Понятие финансового права. Финансово-кредитная система РБ
Понятие финансового права. Финансово-кредитная система РБ.
Бюджетное устройство и бюджетная система РБ. Понятие и назначение бюджета.
Гос. доходы и их источники. Налоговый кодекс РБ. Налоги и обязательные неналоговые платежи, сборы, пошлины.
Государственные займы.
Понятие финансового права. Финансово-кредитная система РБ
Финансовое право – совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в сфере финансовой деятельности государства по поводу образования, распределения и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов для эффективного функционирования государства и выполнения поставленных перед ним задач.
Финансы как экономическая категория – совокупность денежных отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов для эффективного функционирования государства и выполнения поставленных перед ним задач.
Финансовая деятельность государства – деятельность гос. органов по образованию, распределению и использованию централизованных денежных фондов.
Финансовая система РБ включает:
· бюджетную систему (республиканские и местные бюджеты);
· гос. целевые внебюджетные фонды;
· финансы предприятий различных форм собственности;
· страхование;
· гос. кредит.
2. Бюджетное устройство и бюджетная система РБ. Понятие и назначение бюджета
Бюджетное право – подотрасль финансового права, совокупность правовых норм, устанавливающих структуру бюджетной системы, перечень доходов и расходов бюджета, порядок их распределения между бюджетами, и регламентирующих бюджетный процесс.
Бюджет – основной финансовый план формирования и использования денежных средств для обеспечения функций гос. органов, экономического и социального развития РБ или соответствующих административно-территориальных единиц (областей, районов, городов, поселков городского типа, сельсоветов).
Выделяют: вышестоящие и нижестоящие бюджеты.
Бюджетное устройство – организация бюджетной системы и принципы ее построения.
Бюджетное устройство РБ основывается на принципах:
– единства бюджетной системы;
– полноты, гласности и самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему РБ.
В бюджетную систему РБ, как самостоятельные части, включаются республиканский и местные бюджеты.
Республиканский бюджет обеспечивает финансирование мероприятий, имеющих общереспубликанское значение.
К местных бюджетам относят: областные, районные, городские бюджеты, бюджеты поселков городского типа и сельсоветы.
Местные бюджеты обеспечивают финансирование экономических, социальных, культурных и др. мероприятий, проводимых на соответствующей территории.
Консолидированный бюджет – совокупность бюджетов РБ и (или) ее соответствующих административно-территориальных единиц.
Доходы бюджета каждой административно-территориальной единицы формируются за счет налогов, определяемых законодательством РБ, других обязательных платежей, а также других поступлений в соответствии с законодательством РБ.
Расходы бюджетов определяются программами социально-экономического развития РБ и соответствующей административно-территориальной единицы и осуществляются по направлению и в размерах, установленных законодательством РБ и решением местных советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год.
Бюджетная классификация РБ является систематизированной группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицита республиканского и местных бюджетов гос. целевых бюджетных и внебюджетных фондов, внебюджетных средств бюджетных организаций, основанной на их экономической характеристике и обеспечивающей республиканскую и международную сопоставимость показателей бюджета.
Сбалансированность бюджетов всех административно-территориальных единиц является необходимым условием бюджетно-финансовой политики.
Превышение расходов над доходами – дефицит бюджета.
Предельные размеры дефицита устанавливаются Законом «О бюджете РБ» на очередной финансовый год.
При наличии дефицита бюджета первоочередному финансированию подлежат защищенные статьи бюджета – установленные законодательством статьи текущих расходов экономической классификации расходов, финансируемые в первоочередном порядке и не подлежащие секвестру или блокированию.
Если в процессе исполнения бюджета происходит превышение предельного размера дефицита бюджета или снижение поступлений по доходам бюджета более чем на 10 % от запланированного уровня, то применяется секвестр расходов по незащищенным статьям бюджета или блокирование по отдельным статьям его расходов.
Секвестр – пропорциональное сокращение расходов по незащищенным статьям бюджета.
Блокирование – временная приостановка финансирования по отдельным незащищенным статьям расходов бюджета.
Финансирование дефицита бюджета осуществляется за счет гос. долговых обязательств и местных займов, кредитов НБ РБ и др. источников.
Профицит бюджета – превышение доходов над расходами.
