтобы установить срок полезного использования основного средства, нужно определить, к какой амортизационной группе относится объект. Чтобы определить амортизационную группу основного средства, сначала следует поискать его название в Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы. Следует обращать внимание на примечания к названиям ОС - там могут быть исключения или дополнительные пояснения (например, в них расписано, что относится к вычислительной технике).
Пример. Как определить амортизационную группу для персонального компьютера?
В Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утв. Постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. N 1, указано, что ко второй амортизационной группе отнесены:
- техника электронно-вычислительная, включая персональные компьютеры и печатающие устройства к ним;
- серверы различной производительности;
- сетевое оборудование локальных вычислительных сетей;
- системы хранения данных;
- модемы для локальных сетей;
- модемы для магистральных сетей.
Соответственно, персональный компьютер относится ко второй амортизационной группе. Срок полезного использования персонального компьютера устанавливается в интервале от 2 лет и 1 месяца и до 3 лет.
Внимание! По Классификации основных средств, которая изменена Постановлением Правительства РФ от 7 июля 2016 г. N 640 и будет применяться с 1 января 2017 г., компьютеры будут входить в группу с наименованием "Машины офисные прочие", но по-прежнему останутся во второй амортизационной группе.
В пределах срока полезного использования, установленного для амортизационной группы, организация может выбрать любой подходящий ей срок. Например, взять наименьший, чтобы быстрее списать стоимость объекта на расходы.
Часто только Классификации, чтобы определить амортизационную группу основных средств, бывает недостаточно. Причина в том, что в Классификации группы основных средств указываются укрупненно - до уровня класса. Тогда как в хозяйственной деятельности используются конкретные виды основных средств.
Чтобы решить подобную задачу, используют Общероссийский классификатор основных фондов (ОКОФ). В нем содержится перечень основных средств по видам. Нормы амортизации этот документ не определяет. Но он позволяет определить, к какому классу основных средств относится тот или иной вид. И уже после этого, на основании класса основных средств, по Классификации определяется амортизационная группа.
Внимание! До 1 января 2017 г. применяется Общероссийский классификатор основных фондов (ОКОФ) ОК 013-94. С 1 января 2017 г. применяется Общероссийский классификатор основных фондов (ОКОФ) ОК 013-2014 (СНС 2008).
Пример. Как определить, к какой амортизационной группе относятся кондиционеры?
В Классификации конкретно кондиционеры не упомянуты. Находим "Кондиционеры бытовые" в ОКОФ. Этот вид основных средств входит в класс "Приборы бытовые".
В Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, группа основных средств "Приборы бытовые" относится к третьей амортизационной группе. Значит, кондиционер бытовой относится к третьей амортизационной группе (срок полезного использования свыше трех и до пяти лет).
Однако не все виды объектов основных средств можно найти в Классификации и в ОКОФ. Для тех видов основных средств, которые не указаны в этих справочных документах, срок полезного использования устанавливается налогоплательщиком в соответствии с техническими условиями или рекомендациями изготовителей (п. 6 ст. 258 НК РФ).
Рекомендации изготовителя могут содержаться в технической документации к основному средству (паспорте, техническом описании, инструкции по эксплуатации и т.д.). Если и там их нет, то вам лучше обратиться к изготовителю с соответствующим запросом.
Дело в том, что многие инспекторы убеждены: устанавливать срок полезного использования самостоятельно фирма не вправе, поскольку действующее налоговое законодательство такой возможности не предусматривает.
Пример. ООО "Парус" приобрело водяной фильтр стоимостью 105 000 руб. (без учета НДС). В Классификации основных средств срок его полезного использования не указан. По данным, полученным от завода-изготовителя, фильтр можно использовать не более четырех лет. Срок полезного использования фильтра составит 48 месяцев (4 x 12 мес.).
Внимание! По зданиям, сооружениям и передаточным устройствам, которые входят в восьмую, девятую и десятую группы, амортизация в налоговом учете может начисляться только линейным методом.
При использовании линейного метода месячную норму амортизации для каждого объекта основных средств определяют так:
┌───────────┐ ┌─────┐ ┌─────────────────────────────────┐ ┌─────┐
│ Норма │ = │ 1 │ : │ Срок полезного использования │ x │ 100%│
│амортизации│ │ │ │ основного средства (в месяцах) │ │ │