Примерный перечень вопросов к дифференцированному зачету
Примерный перечень вопросов и заданий для самостоятельного изучения
1. Макроэкономические факторы, оказывающие влияние на эффективность банковской деятельности.
2. Банковская конкуренция и ее рост.
3. Подходы, используемые при планировании. Ситуационный подход. Системный подход. Интегрированный подход в планировании.
4. Маркетинговое, финансовое, организационное планирование и планирование персонала в банке.
5. Ориентация деятельности коммерческого банка на услуги, необходимые клиентам.
6. Географическая экспансия банков, ее роль в современной конкурентной борьбе.
7. Организация как функция банковского менеджмента.
8. Активизация деятельности банков по созданию филиалов, отделений. Слияния и присоединения в банковской сфере.
9. Проблемы мотивации банковского персонала
10. Отношения банковских служащих с клиентами.
11. Технология организационного развития персонала банка.
12. Создание человеческого капитала банка
13. Основные факторы, определяющие ключевые решения банка в области информационных технологий.
14. Информационные технологии в стратегии развития банка.
15. Технологический прогресс и информационное обеспечение в банковском менеджменте.
16. Контрольная функция банковского менеджмента. Результаты реализации контрольной функции.
17. Внутренний контроль в коммерческом банке, его задачи. Законодательные основы организации внутреннего контроля в банках.
18. Принципы организации внутреннего контроля. Комплаенс- контроль. Взаимодействие службы внутреннего контроля с другими функциональными подразделениями банка. Обязанность банка предоставлять отчет о состоянии внутреннего контроля в Банк России.
19. Разработка и принятие решений в банковском менеджменте.
20. Повышение эффективности банковской деятельности.
21. Эффективное планирование времени банковского служащего
22. Управление стрессом в банке: понятие о стрессе, личность работника и его реакция на стресс, типология источников стресса, стратегии поведения в стрессовых ситуациях, компоненты управления стрессами: устранение возбудителей стресса, развитие психологической пластичности, выработка сбалансированного образа жизни, стратегия “малых успехов”, аутотренинг.
23. Корпоративная культура в банке: сущность и виды корпоративной культуры, формирование корпоративной культуры, совершенствование корпоративной культуры банка.
24. Управление изменениями в банке
25. Управление конфликтами в банке
26. Руководство и лидерство в деятельности банка
27. Понятие эффективности банковского менеджмента. Принципы эффективного управления банком.
28. Подходы к определению эффективности банковского менеджмента. Критерии и показатели эффективности банковской деятельности.
29. Методы оценки эффективности банковского менеджмента. Процесс оценки эффективности банковского менеджмента.
Примерный перечень вопросов к дифференцированному зачету.
1. Сущность банковского менеджмента как системы управления кредитной организацией. Объекты и субъекты управления в сфере банковской деятельности.
2. Структура задач банковского менеджмента с учетом их содержания: банковская политика, банковский маркетинг, создание банковских продуктов, формирование клиентской базы банка, экономика и финансы, информационно-аналитическое обеспечение, администрирование.
3. Система банковского менеджмента по разработке управляющих воздействий. Основные принципы банковского менеджмента.
4. Цель банковского менеджмента. Актуальные вопросы развития банковского менеджмента.
5. Финансовый менеджмент как составная часть банковского менеджмента. Задачи, решаемые посредством финансового менеджмента.
6. Понятие и классификация функций банковского менеджмента. Взаимосвязь функций банковского менеджмента.
7. Базовые функции банковского менеджмента: планирование, организация, мотивация и контроль.
8. Технологические функции банковского менеджмента: коммуникации и принятие управленческих решений. Интегрирующие функции банковского менеджмента: руководство и лидерство.
9. Характеристика внешней среды банка. Центральные эмиссионные банки как фактор влияния внешней среды коммерческих банков.
10. Роль международного регулирования внешней среды со стороны международных кредитно-финансовых институтов в планировании деятельности коммерческого банка.
11. Политические, экономические, социальные, технологические факторы как элементы внешней среды.
12. Характеристика внутренней среды банка. Составные элементы внутренней среды кредитных организаций, их взаимодействие.
13. Способы мониторинга внешней и внутренней среды коммерческого банка. Использование результатов мониторинга внешней и внутренней среды в планировании деятельности коммерческого банка.
14. Стратегическое планирование, его роль в комплексном решении проблем развития банка.
15. Содержание стратегического плана банка. Требования, предъявляемые к стратегическому плану.
16. Характеристика миссии (концепции) банка. Необходимость соответствия стратегического плана миссии (концепции) банка. Объективность стратегического плана.
17. Основные этапы стратегического планирования, их содержание. Анализ и диагностика деятельности банка.
18. Определение основных направлений развития банка. Планирование деятельности подразделений банка.
19. Прогнозирование затрат, связанных с развитием старых и внедрением новых банковских продуктов. Составление сметы расходов банка. Основные статьи сметы расходов и методы планирования соответствующих показателей.