Решение об использовании профицита бюджета принимается Президентом РБ или по его поручению Правительством РБ, местными исполнительными и распорядительными органами в порядке, установленном законодательством РБ.
В целях сбалансированности бюджета необходимо бюджетное регулирование.
Бюджетное регулирование – перераспределение бюджетных ресурсов между вышестоящими и нижестоящими бюджетами в целях достижения их сбалансированности.
В процессе бюджетного регулирования используются два метода:
ü метод процентных отчислений;
ü метод оказания прямой финансовой поддержки, который выражается в форме дотаций, субвенций, субсидий, бюджетных займов и бюджетных ссуд.
Дотация – денежные средства, выделяемые из вышестоящего бюджета на невозвратной основе в случае, когда закрепленных доходов недостаточно для сбалансированности нижестоящего бюджета либо денежные средства, выделяемые юр. лицам для полного или частичного покрытия убытков при недостаточности собственных средств.
Субвенция – денежные средства, выделяемые из вышестоящего бюджета нижестоящему на конкретные цели.
Субсидия – денежные средства, предоставляемые вышестоящим бюджетом нижестоящему для выравнивания уровня социально-экономического развития соответствующей административно-территориальной единице либо юр. и (или) физ. лицам в виде помощи или пособия.
Бюджетный займ – денежные средства, выданные временно из республиканского или местных бюджетов для использования по целевому назначению с получением с заемщика процентов на сумму займа.
Бюджетная ссуда – денежные средства, выданные временно и безвозмездно из республиканского или местных бюджетов для использования по целевому назначению.
Сверх предусмотренных расходов в республиканском и местных бюджетах образуется оборотная кассовая наличность за счет остатков средств по соответствующим бюджетам на начало планируемого финансового бюджетного года и доходы бюджета текущего года.
Оборотная кассовая наличность используется в течение года на покрытие временных кассовых разрывов и должна быть восстановлена к концу этого года в размере, установленном при утверждении бюджета.
Бюджетный процесс – регламентируемая конституцией РБ, актами Президента РБ, другими нормативными правовыми актами деятельность гос. органов по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета.
Республиканский бюджет утверждается законом РБ, местные бюджеты – местными советами депутатов.
Финансовый бюджетный год на территории РБ устанавливается с 1 января по 31 декабря календарного года.
Стадии бюджетного процесса:
Ø составление;
Ø рассмотрение;
Ø утверждение;
Ø исполнение.
Составление проекта бюджета находится в исключительной компетенции правительства РБ и соответствующих местных исполнительных и распорядительных органов.
Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляет Министерство финансов с местными финансовыми органами.
Составление бюджета осуществляется на основании прогноза социально-экономического развития республики, основных направлений бюджетно-финансовой политики; параметры прогнозов разрабатываются в Министерстве экономики РБ, Минфине РБ и НБ РБ до 1 августа года, предшествующего планируемому финансовому году.
Рассмотренные и одобренные Правительством РБ проекты республиканского и консолидированного бюджета РБ на очередной финансовый бюджетный год представляются на рассмотрение Президенту РБ.
Президент до 1 октября года, предшествующего очередному финансовому бюджетному году, вносит в Парламент РБ проект Закона «О бюджете РБ» на очередной финансовый бюджетный год.
Далее проект Закона «О бюджете» рассматривается Парламентом РБ.
Закон «О бюджете» на очередной финансовый год должен быть принят в установленном порядке до 1 января очередного финансового бюджетного года.
Утверждение местных бюджетов производится после утверждения соответствующих вышестоящих бюджетов.
Правительство РБ, местные исполнительные и распорядительные органы обеспечивают исполнение соответствующих бюджетов.
Исполнение республиканского и местных бюджетов осуществляется в соответствии с бюджетной росписью республиканского и местных бюджетов, утвержденных в порядке, установленном законодательством РБ.
Бюджетная роспись является основным документом, в соответствии с которым осуществляется исполнение бюджетов по расходам и доходам.
Бюджетная роспись представляет собой поквартальное распределение доходов и расходов бюджета, источников покрытия дефицита бюджета в соответствии с бюджетной классификацией.
Оперативный контроль за своевременным поступлением доходов и расходованием средств по целевому назначению возлагается на Минфин РБ, МНС, Гос. таможенный комитет РБ и др. органы.
Правительство РБ разрабатывает и представляет Президенту РБ для внесения в Парламент РБ отчет об исполнении республиканского бюджета, который представляется на рассмотрение Парламента РБ не позднее пяти месяцев со дня окончания отчетного финансового бюджетного года.
Отчет об исполнении республиканского и местных бюджетов публикуется в печати.
3. Гос. доходы и их источники. Налоговый кодекс РБ. Налоги и обязательные неналоговые платежи, сборы, пошлины
В соответствии с пунктом 1 ст. 6 налогового кодекса (НК) РБ налог – обязательный платеж, взимаемый с организаций и физ. лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский или местные бюджеты.
Сбор (пошлина) – обязательный платеж в республиканский или местные бюджеты, взимаемые с организаций и физ. лиц в виде одного из условий совершения в отношении их гос. органами, в том числе местными советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами, иными уполномоченными организациями и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу специальных разрешений, либо в связи с перемещением товаров через таможенную границу РБ.
Виды налогов:
· по способу взимания:
– прямые;
– косвенные;
· по субъекту уплаты:
– налоги, уплачиваемые только физ. лицами;
– налоги, уплачиваемые только юр. лицами;
– смешанные;
· по охвату территории:
– республиканские;
– местные.
Налог установлен в случае, если определены плательщики и следующие элементы налогообложения:
ü объект налогообложения;
ü налоговая база – стоимостная физическая или иная характеристика объекта налогообложения;
ü налоговая ставка – величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы, если иное не установлено налоговым кодексом;
ü налоговый период – календарный год или иной период времени, определяемый применительно к каждому конкретному налогу, сбору, пошлине по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма этого налога, сбора, пошлины;
ü порядок исчисления;
ü порядок и сроки уплаты.
Плательщики налогов – организации и физ. лица, на которых в соответствии с налоговым, таможенным кодексом и актами Президента РБ возложена обязанность уплачивать налоги, сборы, пошлины.
Объекты налогообложения – обстоятельства, с наличием которых у плательщика акты законодательства связывают возникновение налогового обязательства.
Каждый налог, сбор и пошлина имеет самостоятельный объект налогообложения.
Плательщик самостоятельно исчисляет сумму налога в соответствии с документом, устанавливающим данный налог.
Сроки уплаты налога устанавливаются применительно к каждому налогу, сбору, пошлине.
Уплата налогов, сборов и пошлин производится разовой уплатой всей суммы, либо в ином порядке, установленном законодательством.
Уплата налогов, сборов и пошлин осуществляется как в наличном, так и в безналичном порядке в белорусских рублях, если иное не установлено законодательством.
Плательщик имеет право:
Ø получать от налоговых органов по месту постановки на учет бесплатную информацию о действующих налогах, сборах и пошлинах, актах налогового законодательства, а также о правах и обязанностях плательщика налоговых органов и их должностных лиц;
Ø получать от налоговых органов письменное разъяснение по вопросам применения актов налогового законодательства;
Ø представлять свои интересы в налоговых органах самостоятельно или через своего представителя.
4. Государственные займы
Гос. займы являются основной формой гос. кредита.
Виды гос. займов:
· по способу обращения:
– рыночные;
– не рыночные;
· по сроку заимствования:
– краткосрочные;
– среднесрочные;
– долгосрочные;
· по месту размещения:
– внешние;
– внутренние;
· в зависимости от обеспеченности долговых обязательств:
– закладные;
– беззакладные;
· по форме выплаты дохода:
– процентные;
– дисконтные;
– выигрышные;
– индикационные (в зависимости от обязанностей заемщика твердо соблюдать сроки погашения займов, установленные при его выпуске);
· по возможности досрочного погашения:
– с возможностью досрочного погашения;
– без нее;
· по признаку держателей ценных бумаг:
– займы, реализованные только среди физ. лиц;
– займы, реализованные только среди юр. лиц;
– универсальные;
· по субъектам эмитентов гос. займов:
– займы, выпускаемые правительством;
– займы, выпускаемые местными органами управления;
– займы, выпускаемые другими эмитентами;
· по направлениям использования заемных средств:
– целевые;
– нецелевые.