20. Планирование показателей деятельности банка: размера и структуры привлечения и размещения ресурсов, прибыли, прироста собственного капитала.
21. Мониторинг выполнения плана и его корректировка.
22. Текущее планирование, его характеристика. Периодичность текущего планирования. Задачи, содержание и формы текущего планирования. Взаимосвязь стратегического и текущего планирования.
23. Состав и компетенция органов управления коммерческого банка.
24. Уровни, выделяемые в составе банковских менеджеров. Компетенция менеджеров каждого уровня.
25. Понятие организационной структуры. Организационная структура банка как отражение его специфики. Типы отделов коммерческого банка.
26. Функции линейных отделов. Функции штабных отделов.
27. Варианты организационной структуры банка: однолинейная, многолинейная, линейно-штабная. Преимущества и недостатки вариантов организационной структуры.
28. Схема построения банка: пирамидальная, географическая, матричная, дивизионная (профит - центров), холдинг, сетевая организация, их характеристика. Достоинства и недостатки различных схем построения банка.
29. Характеристика основных подразделений, обеспечивающих функционирование банка.
30. Дочерние банки, филиалы, представительства, внутренние обособленные подразделения, их роль в реализации задач банка.
31. Управление филиальной сетью Модели управления банка с филиалами. Распределение полномочий между головной конторой и филиалами.
32. Характеристика централизованной модели управления, ее преимущества и недостатки.
33. Характеристика децентрализованной модели управления, ее преимущества и недостатки.
34. Система внешней и внутренней информации.
35. Источники внутренней информации. Банковская отчетность, ее основное назначение. Требования международных стандартов к отчетности.
36. Источники внешней информации. Пользователи информации.
37. Основные направления организации аналитической работы в банке.
38. Комплекс организационно-управленческой документации (КОУД) банка, его роль в управлении банковской деятельностью. Требования, предъявляемые к КОУД. Группы документов, входящих в комплекс.
39. Характеристика стандартов коммерческого банка. Принципы, используемые при разработке внутренних стандартов.
40. Требования, включаемые в принцип профессионализма. Требования, включаемые в принцип привлечения коллектива.
41. Внутренние стандарты как основа качества функционирования системы управления коммерческим банком. Характеристика положений банка. Место должностных инструкций в КОУД банка.
42. Технология проведения эффективных встреч и совещаний в банке, процедурные проблемы совещаний: структура подготовки и проведения совещания; метод фасилитаторства, метод мозгового штурма, приемы принятия решений.
43. Типология личности и повышение эффективности коммуникаций в банке: типология личности по Майерс-Бриггс, шкалы предпочтений и стиль общения, взаимная польза людей с различными типами личности.
44. Принципы переговорного процесса в банковской структуре: структура переговорного процесса, уровни переговорного процесса, метод принципиальных переговоров.
45. Особенности банковского персонала, определяемые персоналоемкостью кредитных учреждений.
46. Стили руководства.
47. Формирование персонала коммерческого банка. Планирование потребности в специалистах.
48. Удовлетворение потребности банка в кадрах путем ориентации на собственные трудовые ресурсы. Привлечение профессиональных руководителей и специалистов на внешних рынках.
49. Методы, используемые банками при формировании своего персонала. Метод автоматического отбора, целесообразность его применения. Метод индивидуального отбора, его этапы.
50. Методы подготовки кандидатов на замещение должностей: обучение на рабочих местах, назначение на должность заместителя соответствующего руководителя, обучение в специализированных центрах по целевым программам повышения квалификации, стажировка в других кредитных и специализированных учреждениях, метод «свободного форварда».
51. Банковский персонал и проблема обеспечения банковской безопасности.
52. Мотивация труда. Подсистема оплаты труда банковских работников. Основная и дополнительная оплата как элементы подсистемы оплаты труда.
53. Гарантированный и негарантированный должностной оклад. Элементы механизма оплаты труда с использованием негарантированного оклада.
54. Обязательность применения механизма дополнительного стимулирования при использовании негарантированного оклада. Элементы механизма дополнительной оплаты труда: фиксированные индивидуальные доплаты к окладу, разовые индивидуальные премии, специальные премии высшему руководящему персоналу, премия по итогам квартала и по итогам года.
55. Управленческие решения в банке: сущность и классификация.
56. Процесс принятия управленческих решений. Взаимосвязь управленческого решения предприятия и банка. Факторы, влияющие на выбор банка.
57. Методы и модели принятия управленческих решений.
58. Реализация управленческих решений в банке. Эффективность управленческих решений в банковском менеджменте.
59. Банковский контроль как функция банковского менеджмента.
60. Виды контроля над деятельностью коммерческого банка. Внешний и внутренний контроль. Предварительный, текущий и последующий контроль.
61. Виды контроля в зависимости от заинтересованных в контроле лиц. Административный и финансовый контроль.